
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по мониторингу 

 
Элементы пропаганды, информационной манипуляции и 

нарушения журналистской этики в молдавских СМИ 

 
1 октября - 31 декабря 2018 

 
 

 

 
 

 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

 
 

Данный отчет стал возможным благодаря щедрой помощи американского народа, 

предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения, 

высказанные в ролике, принадлежат автору и не отражают в обязательном порядке 

взгляды USAID или Правительства США. 
 

 
 

 



 

 

2 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

В период с 1 октября по 31 декабря 2018 года, Центр независимой журналистики (ЦНЖ) проводил 

мониторинг 12-ти СМИ - новостных порталов и телеканалов - с целью выявления возможных 

нарушений правил профессиональной этики и элементов информационного манипулирования в 
представленных ими журналистских материалах. Было проанализировано то, каким образом они 

освещают общественно значимые события из области внутренней и внешней политики, экономики и 

т.д., и соблюдают ли они профессиональные и этические нормы, такие как проверка информации по 

нескольким источникам, плюрализм мнений, обеспечение сбалансированности в случае новостей о 
конфликтных ситуациях, и др. Так, сопоставление с Деонтологическим кодексом и значимыми 
научными работами позволило выявить ряд средств и методов информационного манипулирования.  

В основу анализа был положен тезис о том, что новости являются основным медиапродуктом, к 

которому люди прибегают, чтобы узнать о последних новостях. Поэтому, независимо от убеждений и 

предпочтений владельцев СМИ по вопросам политики или экономики, в новостях должны 
присутствовать исключительно факты, а не мнения журналистов. Кроме того, новостные материалы 

должны быть написаны нейтральным и доступным языком и должны как можно точнее отражать 
действительность, с соблюдением сбалансированности источников. 

Цель мониторинга: 

Мониторинг проводился с целью определить, соблюдают ли СМИ профессиональную этику и 
используют ли они методы манипулирования при освещении тем, представляющих интерес для 

общественности. В частности, мы поставили перед собой задачу выявить ошибки, допущенные 

журналистами (намеренно или случайно) при освещении событий с тем, чтобы тематические анализы 
и отчеты о мониторинге могли играть воспитательную роль. Еще одна наша задача заключалась в том, 

чтобы помочь потребителям прессы осознать риски использования информации из ненадежных 

источников. Мониторинг помогает потребителям понять, каким образом пресса может манипулировать, 

и отличать манипулирующие журналистские материалы от материалов, освещающих действительность 
беспристрастно. 

Критерии отбора СМИ для мониторинга: 

 Покрытие - национальное; 

 Язык - румынский и русский; 

 Воздействие - тираж и аудитория. 

 

Телевидение: TV Moldova 1, Publika TV, Canal 2, Accent TV, NTV Moldova, Jurnal TV, TV8, PRO TV 
Chișinău. 

Интернет-СМИ: Noi.md, Sputnik.md, Kp.md, Unimedia.info.  

Методология: были отобраны события из политической, экономической и социальной сферы, 

представляющие значительный интерес для общественности, произошедшие в период проведения 
мониторинга, и было проанализировано то, как эти события были освещены в СМИ. Использованные 

журналистами языковой стиль и изображения, порядок отбора событий для освещения, корректность 

цитирования источников и тон изложения были проанализированы сквозь призму Деонтологического 

кодекса журналиста1, руководств и рекомендаций в области ответственной и качественной 
журналистики2, а также определений манипулирования и пропаганды согласно Социологическому 
словарю3. 

                                                
1
 Деонтологический кодекс журналиста Республики Молдова, 

http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf 
2
 Книга стиля с этическими нормами для журналистов, АНП,  http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf 

3
 Кэтэлин Замфир, Лазэр  Влэсчану, Социологический словарь, Бухарест, 1998, стр. 332, стр. 457 // Cătălin Zamfir, Lazăr 

Vlăsceanu, Dicționar de Sociologie, București, 1998, p. 332., p. 457. 
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-

Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro 

http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf
http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro


 

 

3 

Манипулирование: «Использование приемов убеждения, намеренно искажающих истину, при этом 

создающих иллюзию свободы мысли и принятия решений, с целью заставить социальный элемент 
(лицо, группу, коллектив) думать и действовать в соответствии с интересами инициатора, а не с 

собственными интересами. В отличие от воздействия путем рационального убеждения, 

манипулирование направлено не на более точное и глубокое понимание ситуации, а на внушение 
подходящей идеи посредством введения в заблуждение при помощи поддельных аргументов и 
воздействия на эмоциональном, нерациональном уровне». 

Пропаганда: «Систематическая деятельность по передаче, продвижению или распространению 
какой-либо доктрины, тезиса или идеи определенной социальной группы и идеологии с целью 

воздействия, изменения, формирования концепций, отношения, мнений, убеждений или поведения. 

Целью пропаганды является осуществление задач и интересов группы, которой она служит. Таким 
образом, не существует ценностно-нейтральной или объективной пропаганды». 

Основные темы, по которым проводился мониторинг в период с 1 октября по 31 декабря 2018 года: 

 Задержание Георге Петика, председателя Территориальной организации (ТО) ППДП в Унгень, и 

первое судебное заседание по его делу (12 октября 2018); 

 Собрание Демократической партии Молдовы (ДПМ) «За Молдову» (21 октября 2018); 

 Создание избирательного блока «Движение ACUM» (3 ноября 2018); 

 Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция Европейского парламента (ЕП) о реализации Соглашения об 

ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом (13-14 ноября 2018); 

 Заявление Либеральной партии (ЛП) об участии в парламентских выборах совместно с 
избирательным блоком ACUM (16 декабря 2018). 

 

I. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 

По данным анализа, журналисты некоторых СМИ, охваченных мониторингом, продолжают писать 

новости с нарушением норм профессиональной этики. Были отмечены элементы, характерные для 

пропаганды и информационного манипулирования, и нарушения Деонтологического кодекса 
журналиста: 

Наклеивание ярлыков - Canal 2 (Задержание Георге Петика); Publika TV (Создание избирательного 
блока «Движение ACUM»); Publika TV и Canal 2 (Решение ЛП об участии в парламентских выборах 
совместно с избирательным блоком ACUM); 

Сокращенное/выборочное представление фактов, мнений и заявлений - Kp.md (Задержание Георге 
Петика); Canal 2 и Jurnal TV (Собрание ДПМ «За Молдову»); Publika TV (Создание избирательного 
блока «Движение ACUM»); Publika TV и Moldova 1 (Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция ЕП); 

Необеспечение права на ответ - Canal 2 и Unimedia.info (Задержание Георге Петика); Moldova 1 

(Собрание ДПМ «За Молдову»); PRO TV Chișinău, Jurnal TV и Kp.md (Создание избирательного блока 

«Движение ACUM»); PRO TV Chișinău и Jurnal TV (Решение ЛП об участии в парламентских выборах 
совместно с избирательным блоком ACUM); 

Смешивание фактов и мнений - Canal 2 и Sputnik.md (Задержание Георге Петика); PRO TV Chișinău, 
Moldova 1 и Jurnal TV (Собрание ДПМ «За Молдову»); Publika TV и Sputnik.md (Создание 

избирательного блока «Движение ACUM»); Publika TV, Canal 2 и Noi.md (Решение ЛП об участии в 
парламентских выборах совместно с избирательным блоком ACUM); 

Представление мнений и/или заявлений как истины в последней инстанции - Canal 2 (Задержание 
Георге Петика); 

Ссылка на источники, которые невозможно проверить - Sputnik.md (Задержание Георге Петика); 
Canal 2 (Собрание ДПМ «За Молдову»); Kp.md (Создание избирательного блока «Движение ACUM»); 

Распространение ложной информации или заявлений - Canal 2 (Собрание ДПМ «За Молдову»); 



 

 

4 

Обобщение - Canal 2 и TV8 (Собрание ДПМ «За Молдову»); Jurnal TV (Создание избирательного блока 
«Движение ACUM»); Kp.md (Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция ЕП); 

Ирония - PRO TV Chișinău (Собрание ДПМ «За Молдову»); Publika TV, Canal 2 и Noi.md (Решение ЛП 
об участии в парламентских выборах совместно с избирательным блоком ACUM); 

Внушение - Kp.md (Задержание Георге Петика); Publika TV и Jurnal TV (Собрание ДПМ «За Молдову»); 
Sputnik.md (Создание избирательного блока «Движение ACUM»); 

Умалчивание - NTV Moldova, Accent TV, Sputnik.md (Собрание ДПМ «За Молдову»; Решение ЛП об 

участии в парламентских выборах совместно с избирательным блоком ACUM); NTV Moldova, Accent 

TV, Noi.md и Canal 2 (Создание избирательного блока «Движение ACUM»); NTV Moldova, Accent TV 
и Canal 2 (Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция ЕП); TV8 (Решение ЛП об участии в парламентских 
выборах совместно с избирательным блоком ACUM); 

Размытое представление - Publika TV и Moldova 1 (Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция ЕП);  

Несбалансированность источников - Sputnik.md (Создание избирательного блока «Движение 
ACUM»);  

Метод «внутреннего и/или внешнего врага» - Publika TV (Собрание ДПМ «За Молдову»; Создание 
избирательного блока «Движение ACUM»); 

Метод приоритетной информации - Publika TV (Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция ЕП); 

Метод/миф «народного спасителя» («мессии») - Canal 2 и Publika TV (Собрание ДПМ «За Молдову»); 
Publika TV (Создание избирательного блока «Движение ACUM»); 

Манипулирование при помощи видео- и/ли аудиоряда - Canal 2 (Задержание Георге Петика); Canal 
2, Publika TV и Moldova 1 (Собрание ДПМ «За Молдову»); 

Трансфер отрицательного образа - Canal 2, Sputnik.md и Kp.md (Задержание Георге Петика). 

II. АНАЛИЗ ДАННЫХ 

Тема 1. Задержание Георге Петика, председателя Территориальной организации (ТО) ППДП в 

Унгень, и первое судебное заседание по его делу 

 

Контекст: 12 октября 2018 года Георге Петик, член ППДП и бывший сотрудник Пограничной 

полиции Республики Молдова, был задержан представителями Инспектората полиции Унгень. Он 

заснял момент задержания и опубликовал съемку на своей странице в Facebook. На следующий день, 
через сообщение для прессы и видеозапись, Генеральный инспекторат полиции заявил, что 

подозреваемый обвиняется в совершении изнасилования и был задержан на 72 часа. В понедельник, 

15 октября, на судебном заседании Георге Петик был помещен под арест на 20 дней в изолятор в 
городе Бэлць. 

 

Общий вывод: Задержание Георга Петика, председателя территориальной организации ППДП в 
Унгень, и первое судебное заседание по его делу по-разному освещались СМИ, охваченными 

мониторингом. В то время как телеканалы NTV Moldova, Accent TV и Moldova 1 проигнорировали 

данную тему, Kp.md, Canal 2 и Publika TV акцентировали политическую принадлежность 
подозреваемого. 

Canal 2 передал один сюжет в начале выпуска новостей 13 октября. Информация была представлена 

тенденциозно и с целым рядом нарушений профессиональной этики: 

 Представление информации как проверенного факта, без указания источника сведений: «31-
летняя женщина была изнасилована в собственной квартире. Это случилось вчера днем в 

Унгень»; 

http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-vadim-stangaciu-13-octombrie-2018-1900_95179.html


 

 

5 

 Смешивание фактов с мнениями: «Цитируемый порталом Unimedia.info, адвокат Петика 

заявил, что лидер ППДП в Унгень не признает себя виновным. Защитник не отрицает 
интимной связи между его клиентом и предполагаемой жертвой». Таким образом, Canal 2 

манипулировал заявлениями адвоката, поскольку ни в интервью, опубликованном на 

Unimedia.info, ни в новости на Canal 2 адвокат ни разу не сказал такого, что репортеры 
телеканала могли бы истолковать как «…защитник не отрицает интимной связи между его 

клиентом и предполагаемой жертвой»; 

 Манипулирование при помощи контекста, поскольку журналисты акцентировали 

политическую принадлежность подозреваемого. При каждом упоминании имени Георге 
Петика подчеркивалась его политическая принадлежность: «лидер ППДП в Унгень»; 

 Необеспечение права на ответ. На момент выпуска новости (13 октября) уже имелись 

видеокадры задержания Петика и его публичных заявлений (размещенные им 12 октября в 
Facebook), однако Canal 2 не включил их в свой сюжет; 

 Манипулирование при помощи изображений. Canal 2 несколько раз при упоминании Георге 

Петика и «изнасилования» применил кадры, на которых тот запечатлен с Андреем Нэстасе, 

лидером ППДП. Таким образом, телеканал попытался перенести отрицательный образ с 
Петика - подозреваемого в изнасиловании - на Нэстасе, политического лидера и председателя 

ППДП. 

Телеканал Publika TV попытался написать настоящий киносценарий на данную тему, опубликовав 

короткое сообщение об этой новости (анонс) на своей платформе в Интернете, чтобы спровоцировать 
интерес, однако без упоминания имени подозреваемого. На следующий день информация была 

представлена в двух частях. Так, в конце дня 12 октября Publika TV опубликовал одну новость только 

на своей Интернет-платформе («Шокирующий случай в Унгень. 31-летняя женщина была 
изнасилована»), а 13 октября телеканал показал другую новость («НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ в деле 

женщины из Унгень, которая БЫЛА ИЗНАСИЛОВАНА в собственном доме. Подробности от полиции 

(АУДИО)»), в которой был сделан акцент на запись телефонного звонка жертвы в службу помощи 112. 

После новости с заявлениями предполагаемой жертвы, вечером того же дня появилась еще одна новость 
(«Главный подозреваемый по делу изнасилованной женщины из Унгень»), в которой было опубликовано 

имя подозреваемого и массивно акцентировалась его политическая принадлежность. Таким образом, 

представляя информацию частично и удерживая некоторые подробности для последующих новостей 
(хотя имя подозреваемого было известно уже со второй половины дня 12 октября), Publika TV создал 

искусственную интригу (в том числе болезненностью темы изнасилования), чтобы создать 

повышенные ожидания среди телезрителей. На техническом уровне, Publika TV включил в звуковую 

дорожку репортажа фрагменты (музыку), благодаря которым сюжет манипулирует акцентированием 
страха жертвы и, соответственно играет эмоциями зрителей. Кроме того, Publika TV воспользовался 

обработанными кадрами (чередующимися черно-белыми и цветными), которые также играют роль 

акцентирования трагичности новости. Применение подобных методов в новостях противоречит 
этическим и профессиональным принципам объективной журналистики, полагающейся на факты. 

Помимо прочего, такими методами журналисты пытаются укрепить убежденность в том, что этот 

человек точно является «насильником», игнорируя презумпцию невиновности. В остальном, Publika 

TV осветил данное событие так же, как и Canal 2, с применением тех же кадров, источников и сценария. 

13 октября 2018 года, Sputnik.md опубликовал одну новость на тему мониторинга. Портал 

акцентировал заявление жертвы из записи звонка на номер 112 (включив и видеофайл с данной 
записью). Кроме того, портал уделил внимание скорее сенсационным подробностям, чем фактам, 
допустив целый ряд нарушений профессиональной этики, включая: 

 Смешивание фактов с мнениями: «…31-летняя женщина кажется очень встревоженной, а 

оператор службы 112 пытается успокоить ее, чтобы узнать подробности... Жертва почти 

плачет и с трудом рассказывает, что случилось с ней всего за 15 минут до того, как она 
позвонила, чтобы обратиться за помощью»; 

 Манипулирование через заголовок, определения и изображения: «Жуткие подробности в 

деле изнасилования в Унгень: Жертва раскрывает шокирующие факты»;  

 Представление непроверенной информации и ссылка на источники, которые невозможно 
проверить: «В то же время, в уголовном деле имеется запись с камеры видеонаблюдения, 

https://unimedia.info/ro/news/9703a263ed65c850/video-declaratiile-avocatului-lui-gheorghe-petic-clientul-meu-sustine-ca-acesta-este-un-scenariu-facut-la-comanda-ministrului-jizdan.html
https://www.publika.md/caz-socant-in-orasul-ungheni-o-femeie-de-31-de-ani-a-fost-violata-_3021631.html
https://www.publika.md/detalii-noi-in-cazul-femeii-din-ungheni-care-a-fost-violata-de-un-barbat-in-propria-casa-precizarile-politiei-audio_3021652.html
https://www.publika.md/cine-este-principalul-suspect-in-cazul-femeii-violate-din-ungheni_3021658.html
https://www.publika.md/cine-este-principalul-suspect-in-cazul-femeii-violate-din-ungheni_3021658.html
https://sputnik.md/society/20181013/22470040/detalii-viol-dezvaluiri-victima.html


 

 

6 

подтверждающая присутствие подозреваемого в доме, в котором проживает жертва, в то 

время, когда предположительно произошел инцидент». 

Kp.md, в период 12-15 октября опубликовал три материала на тему мониторинга, два из которых 
сообщали о задержании Георге Петика и подробности о расследовании, предоставленные полицией. В 

обоих материалах портал усиленно акцентировал политическую принадлежность подозреваемого и 

воспользовался одной фотографией - Георге Петика с Андреем Нэстасе -, перемещая отрицательный 

образ с подозреваемого (и деяния, которое ему инкриминируют) на лидера ППДП, Андрея Нэстасе. В 
третьей новости на Kp.md был допущен ряд нарушений профессиональной этики и были применены 
некоторые методы манипулирования, включая: 

 Манипулирование через заголовки и трансфер отрицательного образа: «Майя Санду 

требует освобождения мужчины, обвиняемого в изнасиловании матери двухлетнего ребенка». 

Во-первых, KP.md манипулировал тем, что приписал эти заявления Майе Санду, а не ПДС, хотя 

процитированные заявления были взяты из пресс-релиза этой партии. Во-вторых, при помощи 

формулировки и примененных выражений (упоминание близко друг к другу таких 

эмоциональных слов как «изнасилование», «мать», «двухлетний ребенок») была усилена 

тяжесть деяния, инкриминируемого подозреваемому, а Майя Санду косвенно была 

представлена как потенциальный внутренний враг, так как в качестве политика она требует 

оправдать подозреваемого, проходящего по серьезному уголовному делу (изнасилование). 

Таким образом, Kp.md дает понять, что Майя Санду терпимо относится к подобным 

преступлениям или считает их допустимыми (метод внушения). 

 Сокращение заявления ПДС (Майи Санду). Заявление ПДС с требованием прекратить 

запугивания по политическим причинам не было опубликовано полностью, и конкретные 

цитаты также не были представлены. Напротив, были опубликованы неполные 

переформулированные фразы, вне контекста. Кроме того, хотя из заголовка следует, что это 

новость о заявлении ПДС/Майи Санду, в тексте скорее даны подробности дела и мнение 

полиции, процитированное полностью. Этот факт можно расценить как несбалансированность 

источников. 

В главном выпуске новостей 12 октября на канале TV8, репортаж о задержании Георге Петика был 

показан первым, и информация в нем была представлена нейтрально и беспристрастно. PRO TV 

Chișinău осветил задержание Георге Петика в выпуске новостей 13 октября, представив сложный 

сюжет на эту тему, в котором было обеспечено право на ответ всем задействованным лицам, а Jurnal 

TV передал две нейтральные новости в выпусках новостей 12 октября и 15 октября, подчеркнув, что 
подозреваемый помещен под предварительный арест на 20 дней.  

Unimedia.info опубликовал 11 новостей на тему мониторинга, осветив ее многостороннее, нейтрально 

и беспристрастно. Единственным нарушением профессиональной этики, допущенным Unimedia.info в 
одной из новостей, было необеспечение права на ответ лицам, обвиняемым другими источниками 

(Министерство внутренних дел, Александру Жиздан). Портал Noi.md опубликовал три новости на тему 
мониторинга, все позаимствованные у других СМИ (Agora.md и TV8). 

NTV Moldova, Accent TV и Moldova 1 не освещали эту тему в выпусках новостей в период с 12 по 16 

октября.   

Тема 2. Собрание Демократической партии Молдовы (ДПМ) «За Молдову» 

 

Контекст: 19 октября 2018 года, Демократическая партия Молдовы (ДПМ) в своем пресс-релизе 

объявила, что 21 октября организует на площади Великого национального собрания в Кишинэу 
(ПВНС) «политическое мероприятие, в котором примут участие члены и сторонники партии со 

всей страны», которое они назвали «Национальное собрание ДПМ – За Молдову».  

 

Общий вывод: Publika TV и Canal 2 рассказали о Национальном собрании «ДПМ за Молдову» (фраза, 
используемая организаторами) в пристрастных материалах предвыборного характера, которые 

https://www.kp.md/online/news/3264546/
https://www.kp.md/online/news/3264596/
https://www.kp.md/online/news/3264690/
https://www.kp.md/online/news/3264690/
http://tv8.md/tv8-show/stiri-cu-angela-gonta-12-10-18/
http://protv.md/stiri/jurnale-de-stiri/stirile-pro-tv-de-la-ora-17-00-cu-tatiana-nastas-13-10-2018---2371751.html
http://www.jurnaltv.md/news/d9a9616bb4fb3bb7/petic-retinut-de-politia-din-ungheni.html
http://www.jurnaltv.md/news/448ad40511354873/jurnalul-orei-19-15-octombrie.html
https://unimedia.info/ro/news/9703a263ed65c850/video-declaratiile-avocatului-lui-gheorghe-petic-clientul-meu-sustine-ca-acesta-este-un-scenariu-facut-la-comanda-ministrului-jizdan.html?spotim_referrer=recirculation?utm_source=Site%20Widgets&utm_medium=Trend%20News%20Widget&utm_campaign=Trend%20News%20Widget
https://unimedia.info/ro/news/9703a263ed65c850/video-declaratiile-avocatului-lui-gheorghe-petic-clientul-meu-sustine-ca-acesta-este-un-scenariu-facut-la-comanda-ministrului-jizdan.html?spotim_referrer=recirculation?utm_source=Site%20Widgets&utm_medium=Trend%20News%20Widget&utm_campaign=Trend%20News%20Widget
http://www.pdm.md/ro/comunicat-de-presa/adunarea-nationala-pdm-pentru-moldova-se-va-desfasura-duminica-in-piata-marii-adunari-nationale/


 

 

7 

занимали до половины эфирного времени выпусков новостей. В то же время, NTV Moldova, Accent TV 

и Sputnik.md оставили это событие без внимания. Jurnal TV представил митинг ДПМ скорее с 
отрицательной точки зрения. Такие диаметрально противоположные подходы (широкое освещение и 

игнорирование определенных тем) подтверждают выводы предыдущих отчетов по мониторингу 

относительно ангажированности, симпатий и антипатий средств массовой информации по 
отношению к определенным политикам и политическим партиям. 

Canal 2 передал три репортажа о митинге Демократической партии Молдовы (ДПМ), общее эфирное 

время которых составило более десяти минут, т.е. почти половину выпуска новостей 21 октября. 
События были представлены тенденциозно и с использованием тона, исключительно благоприятного 

для ДПМ и ее представителей. Телеканал рассказывал о них скорее как о предвыборной акции, а 

ведущая и репортеры Canal 2 говорили об организаторах в пафосном и хвалебном тоне: «Уверенное 
будущее дома»; «Люди, собравшиеся со всей страны, говорят, что решили быть с теми, кто смог 

изменить ситуацию в стране в лучшую сторону»; «…грандиозное мероприятие, прошедшее сегодня в 
центре столицы». Canal 2 применил: 

 Метод манипулирования «народный спаситель» или «мессия»: ДПМ была представлена как 

единственная партия, которая способствовала развитию Республики Молдова «…в последние 27 

лет», проведению реформ и благосостоянию населения страны; 
 Ссылка на источники, которые невозможно проверить: «Около 100 тысяч человек со всей 

страны, члены и сторонники ДПМ, прибыли сегодня в столицу на Национальное собрание ДПМ 

- За Молдову»; 
 Манипулирование при помощи видеоряда: Видео с мероприятия были смонтированы таким 

образом, чтобы подтвердить заявления организаторов о большом числе участников. Так, были 

показаны только кадры, снятые под углом, который усиливает вид собравшейся толпы. Следует 
отметить, что, представляя другие манифестации, организованные оппозиционными партиями, 

или же антиправительственные протесты, Canal 2 показывал, как правило, кадры с 

собравшимися людьми, снятые дроном перпендикулярно с высоты, и на таких кадрах скопления 

людей обычно выглядят менее многочисленными; 
 Пристрастный выбор высказываний и мнений: Все высказывания источников Canal 2 

включали одобрение и положительные мнения о ситуации в Молдове; 

 Обобщение: «Диаспора положительно оценивает изменения, произошедшие в Молдове за 
последнее время. Наши соотечественники, проживающие в других странах, передали 

сообщения в поддержку национального собрания ДПМ - За Молдову». Canal 2 дал понять, что 

вся диаспора и те, кто находится за границей, поддерживают ДПМ и ее политику, что является 

ложью и обобщением мнений целой категории людей. В подобных случаях, для правильного и 
объективного информирования, СМИ обязаны выражаться точнее, подчеркивая: «некоторые 

представители…», «несколько…», «определенные…». 

Канал Publika TV опубликовал на своем сайте десять материалов на тему мониторинга. Информация и 

видеоряд за небольшими исключениями были теми же, что на Canal 2, а единственным отличием было 
число материалов: Canal 2 собрал информацию в три новостных репортажа, а Publika TV разделил ее 

на десять материалов (включая одну обобщающую новость, в которой была сжато представлена вся 

информация). Помимо нарушений и методов манипулирования, использованных Canal 2, журналисты 

Publika TV допустили: 

 Манипулирование при помощи видеоряда. Когда люди собирались и шли к площади 
Великого национального собрания, съемка велась перпендикулярно, чтобы дать ощущение 

движения и представить более широкую картину, с более сильным воздействием. Однако, как 

только все собрались на площади, были показаны исключительно кадры, снятые под углом, а 
перпендикулярно съемка велась только с небольшой высоты, возле сцены. Акцентировались 

только места с большей плотностью людей, создавая впечатление, что на мероприятие прибыли 

сотни тысяч человек, и подтверждая слова репортеров: «На сегодняшнем масштабном 
мероприятии собрались люди со всей страны»; 

 Метод «внутреннего врага»/Внушение. Publika TV упомянул, что некоторые политические 

субъекты не желают, чтобы Молдова прогрессировала: «Демократы выразили сожаление, что 

некоторые политики ставят интересы партии выше интересов людей», внушая, таким 

http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-21-octombrie-2018-1900_95659.html
https://www.publika.md/imagini-din-drona-adunarea-nationala-pdm-pentru-moldova-vazuta-de-sus-fotovideo_3022491_foto_5095404.html#gallery
https://www.publika.md/adunarea-nationala-pdm-pentru-moldova-formatiunea-propune-o-noua-cale-de-dezvoltare-a-tarii_3022502.html


 

 

8 

образом, что ДПМ - единственная партия, которая борется с этими смутными политическими 

силами (метод манипулирования «народный спаситель»). 

PRO TV Chișinău включил сюжеты о митинге ДПМ в начало выпуска новостей, подробно осветив 
событие и включив разные мнения участников и организаторов. Тем не менее, репортеры представили 

некоторые подробности с иронией в адрес ДПМ: «Демократическая партия заняла сегодня центр 

столицы и парализовала дорожное движение на нескольких улицах, чтобы озвучить свои успехи и 

обещания, которые казались предвыборными»; «Манифестация, похожая на спектакль, была 
организована сегодня в центре города». Подобные утверждения журналистов можно расценить как 
смешивание фактов с мнениями. 

TV8 передал новости о Собрании ДПМ во второй части выпуска новостей 22 октября. В первом сюжете 

сообщалось о самом событии, а во втором - об ограничении доступа к освещению митинга ДПМ для 

некоторых журналистов. TV8 осветил мероприятие подробно, представив различные мнения, однако 
начал с представления мнений, и лишь потом представил факты. Подобные приемы хоть и не 

нарушают журналистскую этику, но все же меняют логический ход новости, где сначала должны быть 

представлены факты, и лишь затем комментарии или мнения. Например, первый сюжет начался так: 

«Митинг ДПМ был предвыборным мероприятием и скорее принудительным, так как многие люди 
прибыли на манифестацию организованно. Таково мнение аналитика Аркадия Барбэрошие». Кроме 

того, TV8 также допустил обобщение: «Митинг ДПМ - перед выборами. Эксперты считают 

мероприятие предвыборным, с организованной транспортировкой людей» (надпись на экране); 
«Между тем, аналитики считают, что мероприятие имело предвыборный оттенок…». 

Сюжет о собрании ДПМ был вторым в выпуске новостей на канале Moldova 1. Общественный 
телеканал представил информацию с точки зрения ДПМ, выбрав исключительно мнения тех, кто 

поддерживают политический курс и программу этой партии. Также, Moldova 1 передал много 

заявлений лидеров ДПМ, которые составили около трети сюжета. Один из источников новости, премьер 

Павел Филип, обвинял оппозиционные партии, но репортеры общественного телевидения не 

обеспечили им право на ответ/мнение. Помимо этого, Moldova 1 допустил: 

 Смешивание фактов с мнениями: «…собрание потревожила группа протестующих»; 

 Манипулирование при помощи видеоряда: Телеканал включил кадры с ПВНС, снятые с 

ракурсов, дающих впечатление о присутствии очень большого числа участников. 
 

Jurnal TV уделил больше внимания теме мониторинга, чем другие СМИ, выпустив три новостных 

репортажа общей продолжительностью 17 минут, что составило более трети всего выпуска новостей. В 

целом, Jurnal TV осветил событие с отрицательным акцентом в адрес ДПМ и ее представителей. Среди 
нарушений профессиональной этики в контенте, представленном Jurnal TV, можно назвать: 

 Смешивание фактов с мнениями: «Люди, собравшиеся на ПВНС, показались не очень 

впечатленными энтузиазмом выступавших и вели себя скромно во время скандирования 
лозунгов»; 

 Манипулирование при помощи заголовков: Надпись на экране скорее похожа на вывод 

журналиста, так как данное выражение не принадлежит ни одному из источников: 

«Привезенные для создания массы»; 
 Метод внушения и пристрастный выбор мнений: Телеканал представил несоразмерное число 

мнений участников, которые высказывались с трудом или которые не очень хорошо понимали 

значение и причину собрания. 

На Unimedia.info мониторинг проводился в отношении десяти новостей о Собрании ДПМ, 
опубликованных накануне и в день мероприятия. Были освещены подготовка митинга, само собрание, 

инциденты, случившиеся во время его проведения (ограничение доступа журналистов в определенные 

места), о также опрос участников, позаимствованный у Ziarul de Gardă. Кроме того, Unimedia.info 
опубликовал несколько фотогалерей и вел прямую трансляцию с мероприятия. В целом, освещение 
было объективным и беспристрастным. 

Из восьми новостей, опубликованных порталом Noi.md, только три были собственного производства, а 
остальные были позаимствованы у других СМИ (Publika.md, Info-Prim Neo и Deschide.md). Одна 

новость содержала прямую трансляцию с митинга ДПМ. В другой новости, Noi.md представил 

http://protv.md/stiri/jurnale-de-stiri/stirile-pro-tv-de-la-ora-20-00-cu-patricia-podoleanu-21-10-2018---2378871.html
https://www.youtube.com/watch?v=MROFQa-sPR4
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-21-octombrie-2018/
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-21-octombrie-2018/
http://www.jurnaltv.md/news/6b3390ec4aaa4830/jurnalul-orei-19-22-octombrie.html
https://unimedia.info/ro/news/c434eebce8ba19b7/mitingul-pd-ul-a-pus-stapanire-pe-pman-de-astazi-centrul-capitalei-blocat-din-cauza-democratilor-cu-o-zi-inainte-de-manifestatie.html?utm_source=Site%20Widgets&utm_medium=Related%20Widget&utm_campaign=Related%20Widget
https://unimedia.info/ro/news/6e97dbef8a3e688d/miting-pd.html
https://unimedia.info/ro/news/130416b7ec76f827/o-jurnalista-indepartata-de-seful-spps-cand-a-incercat-sa-se-apropie-de-candu-filip-si-plahotniuc.html?utm_source=Site%20Widgets&utm_medium=Related%20Widget&utm_campaign=Related%20Widget
https://unimedia.info/ro/news/8836abf6525f7867/video-reporteri-fara-acces-la-mitingul-pdm-aici-e-zona-verde.html
https://unimedia.info/ro/news/8836abf6525f7867/video-reporteri-fara-acces-la-mitingul-pdm-aici-e-zona-verde.html
https://unimedia.info/ro/news/3c9764c9ca6e1b70/video-ce-spun-participantii-la-mitingul-pdm-au-spus-ca-o-sa-fie-normal-o-sa-fie-bine.html
https://noi.md/md/politica/adunarea-nationala-pdm-pentru-moldova-live
https://noi.md/md/politica/adunarea-nationala-pdm-pentru-moldova-live
https://noi.md/md/politica/adunarea-nationala-pdm-are-loc-astazi-in-pman-sint-asteptati-sute-de-membri-si-simpatizanti


 

 

9 

подробности о мероприятии в текстовом формате, а в третьей содержалась речь Владимира 

Плахотнюка, лидера ДПМ. Хотя в представлении информации методов манипулирования замечено не 
было, ощущалось слегка благоприятное отношение к ДПМ и Владу Плахотнюку, особенно в 
собственных новостях. 

Kp.md опубликовал одну короткую новость на тему мониторинга, в которой упоминались общие 

сведения о событии в сопровождении трех фотографий, на двух из которых были изображены лидеры 

ДПМ. NTV Moldova, Accent TV и Sputnik.md не осветили данную тему в период 19-23 октября ни в 
своих выпусках новостей, ни на своих порталах, что можно расценить как умалчивание. 

Тема 3. Создание избирательного блока «Движение ACUM»  

 

Контекст: 3 ноября 2018 года, партия Платформа «Достоинство и правда» (ППДП) и партия 

«Действие и солидарность» (ПДС) - объединенные в «Движение ACUM» - представили свои общие 

намерения для парламентских выборов 24 февраля 2019 года. Мероприятие состоялось в Кишинэу, 

и в нем приняли участие гости из Молдовы и из-за рубежа, а также члены и сторонники этих двух 
партий. 

Общий вывод: NTV Moldova, Accent TV и Noi.md полностью проигнорировали данную тему, а Publika 

TV, Canal 2 и Sputnik.md представили ее в отрицательном свете, с применением ярлыков в адрес ПДС 

и ППДП и их лидеров (Майи Санду и Андрея Нэстасе), сконцентрировавшись исключительно на 
разногласиях между четырьмя оппозиционными партиями (ПДС, ППДП, ЛДПМ, ЛП). Jurnal TV 

представил это событие подробно, с отрицательным акцентом на руководство страны и ДПМ. TV8, 

PRO TV Chișinău и государственный канал Moldova 1 представили информацию нейтрально и 

беспристрастно.  

Publika TV подошел к теме тенденциозно, представив ее в отрицательном свете, подчеркивая 
исключительно разногласия в Оппозиции и ее возражения в связи с реформой зарплат, однако без 

включения прямых цитат или заявлений соответствующих партий в поддержку этой позиции. Таким 

образом, тема была представлена не столько с точки зрения намерений двух партий и потенциального 
избирательного блока (сути новости), сколько с точки зрения отрицательных подробностей и 

предполагаемых «разногласий» этих двух правосторонних партий. Publika TV исказил информацию на 

данную тему, нарушив нормы профессиональной этики и применив некоторые методы 

манипулирования информацией, например: 

 Применение ярлыков с целью дискредитировать конкретного человека или организацию: 
«бином представил свое предвыборное предложение»; «Тудор Делиу заявил, что создание 

бинома ПДС-ППДП…»; «Противоречивая ситуация создалась и в отношениях бинома ПДС и 

ППДП с либералами»; 
 Избирательный подход к источникам. В случае заявлений Тудора Делиу в передаче на канале 

N4, не был процитирован непосредственный источник, что помогло бы представить более 

правильную и полную картину действительности. Для правильного, нейтрального и 
объективного освещения, репортеры Publika TV должны были процитировать непосредственно 

заявления Тудора Делиу, либо включить фрагмент видео с передачи, в которой он принял 

участие; 

 Смешивание фактов с мнениями: «Новые разногласия между оппозиционными партиями 
правого толка. Либерал-демократы, похоже, проигнорировали мероприятие, 

организованное партией «Действие и солидарность» и Платформой «Достоинство и правда», 

на котором бином представил свое предвыборное предложение»; 
 Методы манипулирования «внутренний враг» и «народный спаситель». ППДП и ПДС 

представлены как партии, не соглашающиеся с реформами, которым безразлична судьба 

граждан страны, тогда как ДПМ представлена как партия-спаситель: «В то же время, 

намерения, представленные ПДС и ППДП, включают увеличение средней заработной платы, 
при том, что обе партии противились увеличению зарплат для почти 200 тысяч 

бюджетников, заявленному ДПМ, поскольку якобы для этого нет бюджетных средств». 

https://noi.md/md/politica/plahotniuc-nu-mai-putem-tolera-statutul-de-obiect-al-geopoliticii-moldova-are-dreptul-la-propriul-cuvint
https://www.kp.md/online/news/3272010/
http://mediacritica.md/ro/news/ce-scrie-presa-despre-angajamentele-blocului-electoral-acum/?fbclid=IwAR0SeqZh6fse3mfyhl9sXns6UyGEqzNnOrnhorHZemaWkZSGrN67u5o8C8w


 

 

10 

Canal 2 рассказал о предстоявшем событии в одном из сюжетов выпуска новостей 2 ноября, в котором 

было упомянуто о том, что будет создан избирательный блок ACUM, однако акцент был сделан на 
разногласиях между ПДС, ППДП, ЛДПМ и ЛП («…ссоры не прекращаются»). Подход был 

аналогичным подходу Publika TV в новости от 3 ноября: репортеры Canal 2 сообщили о том, что на 

следующий день «ППДП и ПДС объявят о создании общего избирательного блока бинома Санду-

Нэстасе для февральских выборов» (наклеивание ярлыка).  

PRO TV Chișinău осветил тему в выпуске новостей 3 ноября, сконцентрировавшись на самом событии, 
без применения оценочных суждений или методов манипулирования. Единственным нарушением, 

допущенным телеканалом, было то, что репортеры не обеспечили право на ответ представителям 

руководства страны и ДПМ, которые упоминались в заявлениях Майи Санду и Андрея Нэстасе.  

TV8 осветил создание избирательного блока ACUM в сюжете о встрече четырех партий (ПДС, ППДП, 
ЛДПМ, ЛП) в офисе ЛП 5 ноября, включенном в выпуск новостей в тот же день (TV8 не имеет выпусков 

новостей в выходные дни, т.е. их не было и 3 и 4 ноября). В то же время, на интернет-платформе TV8 

была опубликована одна новость о предвыборных намерениях ПДС и ППДП. TV8 осветил оба события 

нейтрально и беспристрастно.  

Общественный телеканал Moldova 1 передал один сюжет о намерениях ПДС и ППДП создать 
избирательный блок ACUM в середине выпуска новостей Mesager 3 ноября. Moldova 1 представил 

информацию нейтрально и беспристрастно, включив в сюжет заявления всех источников, имеющих 

отношение к теме. 

Jurnal TV осветил тему подробно. В выпуске новостей 5 ноября (3 и 4 ноября, т.е. в субботу и 
воскресенье, этот телеканал не имел выпусков новостей), Jurnal TV передал два репортажа общей 

продолжительностью немногим более 13 минут, что составило около 40% всего выпуска. В одном из 

сюжетов сообщалось о «намерениях блока ACUM» и он почти полностью состоял из передачи, в 
течение 11 минут, основных фрагментов видео с презентации намерений. Во втором сюжете, немногим 

более двух минут, были представлены мнения граждан, присутствовавших на мероприятии. В обоих 

сюжетах ПДС и ППДП были представлены исключительно в положительном свете. Jurnal TV допустил 

в своих новостях: 

 Обобщение: «Граждане хотят изменений» (заголовок одной из новостей); «…Уверенная в 
успехе, структура пользуется поддержкой Запада»; 

 Необеспечение права на ответ. Jurnal TV не обеспечил право на ответ обвиняемым - 

ПМ/руководству страны, Владу Плахотнюку и Игорю Додону. Фраза, включенная 
журналистами в конец сюжета, объясняющая отсутствие их мнения («Власти пока не 

прокомментировали заявления, озвученные на мероприятии»), не может никоим образом 

считаться обеспечением права на ответ. 

Sputnik.md опубликовал одну новость на данную тему, с информативным заголовком «Майя Санду и 

Андрей Нэстасе объединили силы перед выборами», однако за заголовком следует короткий 
вступительный абзац с риторическим вопросом: «Смогут ли политики консолидировать электорат – 

большой вопрос». Эта фраза повторяется и развивается в тексте материала, без указания источника, 

поддерживающего эти сомнения, и без упоминания информации из прошлого, что можно оценить как 
применение метода внушения: «Лидеры оппозиции и раньше пытались объединить свои силы 

«накануне» парламентских выборов, но эти попытки, как правило, проваливались». Кроме того, 

Sputnik.md несколько раз смешал факты с мнениями и манипулировал при помощи выборочного 

контекста: «Успех политического сотрудничества Нэстасе и Санду с бывшими коллегами из ЛДПМ 
также неясен»; «Сложно предсказать, сумеют ли Нэстасе и Санду консолидировать электорат. 

Предыдущие избирательные кампании доказали, что в «политическом партнерстве» может 

произойти что угодно». 

Kp.md не освещал события от 3 ноября, а именно политические намерения ПДС и ППДП и создание 
избирательного блока ACUM. Однако 5 ноября Kp.md опубликовал новость, позаимствованную на 

Allmoldova.com, в которой были представлены подробности о предполагаемом указании, 

http://www.canal2.md/news/reporter-cu-diana-spatarel-2-noiembrie-2018-1900_96429.html
http://protv.md/stiri/jurnale-de-stiri/stirile-pro-tv-de-la-ora-20-00-cu-suada-karkouki-03-11-2018---2391241.html
http://tv8.md/tv8-show/stiri-cu-angela-gonta-05-11-18/
http://tv8.md/2018/11/03/pas-si-ppda-au-prezentat-angajamentele-blocului-acum-lichidarea-structurilor-oligarhice-combaterea-coruptiei-mari-recuperarea-miliardelor-bancare/
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-3-noiembrie-2018/
http://www.jurnaltv.md/news/fc245df73e0a8a3f/angajamentele-blocului-acum.html
http://www.jurnaltv.md/news/bcd90f00c51ccae9/cetatenii-vor-schimbarea-acum.html
https://sputnik.md/politics/20181103/22854440/Maia-Sandu-i-Andrei-Nstase-i-au-unit-forele-nainte-de-alegeri.html
https://www.kp.md/online/news/3287006/


 

 

11 

распространенном среди участников мероприятия, без информации о самом событии (создание блока 

ACUM). Новость полна обвинений и мнений, но их источник не указан: «Ни Майя Санду, ни Андрей 
Нэстасе не собираются выполнять обещания, сделанные со сцены». Таким образом, читателями 

манипулировали ссылкой на источники, которые невозможно проверить. Кроме того, Kp.md не 

обеспечил сбалансированность источников и не обеспечил право на ответ обвиняемым (Майе 

Санду и Андрею Нэстасе).  

Unimedia.info опубликовал две новости. Одна заключалась в прямой трансляции события, с 
представлением сути основных заявлений участников в текстовом формате. Вторая сообщала о 

посланиях нескольких европейских политиков в поддержку двух партий (ПДС и ППДП). Информация 

в обеих новостях была представлена нейтрально и на основании фактов. 

Телеканалы NTV Moldova и Accent TV, а также портал Noi.md, в период 2-6 ноября не освещали 
данную тему в выпусках новостей и в информационном контенте, публикуемом онлайн, 

соответственно, что можно оценить как умалчивание. 

Тема 4. Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция Европейского парламента (ЕП) о реализации 

Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом 

 

Контекст: 13-14 ноября 2018 года, в Европейском парламенте был представлен Доклад о 

реализации Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом. 

Докладчиком и автором документа стал член Европарламента Пятрас Ауштрявичюс (АЛДЕ). 
Помимо доклада, в Комитете по иностранным делам Европейского парламента обсуждалась и 

была вынесена на голосование резолюция, в которой ЕС подверг критике ряд действий 

руководства Республики Молдова. За принятие резолюции проголосовали 396 евродепутатов, 

против - 76, а 186 депутатов воздержались. 

 

Общий вывод: Publika TV и Moldova 1 акцентировали положительные аспекты (незначительные в 

обоих документах) и, таким образом, пытались заретушировать суть резолюции, ограничивая доступ 
медиапотребителей к исчерпывающей и правильной информации. Вместе с тем, как Publika TV и 

Moldova 1, так и Jurnal TV, предвзято и неравномерно выбирали источники новостей. Другая группа 

СМИ сочла тему неактуальной - NTV Moldova, Accent TV и Canal 2 не транслировали новостей о ней.  

Publika TV осветил эту тему тенденциозно, пристрастно, пропустив самую важную информацию из 

резолюции, которая была представлена в отрицательном свете. Кроме того, Publika TV упомянул лишь 
положительные аспекты документа (метод манипулирования приоритетной информацией), которых 

было не много, не рассматривая критику в отношении Республики Молдова в определенных областях 

(таких, как уровень коррупции, правосудие, проблемы в сферах СМИ и объединений, изменение 
избирательной системы, отмена результатов местных выборов в Кишиневе и проч.), представив 

информацию выборочно. В конце репортажа Publika TV упоминается, что евродепутаты 

«…призывают молдавские власти и далее прилагать усилия по борьбе с коррупцией, более тщательно 
расследовать мошенничество в банковской системе, внедрить законы о свободе СМИ и обеспечить 

проведение свободных и справедливых парламентских выборов в следующем году». Таким образом, 

Publika TV прибегает к методу манипулирования посредством размытого представления, 

подразумевающему сокращение или расплывчатое изложение информации, представляющей 

общественный интерес, с целью скрыть ее от внимания медиапотребителей.  

Помимо этих нарушений, Publika TV также допустил:  

 Смещение акцентов. «Одним из отрицательных аспектов, упомянутых в докладе, является 

принятие смешанной избирательной системы в Молдове, хотя сам автор документа, Пятрас 

Ауштрявичюс, был избран в Литве в одномандатном избирательном округе». Это представляет 
собой оценочное суждение репортеров Publika TV, которые не учли контекст страны. Кроме 

того, поскольку оценочное суждение сформулировано в отношении определенного лица 

(Ауштрявичюса), необходимо было обеспечить право последнего на свое мнение по этому 

вопросу, однако сделано этого не было; 

https://unimedia.info/ro/news/3e4e75f71ded586c/live-miscarea-acum-isi-lanseaza-angajamentele-inainte-de-alegerile-din-2019.html?spot_im_comment_id=sp_4GVurUX1_unimedia-newsite-3e4e75f71ded586c_c_vh3g5p&spotim_referrer=recirculation?utm_source=Site%20Widgets&utm_medium=Trend%20News%20Widget&utm_campaign=Trend%20News%20Widget
https://unimedia.info/ro/news/d7317e7dbcc4288e/ludovic-orban-invitat-special-la-evenimentul-politic-al-pas-si-platforma-da-joseph-daul-si-elmar-brok-au-transmis-mesaje-de-sustinere.html?utm_source=rss&amp;utm_medium=rss&amp;utm_campaign=rss
http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A8-2018-0322&language=EN&fbclid=IwAR2X-V765eMQXSmggtzoup_vIEkL6vD43NHu5U6o4NZKIN6MumsriLpQIjA
http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A8-2018-0322&language=EN&fbclid=IwAR2X-V765eMQXSmggtzoup_vIEkL6vD43NHu5U6o4NZKIN6MumsriLpQIjA
https://www.publika.md/parlamentul-european-a-aprobat-astazi-un-raport-cu-privire-la-implementarea-acordului-de-asociere-dintre-moldova-si-ue_3025254.html


 

 

12 

 Субъективный и тенденциозный выбор источников. Publika TV включил в репортаж 

заявления евродепутатов Анди Кристя и Норики Николай, но не добавил критических отзывов 
о Республике Молдова, хотя их и прозвучало довольно много на пленарном заседании, и, что 

важнее всего, не включил никаких заявлений или мнений автора доклада (Пятраса 

Ауштрявичюса); 
 Сокращение и пристрастный отбор информации. Publika TV сменил акценты в сути 

принятого документа: «Доклад, утвержденный сегодня на пленарном заседании Европейского 

парламента, содержит резолюцию, подчеркивающую важность реализации Соглашения об 

ассоциации Молдова-ЕС, высоко оценивает положительные изменения в нашей стране и 
подтверждает решение о предоставлении макрофинансовой помощи после парламентских 

выборов в феврале 2019 года». Не упоминаются, однако, условия, которые обязательно должна 

выполнить Республика Молдова для получения макрофинансовой помощи и бюджетной 

поддержки (и только после парламентских выборов в феврале 2019 года). 

PRO TV Chișinău осветил эту тему в выпуске новостей 14 ноября,  представив информацию нейтрально 

и беспристрастно. В новости были включены мнения евродепутатов по основным элементам доклада (в 

основном критические, но не только), при этом было обеспечено право на мнение представителям 

Демократической партии Молдовы (ДПМ) в лице депутата Серджиу Сырбу, вице-председателя ДПМ.  

TV8 осветил тему нейтрально и беспристрастно, включив мнения в поддержку резолюции и мнения 
евродепутатов, недовольных выводами, содержащимися в документе. Репортеры TV8 обеспечили 

право на ответ и представителям ДПМ, обеспечив, таким образом, сбалансированность источников и 

право на мнение всем упомянутым сторонам. 

Moldova 1 осветил тему доклада и резолюции ЕП в выпуске новостей Mesager 14 ноября. 
Общественный телеканал включил данную тему во вторую часть этого выпуска, что можно расценить 

как способ уменьшения значимости этой информации при помощи ее размытого представления. Хотя 

в титрах к новости и было написано «Молдова подверглась критике со стороны Европейского 

парламента», телеканал подчеркнул положительные аспекты доклада, избегая четкого представления 
отрицательных, которые превалировали как в докладе, так и в принятой резолюции. Вместе с тем, 

Moldova 1 допустил пристрастный отбор заявлений/источников. Например, канал включил в 

репортаж положительные заявления Пятраса Ауштрявичюса и комиссара Йоханнеса Хана, которые, 
однако, не отражали суть послания этих чиновников; затем было процитировано мнение евродепутата 

Анди Кристя, считающего, что доклад имеет политический характер, и обвиняющего оппозиционные 

партии Молдовы. Наличие этого обвинения обязывало канал Moldova 1 предоставить право на ответ 
упомянутым оппозиционным партиям, однако этого сделано не было. Таким образом, Moldova 1 не 

осветил тему доклада и резолюции ЕП нейтрально и беспристрастно, а представил медиапотребителю 

информацию выборочно и тенденциозно, с обрывочными цитатами, таким образом, лишив его 

объективной информации. 

Jurnal TV осветил данную тему в выпуске новостей 14 ноября, сосредоточив внимание на критике в 
адрес Республики Молдова. Единственным нарушением, допущенным Jurnal TV, было предоставление 

несоразмерного эфирного времени евродепутатам, поддержавшим резолюцию (шесть источников), 

по сравнению с теми, кто не одобрил принятие этого документа (один источник), но было 
процитировано и мнение представителя ДПМ об этих документах. В целом, Jurnal TV представил 

информацию нейтрально и беспристрастно. 

В период 13-14 ноября Kp.md опубликовал три статьи о докладе и о резолюции ЕП. Две из них были 

новостями, в которых сообщалось: a) в целом об этих документах и о процедуре голосования, и b) о 

мнениях европейских официальных лиц по поводу доклада (четыре мнения, все критические). В третьей 
статье содержалось краткое изложение основных выводов резолюции, за которым следовало интервью 

о них с политологом Корнелиу Чуря. В двух статьях из трех Kp.md настаивает на том, что ЕС может 

отменить безвизовый режим с Республикой Молдова, представляя это так, как будто это может 
произойти в ближайшее время. На самом деле, читателями пытались манипулировать посредством 

обобщения: «В течение последних нескольких дней вся Молдова «гудит» о возможной отмене безвиза 

с ЕС и Соглашения об ассоциации»; «Европарламентарии требуют от молдавских властей принять 

меры. Ранее, напомним, речь шла о риске отмены Соглашения об ассоциации и безвизового режима 

http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+REPORT+A8-2018-0322+0+DOC+PDF+V0//EN
http://protv.md/stiri/jurnale-de-stiri/stirile-pro-tv-de-la-ora-20-00-cu-sorina-obreja-14-11-2018---2401581.html
http://tv8.md/tv8-show/stiri-cu-angela-gonta-14-11-18/
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-14-noiembrie-2018/
http://www.jurnaltv.md/news/fa11fdfa9ed9696a/jurnalul-orei-19-14-noiembrie.html
https://www.kp.md/daily/26907/3953109/
https://www.kp.md/daily/26907/3952926/
https://www.kp.md/daily/26907/3952926/
https://www.kp.md/daily/26907/3952587/
https://www.kp.md/daily/26907/3952587/
https://www.kp.md/daily/26906.5/3952020/


 

 

13 

между Молдовой и ЕС». Таким образом, Kp.md попытался представить мнение некоторых лиц 

(источников) как реальный факт, который случится (манипулирование читателями путем 

представления мнений как фактов). 

13 и 14 ноября Unimedia.info опубликовал пять новостей об этом событии, ставшем предметом 

мониторинга. Unimedia.info осветил в текстовом формате и в виде прямой трансляции дебаты по 

поводу доклада о реализации Соглашения об ассоциации Молдова-ЕС, состоявшиеся 13 ноября; 

опубликовал фрагменты доклада; писал о результатах голосования в Европарламенте, о мнении 
эксперта Юлиана Гроза о выводах, содержащихся в докладе и в резолюции, а также об упоминании 

Влада Плахотнюка в докладе. Событие освещалось Unimedia.info нейтрально и беспристрастно.  

Sputnik.md опубликовал новость под заголовком «Жесткая резолюция ЕП: Финансовая поддержка для 

Молдовы будет доступна только после выборов». Информация была представлена нейтрально, без 

нарушения норм профессиональной этики или использования методов манипулирования.  

Noi.md опубликовал четыре новости о докладе и резолюции ЕП, позаимствовав все у других СМИ 

(Radio Europa Liberă, Unimedia.info и Deschide.md). 

Телеканалы NTV Moldova, Accent TV и Canal 2 не освещали эту тему ни в одном из выпусков новостей 

с 13 по 15 ноября, что можно охарактеризовать как манипулирование посредством умалчивания. 

Тема 5. Заявление Либеральной партии (ЛП) об участии в парламентских выборах совместно с 

избирательным блоком ACUM 

 
Контекст: 16 декабря 2018 года состоялось очередное заседание Республиканского совета Либеральной 

партии Молдовы (ЛП). На нем, ЛП приняла решение участвовать в парламентских выборах 24 февраля 2019 

года совместно с избирательным блоком ACUM. По словам лидера партии, Дорина Киртоакэ, из 59 

присутствовавших членов партии, 31 проголосовали за, 16 - против, а 12 воздержались.  

Общий вывод: Решение Либеральной партии Молдовы (ЛП) участвовать в парламентских выборах 24 

февраля 2019 года совместно с избирательным блоком ACUM в очередной раз наглядно выявило 

политические предпочтения некоторых СМИ, а также то, что некоторые телеканалы либо 
используют подобные события, либо намеренно замалчивают их с целью дискредитировать или 

скрыть определенные темы политического характера. Кроме того, некоторые СМИ еще раз 

продемонстрировали отсутствие плюрализма и тенденциозное освещение определенных 
событий/информации. Также, некоторые СМИ изобрели новые ярлыки, которые неоднократно 

повторяли в новостных материалах (Canal 2, Publika TV); другие СМИ не обеспечили право на ответ 

тем, о ком говорили и кого обвиняли интервьюируемые источники (PRO TV Chişinău, Jurnal TV); 
третьи прибегали к иронии и смешивали факты с мнениями (Noi.md, Canal 2); а еще одна группа СМИ 

(NTV Moldova, Accent TV, Sputnik.md, TV8) проигнорировала данное событие.  

Canal 2 и Publika TV освещали эту тему одинаково, следуя одному и тому же сценарию и передавая 

одни и те же кадры; даже текст на 95% был идентичным (лишь несколько формулировок поменяли 

местами). Оба канала придали данному событию отрицательную коннотацию, представляя его 

тенденциозно и необъективно.  

PRO TV Chișinău осветил данную тему в выпуске новостей 16 декабря, сконцентрировавшись на самом 

событии, в целом не нарушая нормы профессиональной этики и не используя методы манипулирования. 

Единственное нарушение, допущенное PRO TV Chişinău, связано с тем, что репортеры канала не 

поинтересовались мнением/не обеспечили право на ответ лицам (Владимиру Плахотнюку, Игорю 

Додону), которых упоминали/обвиняли в новостном сюжете некоторые интервьюируемые источники 

(Дорин Киртоакэ).  

TV8 не осветил эту тему в отдельном новостном материале, однако в одном из материалов в выпуске 

новостей 17 декабря было упомянуто намерение ПНЕ поддержать блок ACUM на февральских 
парламентских выборах 2019 года. Таким образом, тот факт, что намерение ЛП поддержать 

https://www.kp.md/daily/26906.5/3952020/
https://unimedia.info/ro/news/30145a644d8ffb82/acordul-de-asociere-dintre-rm-si-ue-si-rezolutia-critica-la-adresa-moldovei-dezbatute-in-parlamentul-european-unimedia-va-transmite-live-incepand-cu-18-30.html
https://unimedia.info/ro/news/30145a644d8ffb82/acordul-de-asociere-dintre-rm-si-ue-si-rezolutia-critica-la-adresa-moldovei-dezbatute-in-parlamentul-european-unimedia-va-transmite-live-incepand-cu-18-30.html
https://unimedia.info/ro/news/c30c24f3dbe768ab/rm-pusa-la-zid-parlamentul-european-ar-putea-institui-sanctiuni-persoanele-si-cere-publicarea-raportului-kroll-2.html?utm_source=Site%20Widgets&utm_medium=Trend%20News%20Widget&utm_campaign=Trend%20News%20Widget
https://unimedia.info/ro/news/16be132d0703593e/live-parlamentul-european-voteaza-raportul-cu-privire-la-implementarea-acordului-de-asociere-din-republica-moldova-si-ue.html
https://unimedia.info/ro/news/496de03c1c5e2863/expert-despre-concluziile-raportului-si-rezolutiei-aprobate-in-parlamentul-european.html
https://unimedia.info/ro/news/496de03c1c5e2863/expert-despre-concluziile-raportului-si-rezolutiei-aprobate-in-parlamentul-european.html
https://unimedia.info/ro/news/c25d248ce421483a/pentru-prima-data-numele-lui-vlad-plahotniuc-apare-intr-o-rezolutie-in-parlamentul-european.html
https://unimedia.info/ro/news/c25d248ce421483a/pentru-prima-data-numele-lui-vlad-plahotniuc-apare-intr-o-rezolutie-in-parlamentul-european.html
https://sputnik.md/politics/20181114/23032541/Rezoluie-dur-a-PE-Susinerea-financiar-pentru-Moldova-disponibil-doar-dup-alegeri.html
https://sputnik.md/politics/20181114/23032541/Rezoluie-dur-a-PE-Susinerea-financiar-pentru-Moldova-disponibil-doar-dup-alegeri.html
http://pl.md/libview.php?l=ro&idc=78&id=7338&t=/Presa/tiri/VIDEOConsiliul-Republican-al-PL-a-decis-sa-participe-in-cadrul-blocului-ACUM
http://pl.md/libview.php?l=ro&idc=78&id=7338&t=/Presa/tiri/VIDEOConsiliul-Republican-al-PL-a-decis-sa-participe-in-cadrul-blocului-ACUM
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-16-decembrie-2018-1900_99013.html
https://www.publika.md/partidul-liberal-va-face-front-comun-cu-trinomul-pas-ppda-pldm_3028689.html
http://protv.md/stiri/jurnale-de-stiri/stirile-pro-tv-de-la-ora-20-00-cu-patricia-podoleanu-16-12-2018---2432341.html
http://tv8.md/tv8-show/stiri-cu-angela-gonta-17-12-18/
http://tv8.md/tv8-show/stiri-cu-angela-gonta-17-12-18/


 

 

14 

избирательный блок ACUM не было освящено в новостях 17, 18 и 19 декабря, можно расценить как 

умалчивание. 

Общественный телеканал Moldova 1 передал новость об участии ЛП в парламентских выборах в 
феврале 2019 года совместно с избирательным блоком ACUM в выпуске новостей Mesager 16 декабря. 

Moldova 1 представил информацию нейтрально и беспристрастно, сконцентрировавшись на самом 

событии и включив в материал высказывания соответствующих источников. Moldova 1 не допустил 

нарушений профессиональной этики и не использовал методы манипулирования. 

Jurnal TV в выпуске новостей 17 декабря передал новость под заголовком «ЛП, ПНЕ и ЛРП 
поддерживают ACUM на выборах». Данный телеканал включил в один сюжет решения и заявления 

трех партий касательно участия и/или поддержки избирательного блока ACUM на парламентских 

выборах в феврале 2019 года. В основном, телеканал Jurnal TV осветил информацию нейтрально и 

беспристрастно, однако: 

 Не обеспечил право на ответ/мнение некоторым источникам. ДПМ, ПСРМ, Владимир 
Плахотнюк, Игорь Додон непосредственно упоминались/обвинялись в материале 

определенными источниками (ЛП, ПНЕ, Анатолом Шалару), однако журналисты Jurnal TV не 

обратились к первым, чтобы обеспечить им право на ответ. 

Kp.md не освещал данное событие 16 и 17 декабря. Тем не менее, 18 декабря, в рубрике «Политика», 

портал опубликовал статью «Последний раскол в Либеральной партии Молдовы: Что добьет Гимпу, 
Киртоакэ и компанию», где упоминается о решении ЛП участвовать в февральских выборах совместно 

с избирательным блоком ACUM. Данный материал является скорее мнением/редакционной статьей 

одного из журналистов издания, чем новостью, однако Kp.md не указал этого. Таким образом, портал 
манипулировал своими читателями, подменяя факт мнением, содержащим оценочные суждения и 

личное отношение. 

Unimedia.info осветил данное событие в четырех новостях, опубликованных 16 декабря. Информация 

была представлена нейтрально и беспристрастно; журналисты Unimedia.info не допустили нарушения 

норм профессиональной этики и не использовали методы манипулирования.  

Noi.md опубликовал две новости на данную тему. Обе были позаимствованы у других интернет-СМИ 
с указанием источника (Unimedia.info и Stiri.md). Тем не менее, в одной из них (с Unimedia.info) 

Noi.md изменил заголовок, прибегнув к иронии и смешав факты с мнениями: «ЛП говорит «Давай», 

а ПДС отвечает «Подожди». Реакция ПДС на заявления ЛП».  

В период 14-18 декабря, NTV Moldova, Accent TV и Sputnik.md не освещали данную тему ни в одном 
из своих выпусков новостей и, соответственно, в публикуемой онлайн информации, что можно 

расценить как умалчивание. 

ВЫВОДЫ 

В отчетный период, 1 октября - 31 декабря 2018 года, все 12 СМИ, охваченные мониторингом, 

допустили как минимум одно нарушение профессиональной этики и/или применили как минимум один 

метод манипулирования при освещении проанализированных выше событий. Хотя за три месяца 
мониторинга было замечено уменьшение числа подобных нарушений, можно предположить, что оно 

увеличится начиная с января 2019 года, учитывая предстоящие парламентские выборы 24 февраля 2019 

года и предвыборную кампанию в преддверии выборов. Основными нарушениями профессиональной 
этики, допущенными 12-ю СМИ, остаются смешивание фактов с мнениями, необеспечение права на 

ответ, выборочное представление фактов и заявлений, обобщение и наклеивание ярлыков. 

Применение ярлыков в отношении политиков и политических партий (Canal 2 и Publika TV) усилилось 

по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, основные методы манипулирования, используемые 

журналистами, остались теми же: метод «внутреннего/внешнего врага», за которым непосредственно 

следует метод «народного спасителя и/или мессии». 

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-16-decembrie-2018/
http://www.jurnaltv.md/news/b3642097ebff1924/jurnalul-orei-19-17-decembrie.html
https://www.kp.md/daily/26921/3968498/
https://noi.md/md/politica/pl-spune-hai-iar-pas-ii-raspune-mai-stai-reactionaza-formatiunii-la-declaratiile-pl


 

 

15 

В то же время, в отчетный период сильнее обозначилось предпочтение и/или симпатия некоторых СМИ 

к определенными политическим партиям и/или политикам. Некоторые из них, отказываясь освещать 
некоторые темы, представляющие интерес для общественности (умалчивание), проявили свою 

ангажированность или симпатию к определенным партиям или политикам. Размытое представление 

событий все чаще применялось некоторыми СМИ (Publika TV и Moldova 1). Умалчивание также было 
одним из наиболее используемых некоторыми СМИ методом манипулирования. Например, NTV 

Moldova и Accent TV не осветили три из пяти тем, ставших предметом мониторинга. Из этого следует, 

что данные телеканалы проигнорировали соответствующие события, поскольку они касались не ПСРМ 

и ее членов, а других политических партий или политиков.  

Манипулирование при помощи видеоряда и/или аудио стало все более популярным у некоторых СМИ 
(Publika TV, Canal 2). Также, некоторые СМИ и в это период мониторинга не отказались от обобщения 

(Canal 2, TV8, Jurnal TV и Kp.md), а другие сокращали и/или выборочно представляли факты, мнения 

и заявления (Publika TV, Moldova 1, Canal 2, Jurnal TV и Kp.md). Чрезмерная политизация тем и их 
представление с точки зрения политических предпочтений продолжились. Так, телеканалы Publika TV 

и Canal 2 в основном транслировали аналогичный новостной контент, оказывая предпочтение ДПМ и 

ее представителям и представляя исключительно в отрицательном свете ППДП, ПДС и ЛДПМ. 

Jurnal TV политизировал некоторые темы, открыто поддерживая некоторые партии (ППДП и ПДС) и 

политиков (Андрей Нэстасе, Майа Санду) и ставя в неблагоприятное положение другие партии (ДПМ 
и ПСРМ). Общественный телеканал Moldova 1 допустил больше нарушений профессиональной этики, 

чем в предыдущие периоды мониторинга, включая выборочное представление фактов и информации, 

манипулирование медиапотребителями при помощи видео, и т.д. Далее, Kp.md применял обобщение, 
внушение, сокращение фактов и заявлений, не обеспечивал право на ответ и ссылался на источники, 

которые невозможно проверить. Sputnik.md колебался между игнорированием/умалчиванием 

некоторых тем, смешиванием фактов с мнениями, ссылкой на источники, которые невозможно 

проверить, несбалансированностью источников и трансфером отрицательного образа.  

TV8, PRO TV Chișinău и Unimedia.info в целом освещали правильно, нейтрально и беспристрастно 
большинство тем мониторинга, с небольшими отклонениями: умалчивание (TV8); ирония и 

смешивание фактов с мнениями (PRO TV Chișinău); необеспечение права на ответ (Unimedia.info). 

Noi.md, как и в предыдущие периоды, продолжил заимствовать новости у других СМИ и публиковать 

их на своей платформе в Интернете.  

РЕКОМЕНДАЦИИ 

В ближайшее время, с началом предвыборной кампании к парламентским выборам 24 февраля 2019 

года, ожидается увеличение числа нарушений норм профессиональной этики и применения методов 

манипулирования. Также, некоторые СМИ вероятно будут интенсивно пользоваться своими 

платформами как для распространения информации, противоречащей профессиональной этике, так и 

для манипулирования медиапотребителями. Таким образом, мы рекомендуем: 

 Совету по телевидению и радио (СТР), на основании ст. 75 (Полномочия Совета по 
телевидению и радио) и ст. 86 (Сотрудничество с гражданским обществом) Кодекса 

аудиовизульных медиауслуг Республики Молдова, следует принять представленную здесь 

информацию к сведению и инициировать мониторинг телеканалов, в отношении содержимого 
которых поступают сообщения о наличии манипулирующей информации, с тем, чтобы 

констатировать нарушения законодательства и применить соответствующие санкции. 

 

 Редакторам телеканалов рекомендуется следить за содержимым, чтобы оно соответствовало 

миссии прессы, заключающейся в информировании общественности и в надлежащем 
сообщении о фактах, а не в исполнении желания политических сил продвигать свои интересы и 

уничтожать соперников. 

 

 Репортерам рекомендуется сообщать с мест событий о всех значимых фактах, беспристрастно 
и с проверкой информации, а не выборочно и односторонне. 



 

 

16 

 

 Медиапотребителям рекомендуется обращаться за информацией к различным источникам, во 

избежание риска получить ошибочную и манипулирующую информацию. 


	Тема 1. Задержание Георге Петика, председателя Территориальной организации (ТО) ППДП в Унгень, и первое судебное заседание по его делу
	Тема 2. Собрание Демократической партии Молдовы (ДПМ) «За Молдову»
	Тема 3. Создание избирательного блока «Движение ACUM»
	Тема 4. Доклад «Ауштрявичюса» и резолюция Европейского парламента (ЕП) о реализации Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом
	Тема 5. Заявление Либеральной партии (ЛП) об участии в парламентских выборах совместно с избирательным блоком ACUM

