
Центр независимой журналистики 

Доклад о ситуации в 
СМИ Республики 

Молдова в 2014 году 

 

 

В докладе кратко изложены наиболее значимые события, характеризующие ситуацию 
в СМИ Республики Молдова в 2014 году. Доклад также содержит главу о положении 
дел в прессе Приднестровского региона. Доклад доступен на румынском, английском и 
русском языках. Подготовлен Дойной Костин по просьбе Центра независимой 
журналистики (ЦНЖ) при финансовой поддержке CIVIL Rights Defenders, Швеция. 
Изложенные в докладе суждения принадлежат ЦНЖ и спонсоры не  несут за них 
никакой ответственности. 

  

Кишинев 2015  



Центр независимой журналистики 

Содержание: 

 
 

 

 

 

 

I.  Ретроспектива 2014 года 

• Предварительные выводы 
• Ключевые события в прессе 
• СМИ в избирательной кампании 
• Медиарынок 

II.  Общественное телевидение и радио 

• Координационный совет по телевидению и радио 
• Национальная общественная компания «Телерадио-Молдова» 
• Региональная общественная компания «Телерадио-Гагаузия» 

III.  Свобода выражения и доступ к информации в 2014 году 

• Развитие законодательной базы 
• Судебные процессы против прессы 
• Случаи нарушения прав журналистов 

IV.  Свобода прессы в Приднестровском регионе                                                  

V. Прогноз на 2015 год                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Центр независимой журналистики 

  

I. Ретроспектива 2014 года 

Предварительные выводы 

Выводы за 2014 год можно без труда сделать исходя из прогнозов экспертов Центра 
независимой журналистики, содержащихся в Докладе о ситуации в СМИ Республики 
Молдова в 2013 году1. Прогнозы оправдались. Можно сказать, что некоторые 
пессимистичные предсказания даже превзойдены. Например, некоторые эксперты 
считали, что в 2014 году члены Совета наблюдателей (СН) «Телерадио-Молдова» 
будут назначаться по политическим критериям. Однако необходимые шесть членов 
Совета даже не были избраны Парламентом, поскольку должности не получилось 
поделить по политическим критериям, как признал позднее один из членов 
профильной парламентской комиссии. Эти шесть мест освободились в конце 2013 
года, и КСТР представил Парламенту 12 кандидатур на их замещение в декабре 2014 
года.  Более года СН оставался нефункциональным. 

В ноябре 2014 года в Молдове состоялись парламентские выборы, а в 2015-м состоятся 
местные выборы. В годы выборов в нашей стране поведение СМИ и властей 
предсказуемо. Поскольку обязательства, принятые руководством страны в области 
СМИ не были выполнены за первые три года его нахождения у власти, в последний год 
были возможны два сценария: либо спешное утверждение некоторых законопроектов, 
предложенных гражданским обществом, которые не представляли собой опасность для 
имиджа властей и не предполагали серьезных  реформ, либо заморозка обсуждений и 
проектов в Парламенте. В конце срока нахождения у власти большинство обязательств 
в области СМИ, принятых в 2011 году, остались невыполненными. 

При содействии властей в 2011 году в Парламенте был представлен новый кодекс 
телевидения и радио, но, хотя его утверждение было предусмотрено в программе 
правления, это законодательное предложение осталось в столе у парламентской 
комиссии по культуре, образованию, науке, молодежи, спорту и СМИ.  В 2013 году 
был предложен другой законопроект о внесении изменений в действующий Кодекс 
телевидения и радио, которым гражданское общество попыталось заполнить пробел в 
законодательстве по части прозрачности собственности СМИ. Хотя прогнозы 
относительно его утверждения до выборов были оптимистичными, с учетом того, что 
он не имел бы немедленного воздействия на членов Парламента, являющихся 
собственниками СМИ, голосование по проекту во втором чтении не состоялось. 
Министерство юстиции разработало законопроект о рекламе, но голосование по нему в 
Парламенте тоже  не состоялось. Другие обязательства, предполагающие 
законодательные изменения, такие как «обеспечение автономии и увеличение 
эффективности КСТР» или «создание равных условий для СМИ через регулирование 
деятельности по ретрансляции иностранных каналов», не материализовались в виде 
законов. До сих пор нет стратегии развития телевидения и радио, «которая 
стимулировала бы стабильное развитие независимых СМИ в Республике Молдова», а 
Программа перехода от аналогового телевидения к цифровому, утвержденная 
Правительством в мае 2014 года, еще не была опубликована, хотя переход к 
цифровому телевидению необходимо осуществить до июня 2015 года. 

                                                            
1 http://media-azi.md/ro/publicatii/raport-asupra-situa%C8%9Biei-presei-%C3%AEn-republica-moldova-
%C3%AEn-anul-2013 

http://media-azi.md/ro/publicatii/raport-asupra-situa%C8%9Biei-presei-%C3%AEn-republica-moldova-%C3%AEn-anul-2013
http://media-azi.md/ro/publicatii/raport-asupra-situa%C8%9Biei-presei-%C3%AEn-republica-moldova-%C3%AEn-anul-2013


Центр независимой журналистики 

Помимо парламентских выборов, события 2014 года, связанные с подписанием 
Соглашения об ассоциации с ЕС и Глубокого и всестороннего соглашения о свободной 
торговле с ЕС, а также с российско-украинским конфликтом, способствовали 
объективному взгляду на информацию в  национальных СМИ и  информацию, 
проникающую в молдавское информационное пространство извне, в частности из 
Российской Федерации.  Выводы, сделанные в результате мониторингов, показали, что 
оба источника манипулировали информацией. Если национальные СМИ 
манипулировали через предвзятое отношение телеведущих, неравное эфирное время 
или оказание предпочтения одним лицам в ущерб другим, российская пресса вела 
настоящую информационную войну с применением агрессивного арсенала. 
Манипуляция российских телеканалов информацией в связи с Соглашением об 
ассоциации с ЕС и с конфликтом в Украине оказала воздействие на гагаузское и 
болгарское население, активно  потребляющее российские СМИ, ретранслируемые в 
Молдове. Можно также говорить о различии в способности КСТР регулировать 
нарушения законодательства национальными и иностранными СМИ. Например, 
решение КСТР о приостановлении вещания российского телеканала Россия 24 в 
Молдове не возымело действия, и его ретрансляция продолжилась2. 

Трагические события, потрясшие Францию в январе 2015 года, свидетельствуют  о 
нарушении принципов мирного сосуществования разных культур и народов на одной 
территории. Сатирический журнал Charlie Hebdo стал мишенью террористической 
атаки в январе 2015 года, когда было убито 12 человек, включая журналистов. Помимо 
того, в результате другой террористической атаки было убито 4 человека в еврейском 
магазине в Париже. По соседству с Молдовой, в Украине, война за восточные 
украинские территории не прекратилась. В Донбасском регионе возобновились бои. 
Ситуация в Молдове, хотя несопоставима по контексту с ситуацией во Франции, 
подтверждает факт  углубления этнической разобщенности на этой территории. Власти 
Гагаузской автономии приняли враждебный стиль выражения  отношения к 
кишиневским властям, а их действия в 2014 году, начиная с февральского 
референдума, подчеркнули конфликт между интересами и взглядами на будущее 
центральных властей и властей автономии. Кроме того, в связи с подписанием 
Соглашения об ассоциации с ЕС, которое привело к дискуссиям и действиям 
сепаратистского характера, болгарское меньшинство из Тараклии при участии 
администрации рассмотрело возможность выхода из состава Республики Молдова.3  

Поляризация молдавского общества прямо пропорциональна манипулированию 
посредством прессы  и часто является его результатом. Манипулирование 
информацией – это,  как , следствие редакционной политики администрации СМИ, 
которая, в свою очередь, исходит из интересов определенных, известных или скрытых, 
лиц, а терпимость к искаженной информации -  следствие интересов тех  владельцев 
СМИ, которые влияют на различные процессы в прессе. 

Ключевые события в прессе 

                                                            
2 http://www.media-azi.md/ro/stiri/petru-macovei-decizia-cca-de-penaliza-c%C3%A2teva-posturi-tv-ce-
retransmit-televiziuni-ruse%C5%9Fti-nu 
3 http://abcnews.md/noi-declaratii-secesioniste-administratia-de-la-taraclia-vorbeste-despre-iesirea-din-
componenta-republicii-moldova/, http://independent.md/serghei-filipov-taraclia-va-intra-in-componenta-
gagauziei-daca-parlamentul-nu-i-va-acorda-un-statul-special/#.VL5_t0esVl1 
 

http://www.media-azi.md/ro/stiri/petru-macovei-decizia-cca-de-penaliza-c%C3%A2teva-posturi-tv-ce-retransmit-televiziuni-ruse%C5%9Fti-nu
http://www.media-azi.md/ro/stiri/petru-macovei-decizia-cca-de-penaliza-c%C3%A2teva-posturi-tv-ce-retransmit-televiziuni-ruse%C5%9Fti-nu
http://abcnews.md/noi-declaratii-secesioniste-administratia-de-la-taraclia-vorbeste-despre-iesirea-din-componenta-republicii-moldova/
http://abcnews.md/noi-declaratii-secesioniste-administratia-de-la-taraclia-vorbeste-despre-iesirea-din-componenta-republicii-moldova/
http://independent.md/serghei-filipov-taraclia-va-intra-in-componenta-gagauziei-daca-parlamentul-nu-i-va-acorda-un-statul-special/%23.VL5_t0esVl1
http://independent.md/serghei-filipov-taraclia-va-intra-in-componenta-gagauziei-daca-parlamentul-nu-i-va-acorda-un-statul-special/%23.VL5_t0esVl1


Центр независимой журналистики 

В конце 2013 года было парафировано Соглашение об ассоциации с ЕС и Глубокое и 
всестороннее соглашение о свободной торговле с ЕС, а в июне 2014 года молдавские 
власти и представители ЕС подписали эти два документа, которые практически готовят 
процесс вступления в ЕС. Грузия и Украина подписали аналогичные соглашения.  

Реакция Москвы по отношению к Молдове в связи с подписанием вышеуказанных 
двух соглашений было менее жесткой, чем по отношению к Украине. Помимо 
дипломатических и экономических мер, предпринятых Россией против Молдовы, 
российская пресса развернула информационную войну, которая оказала существенное 
воздействие на русскоговорящее население. Главной манипулирующей идеей этой 
войны было объединение с Румынией и «добровольное рабство», которое последует за 
подписанием соглашения. Усиленная пророссийскими политиками в Кишиневе, эта 
идея привела к истеричным реакциям в Гагаузской автономии, где в феврале 2014 года 
был организован местный референдум. Несмотря на все правовые меры, предпринятые 
кишиневскими властями, они не смогли остановить проведение референдума, целью 
которого было обоснование легитимности последующих действий властей автономии. 
Между тем, Комрат принял провокационный стиль выражения  отношения к 
Кишиневу; гагаузские власти инициировали изменение правовой базы автономии, 
установили полицейские посты на въезде в регион , намерены  изменить процедуру 
назначения руководства собственных органов внутренних дел  с предоставлением 
более широкой свободы на уровне принятия решений и к получению права на выдачу 
лицензий на вещание. Представители Народного собрания пригрозили выходом из 
состава Молдовы, если кишиневские власти не изменят законодательство республики в 
соответствии с их требованиями4.  

Под предлогом широкого толкования законодательства несколько молдавских 
телеканалов и общественное телевидение начали размещение политической рекламы 
Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), в которой интеграция в 
Таможенный союз представлялась как счастливая альтернатива подписанию 
Соглашения об ассоциации с ЕС. Позднее и другие партии начали размещать 
политическую рекламу на местных телеканалах. Таким образом, общество, включая 
СМИ, разделилось на два лагеря. Ситуация усугубилась с обострением конфликта в 
Украине и  яростной манипуляцией информации о нем в российской прессе, 
распространяемой на территории Молдовы. В результате апрельского мониторинга 
пяти телеканалов, ретранслируемых из России5, Координационный совет по 
телевидению и радио (КСТР) пришел к заключению, что они применили агрессивную 
пропаганду, манипуляцию через текст и видео, монтаж, навешивание ярлыков и 
оскорбительные выражения в программах о конфликте в Украине. С точки зрения 
СМИ, охваченных мониторингом, конфликт в Украине является результатом  
парафирования Соглашения об ассоциации с ЕС, и Молдове  угрожают  такие же 
последствия6. КСТР применил санкции в отношении телеканалов, охваченных 
мониторингом, за несоблюдение социально-политического баланса, нейтральности и 
объективности. Санкция для телеканала Россия 24 заключалась в приостановлении 
ретрансляции на 6 месяцев, но гагаузские власти выступили против исполнения 
решения КСТР, сославшись на право сотен тысяч русскоязычных граждан получать 

                                                            
4 http://epresa.md/stirile-zilei/ultimatumul-deputatilor-din-gagauzia 
5 Первый канал, НТВ, РТР, РЕН ТВ, Россия 24 
6 С примерами манипуляции можно ознакомиться здесь: http://api.md/upload/files/Activ-3%2858%29-rom-
web.pdf 

http://epresa.md/stirile-zilei/ultimatumul-deputatilor-din-gagauzia
http://api.md/upload/files/Activ-3%2858%29-rom-web.pdf
http://api.md/upload/files/Activ-3%2858%29-rom-web.pdf


Центр независимой журналистики 

информацию, критикующую центральное руководство страны. Кроме того, и в других 
регионах Молдовы  ретрансляция России 24 не была прекращена. 

С учетом  событий первой половины 2014 года парламентские выборы в ноябре 
состоялись в условиях разделения общества на два  политико-экономических лагеря. 
Такая же атмосфера ощущалась и в молдавских СМИ. 

СМИ в избирательной кампании 

1 октября началась избирательная кампания к парламентским выборам от 30 ноября 
2014. Мониторинг поведения СМИ в избирательной кампании традиционно 
проводился Гражданской коалицией за свободные и честные выборы, через Центр 
независимой журналистики, Ассоциацию независимой прессы и Ассоциацию 
электронной прессы, и охватил 35 СМИ в период 1 октября – 30 ноября. КСТР 
проанализировал работу   13 СМИ в течение более одного месяца, начиная с 22 
октября, ограничившись мониторингом выпусков новостей соответствующих 
телеканалов. В то же время в течение одного месяца Международная миссия 
ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами вела мониторинг 20 молдавских СМИ. 

В основном, выводы вышеупомянутых трех категорий наблюдателей об освещении 
избирательной кампании в молдавских СМИ очень близки7. Ситуация такова: пресса в 
стране плюралистическая, но разделена по принципу партийной принадлежности. 

Национальный общественный телеканал сумел соблюсти сбалансированность при 
освещении участников избирательного процесса, но на фоне ограниченного числа 
аналитических/конфликтных/критических программ; Pro TV Chişinău освещал 
избирательную кампанию сбалансировано, даже наиболее адекватно из всех СМИ, 
охваченных мониторингом неправительственными организациями и КСТР; Jurnal TV 
не оказывал предпочтение ни одному конкуренту на выборах, но с явным 
неодобрением сообщал о Демократической партии (ДПМ); четыре из пяти 
национальных каналов (Prime, Publika, Canal 2 и Canal 3), которые в докладах о 
мониторинге представлялись вместе, освещали кампанию явно несбалансированно, в 
пользу Демократической партии (ДПМ)8; N4 и TV 7 оказывали предпочтение Либерал-
демократической партии (ЛДПМ); а  Accent TV открыто оказывал предпочтение и 
продвигал партию «Родина» (ПР) и ее лидера. По утверждениям НПО, проводивших 
мониторинг, региональная вещательная компания «Телерадио-Гагаузия» освещала 
избирательную кампанию неадекватно и в общих чертах . 

Согласно докладу Гражданской коалиции, Радио Молдова, Radio Noroc и Русское 
радио не допускали явного предпочтения или неодобрения каких-либо конкурентов на 
выборах, тогда как радиостанция Radio Plai оказывала предпочтение ДПМ, а радио 
Vocea Basarabiei – ЛДПМ. 

                                                            
7 http://www.media-azi.md/ro/publicatii/raport-final-monitorizarea-mass-media-%C3%AEn-campania-
electoral%C4%83-pentru-alegerile 
http://cca.md/files/PLURALISM%20TV%202014%2020.10%20-%2030.11.2014%20(general).pdf 
http://www.e-democracy.md/files/elections/parliamentary2014/preliminary-statementent-osce-elections-2014-
ro.pdf 
8 «Репортажи о кампании ДПМ часто представлялись в специальном блоке, предназначенном для 
освещения выборов», сообщает Миссия ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами 

http://www.media-azi.md/ro/publicatii/raport-final-monitorizarea-mass-media-%C3%AEn-campania-electoral%C4%83-pentru-alegerile
http://www.media-azi.md/ro/publicatii/raport-final-monitorizarea-mass-media-%C3%AEn-campania-electoral%C4%83-pentru-alegerile
http://cca.md/files/PLURALISM%20TV%202014%2020.10%20-%2030.11.2014%20(general).pdf
http://www.e-democracy.md/files/elections/parliamentary2014/preliminary-statementent-osce-elections-2014-ro.pdf
http://www.e-democracy.md/files/elections/parliamentary2014/preliminary-statementent-osce-elections-2014-ro.pdf


Центр независимой журналистики 

В печатных СМИ политическая аффилированность выглядит следующим образом: 
газета Timpul оказывала предпочтение ДПМ, Panorama – ПСРМ и ПР, Комсомольская 
правда в Молдове – легкое предпочтение ПР, Независимая Молдова «была 
предвыборным агентом ПКРМ», Moldova Suverană и Ziarul Naţional оказывали 
предпочтение ЛДПМ, а газета Jurnal de Chişinău, не оказывавшая предпочтение ни 
одному конкуренту, неодобрительно отзывалась  о ПСРМ. 

Среди онлайн-СМИ сайты Unimedia.info и Realitatea.md освещали кампанию 
сбалансированно, Omg.md оказывал предпочтение ПР, Politik.md – ПР и Народной 
партии (НПРМ), а Newsmaker.md – легкое предпочтение ПСРМ. Jurnal.md активно  
сообщал с неодобрением о ДПМ. Относительно Noi.md, миссия ОБСЕ считает, что 
данный сайт освещал кампанию сбалансированно, тогда как Гражданская коалиция 
считает, что он оказывал предпочтение ПКРМ в избирательной кампании. 

Медиарынок 

Одним из наиболее значительных событий на медиарынке в 2014 году,  является 
прекращение выпуска печатной версии газеты Adevărul Moldova и уход команды 
журналистов из этого проекта. 1 сентября, главный редактор кишиневской версии 
издания  объявил в социальных сетях о своем уходе с данной должности, а 12 сентября 
один из журналистов от имени всей команды отделился от марки «Adevărul». Данная 
ситуация связана с процессом объявления финансовой несостоятельности материнской 
компании Adevărul Holding из Румынии в конце 2012 года. В мае 2014 компания 
вступила в процесс реорганизации, с общим долгом 405 миллионов румынских леев, 
оставив 175 кредиторов в убытке9. Трастовую компанию Adevărul Holding основал в 
2006 году Дину Патричиу, а в 2012-м она была продана бизнесмену Кристиану Бурчь. 
В мае, спустя четыре года после запуска, молдавское издание  также вступило в 
процесс объявления несостоятельности. Газета Adevărul Moldova постоянно 
публиковала журналистские расследования о коррупции, связанной с 
государственными служащими и учреждениями. Новостной портал Omega10 писал в 
сентябре о том, что новым владельцем Adevărul Moldova является Владимир 
Плахотнюк и что Джеордже Дамиан, политический комментатор газеты Timpul de 
dimineaţă, стал новым главным редактором. Печатная версия газеты вновь появилась 
накануне парламентских выборов.   

Два других телеканала, находящихся в процессе объявления несостоятельности – Euro 
TV11 и Alt TV, – были переданы новым владельцам. Некоторые онлайн-ресурсы 
ссылаются на миллионера Илана Шора12, хотя агентство «Новости-Молдова» 
опровергло эту информацию13. Владимир Новосадюк, глава агентства РИА Новости в 
Молдове и бывший сотрудник телеканала NIT и агентства «Новости-Молдова»14, 
открыто появляется на посту руководителя бывшего муниципального телевидения. Его 

                                                            
9 http://economie.hotnews.ro/stiri-media_publicitate-17263884-tolontan-fost-aprobata-reorganizarea-adevarul-
holding-printre-pagubiti-bcr-pro-fiscul-brandul-click-estimat-3-1-milioane-euro.htm 
10 http://omg.md/index.php?newsid=4392&jdfwkey=d9dmf3 
11 Бывший муниципальный канал, который в 2008 году был приватизирован с нарушениями по решению 
муниципального совета. На  Euro TV открыто дело в Европейском суде по правам человека. 
12 http://deschide.md/ro/news/social/4850/M%C3%82NA-MOSCOVEI-a-pus-M%C3%82NA-pe--EuroTV--
Noul-investitor-este-Ilan-Shor.htm 
13 http://newsmoldova.md/03092014/lenta-novostej/50089.htm 
14 Телеканал, аффилированный ПКРМ, чья лицензия на вещание была отозвана в 2011-м за 
неоднократные нарушения законодательства о телевидении и радио. 

http://economie.hotnews.ro/stiri-media_publicitate-17263884-tolontan-fost-aprobata-reorganizarea-adevarul-holding-printre-pagubiti-bcr-pro-fiscul-brandul-click-estimat-3-1-milioane-euro.htm
http://economie.hotnews.ro/stiri-media_publicitate-17263884-tolontan-fost-aprobata-reorganizarea-adevarul-holding-printre-pagubiti-bcr-pro-fiscul-brandul-click-estimat-3-1-milioane-euro.htm
http://omg.md/index.php?newsid=4392&jdfwkey=d9dmf3
http://deschide.md/ro/news/social/4850/M%C3%82NA-MOSCOVEI-a-pus-M%C3%82NA-pe--EuroTV--Noul-investitor-este-Ilan-Shor.htm
http://deschide.md/ro/news/social/4850/M%C3%82NA-MOSCOVEI-a-pus-M%C3%82NA-pe--EuroTV--Noul-investitor-este-Ilan-Shor.htm
http://newsmoldova.md/03092014/lenta-novostej/50089.htm


Центр независимой журналистики 

имя упоминается также в списке членов административного совета банка «Banca 
Socială». Молдавская пресса писала о том, что Шор контролирует «Banca de Economii» 
и Международный аэропорт Кишинев, контроль над которыми государство потеряло в 
2013-м в результате сомнительных операций15. 

Также по финансовым причинам издание  Kommersant.md объявило в августе о 
прекращении своей деятельности. В прессе, однако, в качестве причины назывался тот 
факт, что российское издательство «Коммерсантъ» запретило молдавскому сайту 
использовать его наименование16. Вместо этого команда сайта запустила новый портал 
– Newsmaker.md. 

В 2014 году на медиарынке появилось несколько новых СМИ. Во-первых, увеличилось 
число партийных СМИ, как и следовало ожидать в год выборов. ДПМ запустила 
Экспресс ДПМ «Голос Молдовы», а Либеральная партия (ЛП) – собственное издание , 
Libertate. Во-вторых, появилось несколько проектов в области специализированной 
журналистики: Agora.md – портал экономических новостей и анализов, Mednews –
агентство новостей из области медицины, Moldova Sport – телеканал, посвященный 
исключительно спортивным событиям в Молдове, Realitatea – телеканал, открытый 
бывшим министром обороны Валерием Плешка, посвященный программам на 
экономические темы. Бывший директор Publika TV Дмитрий Цыра запустил в марте 
медиагруппу Realitatea 17. В апреле телеканал Realitatea TV получил лицензию на 
вещание для программ общего характера. Цыра отрицает наличие каких-либо связей с 
румынским Realitatea TV. 

Рекламу, прозрачность собственности и монополию на медиарынке следует 
рассматривать вместе. Определенную связь с ними имеет и тема перехода от 
аналогового телевидения к цифровому. О существовании монополии на медиарынке 
постоянно говорилось и во времена коммунистического руководства, и после его 
смены. В настоящее время, так же как прежде, выводы об аффилированности 
основываются на предположениях, поскольку собственность СМИ является 
чрезвычайно закрытой сферой, как и «налоговый рай», где собственники регистрируют 
свои компании, основывающие СМИ. Prime, Publika, Canal 2 и Canal 3 – четыре из 
пяти каналов с национальным покрытием – предположительно находятся в 
собственности Влада Плахотнюка18. Ассоциация APOLLO документально доказала 
связь между фирмой, основавшей трастовую компанию «PRIME», и Плахотнюком. 
Согласно Индексу свободы прессы19, не известна точная стоимость рынка рекламы, но 
несовершенство законодательства способствует хаосу в этом сегменте, и в год выборов 
этой ситуацией воспользовались рекламные агентства и некоторые политические 
партии. Хотя собственность СМИ не является прозрачной, редакционная политика в 
избирательной кампании достаточно ясна, чтобы увидеть, кто ее диктует, что и 

                                                            
15 Международный аэропорт Кишинэу был передан по концессии на 49 лет одной российской компании, 
а на «Banca de Economii» якобы было совершено рейдерское нападение, в результате которого 
государство потеряло мажоритарный пакет в пользу миноритарных акционеров.  
16 http://www.media-azi.md/ro/stiri/newsmakermd-substituit-kommersantmd 
17 В онлайн-среде в нее входят несколько платформ: www.realitatea.md, www.golos.md, www.bani.md, 
www.stireata.md, www.topmedia.md, www.kankan.md 
18 Как утверждает APOLLO, в собственности Влада Плахотнюка находятся еще две радиостанции с 
национальным покрытием, Maestro FM и Prime FM, а на вещательные организации, контролируемые 
Плахотнюком, приходится 1/3 рекламного рынка. http://aoapollo.md/?page_id=233 
19 http://media-
azi.md/sites/default/files/styles/publicatie/public/indicile_libertatii_presei_ed__2014.JPG?itok=O6iJo_QN 

http://www.media-azi.md/ro/stiri/newsmakermd-substituit-kommersantmd
http://aoapollo.md/?page_id=233
http://media-azi.md/sites/default/files/styles/publicatie/public/indicile_libertatii_presei_ed__2014.JPG?itok=O6iJo_QN
http://media-azi.md/sites/default/files/styles/publicatie/public/indicile_libertatii_presei_ed__2014.JPG?itok=O6iJo_QN


Центр независимой журналистики 

показывают результаты мониторинга. Что же касается перехода на цифровой формат 
вещания, эта тема для многих остается terra incognita. План перехода к цифровому 
вещанию был утвержден Правительством в мае, но документ остался в работе 
соответствующих министерств и еще не был опубликован. Знатоки данной сферы 
сомневаются, что до июня 2015 года, крайнего срока прекращения аналогового 
вещания, власти смогут начать, осуществить и поддержать эффективный, 
справедливый и открытый процесс перехода к цифровому формату20.  

 

II. Общественное телевидение и радио 

Координационный совет по телевидению и радио 

В апреле и ноябре 2014 года истекли мандаты трех членов КСТР, в том числе мандат 
председателя КСТР Мариана Показного, который ушел с этой должности перед 
избирательной кампанией к парламентским выборам. Новым председателем КСТР был 
выбран Дину Чокан21, назначенный членом КСТР в 2011 году. Вышеупомянутые 
члены КСТР продолжили свою деятельность в рамках Совета и после истечения срока 
полномочий. Согласно Кодексу телевидения и радио, срок полномочий члена КСТР – 
шесть лет, а согласно Закону о государственной должности, государственный 
служащий должен оставаться на своей должности до прихода на нее его преемника. 
Телеканал Jurnal TV направил КСТР письмо с требованием вывести этих трех членов 
Совета из его состава, так как, по мнению его представителей, члены КСТР не 
попадают под действие данного закона22. Проблема позже попала в повестку дня 
Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК)23 и Национальной 
антикоррупционной комиссии (НАК)24, которые еще не приняли решений по этому 
вопросу. 

В сентябре 2014 года Высшая судебная палата положила конец судебному спору, 
инициированному 13 вещательными организациями. Против КСТР был подан иск в 
2012 году в результате принятия им решения об обязательстве национальных 
вещательных организаций обеспечить 30% недельного эфирного времени местными 
программами на румынском языке, половина которых необходимо транслировать в 
прайм-тайм. Только спустя почти три года с момента принятия решения КСТР может 
проверять его соблюдение вещательными организациями и, при необходимости, 
налагать санкции за его нарушение. ВСП объявила неприемлемой апелляцию 
вещательных организаций против решения суда сектора Чентру, согласно которому 
«КСТР вынес оспариваемое решение с соблюдением требований законодательства, с 

                                                            
20 Дальнейшие сведения можно получить здесь: http://www.media-azi.md/ro/stiri/misterele-
tranzi%C5%A3iei-la-televiziunea-digital%C4%83, https://alexandrumachedon.wordpress.com/tag/televiziune-
digitala/ 
21 Чокан являлся сотрудником управления КСТР по экспертизе, лицензированию и мониторингу с 2004 
года. 
22 Jurnal TV ссылается на два решения Высшей судебной палаты, в которых суд постановил, что 
положения Закона о государственной должности не применяются к членам КСТР. 
23 http://jurnal.md/ro/social/2015/1/18/membri-cca-in-vizorul-cna-si-cni/ 
24 НАК проверит соответствующих трех членов КСТР на предмет возможного нарушения правил 
декларирования доходов и собственности, а также проверит Мариана Показного на предмет возможного 
должностного несоответствия. «В случае с членами КСТР, основанием послужила предварительная 
проверка Комиссии, в ходе которой были отмечены некоторые недостатки в их декларациях о доходах и 
собственности».  (http://cni.md/?p=1491) 

http://www.media-azi.md/ro/stiri/misterele-tranzi%C5%A3iei-la-televiziunea-digital%C4%83
http://www.media-azi.md/ro/stiri/misterele-tranzi%C5%A3iei-la-televiziunea-digital%C4%83
https://alexandrumachedon.wordpress.com/tag/televiziune-digitala/
https://alexandrumachedon.wordpress.com/tag/televiziune-digitala/
http://jurnal.md/ro/social/2015/1/18/membri-cca-in-vizorul-cna-si-cni/
http://cni.md/?p=1491


Центр независимой журналистики 

целью защиты языкового и культурно-национального наследия в пределах, 
предусмотренных законом»25. По словам эксперта Иона Бундуки, на самом деле 
проблемы 30% собственных программ нет: «От вещательных организаций 
потребовали, отдельным решением КСТР, исполнить обязательства, которые они взяли 
на себя при получении лицензий на вещание. Было нужно не отдельное решение КСТР, 
а контроль над деятельностью вещательных организаций».26 

В 2014 году ВСП также положила конец судебному разбирательству между КСТР и 
компанией StarNet. 2 апреля ВСП отклонила кассационный иск КСТР, оставив в силе 
решение суда сектора Чентру, которое аннулировало решение КСТР об отзыве 
авторизации на ретрансляцию компании StarNet, принятое в марте 2012-го. Хотя 
судебное разбирательство было завершено, конфликт между сторонами со временем 
усилился. В 2013 году компания StarNet обратилась к КСТР за отменой авторизации. В 
то же время компания TV-BOX SRL получила от КСТР авторизацию на ретрансляцию, 
и в партнерстве со StarNet ретранслирует 151 программу по Интернету, который, по их 
утверждениям, не регулируется законодательством о телевидении и радио, и в этом 
случае авторизация на ретрансляцию не нужна. В свою очередь, КСТР ссылается на п. 
(b) статьи 2 Кодекса телевидения и радио, согласно которому ретрансляция 
осуществляется любыми техническими средствами, и утверждает, что и эта форма 
ретрансляции подлежит авторизации27. В то же время кабельные операторы страны, от 
имени  Ассоциации вещательных организаций, обвинили компанию StarNet в 
недобросовестной конкуренции. В июне 2014 года StarNet обратилась в 
Парламентскую комиссию по культуре, образованию, науке, молодежи, спорту и СМИ 
с заявлением о том, что она является исключительно поставщиком Интернет-услуг. В 
итоге Парламентская комиссия приняла решение о создании рабочей группы, которой 
предстояло устранить неясности в законодательстве о телевидении и радио, приведшие 
к этому конфликту. Для подтверждения нейтральности и свободы Интернета в июле 
Парламентская комиссия утвердила декларацию, которая должна быть рассмотрена на 
пленпрном заседании   Парламента. 

Ассоциация по защите авторских и смежных прав APOLLO неоднократно подавала 
против КСТР иски, в основном по проблемам, связанным с авторскими и смежными 
правами. В марте суд потребовал, чтобы КСТР предоставил доказательства, на 
основании которых было принято решение об отклонении обращения, сделанного 
APOLLO в 2012 году. В  своем обращении ассоциация требовала признания того 
факта, что Влад Плахотнюк и Дан Лозован28 незаконно являются конечными 
бенефициарами большего числа вещательных организаций, чем допускает  Кодекс 
телевидения и радио, а также отзыва лицензий на вещание этих вещательных 
организаций и наказания их действий, противоречащих правилам конкуренции. 
Судебное решение по данному делу ожидаелось в середине января 2015 года. Также в 
2014 году ВСП завершила другое разбирательство между APOLLO и КСТР, поддержав 
решение первой инстанции, согласно которому КСТР необоснованно отказал в 
предоставлении информации о деятельности некоторых вещательных организаций, 
ссылаясь на коммерческую тайну. 
                                                            
25 http://jurisprudenta.csj.md/search_col_civil.php?id=12827 
26 http://media-azi.md/ro/stiri/curtea-de-apel-chi%C8%99in%C4%83u-respins-cererea-radiodifuzorilor-privind-
anularea-deciziei-cca-care-i 
27 С деталями можно ознакомиться здесь: http://moldova24.info/economic/cca-nota-informatva-cu-privire-la-
situatia-companiei-starnet-srl/# 
28 Согласно APOLLO, Влад Плахотнюк и Дан Лозован контролируют, соответственно, 6 и 7 телеканалов 
и радиостанций. 

http://jurisprudenta.csj.md/search_col_civil.php?id=12827
http://media-azi.md/ro/stiri/curtea-de-apel-chi%C8%99in%C4%83u-respins-cererea-radiodifuzorilor-privind-anularea-deciziei-cca-care-i
http://media-azi.md/ro/stiri/curtea-de-apel-chi%C8%99in%C4%83u-respins-cererea-radiodifuzorilor-privind-anularea-deciziei-cca-care-i
http://moldova24.info/economic/cca-nota-informatva-cu-privire-la-situatia-companiei-starnet-srl/%23
http://moldova24.info/economic/cca-nota-informatva-cu-privire-la-situatia-companiei-starnet-srl/%23


Центр независимой журналистики 

Следует также отметить конфликт, возникший вокруг КСТР в связи с применением им 
штрафов в адрес телеканалов, ретранслируемых в Молдове из Российской Федерации, 
и с приостановлением ретрансляции канала Россия 24 на шесть месяцев. Помимо 
реакции со стороны гагаузского и болгарского сообществ, решение КСТР привело к 
критике со стороны Москвы и гражданскому иску в суде. Министерство иностранных 
дел Российской Федерации выступило с заявлением, в котором  выразило 
недовольство решением КСТР и предупредило власти о том, что это решение приведет 
к отрицательным последствиям в русско-молдавских отношениях. В связи с тем же 
решением КСТР, в августе лидер ПСРМ Григорий Петренко подал иск, об 
обоснованности которого суд должен был высказаться в середине января 2015 года. 

Национальная общественная компания «Телерадио-Молдова» (ТРМ) 

В 2014 году национальная вещательная компания работала без Совета наблюдателей 
(СН), который является высшим органом руководства учреждения. В СН входят девять 
членов, но с декабря 2013 года в нем оставалось только три члена с действующими 
полномочиями. После первого заседания в апреле профильной парламентской 
комиссии, на котором 12 кандидатов, отобранных КСТР, представили свои программы 
деятельности, председатель комиссии объявил, что члены СН будут назначены после 
обсуждения кандидатур в парламентских фракциях. Депутаты-коммунисты отказались 
от участия в слушании кандидатов в связи с тем, якобы, что «этот конкурс – фарс, 
результаты которого уже известны»29. Медиаэксперты считают, что затягивание 
избрания необходимых шести членов СН происходит по политическим мотивам .30 В 
июле медийные НПО опубликовали декларацию, в которой потребовали от 
Парламента ускорить процесс отбора и назначения членов СН, чтобы обеспечить 
функциональность этого органа.31 Семь подписавшихся организаций сообщали о том, 
что затягивание выбора членов СН привело к некоторым проблемам в 
организационном устройстве и оценке ТРМ, что может серьезно повлиять на 
деятельность общественной вещательной компании. 

В феврале Высшая судебная палата вынесла окончательное решение по делу, 
инициированному против ТРМ одним из кандидатов на должность директора новостей 
и дебатов на канале Молдова 1, конкурс на замещение которой состоялся в феврале 
2013 года. Корнелия Стефоглу оспорила в суде результаты конкурса, по которым на 
должность директора новостей и дебатов был назначен Виталие Гуцу. ВСП пришла к 
заключению, что первая инстанция обоснованно отменила решение о назначении Гуцу. 
ТРМ должна была возместить истице судебные издержки в размере 8 130 леев. 
Позднее руководство ТРМ объявило новый конкурс на замещение должности 
директора новостей и дебатов на Молдова 1, а в марте на нее была назначена 
Екатерина Стратан. 

В июне вступило в силу соглашение между правительствами Румынии и Молдовы о 
сотрудничестве в сфере ретрансляции программ общественных вещательных 
организаций. На основании данного соглашения кабельные операторы  Молдовы были 
обязаны транслировать  румынский общественный телеканал, не ставя никаких 

                                                            
29 http://www.noi.md/md/news_id/38495 
30 http://www.media-azi.md/ro/stiri/potrivit-exper%C5%A3ilor-media-tergiversarea-nominaliz%C4%83rii-
membrilor-%C3%AEn-consiliul-de-observatori-al 
31 http://www.media-azi.md/ro/stiri/ong-urile-de-media-cer-parlamentului-s%C4%83-numeasc%C4%83-
%C3%AEn-func%C8%9Bie-membrii-consiliului-de-observatori 

http://www.noi.md/md/news_id/38495
http://www.media-azi.md/ro/stiri/potrivit-exper%C5%A3ilor-media-tergiversarea-nominaliz%C4%83rii-membrilor-%C3%AEn-consiliul-de-observatori-al
http://www.media-azi.md/ro/stiri/potrivit-exper%C5%A3ilor-media-tergiversarea-nominaliz%C4%83rii-membrilor-%C3%AEn-consiliul-de-observatori-al
http://www.media-azi.md/ro/stiri/ong-urile-de-media-cer-parlamentului-s%C4%83-numeasc%C4%83-%C3%AEn-func%C8%9Bie-membrii-consiliului-de-observatori
http://www.media-azi.md/ro/stiri/ong-urile-de-media-cer-parlamentului-s%C4%83-numeasc%C4%83-%C3%AEn-func%C8%9Bie-membrii-consiliului-de-observatori


Центр независимой журналистики 

условий и без предварительной лицензии или авторизации, а кабельные операторы  
Румынии –  общественный канал Молдова 1. Румынское телевидение возобновило 
вещание в Молдове 1 декабря 2013 года, после мирного решения жалобы, заявленной в 
ЕСПЧ. В октябре румынская компания TVR открыла филиал в Молдове, где будет 
осуществляться деятельность по производству и трансляции телевизионных и радио 
программ, рекламы, а также фильмов и другой видеопродукции. 

В июле ТРМ подписала соглашение о сотрудничестве с региональной общественной 
компанией «Телерадио-Гагаузия», согласно которому стороны будут производить 
совместные передачи, обмениваться программами, специалистами и информацией, а 
также участвовать в обучающих мероприятиях и в разработке стратегической 
документации. 

Еще в 2011 году ТРМ планировала учредить службу Омбудсмена, но осуществила это 
лишь в апреле 2014 года. Согласно Регламенту службы Омбудсмена, она представляет 
собой автономный орган и механизм саморегулирования ТРМ, являясь объективным 
посредником между компанией и обществом, между сотрудниками компании, а также  
между сотрудниками и руководством. Цель службы заключается в сохранении и 
укреплении доверия публики к общественной вещательной компании. Омбудсменом 
ТРМ является Кармелия Албу, которая до 2010 года была членом КСТР. Пока в прессе 
упоминаний о деятельности этой службы нет. 

В конце 2014 года президент ТРМ Константин Марин, которого СН выбрал на эту 
должность в 2010 году на пять лет, подал в отставку, сославшись на то, что он принял 
это решение по причине личного проекта. Марин входил в состав первой команды 
руководства ТРМ, выбранной после прихода к власти демократических сил в 2009 
году, куда также входили Александру Дороган и Анжела Сырбу. За время его 
нахождения на посту президента ТРМ глубокое реформирование и радикальная 
реорганизация общественной компании не были реализованы, отчасти по причине 
финансовой зависимости от правительства, недостатков законодательства и слабой 
автономии. Кроме того, зачастую отсутствие воли или личной автономии, а также, 
возможно, противоречивые интересы руководства компании, тормозили энтузиазм и 
стремление к реформированию, что было на руку «консерваторам» из ТРМ, 
противившимся реформам.32 Опубликованный ТРМ документ под названием «Степень 
реализации задач Стратегических направлений развития национальной общественной 
вещательной компании «Телерадио-Молдова» на 2010–2015 годы», 
отредактированный до июня 2014 года, показывает, что доходы компании от рекламы 
и спонсоров сократились примерно на 40% по сравнению с 2010 годом. В 2014-м 
бюджет компании был почти на миллион долларов меньше, чем в 2013-м33. 

                                                            
32 В 2012-м Анжела Сырбу ушла с должности директора общественного телевидения по причине 
отсутствия поддержки со стороны руководства в реформировании общественного телевидения, уточнив, 
что руководство, вместо того, чтобы поощрять реформы хотя бы добрым словом, заботилось в основном 
о комфорте тех, кто противился реформе ради удобных должностей. http://media-
azi.md/ro/publicatii/raport-anual-privind-situa%C8%9Bia-presei-%C3%AEn-republica-moldova-2012 
33 Эти финансовые сложности привели к тому, что на пороге прекращения аналогового вещания переход 
общественного телевидения на цифровой формат достиг лишь 7%, хотя его планировалось завершить до 
января 2012 года, а канал Молдова 1 перешел на цифровой формат только на 45%. 
http://trm.md/files/documente-
co/GRAD%20REALIZ%C4%82RI%20STRTEGICE%20%20OBIECTIVE%20STRATEGICE%202010-
2015%20(2).doc 

http://media-azi.md/ro/publicatii/raport-anual-privind-situa%C8%9Bia-presei-%C3%AEn-republica-moldova-2012
http://media-azi.md/ro/publicatii/raport-anual-privind-situa%C8%9Bia-presei-%C3%AEn-republica-moldova-2012
http://trm.md/files/documente-co/GRAD%20REALIZ%C4%82RI%20STRTEGICE%20%20OBIECTIVE%20STRATEGICE%202010-2015%20(2).doc
http://trm.md/files/documente-co/GRAD%20REALIZ%C4%82RI%20STRTEGICE%20%20OBIECTIVE%20STRATEGICE%202010-2015%20(2).doc
http://trm.md/files/documente-co/GRAD%20REALIZ%C4%82RI%20STRTEGICE%20%20OBIECTIVE%20STRATEGICE%202010-2015%20(2).doc


Центр независимой журналистики 

Согласно докладам о мониторинге прессы в ходе избирательной кампании34, 
общественная компания обеспечила социально-политический баланс в программах, 
посвященных парламентским выборам, однако наблюдатели отметили отсутствие 
аналитических и критических программ и программ на конфликтные темы. 

Региональная общественная компания «Телерадио-Гагаузия» (ТРГ) 

Как и в прошлые годы, в 2014-м ТРГ разрывали конфликты между органами 
руководства компании, а именно между Советом наблюдателей (СН) и президентом 
ТРГ и между президентом ТРГ и директором общественного телевидения. После трех 
неудачных попыток выбора директора регионального общественного телевидения в 
сентябре СН наконец назначил Степана Пирона. Через несколько дней, однако, суд 
снял его с этой должности по требованию двух контр-кандидатов конкурса на 
должность директора телевидения, которые опротестовали в суде решение СН о 
назначении Пирона. Пирон обвинил Анну Харламенко, президента ТРГ, в 
инициировании кампании по его дискредитации. В свою очередь, Анна Харламенко 
утверждает, что «на голоса членов СН, отданные в пользу Пирона, было оказано 
политическое влияние Народного собрания Гагаузии, и его целью является 
уничтожение этого общественного учреждения»35.  

Анна Харламенко была избрана президентом ТРГ в сентябре 2013 года, после того как 
СН снял с должности Екатерину Жекову. Последняя выиграла в сентябре судебный 
процесс против ТРГ в связи с незаконным снятием с должности, и компания была 
обязана выплатить ей более 40 тысяч леев в качестве задолженности по зарплате и 
возмещения морального ущерба. Вследствие этого судебный исполнитель 
заблокировал банковские счета компании. В начале октября по инициативе 
руководства Народного собрания Счетная палата начала в ТРГ проверку финансовой 
деятельности руководства. Спикер Народного собрания пояснил, что решение о данной 
проверке было принято в результате писем от СН, в которых сообщалось, что 
Харламенко отказывается представить отчет о финансовой деятельности компании. А 
немного ранее, в августе, Харламенко оказалась вовлеченной в скандал в связи с 
цензурой в ТРГ36. В ответ на это во время очередной пресс-конференции президент 
компании потребовала защиту полиции, утверждая, что на нее оказывает давление 
Партия социалистов и председатель Народного собрания Дмитрий Константинов. В то 
же время Харламенко утверждает, что некоторые члены СН попали под политическое 
влияние Народного собрания, и то, что заседания СН проходят в здании Народного 
собрания, является тому свидетельством. С другой стороны, руководство СН 
утверждает, что на членов СН оказывается давление «извне Народного собрания»37. В 
ноябре технический директор компании направил в СН жалобу о том, что Анна 
Харламенко оказывает на него давление, ставя перед ним невыполнимые задачи. А в 
декабре СН сделал президенту ТРГ предупреждение в связи с тем, что она не 
представила в срок документы, запрошенные СН, а именно детализацию задач ТРГ на 
2015 год. До конца 2014 года СН ТРГ так и не утвердил задачи компании, в том числе 
                                                            
34 См. Главу I. 
35 http://www.media-azi.md/ro/stiri/scandal-la-grt-cauzat-de-suspendarea-din-func%C5%A3ie-noului-director 
36 Лидер ПСРМ Игорь Додон сообщил Народному собранию о применении цензуры к одной передаче, 
транслированной по ТРГ. Скрытые ранее фрагменты появились в Интернете, и они касаются 
действующего мэра Комрата, Николая Дудогло, и ДПМ. http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=14130 
37 София Сурина, председатель СН, утверждает, что ей позвонил высокопоставленный чиновник извне 
Народного собрания, спросивший, почему она беспокоит Анну Харламенко и потребовавший 
информировать его о любом движении СН. http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=14847 

http://www.media-azi.md/ro/stiri/scandal-la-grt-cauzat-de-suspendarea-din-func%C5%A3ie-noului-director
http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=14130
http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=14847


Центр независимой журналистики 

и ее бюджет на 2015 год. Члены СН разделились во мнениях относительно содержания 
документа, представленного Харламенко, и поэтому они отложили этот вопрос до 
следующего заседания. 

На положение региональной вещательной компании влияет политическая борьба, 
предваряющая выборы башкана автономии, которые состоятся в марте 2015 года. Анна 
Харламенко объявила о том, что временно освободит должность президента ТРГ на 
период выборов башкана, учитывая родственную связь с кандидатом в башканы 
Николаем Дудоглу. Согласно докладам о мониторинге освещения парламентских 
выборов в молдавских СМИ, ТРГ почти совсем не освещало связанные с ними 
события. 

III. Свобода выражения и диффамация в 2014 году 

Развитие законодательной базы 

Учитывая явный предвыборный характер 2014 года, можно говорить скорее о 
законодательном регрессе в сфере свободы выражения и СМИ в этом году. 

В январе 2014 года Либеральная партия (ЛП) зарегистрировала в Парламенте проект 
нового кодекса телевидения и радио, аргументируя это тем, что необходимость его 
утверждения исходит из текущей ситуации на медиарынке страны, которая 
свидетельствует о недостатках действующего законодательства. Ассоциация 
электронной прессы APEL предложила проект кодекса телевидения и радио в мае 2011 
года; его необходимость обсуждалась в ходе нескольких публичных мероприятий в 
период 2006–2010 годов. Руководство, пришедшее к власти в Кишиневе в 2009 году, 
взяло на себя обязательство утверждения нового кодекса телевидения и радио, но 
проект не пошел дальше поверхностных обсуждений в рамках профильной 
парламентской комиссии.   

Также в январе в Парламенте была зарегистрирована еще одна законодательная 
инициатива о внесении изменений в действующий Кодекс телевидения и радио, 
которая была реакцией на недавние события на медиа рынке. Депутаты-коммунисты 
предложили дополнить статью 19 обязательством для поставщиков услуг включить 
бесплатно в основные пакеты предложений, помимо программ общественных каналов, 
информационные и аналитические программы частных каналов, предоставляемых 
бесплатно. Это предложение поступило после того, как поставщики услуг вдруг 
исключили из своих списков каналы Jurnal TV, Accent TV и РТР Молдова38. Другое 
предложение коммунистов касается статьи 42, а именно введение кворума 3/5 
депутатов Парламента для выбора членов КСТР. Первый Альянс за европейскую 
интеграцию (АЕИ-1) изменил эту статью в 2010 году с тем, чтобы назначить нового 
члена КСТР решением Парламента после того, как это место освободилось в 
результате приговора Руслану Плешка по уголовному делу о взяточничестве. 
Поскольку правящая коалиция не имела требуемого законом кворума 3/5, АЕИ пошел 

                                                            
38 Компания Moldtelecom удалила из своего пакета предложений канал Accent TV 31 декабря 2013 года и 
канал РТР Молдова 4 января 2014 года, мотивируя это тем, что договоры о сотрудничестве не были 
продлены; 13 января 120 кабельных операторов прекратили транслировать Jurnal TV, мотивируя это 
отсутствием спутникового сигнала; компания Sun TV опубликовала пресс-релиз, уточняя, что Jurnal TV 
был перенесен в другие пакеты предложений, а на следующий день возобновилась трансляция Jurnal TV 
и Accent TV в основном пакете. Как утверждает КСТР, Jurnal TV использует эту ситуацию в своих 
интересах.  



Центр независимой журналистики 

на изменение законодательства. Кроме того, коммунисты предложили вернуться к 
первоначальному тексту п. (3) ст. 66, который был изменен АЕИ также в 2010 году, 
что, по мнению авторов, привело к монополизации молдавского телевидения и радио. 
В 2010-м АЕИ изменил этот параграф в том смысле, что одно лицо может владеть 
пятью лицензиями на вещание в одной территориально-административной единице, 
вместо двух. Коммунисты предложили также решение  проблемы монополии на рынке 
рекламы, а именно обязательное наличие минимум двух операторов по измерению 
аудитории39. За проект проголосовали только четверо членов профильной 
парламентской комиссии. 

В феврале 2014-го, Либерал- реформаторская партия (ЛРП) предложила внести 
изменения в ст. 19 и 28 Кодекса телевидения и радио 40, согласно которым реклама и 
телемагазины должны транслироваться на румынском языке в пропорции 80% от 
общего времени, а реклама на других языках должна обязательно сопровождаться 
субтитрами на румынском. Проект также предусматривает, что количество каналов, 
ретранслируемых на территории Республики Молдова на румынском языке, должно 
составлять 80%. В то же время, каналы, ретранслируемые на других языках, должны 
сопровождаться субтитрами на румынском. Партия мотивировала эту инициативу 
необходимостью развивать население в языковом плане, поскольку на 
информационном пространстве страны преобладают телеканалы и радиостанции на 
русском языке.  

Другие изменения к Кодексу телевидения и радио поступили в апреле от ЛДПМ. 
Предложение этой партии предполагало введение в законодательство о телевидении и 
радио и о рекламе понятия «политическая реклама», означающее «любую форму 
сообщения, заявленной целью которого является изменение отношения людей к 
политической партии, политическому деятелю или политической идее», а также 
введение прямого запрета политической рекламы вне избирательных кампаний. 
Предложение непосредственно связано с тем, что ПСРМ, а позднее и другие партии, 
начали транслировать политические видеоролики задолго до избирательной кампании. 
Также в апреле депутаты от ЛРП предложили внести поправки в несколько статей 
Кодекса телевидения и радио. Их предложения предусматривают запрет на пропаганду 
иностранных каналов, ретранслируемых в Молдове, введение правил измерения 
аудитории, сокращение числа лицензий на вещание, которыми может владеть одно 
лицо, и обеспечение доступа к информации о владельцах вещающих организаций. 

В июне ЦНЖ передал Парламенту, Президенту и Правительству на рассмотрение ряд 
предложений о внесении изменений в Закон о доступе к информации и в Кодекс о 
правонарушениях. Законопроект предлагает сокращение срока предоставления 
информации до 10 дней и ужесточение наказания за нарушение доступа к информации 
для лиц, ответственных за ее представление. Законопроект был зарегистрирован в 
Парламенте несколькими депутатами от ЛРП. 

                                                            
39 В январе 2014 года ассоциация APOLLO обратилась к молдавским предпринимателям, утверждая, что 
фирма AGB Moldova, единственный оператор по измерению телевизионной аудитории в Молдове, 
представляет ложные данные.  http://www.media-azi.md/ro/stiri/agb-moldova-acuza%C8%9Bi-de-furnizarea-
unor-date-de-audien%C8%9B%C4%83-tv-false  
40 
http://www.parlament.md/ProcesulLegislativ/Proiectedeactelegislative/tabid/61/LegislativId/2180/language/ro-
RO/Default.aspx 

http://www.media-azi.md/ro/stiri/agb-moldova-acuza%C8%9Bi-de-furnizarea-unor-date-de-audien%C8%9B%C4%83-tv-false
http://www.media-azi.md/ro/stiri/agb-moldova-acuza%C8%9Bi-de-furnizarea-unor-date-de-audien%C8%9B%C4%83-tv-false
http://www.parlament.md/ProcesulLegislativ/Proiectedeactelegislative/tabid/61/LegislativId/2180/language/ro-RO/Default.aspx
http://www.parlament.md/ProcesulLegislativ/Proiectedeactelegislative/tabid/61/LegislativId/2180/language/ro-RO/Default.aspx


Центр независимой журналистики 

В июле Парламент проголосовал в первом чтении за законопроект о борьбе с 
экстремизмом, предложенный в октябре 2013 года Генеральной прокуратурой и 
Службой информации и безопасности (СИБ), но позднее снятый под давлением 
национальных провайдеров, информационных порталов, операторов мобильной 
телефонии, поставщиков Интернет-услуг, СМИ и т.д. Статья 8 законопроекта 
спровоцировала критику гражданского общества и прессы. Согласно ей, СИБ будет 
вправе блокировать любой новостной сайт, социальную сеть и другие подобные 
ресурсы, если на них присутствуют комментарии экстремистского характера. 
Unimedia.info и Privesc.EU опубликовали декларацию, в которой они требовали, чтобы 
Парламент исключил ст. 8 из законопроекта об экстремизме, поскольку он 
устанавливает цензуру на свободу Интернета. Декларацию поддержали и медийные 
НПО.41  

Также в июле Парламент утвердил в первом чтении законопроект о внесении 
изменений в Кодекс телевидения и радио, разработанный ЦНЖ и зарегистрированный 
в Парламенте несколькими депутатами от ЛДПМ. Проект касается прозрачности 
собственности СМИ. Один из депутатов от ЛП предложил дополнить проект прямым 
запретом для оффшорных компаний обладать лицензиями на вещание. Сначала 
говорили о его утверждении во втором чтении в октябре, перед началом избирательной 
кампании, но Парламент больше не собирался в публичных заседаниях. 

В сентябре в Парламенте был зарегистрирован другой проект о внесении изменений в 
Кодекс телевидения и радио, который был предложен Правительством и касался 
перехода на цифровой формат вещания. Согласно пояснительной записке, проект 
обсуждался на двух международных мероприятиях в 2008 году, в которых участвовали 
представители властей и профильных учреждений, вещательных организаций, НПО и 
международные эксперты. 

В начале ноября Народное собрание Гагаузии утвердило изменения к Закону о 
телевидении и радио. Согласно этим изменениям, лицензии на вещание и авторизации 
на ретрансляцию42 должны выдаваться местной структурой, аналогичной КСТР, 
которая будет работать при исполнительном комитете Народного собрания. КСТР счел 
это решение попыткой подрыва территориальной целостности Республики Молдова43. 
Ранее медийные НПО критиковали это предложение. Кроме того, в результате 
изменений кабельные операторы должны будут ретранслировать региональный 
общественный телеканал и программы местных вещательных организаций, а ТРГ 
должен будет бесплатно транслировать еженедельные информационные программы 
частных вещательных организаций и кабельных операторов из региона. Изменения, 
принятые Народным собранием, вступят в силу только после подписания 
законопроекта башканом автономии.  

                                                            
41 Впоследствии представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович выразила свою 
обеспокоенность в связи с тем, что административное учреждение может получить полномочия для 
блокирования доступа к информации, размещенной в Интернете, без указания причин. Миятович 
обратилась к властям с просьбой устранить данные положения. 
42 В течение нескольких лет Исполнительный комитет незаконно выдавал авторизации на ретрансляцию 
поставщикам услуг в Гагаузии. Несмотря на обращение КСТР, кишиневские власти не смогли 
воспрепятствовать этой практике. 
43 В связи с утверждением этих изменений, КСТР направил обращения в Генеральную прокуратуру, 
Министерство внутренних дел, Парламент, администрацию президента, Конституционный суд и 
Службу информации и безопасности. 



Центр независимой журналистики 

Судебные процессы против прессы 

Moldinconbank против газеты Adevărul: В январе 2014 года Апелляционный суд Бэлць 
отклонил иск Moldinconbank  против газеты Adevărul, в котором банк требовал 
возмещение ущерба в размере 200 000 леев. Тяжба началась в 2012 году, когда газета 
опубликовала расследование о банковских кредитах, полученных председателем 
Апелляционного суда Кишинева Ионом Плешка44. 

Уголовное дело на имя Вадима Унгуряну за «принуждение к заключению транзакции 
или к отказу от него» и «активную коррупцию»: В июне сотрудники МВД задержали 
на 72 часа Вадима Унгуряну, стажера портала Deschide.md. Редакция сочла данный 
инцидент «хорошо продуманной и подготовленной местью» МВД и заявила, что «это 
дело представляет собой попытку оказания давления на редакцию Deschide.md». Ранее 
портал опубликовал ряд расследований, касающихся МВД. Министерство 
опубликовало пресс-релиз, сообщая о том, что задержание стало «завершением 
операции, включавшей расследование шантажа и контролированное предоставление 
ложной компрометирующей информации, которая позднее была опубликована 
подозреваемым в СМИ». Репортер был освобожден из предварительного ареста и 
находится под следствием на свободе. 

Руслан Попа против Accent TV: В июле 2014 года суд сектора Буюкань принял иск 
против телеканала Accent TV, аффилированного ПКРМ, поданный председателем 
Коммунистической партии реформаторов Русланом Попа. После того, как его 
обвинили в одной передаче в том, что он якобы продался за дискредитацию ПКРМ, 
Руслан Попа потребовал возместить ему моральный вред за распространение клеветы, 
и суд частично принял иск и обязал телеканал выплатить истцу 130 тысяч леев. 
Представители телеканала заявили, что подадут апелляцию против решения первой 
инстанции. 

Компания Parmato Grup против Ziarul de Garda (ZdG): Компания подала против ZdG 
судебный иск в 2013 году за публикацию  статьи «Туризм с мошенничеством в  
Кишиневе» („Turism cu escrocherie la Chişinău”). В марте 2014 года был отозван судья 
Ион Бусуйок, который ранее обязал газету выплатить компенсацию в размере 500 000 
леев двум прокурорам по другому гражданскому иску. В сентябре иск Parmato Grup 
был снят с производства в результате отсутствия на судебном заседании. 

Попович Владислав против газеты Panorama и журналистки Светланы Салберовой: 
Бывший полицейский счел себя оклеветанным статьей Светланы Салберовой, 
опубликованной в 2012 году, и он потребовал в суде компенсацию в размере 50 000 
леев. Дело находится на рассмотрении в Апелляционном суде, после того как первая 
инстанция отклонила иск в марте 2014-го, сочтя его запоздавшим. 

Жилищно-коммунальное предприятие «Бэлць» против публикации Cerere şi Ofertă: 
Муниципальное предприятие подало иск против газеты после опубликования статьи о 
невыполнении предприятием его обязательств. Истец потребовал компенсацию 
морального вреда в размере 100 000 леев. Иск был снят с рассмотрения суда в мае 2014 

                                                            
44  «Судья с долгами в десятки миллионов леев в банках» („Judecătorul cu datorii de zeci de milioane de lei 
la bănci”), http://adevarul.ro/moldova/actualitate/judecatorul-datorii-zeci-milioane-lei-banci-
1_50aef2247c42d5a663a1d5d8/index.html 

http://adevarul.ro/moldova/actualitate/judecatorul-datorii-zeci-milioane-lei-banci-1_50aef2247c42d5a663a1d5d8/index.html
http://adevarul.ro/moldova/actualitate/judecatorul-datorii-zeci-milioane-lei-banci-1_50aef2247c42d5a663a1d5d8/index.html


Центр независимой журналистики 

года по причине того, что истец не оплатил государственную пошлину в размере 3% от 
взыскиваемого морального и материального ущерба . 

Серджиу Мокану против Бадарэу Марии, Колесниченко Еуджена и Ziarul de Garda: 
Адвокат Мокану подал иск против газеты в результате публикации  статьи «Адвокат с 
несколькими жертвами» („Un avocat cu mai multe victime”), потребовав компенсацию 
морального ущерба  в размере 40 000 леев. В апреле суд сектора Чентру отклонил иск, 
сославшись на его необоснованность. Дело находится на рассмотрении 
Апелляционного суда Кишинева. 

Георге Стрэйстяну против Олега Брега: Бывший депутат подал в суд на Брегу в апреле, 
потребовав возмещение морального вреда в размере 13 000 леев за то, что последний 
опубликовал видеозапись с нарушениями в ремонте столовой претуры сектора 
Буюкань. Дело рассматривает суд Сынджерей. 

Случаи нарушения прав журналистов 

В феврале журналисты телеканала Первый Приднестровский (официальный телеканал 
Приднестровского региона) заявили, что им не разрешили въезд в Гагаузию по 
причине отсутствия аккредитации. Журналистов эскортировали обратно до пункта 
пропуска. Они направлялись в Комрат для освещения референдума, незаконно 
организованного властями автономии. Данный инцидент, однако, местная полиция не 
подтвердила. 

Также в феврале на репортера портала deschide.md Вадима Унгуряну напал водитель 
автомобиля, после того, как тот заметил его нарушающим правила дорожного 
движения на одной из улиц Кишинева. Нападавшим оказался преподаватель 
факультета права Молдавского государственного университета. 

В марте на команду ProTV напал водитель машины класса люкс, попавший в аварию. 
Свидетелем нападения якобы был патруль, находившийся на месте происшествия, но 
он не вмешался в данную ситуацию.   

В апреле автор редакционных статей Константин Кеяну сообщил через Фэйсбук о том, 
что его коллеге по программе „Ora de ras” Анатолию Дурбалэ угрожал Ренато Усатый, 
лидер партии «Родина», которую ЦИК исключил из избирательной кампании к 
парламентским выборам 2014-го за использование в кампании денег из-за границы. 

В июне на журналиста Олега Брега от портала Curaj.md напала группа людей в масках, 
которые брызнули ему в глаза из распылителя и били его ногами. На второй день после 
нападения журналиста оскорбил и физически напал на него, водитель служебной 
машины депутата от ПКРМ Марии Постойко когда тот снимал на видео машину, 
используемую в личных целях депутата. 

Также в июне были проведены обыски в офисе портала deschide.md в рамках 
уголовного дела на имя Вадима Унгуряну. За время своего существования deschide.md 
опубликовал несколько расследований о нарушениях, допущенных МВД. 

В августе журналисты проекта RISE Moldova (местный филиал международного 
проекта RISE, раскрывающего схемы коррупции, отмывания денег и организованной 
преступности на международном уровне), заявили, что им угрожали люди, которых 



Центр независимой журналистики 

коснулось расследование «Русская прачечная: Москва–Рига через Кишинев» 
(„Spălătoria rusească: Moscova – Riga via Chişinău”), в котором описывались схемы 
отмывания денег  в Восточной Европе. 

Команде Publika TV не разрешили в августе въехать в Приднестровский регион для 
освещения встреч с Дмитрием Рогозиным. Заместитель премьер-министра России 
встретился в августе с тираспольским лидером Евгением Шевчуком и принял участие в 
мероприятиях, организованных по случаю 70-летия завершения операции Яссы-
Кишинев. Представители Бюро по реинтеграции заявили, что было нарушено право на 
свободное перемещение граждан. 

В сентябре редакция газеты Ziarul de Gardă сообщила, что в ее адрес поступили угрозы 
в результате опубликования статьи «Дом класса люкс и женщина за спиной Его 
Высокопреосвященства Владимира» („Casa de lux şi femeia din spatele ÎPS Vladimir”). В 
статье описывалась собственность и путешествия Митрополита Молдовы. 

Также в сентябре команде журналистов Publika TV угрожали, когда они пытались 
снимать на видео милиционеров из Приднестровского региона на праздновании начала 
учебного года в гимназии села Коржова. 

Журналисты Jurnal TV и deschide.md подверглись жесткому обращению в августе в 
Международном аэропорту Кишинев со стороны сопровождения Приднестровского 
лидера Шевчука, который собирался лететь в Москву для участия в пресс-
конференции о «блокаде», устроенной Республикой Молдова против 
Приднестровского региона. 

В ноябре глава филиала Социал-демократической партии Румынии в Кишиневе Виктор 
Алексеев ударил репортера Curaj.TV за то, что тот записывал предвыборную агитацию 
на одном избирательном участке в Кишиневе, а председатель избирательного участка 
147 запретила репортеру Ziarul de Gardă фотографировать на территории участка. 

 

IV. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРИДНЕСТРОВСКОМ 
РЕГИОНЕ В 2014 ГОДУ 

Средства массовой информации всегда являлись и являются одной из главных 
составляющих жизни Приднестровья. Они формируют информационное поле, которое 
в условиях непризнанности имеет значительную идеологическую составляющую.  

На момент проведения мониторинга, согласно данным Госслужбы связи и СМИ, в 
2014 г.  было официально зарегистрировано: 

Газет  - 5 ("Мой дом", "Автогид", "Информационный вестник Общественного 
движения "Народное Единство", "Днестр" - г.Каменка, перерегистрация, 
"Адевэрул Нистрян" - г.Тирасполь, перерегистрация); 

Радио - 1 ("Бит ФМ"- Рыбница); 



Центр независимой журналистики 

Интернет СМИ -3 (Социально - экономический интернет - дайджест "Агора", 
учредитель – НПО; Информационный блог "GMarkov",- учредитель – частное 
лицо; 

 Информационное агентство "Вести ПМР",- учредитель – глава Приднестровья). 

В 2014 году официальные СМИ – "Приднестровье", "Адевэрул Нистрян" 
(молдавский язык, кириллица), "Гомин" (украинский язык), "Новое время" 
(Бендеры) и ряд других –   изменили форму подачи материалов, в ряде случаев был 
изменен формат газет, их структура и юридическая форма работы.     

Единственная газета, которая позиционировала себя как оппозиционная "Человек и 
его права" в анализируемом  году прекратила издаваться ввиду экономических 
трудностей. По словам ее редактора, возможное начало работы газеты –  конец 2014 
года. 

Отметим, что, согласно местному законодательству, печатные СМИ тиражом менее 
тысячи экземпляров регистрации не подлежат. Поэтому число издаваемых газет может 
быть больше. Однако это на сегодня не является определяющим фактором оценки 
состояния медийного рынка Приднестровья. 

Наиболее популярными можно считать электронные медиа. Их воздействие на 
аудиторию значительно и постоянно растет.  

Среди эфирных ТВ программ можно отметить: ТСВ (Телевидение свободного выбора) 
–  компания "Шериф"; Первый Республиканский (бывшее "ТВ ПМР") - официальное 
медиа; БТВ (Бендерское телевидение), учредители – местные власти Бендер. 

Среди радиоканалов, выпускающих новостные программы: "Интер ФМ", учредитель 
–   компания "Шериф"; "Новая Волна" –  Телерадиокомпания "Новая Волна", 
частный учредитель. 

В целом здесь, как и во всем мире, наблюдается рост интереса к интернет ресурсам. 
Наиболее популярными среди них считаются информационно-новостные сайты.  

В 2014 году зафиксировано появление сайтов, которые очень часто публикуют 
официальную позицию властей региона. 

Местные провайдеры еще в мае 2013 года закрыли доступ к ряду сайтов. Это сайты 
местной партии «Родина» (www.rodinapmr.ru), информационного агентства «Лента 
ПМР» (www.tiras.ru), РИА «Днестр» (www.dniester.ru), Социально-политический 
форум (www.forum.dnestra.com), Открытый форум (www.openpmr.info), форум 
«Приднестровье и Россия» (www.pmr-rf.ru), Свободный форум (www.forum-
pridnestrovie.ru), а также форумы www.nistru.net и www.forum-pmr.net.  

Главной причиной стало появление в интернете анонимных компрометирующих  
материалов, в первую очередь на высокопоставленных чиновников, значительное 
число которых было надумано и носило бездоказательный характер.  Руководство 



Центр независимой журналистики 

Приднестровья  полагало, что "республике не нужна «анонимная мусорка»", и 
предложило интернет- форумам зарегистрироваться в качестве СМИ. 

Сегодня доступ к указанным ресурсам возможен через анонимайзеры, что делает лишь 
небольшая часть пользователей. 

Популярным стало интернет-телевидение "Днестр ТВ", принадлежащее ООО 
"Телерадиокомпания "Новая Волна".  Возможность показывать практически всё без 
купюр и ломать телевизионные стандарты понравилась посетителям интернета, среди 
которых 80% жители Молдовы (включая пользователей из Приднестровья).  

Надо отметить, что Бендерское "Днестр ТВ" и Рыбницкое интернет телевидение "Лик 
ТВ" входят в Ассоциацию "Меридиан", которая создала в Молдове региональное 
телевидение "Канал регионал". В рамках этого ТВ идет обмен телевизионными 
передачами между местными станциями, что позволяет увидеть жизнь на обоих 
берегах  Днестра и сделать вывод о создании общего информационного 
пространства в Молдове на региональном уровне. 

 

2. НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ 

1. Практически сразу же, в начале 2014 года, в Приднестровье началась всеобщая 
комплексная проверка всех СМИ. Она происходила по распоряжению президента 
Приднестровья.  

Для этого были подключены в т.ч. и налоговые органы. Проверялись даже те медийные 
организации, которые ранее прошли комплексные проверки в 2013 году 
("Профсоюзные вести", Телерадиокомпания "Новая Волна").  

Существенных замечаний, которые могли бы серьезно повлиять на работу 
проверяемых СМИ, не было. 

Надо отметить, что в приднестровском законодательстве прописаны условия подобных 
контрольных мероприятий и сроки их проведения. Ряд специалистов полагают, что 
данные действия лежат вне рамок нормативных документов.  

2. Гражданин Сергей Шматок (сотрудник МВД Приднестровья - прим. авт.) в 
сентябре 2014 года подал в Тираспольский суд иск на газету "Человек и его права". 
Он считает информацию, распространенную в статье газеты "Пытки как норма 
следствия" (опубликованной  14 мая 2014 года), не соответствующей 
действительности в части ряда пунктов, которые обозначены в иске.  Истец требует 
публикации опровержения и выплаты ему в качестве моральной компенсации 10 000 
приднестровских рублей (около 900 долларов США). 

3. 18 июля 2014 года директор ООО "Телерадиокомпания "Новая Волна" был 
приглашен в Прокуратуру Приднестровья, где его попросили ответить  на ряд 
вопросов, касающихся телевизионного репортажа "Парканы. Хорошие новости за 



Центр независимой журналистики 

закрытыми дверями...". Министр Приднестровья Буланова обратилась с письмом в 
Прокуратуру Приднестровья с требованием привлечь к административной 
ответственности редакцию "Днестр ТВ" за репортаж о ситуации в детском доме села 
Парканы, который, якобы, породил волну обсуждения и критических замечаний в 
адрес ее министерства и позволил негативным образом судить о деятельности 
министерства и является клеветой. 

Со стороны редакции письменно было заявлено, что данное требование министра 
является ущемлением свободы массовой информации и, как предусмотрено в законе 
"О СМИ" статьей 58 "Ответственность за ущемление свободы массовой информации - 
влечет ответственность в соответствии с законодательством.  

Прокуратура Приднестровья проводила по ее заявлению действия, однако после 
получения объяснений от ТРК "Новая Волна" прокурор не усмотрел оснований для 
привлечения руководителя СМИ к административной ответственности.  

4. Как заявил Николай Бучацкий, редактор газеты "Человек и его права" в 
передаче "СМИ Приднестровья: Прошлое и настоящее"  
(https://www.youtube.com/watch?v=TmdlxcE86d0), его газета не вышла 10 сентября 
этого года из-за того, что нескольким верстальщикам, к которым он обратился с 
просьбой изготовить макет газеты, "было рекомендовано серьезными дядями не 
делать этого". Из чего он сделал вывод, что идет речь о закрытии  газеты. 

Однако действия советника главы Приднестровья по СМИ Николая Лизунова это 
опровергают. Он, выступая на съезде журналистов Приднестровья, предложил помочь 
газете "Человек и его права", и дал поручение главному редактору официальной газеты 
"Приднестровье" выделить в помощь для верстки специалиста. Несмотря на это 
оппозиционное издание до сих пор не печатается, и, как можно понять, за этим стоят 
экономические причины, которые редакция газеты надеется решить к концу этого года. 

5. Особый интерес был прикован к ситуации вокруг закрытия корпункта "Новый 
регион - Приднестровье" в конце 2013 г. и начале 2014 г. 

В ходе  пресс-конференции , которая состоялась 26 декабря 2013 года, глава 
Приднестровья  Евгений Шевчук поинтересовался наличием представителя ИА "НР" в 
зале и, задав ему несколько вопросов, пообещал придти к ним в гости "на чашку чая",  

После этого Прокуратура Приднестровья начала проверки практически всех 
приднестровских средств массовой информации на предмет соблюдения 
законодательства.  

Помощник прокурора провёл краткую беседу с сотрудниками тираспольского 
корпункта (редакции) «Нового Региона», a 28 декабря 2013 г. стало известно, что 
корпункт «НР» закрывается, потому что журналисты не получили аккредитацию на 
2014 год.  
В последующем на сайте Прокуратуры Приднестровья было опубликовано заявление, 
которое сообщало, что "...в ходе проверки деятельности средств массовой 



Центр независимой журналистики 

информации на территории ПМР установлено, что информационное агентство 
«Новый регион» осуществляло свою деятельность на территории Приднестровья 
в нарушение требований действующего законодательства...".  
 

Если данное объяснение укладывается в рамки местного законодательства, то 
последующую часть заявления можно квалифицировать, как вмешательство в работу 
журналистов:   
"Прокуратура ПМР обращает внимание на методы и способы, используемые ИА 
«Новый регион» при освещении событий, происходящих в республике Украина, и не 
допустит подобных действий на территории Приднестровья, а также 
предпримет меры, предусмотренные законом, с целью недопущения 
противоправных действий на территории ПМР". 

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

1. 9 апреля 2014 года Государственная служба связи, информации и СМИ 
Приднестровья издала приказ № 122 «О предоставлении информации редакциями 
негосударственных средств массовой информации и представительствами 
зарубежных средств массовой информации». Согласно этому документу, 
негосударственные СМИ Приднестровья и представительства зарубежных СМИ 
обязывались ежемесячно предоставлять дополнительные 3 формы отчетности: 

- Сведения об имуществе, численности сотрудников и источниках 
финансирования; 

-Информация о полученных доходах и удержанных (уплаченных) налоговых 
платежей сотрудников СМИ; 

-Сведения об имуществе, численности сотрудников, источниках финансирования  
и сумме дохода. 

Практически введена дополнительная отчетность, хотя многие данные СМИ 
предоставляют в налоговые и иные органы. От официальных СМИ это не требуется.  

Тем самым исполнительные органы Приднестровья пытаются ежемесячно выяснять 
источники существования и дополнительно контролировать все негосударственные 
медиа. 

2. В 2014 году госадминистрация Бендер распорядилась разрешать работу 
негосударственных СМИ с представителями официальных структур и муниципальных 
образований только после письменного согласования вопроса с руководствомителем 
этого исполнительного органа или уполномоченными на то лицами. В то же время, это 
правило не касалось официальных медиа.  

НОВОСТИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОПРАВКИ 



Центр независимой журналистики 

1. 5 декабря 2013 года главой Приднестровья был издан указ, который утверждал 
Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной 
власти Приднестровья с государственными и муниципальными средствами 
массовой информации Приднестровья. 

В нем, в частности, регламентировалось создание информационной системы 
мониторинга деятельности исполнительного органа региона.  

Надо отметить, что дополнительно регламентировалось усиление контактов 
исполнительной власти с населением через посредство официальных СМИ. Кроме 
того, вводилась система контроля. 
Вводился постоянный мониторинг и сбор соответствующих материалов СМИ с 
введением информационной системы мониторинга деятельности исполнительного 
органа государственной власти. Данные мониторинга ежемесячно представлялись 
руководителю исполнительного органа, а также уполномоченному органу; 
2. Глава Приднестровья Евгений Шевчук издал Указ №341 от 5 августа 2014 года, 
предусматривающий ответственность за:  

«...публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную 
должность Приднестровской Молдавской Республики или государственную 
должность в органах местной власти и местного самоуправления 
Приднестровской Молдавской Республики, при исполнении им своих должностных 
обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного 
лица в совершении деяний, указанных в настоящем Указе, при условии, что факт 
клеветы установлен в судебном порядке».  

3. Решение Общественной палаты по результатам мониторинга информационной 
безопасности в ПМР. 

Рассмотрев вопрос мониторинга информационной безопасности, этот общественный 
орган считает, что угрозы и риски в области информационной безопасности 
Приднестровья  выросли и фиксирует возрастание активности зарубежных масс-медиа, 
в первую очередь электронных, распространяемых на территории Приднестровья, где 
пропагандируется решение молдо-приднестровского конфликта в рамках единой 
территориально целостной республики Молдова и проевросоюзовский выбор этого 
государства.  

Выражалась обеспокоенность тем, что "...эти действия не всегда находят 
адекватный ответ со стороны приднестровских СМИ".   

Для усиления работы в области информационной безопасности предлагалось 
разработать законопроект  о Концепции государственной информационной политики  
и утвердить мероприятия по осуществлению информационной безопасности 
Приднестровья.  

 



Центр независимой журналистики 

4. Государственная служба связи, информации и СМИ Приднестровья за 9 месяцев 
2014 года подготовила и аккредитовала 351 иностранного журналиста,  также были 
приняты и оформлены в соответствии с правилами аккредитации документы 100 
иностранных средств массовой информации. 

 

5. Принятые в Приднестровье законодательные акты: 

«О внесении изменений и дополнений в Закон «О средствах массовой 
информации» 
Устанавливает правовые основы для блокирования информации, содержащейся на 
сайтах в  глобальной сети Интернет, распространение которой в Приднестровье 
запрещено. уточняется понятие «средство массовой информации». В перечень СМИ 
вводится и «сетевое издание». Под сетевым изданием  предлагается понимать сайт в 
информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в 
качестве средства массовой информации. Для Интернет-СМИ регистрация остается 
добровольной. 
 
6. Предложенные к принятию в Приднестровье законодательные акты: 
Среди данных проектов необходимо отметить новую редакцию Закона «О средствах 
массовой информации», который внесло на рассмотрение правительство 
Приднестровья. 
Проект не обсуждался с журналистскими организациями и вызвал неоднозначное 
отношение медийного сообщества. 
 

СУДЕБНЫЕ ДЕЛА ПРОТИВ ПРЕССЫ 

По опросам приднестровских СМИ в 2014 году судебных дел против прессы не 
зафиксировано. 

СИТУАЦИЯ МОЛДО-ПРИДНЕСТРОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 

Освещение молдо-приднестровских отношений в сфере средств массовой информации 
Приднестровья по сравнению с прошлым периодом изменилось. Если в предыдущие 
периоды (времена И.Смирнова) ИА "Ольвия пресс" публиковало больше не 
информационных, а пропагандистских материалов, то созданное на его базе ИА 
"Новости Приднестровья" публикует больше новостей, и делает акцент на внутренних 
событиях. Молдо-приднестровские отношения освещаются крайне редко. Обычно это 
новости о работе Объединенной контрольной комиссии (ОКК). В этом плане больше 
всего информации по этой теме размещается на сайте Министерства иностранных дел 
Приднестровья (http://mfa-pmr.org).  

Первый Приднестровский канал (бывшее ТВ ПМР) также значительное число новостей 
и репортажей делает о внутренней жизни. В проекте "Публичная дипломатия. Внешняя 
политика" много материалов об  Евразийской интеграции.  



Центр независимой журналистики 

Наибольшее число материалов о молдо-приднестровских отношениях публикует газета 
"Приднестровье", но они, в основном, носят аналитический характер.  

Значительное число материалов (новостные, аналитические) было опубликовано в 
период принятия Соглашения об ассоциации Молдовы с Евросоюзом. В этом плане 
внешнеполитический курс Молдовы противопоставлялся курсу Приднестровья, 
которое демонстрирует приверженность сближению с Россией, Таможенным Союзом и 
Евразийским Союзом.  
 

ПРОБЛЕМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО СООБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ 
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КАКОВО 
БЫТЬ ЖУРНАЛИСТОМ В ПРИДНЕСТРОВСКОМ РЕГИОНЕ) 

Анализируя проблемы журналистского сообщества в процессе осуществления 
профессиональной деятельности, необходимо в первую очередь отметить то, что 
абсолютное большинство рабочих мест для журналистов Приднестровья находится в 
официальных медиа. С приходом нового руководства  Приднестровья отношение к 
ним менялось: проведена реорганизация ряда СМИ, приобретено новое оборудование, 
изменился количественный состав и т.д. Однако по-прежнему актуальным для 
журналистов региона стоит остается  повышения уровня профессионального 
мастерства.   

По мнению Николая Лизунова, советника главы Приднестровья по СМИ, в 
официальных СМИ нет цензуры. Имеющиеся случаи снятия материала объясняются.  

В то же время у большинства журналистов доминирует т.н. самоцензура, которая не 
позволяет писать так, как требует сегодня время, считает Людмила Коваль, главный 
редактор газеты "Профсоюзные вести": 

До сих пор существуют вопросы по доступу к информации. По сравнению с 
предыдущими периодами жизни Приднестровья (руководитель И.Смирнов) 
возможности получения информации увеличились: высшее руководство 
демонстрирует гласность своих действий; были созданы пресс-службы в городах и 
районах региона, проводятся регулярные встречи ответственных лиц исполнительных 
органов с населением и журналистами. Несмотря на это, наблюдаются случаи 
задержки или непредставления информации журналистам по их запросам. 

 

ТЕНДЕНЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ПРИДНЕСТРОВСКОГО РЕГИОНА 

В 2015 году в Приднестровском регионе будут проводиться выборы депутатов 
местных Советов народных депутатов и Верховного Совета. Можно прогнозировать, 
что со стороны исполнительной власти усилится контроль за негосударственными 
СМИ. Учитывая то, что таких СМИ немного, жесткий контроль способен привести к 
сужению медийного поля со стороны негосударственных СМИ и расширению его доли 
со стороны официальных медиа. 

В будущем году власти Приднестровья предпримут усилия для повышения 
прозрачности  работы зарегистрированных на территории региона СМИ. Для этого 

http://m.dev.kp.md/daily/26284/3162331/


Центр независимой журналистики 

можно ожидать изменений в действующем законодательстве, с усилением контроля и 
ответственности за работой медиа и журналистов.  

Можно предположить, что на законодательном уровне исполнительной властью 
Приднестровья вновь будет предпринята попытка изменить действующий Закон "О 
СМИ" или заменить его на новый, который находится на рассмотрении 
законодательного органа.  

В дальнейшем, учитывая нарастающий интерес населения к общению и 
распространению информации через глобальную сеть, нужно ждать появления новых 
интернет СМИ.  

В связи с расширением вещания на территорию Приднестровья молдавских 
радиостанций, возможна ответная реакция Приднестровья. В какой форме она будет 
проявляться, прогнозировать сложно. 

Активизация в Приднестровье деятельности журналистских сообществ маловероятна. 
Это связано с преобладанием в регионе официальных СМИ и низкой корпоративной 
солидарностью. 

Можно предположить, что количество печатных СМИ еще больше сократиться. 
Негосударственные СМИ, скорее всего, сохранятся в Рыбнице ("Добрый День"), в 
Тирасполе ("Профсоюзные вести"). 

В связи с недостатком бюджетных средств ожидается значительное сокращение ряда 
местных официальных СМИ. Так, например, Бендерское телевидение (БТВ) имело в 
2014 году штат в 47 человек. В 2015 году планируется сократить численность 
сотрудников до 10 человек. Сокращение ожидается и в газете "Новое время" 
(Бендеры).  

В декабре депутаты законодательного органа приняли решение уменьшить 
финансирование ГУ «Приднестровская государственная телерадиокомпания», помимо 
сокращения фонда оплаты труда на 7%, на три миллиона рублей (примерно 270 тыс. $ 
США). Если это решение сохранится, то можно ожидать сокращение численности 
сотрудников этого учреждения. Напомню, что в его состав входят следующие СМИ: 
Первый Приднестровский канал (бывшее ТВ ПМР), "Радио 1" ("Радио 
Приднестровья") и Информационное Агентство "Новости Приднестровья".  

V  Прогноз на 2015 год 

Румынская пословица говорит, что «дела, отложенные с сегодня на завтра, остаются 
незавершенными» („lucrul lăsat de azi pe mâine, aşa rămâne”); такой же может быть и 
судьба законопроектов, «унаследованных» новым руководством страны после 
парламентских выборов 2014 года. По крайней мере, можно ожидать, что проект 
нового кодекса телевидения и радио, разработанного гражданским обществом и 
поддержанного Либеральной партией (ЛП), не будет утвержден, поскольку ЛП больше 
не входит в новую правящую коалицию. В то же время, наличие различных 
предложений о внесении изменений в действующий Кодекс телевидения и радио, 



Центр независимой журналистики 

зарегистрированных в Парламенте в 2014 году, доказывает, что в Кодексе есть много 
недостатков и он нуждается в многочисленных исправлениях. Тем более что с каждым 
годом Кодекс все в меньшей мере отвечает проблемам и нуждам, возникающим в 
области телевидения и радио. Например, опыт прошлого года показал, что если 
законодательство не регулирует непосредственно какое-либо поведение или проблему, 
это «молчание» оставляет место для толкований и ведет к злоупотреблениям и 
конфликтам (таким как конфликт между КСТР и StarNet или проблема политической 
рекламы ПСРМ и других партий вне избирательной кампании). 

Прогнозы для СМИ на 2015 год не очень оптимистичны, учитывая, что в этом году 
события и информационный поток сконцентрируются вокруг общих местных выборов, 
которые состоятся летом. Ажиотаж в связи с выборами продлится весь 2015 год, а 
поведение СМИ никого не удивит, поскольку уже имеется ясная картина их 
политической аффилированности. Усугубление конфликта в Украине приведет к 
повторению проблемы российских телеканалов, ретранслируемых в Молдове, а также, 
скорее всего, и реакции потребителей этих СМИ на попытки прекратить 
манипулирование публикой. К сожалению, у КСТР есть слишком мало инструментов 
для немедленного вмешательства, а применяемые им санкции могут быть отложены 
судом на год или более, в зависимости от длительности судебного процесса. По этому 
вопросу необходимы обсуждения, которые привели бы к применению эффективных 
мер для обеспечения информационной безопасности страны. 

Прогнозы относительно ТРМ также остаются мрачными, поскольку помимо того, что в 
случае избрания в 2015 году необходимых шести членов Совета наблюдателей они 
обязательно будут представлять поддержавшую их партию, Совету наблюдателей, в 
свою очередь, предстоит избрать президента компании. Шансы, что он будет 
независимым, слабы.  

 
 

 


	5. Принятые в Приднестровье законодательные акты:
	«О внесении изменений и дополнений в Закон «О средствах массовой информации»
	Значительное число материалов (новостные, аналитические) было опубликовано в период принятия Соглашения об ассоциации Молдовы с Евросоюзом. В этом плане внешнеполитический курс Молдовы противопоставлялся курсу Приднестровья, которое демонстрирует прив...

	Анализируя проблемы журналистского сообщества в процессе осуществления профессиональной деятельности, необходимо в первую очередь отметить то, что абсолютное большинство рабочих мест для журналистов Приднестровья находится в официальных медиа. С прихо...
	По мнению Николая Лизунова, советника главы Приднестровья по СМИ, в официальных СМИ нет цензуры. Имеющиеся случаи снятия материала объясняются.
	В то же время у большинства журналистов доминирует т.н. самоцензура, которая не позволяет писать так, как требует сегодня время, считает Людмила Коваль, главный редактор газеты "Профсоюзные вести":
	До сих пор существуют вопросы по доступу к информации. По сравнению с предыдущими периодами жизни Приднестровья (руководитель И.Смирнов) возможности получения информации увеличились: высшее руководство демонстрирует гласность своих действий; были созд...

