
            

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ СМИ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ  
к всеобщим местным выборам 20 октября 2019 года  

и к новым парламентским выборам в одномандатных округах 
№ 17, 33, 48 и 50  

 
Отчет № 1 

20 – 27 сентября 2019 года 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Данный отчет составлен Центром независимой журналистики при поддержке Фонда 

Восточная Европа, из средств, предоставленных Швецией, и при поддержке Агентства США 
по международному развитию (USAID) и британского агентства UKAid. 

Представленные здесь мнения принадлежат авторам и могут не совпадать с мнением 
финансирующих организаций. 



            

1. Цель и задачи проекта: Мониторинг и информирование общественности о 
деятельности средств массовой информации в ходе избирательной кампании и 
о доступе конкурентов на выборах к СМИ. В рамках мониторинга анализируются 
журналистские тенденции, которые могут повлиять на работу СМИ и поставить 
под угрозу их способность предоставлять общественности достоверную, 
беспристрастную и плюралистическую информацию. 
 
Период мониторинга: 20 сентября – 19 октября 2019 года 
 
Критерии отбора СМИ для мониторинга: 

• Аудитория / воздействие: национальное, региональное 

• Тип СМИ: аудиовизуальные 

• Форма собственности: государственная, частная 

• Язык вещания: румынский, русский 
 
Список СМИ, охваченных мониторингом: 
 

Moldova 1 (19:00) – государственный телеканал, национальное покрытие, 
вещает на румынском и русском; 

Prime TV (21:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

Publika TV (17:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

Jurnal TV (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

NTV Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

RTR Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

TV 8 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

Pro TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском; 

Accent TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

Televiziunea Centrală (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, 
вещает на румынском и русском.  

 
 
2. Методология  
 
Был проведен мониторинг всего содержимого главных ежедневных выпусков 
новостей на каждом телеканале и были проанализированы материалы, 
имеющие прямое или косвенное отношение к выборам. Материалы были 
подвергнуты оценке с точки зрения содержания и контекста, чтобы определить, 
оказывают ли их авторы предпочтение отдельным партиям/другим политическим 
формированиям или ставят их в невыгодное положение. Материалы были 
проанализированы в соответствии со следующими критериями объективного 
освещения: 
 
Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 



            

Согласно Деонтологическому кодексу журналиста, новости должны быть 
беспристрастными и объективными и не должны оказывать предпочтения 
отдельным партиям/группам/лицам в ущерб другим. Присутствие элементов 
дискриминации в репортажах и новостях является первым критерием 
представления действительности сквозь призму мнений журналиста. 
Фильтрация новостей и минимальный анализ истории и контекста также говорят 
о защите интересов отдельных персонажей, а не общественности. 
 
Корректность и сбалансированность источников / плюрализм мнений 
Чтобы быть корректными и сбалансированными, материалы должны 
представлять все задействованные стороны, особенно когда речь идет о 
спорных темах, и проявлять равное отношение к оппонентам. Также, СМИ 
должны обеспечивать доступ к различным взглядам, чтобы помочь аудитории 
прийти к собственному мнению о событиях. 
 
Языковой стиль, видеоряд 
Использование преувеличений и предосудительных выражений, таких как 
ругательства или ярлыки в адрес определенных лиц или организаций, а также 
обработка фото и видео таким образом, чтобы представить определенных 
персонажей в отрицательном свете, вызывают серьезные сомнения 
относительно соблюдения этических и профессиональных стандартов. 
Поведение журналистов выглядит неэтичным в частности тогда, когда 
содержание фото и видео не соответствует действительности, когда они 
подделаны, или когда новости сопровождают кадрами, не имеющими отношения 
к тексту. 
 
3. Данные мониторинга 
 
Moldova 1 

Участие в избирательной кампании 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года общественный телеканал Moldova 1 
активно освещал в своих выпусках новостей темы, касающиеся выборов, 
которые были представлены в двух отдельных рубриках: «Всеобщие местные 
выборы 2019» и «Новые парламентские выборы 2019». Всего в 8 выпусках 
новостей канал Moldova 1 передал 53 сюжета предвыборного характера. 
Большинство из них касалось вступления кандидатов в кампанию, 
представления их предвыборных программ, существующих проблем и 
предлагаемых ими решений. 

Канал Moldova 1 осветил в новостях избирательную кампанию к выборам 
примара муниципия Кишинев и к выборам депутатов, которым предстоит занять 
освободившиеся места в парламенте. Данный канал вскользь сообщил об одном 
кандидате из Комрата и о другом кандидате из Кэушень. В большинстве 
новостных сюжетов освещались мероприятия по случаю вступления конкурентов 
в избирательную кампанию, их приоритеты, определенные ими проблемы и 
предложенные решения. Кроме того, были представлены результаты 
соцопросов, опубликованных в этот период, а также отчеты по мониторингу, 
выполненные гражданским обществом. Тем не менее, большинство сюжетов 
сообщало о кампании к всеобщим местным выборам в муниципии Кишинев – 
около 60% от общего числа соответствующих материалов. 



            

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Из 53 новостных сюжетов предвыборного характера, переданных каналом 
Moldova 1 в вышеуказанный период, в большинстве информация была 
представлена объективно и беспристрастно. Не было замечено существенных 
нарушений норм профессиональной этики, способных исказить информацию, 
или проблем с отделением фактов от мнений. Только в одном сюжете было 
замечено пристрастное отношение журналиста: в выпуске новостей 20 сентября, 
в сюжете о достижениях Министерства внутренних дел (МВД) за первые 100 дней 
работы цитируются три источника, говорившие об успехах министерства. Сюжет 
не был сбалансирован «голосами», представляющими другую точку зрения. 
Одним из источников был министр внутренних дел, кандидат от блока 
ACUM/ПДС/ППДП на пост примара столицы Андрей Нэстасе. Положительный 
контекст сюжета благоприятен кандидату Андрею Нэстасе. Следует отметить, 
что в других сюжетах на данную тематику цитировался, как правило, один или 
два источника, даже в материалах на спорные темы. Большинство конкурентов 
на выборах были представлены или упомянуты в нейтральном контексте. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Общественный телеканал Moldova 1 предоставил эфирное время большинству 
кандидатов на выборах. Тем не менее, большинство новостных сюжетов 
отражали мнение только одного источника (первоисточника новости), не цитируя 
второй источник и/или не дополняя материал информацией о контексте. У 29 
сюжетов был только один источник, в основном кандидаты на выборах. Чаще 
всего в новостях цитировались или упоминались кандидаты на пост примара 
муниципия Кишинев Ион Чебан от Партии социалистов Республики Молдова 
(ПСРМ) – 7 раз, Андрей Нэстасе от блока ACUM/ПДС/ППДП и Дорин Киртоакэ от 
Либеральной партии (ЛП) – по 5 раз каждый. Кандидат Нашей партии (НП) Иван 
Дьяков, кандидат Партии национального единства (ПНЕ) Октавиан Цыку и 
кандидат Демократической партии (ДПМ) Владимир Чеботарь 
упоминались/цитировались в трех новостях каждый. Остальные кандидаты на 
пост примара столицы были процитированы/упомянуты по два раза или по 
одному разу. 

В контексте новых парламентских выборов 2019 года, все кандидаты были 
упомянуты как минимум один раз. Были переданы новостные сюжеты с 
конференций/мероприятий, которые организовали Ион Тергуцэ, кандидат от 
блока ACUM в округе № 17, и независимые кандидаты в округе № 50 Ион Дрон и 
Илие Ротару. Галина Сажин, кандидат от блока ACUM в том же округе, была 
упомянута в отдельном сюжете, в контексте нарушения законодательства о 
выборах. 

В девяти сюжетах прозвучали обвинения, некоторые по поводу нарушений, 
допущенных кандидатами, и в шести из них было представлено мнение второй 
стороны. Таким образом, остались несбалансированными следующие новости: 
об обвинении Галины Сажин (ACUM/ПДС/ППДП) в том, что в ходе избирательной 
кампании она появляется перед камерой рядом с премьер-министром Майей 
Санду, на фоне здания Парламента (26 сентября); об утверждении Иона Тергуцэ 
(ACUM/ПДС/ППДП), что в Ниспоренах на государственные средства была 
дважды отремонтирована дорога (26 сентября); и о том, что независимый 
кандидат Руслан Кодряну оспорил решение ЦИК об отказе регистрировать его 
для участия в выборах (27 сентября). 



            

С точки зрения обеспечения гендерного равенства, ситуация была в ущерб 
женщин, которые были процитированы 3 раза, при том, что мужчин цитировали 
50 раз. 

Языковой стиль и видеоряд 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года, в выпусках новостей на общественном 
телеканале Moldova 1 не было замечено случаев применения 
дискриминирующих выражений в адрес конкурентов на выборах или кадров, 
искажающих действительность и позволяющих усомниться в соблюдении 
этических и профессиональных норм. 

 
Prime TV 

Участие в избирательной кампании 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года Prime TV передал 24 сюжета на 
предвыборную тематику в главном выпуске новостей дня. Данный телеканал 
включил новости предвыборного характера в рубрики «Всеобщие местные 
выборы 2019» и «Новые парламентские выборы 2019». В рамках специальных 
рубрик телеканал показал сюжеты на общие темы, касающиеся избирательного 
процесса, такие как утверждение ЦИК образцов бюллетеней для голосования, 
официальное начало избирательной кампании к всеобщим местным выборам и 
к новым парламентским выборам или определение порядка кандидатов в 
бюллетене для голосования, а также сюжеты о кандидатах, участвующих в гонке 
за пост примара Кишинева. В рубрике «Новые парламентские выборы 2019», 
Prime TV представил результаты двух соцопросов о политических предпочтениях 
избирателей. Как минимум пять сюжетов было передано вне рубрик, 
посвященных выборам. Данные сюжеты имели косвенное отношение к выборам 
и в них цитировались и/или упоминались отдельные кандидаты. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Темы об избирательном процессе и о вступлении кандидатов в кампанию в 
основном освещались на Prime TV объективно и беспристрастно. Тем не менее, 
в шести случаях сюжеты на предвыборную тематику были некорректными, 
поскольку журналисты в них применили наклеивание ярлыков, комментарии и 
собственную оценку фактов, касающихся избирательной кампании. Например, 
опубликованный 26 сентября соцопрос был истолкован следующим образом: 
«Шансы ППДП попасть в Парламент увеличатся только если Нэстасе 
продолжит идти рука об руку с ПДС под руководством Майи Санду …». В 
нескольких случаях была замечена тенденциозность телеканала при освещении 
некоторых конкурентов. Речь идет, например, о сюжетах о кассационной жалобе, 
поданной в Верховный суд предпринимателями Виктором и Виорелом Цопа, об 
обвинениях в адрес руководства страны в связи с «нападением» на два 
телеканала, или о покушении на убийство бывшего лидера ДПМ. Во всех этих 
материалах упоминается имя кандидата от ACUM Андрея Нэстасе, который 
появляется и на видео, хотя это было неуместно, поскольку этот персонаж не 
имел непосредственного отношения к освещаемым темам. 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года Prime TV не оказывал явного 
предпочтения ни одному кандидату на пост примара муниципия Кишинев, 
представляя большинство кандидатов относительно нейтрально в новостях о 
них. Тем не менее, кандидат от ACUM/ПДС/ППДП Андрей Нэстасе был 



            

поставлен в невыгодное положение тем, что сюжеты о нем были 
тенденциозными, и что он постоянно прямо и косвенно присутствовал в главных 
выпусках новостей в исключительно отрицательном контексте. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В период мониторинга Prime TV упоминал и/или цитировал в новостях на 
предвыборную тематику всех кандидатов, вступивших в избирательную 
кампанию к всеобщим местным выборам и/или зарегистрированных/не 
зарегистрированных для участия в выборах. В конфликтных новостях о 
некоторых кандидатах (Андрей Нэстасе от ACUM/ПДС/ППДП, Валериу Мунтяну 
от Союза спасения Бессарабии (ССБ), Дорин Киртоакэ от ЛП и Ион Чебан от 
ПСРМ) данный телеканал не всегда обеспечивал сбалансированность 
источников и плюрализм мнений: в четырех случаях не было представлено 
мнение второй стороны, с примечанием, что та не ответила на телефонный 
звонок, чтобы прокомментировать обвинения/заявления. Репортеры не 
попытались найти альтернативные источники, которые бы подтвердили или 
опровергли обвинения. 

Ни одному из кандидатов не было отдано предпочтение в новостях 
предвыборного характера, что могло бы свидетельствовать о явной 
политической ангажированности. В соответствующих новостных сюжетах 
кандидаты цитировались и/или упоминались следующим образом: Ион Чебан 
(ПСРМ) – 9 раз, Андрей Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП) и Дорин Киртоакэ (ЛП) – по 
8 раз, Валериу Мунтяну (ССБ) – 7 раз, Виктор Киронда (движение «Новая сила» 
(F9)) – 5 раз, Руслан Кодряну (независимый кандидат) и Октавиан Цыку (Партия 
национального единства (ПНЕ)) – по 4 раза. Остальные кандидаты цитировались 
или упоминались по 3 и 2 раза. 

В материалах о новых парламентских выборах, ПСРМ, ПДС, ППДП и Партия 
«Шор» упоминались по два раза, а ПКРМ – один раз. Также, имена Марины 
Таубер и Регины Апостоловой (партия «Шор») упоминались в новостях 
предвыборного характера по 5 и 4 раза, соответственно, как кандидаты в 
советники примара муниципия Оргеев. 

Соотношение источников с точки зрения гендерной принадлежности было в 
пользу мужчин (68 против 19). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль Prime TV в новостях об избирательном процессе и о 
большинстве кандидатов, зарегистрированных/не зарегистрированных для 
участия в выборах, был нейтральным, а архивные кадры были помечены 
соответствующим образом. Следует отметить, что в ряде кадров, 
сопровождавших материалы вне рубрик, посвященных выборам (кассационная 
жалоба предпринимателей Виктора и Виорела Цопа в Верховный суд, покушение 
на убийство Владимира Плахотнюка и обвинения в запугивании прессы 
руководством страны), появляется кандидат ACUM/ПДС/ППДП Андрей Нэстасе, 
хотя это неуместно с редакционной точки зрения. 

 

Publika TV 

Участие в избирательной кампании 



            

В период с 20 по 27 сентября 2019 года телеканал Publika TV выпустил в эфир 
21 новостной сюжет прямого или косвенного предвыборного характера. Почти 
все они были включены в отдельную рубрику «Всеобщие местные выборы 2019» 
(16 сюжетов) и/или «Новые парламентские выборы 2019» (2 сюжета). 
Большинство этих материалов сообщали о мероприятиях, посвященных 
вступлению в избирательную кампанию кандидатов на пост примара муниципия 
Кишинев, о предвыборных приоритетах кандидатов, а также об обвинениях, 
озвученных одними кандидатами против других. В 3 случаях Publika TV передал 
материалы, имеющие косвенное отношение к выборам, которые не были 
включены в рубрики о выборах. Все эти материалы касались Андрея Нэстасе, 
кандидата от блока ACUM/ПДС/ППДП на пост примара муниципия Кишинев: 
«Андрей Нэстасе представил отчет о своей работе на посту министра» (20 
сентября); «Товарищеские споры в ACUM» (21 сентября), где сообщалось об 
объявлении Нэстасе о том, что он будет участвовать в кампании к местным 
выборам в Кишиневе; и «Отчет Правительства Майи Санду» (24 сентября), 
где Publika TV также упоминал Андрея Нэстасе. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Значительная часть новостей предвыборного характера, переданных Publika TV, 
была пристрастной и выполненной с нарушением положений Деонтологического 
кодекса журналиста. Смешивание фактов с мнениями, допущенное 
журналистами при освещении событий, привело к тому, что одни кандидаты 
были поставлены в неблагоприятное положение, а другие – в благоприятное. 
Один из таких примеров – материал под заголовком «Андрей Нэстасе 
представил отчет о своей работе на посту министра» (20 сентября): 
«Спустя 100 дней с момента вступления в должность министра внутренних 
дел, Андрей Нэстасе представил отчет о своей работе, который он прочел с 
листа. Нэстасе похвалился целым рядом проектов, которые были 
инициированы и осуществлены бывшим руководством …»; «Главы 
подразделений представили отчеты о своей деятельности, однако Андрей 
Нэстасе, который сел возле своего кума Георге Бэлана, назначенного на пост 
временно исполняющего обязанности главы Генерального инспектората 
полиции, больше уделил внимание своему телефону, чем подчиненным». Этот 
же прием был замечен в другой новости, «Товарищеские споры в ACUM» (21 
сентября): «Ситуация в блоке ACUM накаляется. Депутат ПДС Михай Попшой 
заявил, что лидер ППДП является общим кандидатом двух политических 
формирований на пост столичного градоначальника. Это объявление вывело 
из себя Нэстасе, который дал резкий ответ своему коллеге по блоку». 

В некоторых материалах Publika TV сменил акценты, таким образом исказив 
действительность. Например, в сюжете о вступлении в кампанию кандидата 
Румынской народной партии (РНП) Влада Цуркану журналисты данного 
телеканала упомянули, что «с самого начала своей речи Цуркану высказал 
критику в адрес коалиции между социалистами и блоком ACUM», при том, что 
на самом деле Цуркану только сказал, что «нельзя допустить, чтобы 
социалисты победили в столице», без непосредственной критики в адрес 
коалиции ПСРМ-ACUM. 

С другой стороны, сюжет о Владимире Чеботарь, кандидате ДПМ на пост 
примара муниципия Кишинев, поставил того в выгодное положение стилем 
освещения, включением нескольких источников (Владимир Чеботарь, Павел 



            

Филип, Думитру Дьяков) и положительным контекстом. Следует отметить, что ни 
в одном другом сюжете не присутствовало такое количество прямых источников. 

Андрей Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП) был героем наибольшего количества 
новостных сюжетов (4), однако во всех он был показан в отрицательном свете. 
Судя по тому, что сюжеты, в которых говорилось об Андрее Нэстасе, касались 
выборов лишь косвенно и не сообщали о его участии в выборах, можно 
констатировать, что Publika TV воспользовался этими сюжетами, чтобы 
поставить его как конкурента на выборах в невыгодное положение. 

Ион Чебан, кандидат ПСРМ на пост столичного градоначальника, был 
представлен в одном сюжете в слегка отрицательном контексте («Чебан 
обещает золотые горы», 20 сентября) и один раз в нейтральном контексте, в 
сюжете «Чебан не боится Киртоакэ», где кандидат ПСРМ отвечает на 
обвинение Дорина Киртоакэ в том, что он якобы пользуется административными 
ресурсами для предвыборной агитации (27 сентября). В свою очередь, Дорин 
Киртоакэ (ЛП) упоминался в двух сюжетах. В одном из них («Вступление в 
кампанию», 22 сентября) он был представлен нейтрально, а во втором («Чебан 
не боится Киртоакэ», 27 сентября) он предстал в отрицательном свете, 
поскольку Publika TV подчеркнул проблемы Дорина Киртоакэ с законом. 

Независимый кандидат Руслан Кодряну был упомянут в 3 сюжетах, по одному в 
выпусках новостей 25, 26 и 27 сентября. Все они касались его исключения из 
предвыборной гонки, при этом кандидат был представлен в нейтральном и 
положительном свете. В свою очередь, Виктор Киронда, лидер партии F9, был 
представлен нейтрально в двух сюжетах («Вступление в кампанию», 24 
сентября, и «Решения для дорожного движения в столице», 26 сентября). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Publika TV цитировал и/или упоминал в новостях нескольких кандидатов на 
всеобщих местных выборах. На первом месте был Андрей Нэстасе 
(ACUM/ПДС/ППДП), который был представлен 4 раза, далее шли Руслан 
Кодряну – 3 раза, Ион Чебан (ПСРМ), Дорин Киртоакэ (ЛП), Виктор Киронда (F9) 
– по 2 раза, и Владимир Чеботарь (ДПМ), Влад Цуркану (РНП) и Октавиан Цыку 
(ПНЕ) – по одному разу. 

Большинство из 8 новостей на спорные темы, выпущенных Publika TV в отчетный 
период, было несбалансированным, представляя только одну точку зрения, 
высказывая обвинения или представляя информацию и подробности, которые 
требовали ответного слова. Например, в новостях об Андрее Нэстасе (4 сюжета) 
информация была представлена с одной точки зрения, без его ответного мнения. 
Также, Publika TV не обеспечил право на ответ ПСРМ и ее кандидату Иону 
Чебану в новостях 22 сентября, когда кандидат РНП Влад Цуркану сказал, что 
нельзя допустить, чтобы в столице победили социалисты. 

Больше всего в материалах предвыборного характера телеканал цитировал 
мужчин (16), а женщин, соответственно, было представлено меньше (6). 

Языковой стиль и видеоряд 

Некоторые материалы на тему данного мониторинга, выпущенные Publika TV, 
содержали выражения, которые могли спроецировать отрицательный образ на 
некоторых конкурентов на выборах. Например, в новостях об Андрее Нэстасе 
журналисты Publika TV воспользовались выражениями «похвастался», «прочел 
с листа». При этом видеоряд, отобранный для сопровождения новостей об 



            

Андрее Нэстасе, был направлен на представление его в неблагоприятном свете: 
чаще всего он был показан в отрицательном образе (когда он чесал нос, тер 
глаза или грубо обращался с людьми). 

 

Jurnal TV  

Участие в избирательной кампании 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года телеканал Jurnal TV передал всего 19 
материалов на тему данного мониторинга, из которых большинство было 
новостными сюжетами предвыборного характера. Материалы, непосредственно 
касающиеся избирательной кампании, были включены в выпуски новостей в 
рубрику «Местные выборы 2019». В них в основном сообщалось о регистрации 
кандидатов и их вступлении в предвыборную гонку, о встречах с избирателями, 
о деятельности Центральной избирательной комиссии, о соцопросах, отчетах о 
мониторинге, опубликованных гражданским обществом, и т.д. 

Материалы, косвенно касающиеся выборов, сообщали о деятельности 
некоторых кандидатов вне кампании, а также о деятельности с участием членов 
партий, которая могла бы повлиять на мнение общественности о кандидатах 
соответствующих партий. В число материалов, косвенно касающихся выборов, 
входят сюжеты на следующие темы: интервью, которое министр внутренних дел 
Андрей Нэстасе дал одному украинскому новостному СМИ (24 сентября), где 
говорится, что соглашение с ПСРМ не следовало подписывать; возможное 
восстановление в правах бывшего судьи Георге Бэлана (24 сентября), где 
говорится, что на пост временно исполняющего обязанности главы Генерального 
инспектората полиции его назначил Андрей Нэстасе; отчет министра внутренних 
дел по истечении 100 дней у власти (20 сентября). Другие сюжеты, имеющие 
косвенное отношение к выборам, сообщали о плохом состоянии дорог в 
некоторых районах страны, о реакции прокуроров на решение суда о помещении 
Марины Таубер под домашний арест, а Регину Апостолову – под судебный 
контроль (20 сентября). 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В отчетный период, Jurnal TV осветил все мероприятия конкурентов на выборах, 
проявив корректность в процессе отбора тем для материалов о предвыборной 
деятельности. Репортажи, включенные в рубрику о выборах, как правило 
представляли информацию о соответствующих действиях кандидатов, с 
уточнением, что в тот день не было организовано других мероприятий и не было 
опубликовано других пресс-релизов. Следует отметить, что во всех материалах 
присутствовали только заявления о предвыборных платформах конкурентов, без 
информации о контексте и без мнений экспертов, которые могли бы более четко 
представить картину относительно предвыборных обещаний. 

В большинстве случаев кандидаты были представлены нейтрально. Чаще всего 
в материалах сообщалось о предвыборной деятельности кандидата ПСРМ Иона 
Чебана (7 раз), который почти ежедневно организовывал предвыборные 
мероприятия. Следующим был Андрей Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП), который 
был героем 6 новостных сюжетов о предвыборной деятельности и об 
избирательном процессе, а также о его деятельности в качестве министра. 
Материалы были нейтральными, однако сюжеты, имеющие косвенное 
отношение к выборам, могли перенести положительный образ министра Нэстасе 



            

на кандидата Нэстасе. Остальные конкуренты на выборах были представлены в 
материалах о предвыборной деятельности в зависимости от организованных 
мероприятий, которые были освещены нейтрально. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Канал Jurnal TV цитировал и/или упоминал в соответствующих новостных 
материалах нескольких конкурентов на выборах. Чаще всего в новостях был 
представлен кандидат ПСРМ Ион Чебан (7 раз), за которым следовал Андрей 
Нэстасе от ACUM/ПДС/ППДП (6 раз). Дорин Киртоакэ (ЛП) 
цитировался/упоминался в 3 материалах, а остальные кандидаты – по одному 
или два раза. Большинство материалов предвыборного характера, переданных 
каналом Jurnal TV в отчетный период, представляло точку зрения кандидатов, и 
цитировались в них только соответствующие кандидаты. 

В большинстве материалов на спорные темы (4 из 5) Jurnal TV обеспечил 
плюрализм мнений и сбалансированность источников. В одном случае 
сбалансированность источников была нарушена – в сюжете о повторном 
ремонте одной дороги в районе Ниспорень, после того, как она была 
отремонтирована в рамках программы «Хорошие дороги для Молдовы». В этом 
материале присутствует критика в адрес бывшего руководства страны и речь 
кандидата ACUM/ПДС/ППДП Иона Тергуцэ в округе №17 в Ниспорень, однако в 
нем отсутствует мнение властей, в адрес которых прозвучало обвинение в 
отмывании денег. 

Гендерное равенство данный телеканал не обеспечил, процитировав 31 
мужчину и всего 2 женщины. Это объясняется тем, что телеканал цитировал в 
основном кандидатов на выборах, которыми являются мужчины. 

Языковой стиль и видеоряд 

В отчетный период языковой стиль и видеоряд, использованные телеканалом 
Jurnal TV в репортажах предвыборного характера, соответствовали принципам 
профессиональной этики. 

 

NTV Moldova 

Участие в избирательной кампании 

Телеканал NTV Moldova передал в отчетный период 16 новостных сюжетов с 
участием кандидатов на всеобщих местных выборах и новых парламентских 
выборах. В данных материалах, включенных в рубрику «Всеобщие местные 
выборы 2019», информация об обещаниях кандидатов или об избирательном 
процессе была представлена положительно или нейтрально. 

В то же время, в выпусках новостей присутствовали и сюжеты, не включенные в 
эту рубрику, которые в исключительно положительном свете представляли 
кандидатов ПСРМ на пост муниципальных советников в Кишиневе, в хвалебном 
тоне сообщая о вкладе советников и депутатов от ПСРМ в благоустройство 
столицы. Они цитировались в контексте, в котором у них была возможность 
рассказать, что они сделали для города и что они планируют по части 
управления общественными делами. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 



            

13 из 16-ти новостных сюжетов на тему мониторинга сообщали о кандидатах 
ПСРМ, и только 3 – о деятельности других кандидатов. 10 материалов были 
включены в рубрику «Всеобщие местные выборы 2019», и героем 6 из них был 
Ион Чебан. Кандидат на пост примара столицы от ПСРМ был представлен 
исключительно в положительном свете: в 4 сюжетах были представлены его 
планы относительно города, его вступление в избирательную кампанию, 
приоритеты по модернизации города, строительство автостоянок, строительство 
объездной дороги, а в 2 других сюжетах были представлены результаты двух 
соцопросов, согласно которым Ион Чебан был лидером предвыборной гонки. В 
обоих сюжетах о соцопросах, социологи комментировали результат, который 
получил Чебан: «Я объяснил бы это тем, что он часто появляется в СМИ, 
выступает с эффективными программами, с конкретными решениями, и 
очень часто появляется в Кишиневе. Потому что люди понимают, что 
детские площадки и многое хорошее было сделано по его инициативе, 
то есть при его непосредственном содействии», цитируется Ион Мокану, 
председатель Ассоциации социологов и демографов (23 сентября). В новостном 
сюжете о другом соцопросе 25 сентября репортер также применяет оценочные 
выражения в адрес кандидатов: «В то время как кандидат социалистов 
предлагает избирателям решения на серьезные проблемы, Андрей Нэстасе 
отчаянно пытается удержать разочарованных избирателей блока ACUM, 
считает директор Intellect Grup Ян Лисневский». Таким образом, представленной 
информацией и оценками репортера и выступавших непосредственно 
продвигается кандидат Ион Чебан и ставится в неблагоприятное положение 
Андрей Нэстасе, его оппонент на выборах. Другие оппоненты Иона Чебана, о 
которых говорилось всего в 3 сюжетах, были представлены в нейтральном 
контексте. 

Телеканал NTV Moldova явно продвигал и других кандидатов от ПСРМ на 
местных выборах. Вне специальной рубрики был показан сюжет о примаре села 
Котюжень Бричанского района Михаиле Урсу, кандидате ПСРМ, который по 
случаю Дня села поблагодарил председателя Парламента Зинаиду Гречаную за 
поддержку, оказываемую селу (23 сентября). Также, кандидаты в 
муниципальные советники Кишинева Александр Одинцов и Динарь Кожокару 
были героями 3 сюжетов: первый 23 и 24 сентября, в материалах о 
благоустройстве парка на ул. Мария Дрэган и о неправильном размещении 
светофоров, второй – 24 сентября, в материале об установке тактильного 
покрытия на некоторых улицах. 

Кроме того, депутат от ПСРМ Петру Бурдужа появился в двух текущих новостях, 
рассказывая о благоустройстве парка «по инициативе социалистов» (25 
сентября) и о реабилитации улицы Студенческой (26 сентября), что якобы стало 
возможным благодаря настойчивости фракции социалистов в Муниципальном 
совете Кишинева. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Ион Чебан (ПСРМ) цитировался/упоминался больше других кандидатов, став 
главным героем 6 отдельных новостных сюжетов. Для сравнения, другие 
кандидаты были включены по двое или трое в один сюжет: Владимир Чеботарь 
(ДПМ), Думитру Цыра (НЕПМ) и Дорин Киртоакэ (ЛП) в одной новости (25 
сентября), Андрей Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП) и Дорин Киртоакэ (ЛП) – в другом 
сюжете (23 сентября). Новости NTV Moldova, прямо или косвенно касающиеся 
кандидатов, не сообщали о каких-либо конфликтных ситуациях и не содержали 



            

критику в адрес конкурентов, за исключением одной (25 сентября), в которой 
репортер, цитируя эксперта, утверждал, что избиратели разочарованы в блоке 
ACUM. Предвыборные обещания кандидатов как правило были освещены 
нейтрально, а в некоторых случаях, когда речь шла о других конкурентах, кроме 
ПСРМ, репортеры проявили критический подход (например, в конце сюжета о 
вступлении Дорина Киртоакэ (ЛП) в кампанию было сказано, что на его имя 
открыты уголовные дела, при том, что о прошлом других кандидатов не 
упоминалось). Информация о социалистах подавалась в положительном свете, 
без критического подхода и без плюрализма источников. Таким образом, в 
новостях о соцопросах эксперты высказывали мнения, благоприятные для Иона 
Чебана (ПСРМ), при этом не были представлены эксперты, выражающие 
нейтральные мнения или мнения, благоприятные для других кандидатов (23 и 25 
сентября). 

Также, в сюжетах вне рубрики о выборах, в которых были представлены объекты 
инфраструктуры, благоустроенные в Кишиневе – парки, улицы, игровые 
площадки, – утверждение, что все это было сделано по инициативе социалистов, 
не было сбалансировано мнением из примэрии Кишинева, которая 
непосредственно занималась этими объектами (новость «Больше парков в 
столице» с участием Петру Бурдужи, 25 сентября; новость «Еще один парк 
благоустроен в столице» с участием Александра Одинцова, 23 сентября). 

Чаще всего телеканал цитировал в качестве источников мужчин (25), включив 
также источники женского пола (15), особенно в опросах прохожих. 

Языковой стиль и видеоряд 

В большинстве новостей был сохранен нейтральный тон, а языковой стиль 
соответствовал тому, который свойственен новостям. 

 

Accent TV 

Участие в избирательной кампании 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года, телеканал Accent TV осветил тему 
всеобщих местных выборов в 16 журналистских материалах, имевших прямое 
или косвенное отношение к выборам. Все эти материалы вышли в вечерних 
выпусках новостей Accent Info. Большинство материалов было включено в 
рубрику «Всеобщие местные выборы 2019», и чаще всего в них сообщалось о 
программе и решениях, предложенных для муниципия Кишинев Ионом Чебаном, 
кандидатом ПСРМ на пост генерального примара столицы. Вне этой рубрики 
Accent TV передал материалы, в которых на передний план были вынесены 
достижения, приписанные советникам ПСРМ из Муниципального совета 
Кишинева. В то же время, Accent TV передал несколько сюжетов о результатах 
соцопросов, опубликованных в этот период, каждый раз подчеркивая, что ПСРМ 
находится на вершине предпочтений избирателей Молдовы, а Ион Чебан – на 
вершине «предпочтений жителей столицы». Интенсивно освещалась и 
деятельность президента Игоря Додона, в хвалебном тоне. Мероприятия, 
организованные оппонентами Иона Чебана, в основном игнорировались. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Accent TV сообщил непосредственно о всеобщих местных выборах 2019 года в 
11 материалах, и семь из них были о предвыборной программе Иона Чебана, о 



            

предлагаемых им решениях на проблемы столицы, о результатах соцопросов, 
согласно которым он лидирует на выборах, и т.д. В большинстве репортажей, 
непосредственно касавшихся избирательной кампании, Accent TV не обеспечил 
беспристрастность и объективность. Ион Чебан был поставлен в выгодное 
положение во всех семи репортажах объемом предоставленного ему эфирного 
времени и применением благоприятных ему выражений. 

Пристрастное отношение при освещении кампании проявилось, частности, в 
выборе информации из предвыборной программы Иона Чебана, которая была 
подробно изложена в репортажах. Например, 20 сентября Accent TV передал 
репортаж продолжительностью почти 3 минуты 30 секунд о вступлении Иона 
Чебана в избирательную кампанию, при этом большую часть репортажа заняло 
выступление кандидата ПСРМ, который представил свое видение о развитии 
муниципия Кишинев в ближайшие годы. Accent TV продолжил представлять 
программу «модернизации» Иона Чебана в длинных репортажах и в следующих 
выпусках новостей. Например, 23 сентября кандидат ПСРМ был процитирован в 
конце репортажа следующей фразой: «Мы знаем что нужно делать, мы знаем 
как это нужно сделать, знаем, где взять деньги. Дайте нам эту 
возможность». 25 сентября, в материале о проектах, предлагаемых Ионом 
Чебаном, журналистка говорит: «Кандидат на пост примара столицы 
представил журналистам впечатляющие кадры», что можно расценить как 
смешивание фактов с мнениями. 

Также 25 сентября, Ион Чебан был процитирован в репортаже о вступлении в 
предвыборную гонку кандидата ПСРМ на пост примара коммуны Будешть из 
муниципия Кишинев. В этом репортаже цитировались еще два человека, которые 
выразили то же мнение, в поддержку вступления в гонку кандидата ПСРМ в 
Будешть. 

Большинство оппонентов ПСРМ на выборах, напротив, не были представлены в 
отдельных репортажах; некоторые были только упомянуты. Например, 26 
сентября Accent TV передал материал, в котором было представлено сразу 
несколько публичных мероприятий по случаю вступления кандидатов в 
избирательную кампанию. В единственном материале, освещавшем несколько 
предвыборных мероприятий оппонентов Иона Чебана, из речи Дорина Киртоакэ 
была выбрана цитата, которая скорее касалась организационных вопросов, чем 
его предвыборной программы: «Это первое мероприятие ЛП и, 
соответственно, меня с момента регистрации для участия в гонке за 
примэрию Кишинева. Соответственно, считаю, что нам следует быть 
открытыми, прозрачными, и с самого начала показать наши шаги, наши 
намерения, информировать избирателей о том, что будет происходить в 
предстоящие недели, чтобы 20 октября все пришли на выборы 
мотивированными, открытыми, решившими выбрать примара Кишинева и, 
соответственно, большинство в МСК». 

Также в этот период Accent TV передал четыре материала о заслугах советников 
от ПСРМ в Муниципальном совете Кишинева при решении некоторых проблем 
столицы. Таким образом, в этот период была дважды процитирована Евгения 
Чебан (мама Иона Чебана), в репортажах «Рука помощи» (25 сентября) и 
«Медицинские учреждения более доступны для людей с ограниченными 
возможностями» (26 сентября), где журналистка говорит: «Все эти социальные 
инициативы были реализованы по инициативе фракции ПСРМ в 
Муниципальном совете Кишинева, которая сделала все возможное для 



            

реализации этих проектов». В двух других репортажах был процитирован 
советник от ПСРМ Александр Одинцов. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года Accent TV не передавал материалы, 
содержащие обвинения в контексте выборов. В большинстве материалов 
предвыборного характера цитировались в основном кандидаты от ПСРМ, Ион 
Чебан – чаще всех, в 6 сюжетах. Владимир Чеботарь (ДПМ), Думитру Цыра 
(НЕПМ), Дорин Киртоакэ (ЛП) и Виктор Киронда (политическое движение «Новая 
сила») были процитированы по одному разу. Почти во всех сюжетах 
представлена только одна точка зрения, и плюрализм мнений не был обеспечен. 

Процитированными источниками были чаще всего мужчины (28), а женщины 
цитировались редко (4), что нарушает гендерное равенство. 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в материалах Accent TV в отчетный период 
соответствовали журналистским требованиям. 

 

RTR Moldova 

Участие в избирательной кампании 

В главных выпусках новостей дня в период с 20 по 27 сентября 2019 года 
телеканал RTR Moldova передал всего 20 материалов прямого предвыборного 
характера. В трех из них говорилось о новых парламентских выборах, а в 17 – о 
местных. Все сюжеты были включены в отдельную рубрику, четко обозначенную 
в выпусках новостей – «Выборы 2019». Темы этих сюжетов были следующие: 
регистрация кандидатов для участия в кампании, представление приоритетов 
и/или реформ/действий, которые они собираются реализовать в случае победы 
на выборах, отказ ЦИК регистрировать одного кандидата, результаты 
соцопросов Ассоциации социологов и демографов и компании Intelect-Grup, и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В период мониторинга, в материалах телеканала RTR Moldova не было замечено 
нарушений профессиональной этики, которые могли бы привести к искажению 
действительности. 

Частота появления некоторых кандидатов, включение прямых заявлений (не 
перефразированных или шаблонных деклараций кандидатов с их сайтов или 
страниц в Facebook) с мероприятий, организованных кандидатами, а также 
подход к освещению информации свидетельствуют о том, что редакция данного 
канала оказывает предпочтение ПСРМ и ее кандидату Иону Чебану (5 сюжетов 
об этом конкуренте). Андрей Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП) был героем новостей в 
3 материалах, в которых был представлен нейтрально. Виктор Киронда (F9) был 
героем двух новостей, и также был представлен нейтрально. В таком же 
контексте были представлены Владимир Чеботарь (ДПМ), Дорин Киртоакэ (ЛП), 
Иван Дьяков (НП), Теодор Кырнац (Партия «Воля народа»), Валериу Мунтяну 
(ССБ), Николае Балаур (независимый кандидат), Тудор Делиу (ЛДПМ), Ион 
Тергуцэ (ACUM) и Ана Гуцу (ПНЕ). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 



            

RTR Moldova предоставил эфирное время большинству кандидатов и/или 
политических партий, которые цитировались/упоминались в зависимости от 
предвыборных мероприятий. В большинстве материалов предвыборного 
характера, переданных в отчетный период по RTR Moldova, присутствовало 
мнение только одного источника. Тем не менее, телеканал почти каждый раз 
представлял в соответствующих материалах информацию о контексте. В период 
мониторинга RTR Moldova не передавал новостей о конфликтах с участием 
кандидатов. 

С точки зрения обеспечения гендерного равенства, телеканал отдал 
предпочтение источникам-мужчинам (15), в ущерб источников-женщин (1), что 
объясняется включением в выпуски новостей сюжетов прямого предвыборного 
характера, при том, что большинство кандидатов – мужчины. 

Языковой стиль и видеоряд 

RTR Moldova в своих новостях не применял дискриминирующие выражения в 

адрес конкурентов на выборах. Примененный видеоряд был нейтральным и 

соответствовал этическим и профессиональным нормам. 

 

Pro TV Chișinău 

Участие в избирательной кампании 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года телеканал Pro TV Chișinău освещал в 
ежедневных главных выпусках новостей избирательную кампанию к всеобщим 
местным выборам и частично кампанию к новым парламентским выборам. 
Данный телеканал не включал новости предвыборного характера в специальные 
рубрики, а распределял их по всему времени выпусков новостей. В восьми 
выпусках новостей, в отношении которых проводился мониторинг, Pro TV 
Chișinău осветил 23 темы, касающиеся выборов. Большинство материалов 
сообщали о мероприятиях, посвященных вступлению кандидатов в 
избирательную кампанию (в частности, кандидатов в примэрию муниципия 
Кишинев), а также в целом об избирательном процессе, например, об 
определении порядка кандидатов в избирательном бюллетене. К категории 
парламентских выборов можно отнести материалы о результатах двух 
соцопросов, показывающих политические предпочтения избирателей. Однако 
речь идет о вероятных кандидатах по национальному округу, а не о кандидатах 
по четырем одномандатным округам, в которых состоятся новые парламентские 
выборы. Имена Марины Таубер и Регины Апостоловой (Партия «Шор») 
упоминались по одному разу в новостях, касавшихся выборов, с упоминанием их 
качества кандидатов в советники примара муниципия Оргеев. В то же время, Pro 
TV Chișinău 27 сентября передал сюжет, не имеющий отношение к выборам, в 
котором присутствуют два конкурента на пост примара муниципия Кишинев. А 
именно, телеканал представил мнения Дорина Киртоакэ (ЛП) и Влада Цуркану 
(РНП) о речи президента Молдовы на Генеральной ассамблее ООН. Однако эти 
кандидаты были представлены не как кандидаты на местных выборах, а как 
лидеры партий. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Материалы об избирательном процессе, а также о вступлении кандидатов в 
кампанию, были представлены телеканалом Pro TV Chișinău корректно. Ни 



            

одному кандидату не было оказано предпочтение в предвыборных новостях, что 
могло бы свидетельствовать о явной политической ангажированности. 
Телеканал каждый раз перечислял кандидатов, подавших заявки и/или 
зарегистрированных для участия во всеобщих местных выборах. 

В период с 20 по 27 сентября 2019 года Pro TV Chișinău не оказывал явное 
предпочтение и не ставил в невыгодное положение ни одного из кандидатов на 
пост примара муниципия Кишинев или других участников выборов, 
присутствующих в новостях. Освещение конкурентов в материалах о них было 
нейтральным. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В материалах предвыборного характера в период мониторинга Pro TV Chișinău 
упомянул всех кандидатов, вступивших в избирательную кампанию к всеобщим 
местным выборам и тех, кто был или не был зарегистрирован для участия в 
выборах. Из кандидатов на пост генерального примара муниципия Кишинев, в 
предвыборных материалах в рамках выпусков новостей Pro TV Chișinău были 
процитированы или упомянуты: Ион Чебан (ПСРМ) – 12 раз, Валериу Мунтяну 
(ССБ) – 10 раз, Андрей Нэстасе (ACUM) – 9 раз, Дорин Киртоакэ (ЛП) – 8 раз, 
Теодор Кырнац («Воля народа») и Валерий Клименко (партия «Шор») – по 7 раз, 
Виктор Киронда (F9) и Андрей Доникэ (движение «Сперанца-Надежда») – по 6 
раз, Виталий Возной (партия «Европейские левые») – 5 раз, Руслан Кодряну 
(независимый кандидат) и Владимир Цуркану (РНП) – по 4 раза, Александр 
Фетеску (ЛДПМ), Думитру Цыра (НЕПМ), Владимир Чеботарь (ДПМ), Иван 
Дьяков (НП), Октавиан Цыку (ПНЕ) и Виталий Маринуцэ (Зеленая экологическая 
партия) – по 3 раза, Лилия Раногаец (НЛП) и Борис Волосатый (ППДП) – по 2 
раза, и Сергей Тома (Партия трудящихся) – один раз. 

В материалах о конфликтах с участием некоторых кандидатов (Дорина Киртоакэ, 
Андрея Нэстасе, Валериу Мунтяну, Иона Чебана, Октавиана Цыку и Валерия 
Клименко, а также конкурентов из Кэушень, партий ЕНПМ, ПСРМ и блока ACUM), 
данный телеканал обеспечил сбалансированность источников, процитировав 
все задействованные стороны. Тем не менее, 24 сентября в материале, в 
котором временно исполняющий обязанности председателя ЕНПМ обвиняет 
ПСРМ и ACUM в некомпетентном управлении страной, репортер сказал, что 
«ПСРМ и ACUM не отреагировали», не представив доказательства того, что 
была предпринята попытка связаться с представителями этих партий. 

Соотношение источников с точки зрения гендерной принадлежности в данную 
неделю мониторинга было явно в пользу мужчин (109 против 7). 

Языковой стиль и видеоряд 

В целом, Pro TV Chișinău применил нейтральный и сбалансированный языковой 
стиль при представлении новостей об избирательном процессе и о кандидатах, 
зарегистрированных и не зарегистрированных для участия в выборах. В свою 
очередь, примененный видеоряд не нарушил нормы профессиональной этики. 

 

TV8 

Участие в избирательной кампании 



            

В период с 20 по 27 сентября 2019 года телеканал TV8 передал 19 сюжетов 
прямого или косвенного предвыборного характера. За одним исключением, в 
связи с отчетом организации Promolex об использовании административных 
ресурсов в рамках избирательной кампании, все сюжеты были включены в 
рубрику «Выборы 2019». В одном материале сообщалось об одном из 
кандидатов парламентских выборов, а остальные касались кандидатов местных 
выборов. Телеканал осветил деятельность большинства кандидатов на пост 
примара муниципия Кишинев, в том числе конфликтные ситуации. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В целом, TV8 представлял кандидатов одинаково, так, что было заметно 
намерение телеканала представить всех претендентов на пост примара 
муниципия Кишинев. Таким образом, не было замечено оказание предпочтения 
или неблагоприятное отношение ни с точки зрения количества, ни с точки зрения 
содержания. Зрители TV8 могли узнать понемногу о нескольких конкурентах. Ион 
Чебан и Андрей Нэстасе были представлены в предвыборных новостях 
нейтрально три раза – один раз с предвыборными обещаниями и 2 раза в 
контексте соцопросов. Кандидат блока ACUM/ПДС/ППДП также один раз был 
представлен в отрицательном контексте (24 сентября, когда Владимир Чеботарь 
обвинил его в нарушении закона). Владимир Чеботарь и Октавиан Цыку были 
представлены в нейтральном контексте дважды, а Дорин Киртоакэ, Думитру 
Цыра и Борис Волосатый – по одному разу. Руслан Кодряну был процитирован 
дважды, оба раза в сюжетах о проблемах с его регистрацией для участия в 
выборах. Еще два материала (23 и 24 сентября) сообщали о плохом обращении 
с одним кандидатов на пост местного советника в Кэушень. 

Из кандидатов на парламентских выборах, только Ион Тергуцэ 
(ACUM/ПДС/ППДП) был представлен в сюжете на тему, представляющую 
интерес для общественности – нарушения при ремонте дороги, о которых 
сообщил кандидат. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Значительная часть материалов на данную тематику на TV8 цитировала более 
одного источника информации, при этом канал не ограничился включением 
только цитат конкурентов, обеспечив плюрализм мнений. Во всех сюжетах, 
которые сообщали о конфликтах или передавали отрицательную информацию о 
кандидатах, сбалансированность источников была соблюдена. Примеры: 27 
сентября – Октавиан Цыку требует исключить кандидатов партии «Шор» из 
предвыборной гонки; 25 сентября – новость о том, что Александр Нестеровский, 
кандидат в примэрию Бельц, совершил плагиат в отношении видеоролика 
Владимира Зеленского; новость 24 сентября об обжаловании, поданном в ЦИК 
Владимиром Чеботарь против Андрея Нэстасе. 

В двух сюжетах о том, что один претендент на пост советника в Кэушень был 
избит (23 и 24 сентября), журналисты TV8 представили мнения всех сторон, 
имеющих отношение к делу. Также, в сюжете о том, что Дорин Киртоакэ 
призывает к консолидации проевропейских сил во втором туре, чтобы не дать 
Иону Чебану победить (25 сентября), и критикует Чебана за сдачу в аренду 
Водонапорной башни, все отрицательные заявления были сбалансированы 
ответом оппонента. 

Абсолютное большинство источников, процитированных в предвыборных 
новостях, – мужчины; женщины были процитированы только однажды. 



            

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль в новостях предвыборного характера на TV8 был адекватным и 
нейтральным, информативным. Не было замечено манипулирования 
изображениями или монтажных трюков. 

 

Televiziunea Centrală 

Участие в избирательной кампании 

В период с 20 по 27 сентября, канал Televiziunea Centrală интенсивно освещал 
избирательную кампанию к местным выборам, передав в ежедневных главных 
выпусках новостей 39 сюжетов на данную тему. Телеканал посвятил отдельную 
рубрику выборам, включая в нее сюжеты, имеющие непосредственное 
отношение к выборам, передавая при этом и материалы, касающиеся выборов 
косвенно. В наибольшем числе материалов (12) сообщалось о Марине Таубер и 
Регине Апостоловой, депутатах молдавского парламента, с которых была снята 
депутатская неприкосновенность и в отношении которых ведется следствие об 
участии в банковском мошенничестве. Они фигурируют в списках кандидатов в 
муниципальные советники от партии «Шор» в муниципии Оргеев. Телеканал 
держал эту тему в поле зрения, ежедневно возвращаясь к ней с подробностями 
о расследовании, о решениях суда, о действиях населения в поддержку 
кандидатов, и т.д. Были также показаны кадры с лидером партии, Иланом 
Шором, который говорил о задержании депутатов, высказывал обвинения в 
адрес руководства страны, призывал население не терпеть больше 
действующий режим. Телеканал сообщал и о вступлении в кампанию некоторых 
кандидатов на местных выборах и об организации ими предвыборных 
мероприятий, о печати избирательных бюллетеней, о проведении выборов в 
Оргееве, о соцопросах и отчетах о мониторинге кампании, опубликованных 
гражданским обществом, и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Около половины проанализированных новостных сюжетов (18 из 39), особенно 
имеющие косвенное отношение к выборам, такие как сюжеты о депутатах Таубер 
и Апостоловой, были тенденциозными, и в них было очевидно положительное 
отношение ведущих и репортеров к героям материалов. Материалы были 
масштабными, с информацией о контексте и с источниками, которые, как 
правило, высказывали мнение партии «Шор». В некоторых случаях в новостях 
цитировались политические аналитики, которые высказывали одинаковые 
мнения. Также было замечено пристрастное отношение в материалах об 
обращениях Илана Шора к руководству страны и к населению (22 сентября и 26 
сентября), в сюжете о критике в адрес Андрея Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП) в 
связи с тем, как он вступил в кампанию (23 сентября), в материалах о требовании 
Октавиана Цыку (ПНЕ) исключить партию «Шор» из предвыборной гонки (26 
сентября) и об обращении одного из депутатов исключить партию «Шор» из 
списка политических партий (27 сентября). 

Материалы, имеющие непосредственное отношение к выборам, чаще всего 
ставили в выгодное положение кандидатов партии «Шор», в пользу которых 
были прозвучавшие с экрана предвыборные обещания Илана Шора, заявившего, 
что берет на себя личную ответственность за повторение опыта Оргеева в 
любом городе, в котором одержат победу кандидаты партии «Шор». В отличие 



            

от других кандидатов на выборах, чья деятельность была представлена в общих 
чертах, в случае Валерия Клименко, кандидата партии «Шор» на пост примара 
Кишинева, был подготовлен более подробный репортаж, с элементами интервью 
(26 сентября), в котором было очевидно положительное отношение репортера к 
кандидату. 

Большинство материалов о других конкурентах на выборах было нейтральным, 
и представление отдельных кандидатов в выгодном или невыгодном свете не 
было замечено. В некоторых новостях, которые на первый взгляд соответствуют 
требованиям журналистики, присутствовали субтитры с определенным 
оттенком, свидетельствующим об отрицательном отношении репортера к 
персонажам (новость 25 сентября о предвыборных обещаниях Иона Чебана). 
Был замечен и пристрастный отбор информации о контексте. Например, в 
материале о намерении Георге Бэлана, бывшего судьи и в настоящем временно 
исполняющего обязанности главы Генерального инспектората полиции, 
потребовать восстановление себя в правах, акценты были смещены, так что 
зрители узнали не о причинах, ставших в основу устранения Бэлана с должности, 
а о том, что он является кумом министра внутренних дел (24 сентября). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Из кандидатов на местных выборах, чаще всего на Televiziunea Centrală 
цитировались/упоминались: Андрей Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП) – в 7 сюжетах, 
Октавиан Цыку (ПНЕ) – 4 раза, Ион Чебан (ПСРМ) и Дорин Киртоакэ (ЛП) – по 3 
раза. Другие кандидаты упоминались и/или цитировались по 1-2 раза. 
Televiziunea Centrală выпустил 17 материалов о спорах, в семи из которых не 
была обеспечена сбалансированность источников. В большинстве случаев 
телеканал сообщил, что соответствующие персонажи не ответили на телефон, 
чтобы прокомментировать ситуацию, но не предпринял меры для нахождения 
других источников, которые могли бы дать комментарий. Чаще всего оставались 
несбалансированными новости о протестах в поддержку Марины Таубер и 
Регины Апостоловой. Все материалы о них были представлены только с одной 
точки зрения. Хотя в некоторых сюжетах присутствовали граждане, эксперты, 
адвокаты, плюрализм мнений не был обеспечен, поскольку все они 
поддерживали одну позицию. 

С точки зрения обеспечения гендерного равенства, чаша весов склонялась в 
пользу источников-мужчин (36). Источники-женщины цитировались 5 раз. 

Языковой стиль и видеоряд 

В период мониторинга, в материалах, имеющих прямое или косвенное 
отношение к выборам, на Televiziunea Centrală применялся правильный 
языковой стиль, а видеоряд был адекватным, без нарушения норм 
профессиональной этики. 

 
 
 
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 
 
В период с 20 по 27 сентября 2019 года, на 10 телеканалах, в отношении которых 
проводился мониторинг с точки зрения освещения избирательной кампании, 
были замечены следующие тенденции: 



            

• Большинство телеканалов предоставили эфирное время кандидатам, 
цитируя и/или упоминая их в новостях о вступлении в кампанию, о 
предвыборной деятельности; 

• Большинство предвыборных материалов было корректным и 
беспристрастным, представляя персонажей нейтрально; 

• В значительной части материалов на предвыборную тематику 
цитировались в основном кандидаты, и авторы ограничивались одним 
источником информации, не анализируя ситуацию подробно, с 
представлением информации о контексте или других источников; 

• Абсолютное большинство материалов было несбалансированным с точки 
зрения гендерного равенства, и чаще всего в материалах на данную 
тематику цитировались мужчины; 

• В значительной части материалов кандидаты не были явно поставлены в 
благоприятное или неблагоприятное положение; 

• Общественный телеканал Moldova 1 проявил себя сбалансированно, 
предоставив доступ к новостям большинству конкурентов на выборах, не 
оказывая явного предпочтения и не представляя в неблагоприятном свете 
ни одного кандидата; 

• Национальные вещатели Prime TV и Publika TV не оказывали 
существенного предпочтения ни одному кандидату, но ставили в 
неблагоприятное положение кандидата ACUM/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе 
посредством выбора отрицательного контекста в новостях о нем; 

• NTV Moldova и Accent TV массивно продвигали кандидата ПСРМ Иона 
Чебана посредством предоставленного ему эфирного времени и 
положительного контекста, при этом ставя в неблагоприятное положение 
его оппонента Андрея Нэстасе; 

• На RTR Moldova было замечено легкое оказание предпочтения кандидату 
ПСРМ Иону Чебану посредством выбора информации, представленной в 
новостях, и относительно большого количества материалов о его 
деятельности; 

• Jurnal TV предоставил эфирное время всем кандидатам, проводившим 
предвыборные мероприятия, при этом было замечено легкое оказание 
предпочтения кандидату блока ACUM/ПДС/ППДП Андрею Нэстасе 
посредством новостей о его деятельности в качестве министра 
внутренних дел; 

• Pro TV и TV 8 проявили себя сбалансированно, не ставя ни одного 
кандидата в явно благоприятное или неблагоприятное положение; 

• Televiziunea Centrală оказал предпочтение представителям партии «Шор», 
представляя в слегка неблагоприятном свете Иона Чебана (ПСРМ) и 
Андрея Нэстасе (ACUM/ПДС/ППДП). 

 
РЕКОМЕНДАЦИИ 
 

• Вещательным организациям следует пользоваться отчетами о 
мониторинге как инструментами для саморегулирования и устранить 
недостатки, чтобы их деятельность соответствовала правовым нормам и 
Деонтологическому кодексу журналиста. 

• Совету по телевидению и радио следует принять данную информацию к 
сведению и воспользоваться отчетами о мониторинге для оценки того, 
соблюдали ли телеканалы, подвергнутые мониторингу, право на полное, 
объективное и достоверное информирование. 



            

• Совету по телевидению и радио следует разработать инструменты для 
исправления ситуации и применять их в кратчайшие сроки и эффективно 
в случае нарушения вещательными организациями правовых норм при 
освещении избирательных кампаний, чтобы обеспечить адекватное 
информирование избирателей посредством аудиовизуальных программ. 

 


