



**МОНИТОРИНГ СМИ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ  
к всеобщим местным выборам 20 октября 2019 года  
и к новым парламентским выборам в одномандатных округах  
№ 17, 33, 48 и 50**

Отчет № 3  
5 – 11 октября 2019 года



*Данный отчет составлен Центром независимой журналистики при поддержке Фонда Восточная Европа, из средств, предоставленных Швецией, и при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и британского агентства UKAid. Представленные здесь мнения принадлежат авторам и могут не совпадать с мнением финансирующих организаций.*

**1. Цель и задачи проекта:** Мониторинг и информирование общественности о деятельности средств массовой информации в ходе избирательной кампании и о доступе конкурентов на выборах к СМИ. В рамках мониторинга анализируются журналистские тенденции, которые могут повлиять на работу СМИ и поставить под угрозу их способность предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и плюралистическую информацию.

**Период мониторинга:** 20 сентября – 19 октября 2019 года

**Критерии отбора СМИ для мониторинга:**

- Аудитория / воздействие: национальное, региональное
- Тип СМИ: аудиовизуальные
- Форма собственности: государственная, частная
- Язык вещания: румынский, русский

**Список СМИ, охваченных мониторингом:**

Moldova 1 (19:00) – государственный телеканал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском;

Prime TV (21:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском;

Publika TV (17:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском;

Jurnal TV (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

NTV Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

RTR Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

TV 8 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

Pro TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском;

Accent TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

Televiziunea Centrală (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском.

**2. Методология**

Был проведен мониторинг всего содержимого главных ежедневных выпусков новостей на каждом телеканале и были проанализированы материалы, имеющие прямое или косвенное отношение к выборам. Материалы были подвергнуты оценке с точки зрения содержания и контекста, чтобы определить, оказывают ли их авторы предпочтение отдельным партиям/другим политическим формированиям или ставят их в невыгодное положение. Материалы были проанализированы в соответствии со следующими критериями объективного освещения:

**Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Согласно Деонтологическому кодексу журналиста, новости должны быть беспристрастными и объективными и не должны оказывать предпочтения отдельным партиям/группам/лицам в ущерб другим. Присутствие элементов дискриминации в репортажах и новостях является первым критерием представления действительности сквозь призму мнений журналиста. Фильтрация новостей и минимальный анализ истории и контекста также говорят о защите интересов отдельных персонажей, а не общественности.

### **Корректность и сбалансированность источников / плюрализм мнений**

Чтобы быть корректными и сбалансированными, материалы должны представлять все задействованные стороны, особенно когда речь идет о спорных темах, и проявлять равное отношение к оппонентам. Также, СМИ должны обеспечивать доступ к различным взглядам, чтобы помочь аудитории прийти к собственному мнению о событиях.

### **Языковой стиль и видеоряд**

Использование преувеличений и предосудительных выражений, таких как ругательства или ярлыки в адрес определенных лиц или организаций, а также обработка фото и видео таким образом, чтобы представить определенных персонажей в отрицательном свете, вызывают серьезные сомнения относительно соблюдения этических и профессиональных стандартов. Поведение журналистов выглядит неэтичным в частности тогда, когда содержание фото и видео не соответствует действительности, когда они подделаны, или когда новости сопровождаются кадрами, не имеющими отношения к тексту.

## **3. Данные мониторинга**

### **Moldova 1**

#### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября 2019 года общественный телеканал Moldova 1 уделял повышенное внимание освещению избирательной кампании. В семи выпусках новостей в этот период Moldova 1 передал всего 44 сюжета на предвыборную тематику, включив их в специальные рубрики «Всеобщие местные выборы 2019» и «Новые парламентские выборы 2019». Больше внимания было уделено местным выборам, освещенным в 33 сюжетах, тогда как новым парламентским выборам было посвящено 4 сюжета. Еще 7 сюжетов сообщали о процессе печатания бюллетеней для голосования, о мониторинге выборов с точки зрения социальной инклюзии, о последнем дне, когда конкуренты на выборах могут отозвать свою кандидатуру на пост примара или советника, о представлении платформы Alegeți.md, а также о выводах отчетов о мониторинге деятельности общественного телеканала в преддверие выборов, опубликованных Советом по телевидению и радио, сообществом WatchDog и Центром независимой журналистики.

Из 33 сюжетов о местных выборах 2019 года, в 30 была освещена предвыборная гонка за примэрию столицы, в двух сообщалось о предвыборных обещаниях двух кандидатов на пост примара муниципия Бельцы (Сергея Рубцова от ПКРМ и Геннадия Форманчука от партии «Шор»), и в одном репортаже был представлен кандидат на пост примара муниципия Кагул Евгений Осадченко от ПСРМ.

Кроме того, Moldova 1 продолжил следить за развитием дела Руслана Кодряну, который был окончательно исключен из предвыборной гонки за пост градоначальника столицы, после того как Высшая судебная палата приняла кассационную жалобу Центральной избирательной комиссии и отменила решение Апелляционного суда Кишинева от 8 октября по причине нарушений в списках его сторонников.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Все 44 сюжета, имеющие прямое или косвенное отношение к выборам, были объективными и беспристрастными, без заметных нарушений профессиональной этики. Из 37 сюжетов, в центре внимания которых были конкуренты на выборах, в 33 сообщалось об их предвыборных приоритетах и обещаниях. Данные сюжеты были одного формата – было представлено только мнение первоисточника, а эфирное время каждого репортажа составило около 1 минуты. Таким образом, репортеры ограничились представлением заявлений кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, не дополняя материалы информацией о контексте.

В репортажах не была замечена явная тенденция оказания предпочтения каким-либо кандидатам. Чаще всего в них был представлен кандидат ПСРМ Ион Чебан (8 раз), за которым следовали Андрей Нэстасе от АСУМ/ПДС/ППДП (7 раз), Валериу Мунтяну от Союза спасения Бессарабии/ССБ (5 раз), Октавиан Цыку от Партии национального единства/ПНЕ (4 раза), и контекст их представления был положительным и нейтральным. Другие 6 кандидатов были героями новостей или упоминались по 1-2 раза, чаще всего в нейтральном контексте. Следует отметить, что в сюжете о Геннадии Форманчуке, кандидате партии «Шор» на пост примара муниципия Бельцы, отсутствовали кадры с ним, что поставило его в невыгодное положение по сравнению с другими конкурентами на выборах.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

В отчетный период, общественный телеканал не обеспечил плюрализм мнений в соответствующих новостях. Из 19 конкурентов, зарегистрированных для участия в выборах в примэрию Кишинева, Moldova 1 предоставил эфирное время 12-ти, двое из которых объявили о своем выходе из предвыборной гонки – Андрей Донику (движение профессионалов «Speranța-Надежда») и Борис Волосатый (партия «Демократия дома»).

Чаще всего в новостях упоминался/цитировался кандидат ПСРМ Ион Чебан – 8 раз, за которым следовали Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП) – 7 раз, Валериу Мунтяну (ССБ) – 5 раз; Октавиан Цыку (ПНЕ) – 4 раза; Влад Цуркану (НРП), Дорин Киртоакэ (ЛП) и Валерий Клименко (партия «Шор») – по 2 раза каждый; Виктор Киронда (движение «Новая сила»), Владимир Чеботарь (ДПМ) и Иван Дьяков («Наша партия») – по одному разу. Деятельность других конкурентов, претендующих на пост примара столицы, не была освещена в репортажах, а их имена в качестве конкурентов на выборах не были перечислены ни в одном репортаже.

Четыре из новостных материалов, касающихся выборов, имели отношение к конфликтным ситуациям. В 3 случаях, Валериу Мунтяну и Дорин Киртоакэ, Валерий Клименко и Иван Дьяков высказывали обвинения, касающиеся деятельности ПСРМ и ее кандидата Иона Чебана, а в одном случае Октавиан Цыку обвинил главу государства Игоря Додона в «государственной измене». Во

всех четырех сюжетах обвиняемым было предоставлено ответное слово, так что сбалансированность источников была обеспечена.

С точки зрения гендерного равенства, материалы были явно не в пользу женщин, которые цитировались только один раз (Анна Гуцу, Партия национального единства, 8 октября 2019 года), тогда как мужчины упоминались 36 раз.

### **Языковой стиль и видеоряд**

В третью неделю избирательной кампании, в выпусках новостей общественного телеканала Moldova 1 не было замечено применение выражений, дискриминирующих или порочащих конкурентов на выборах. Отсутствуют также ярлыки и кадры, не соответствующие действительности.

## **Prime TV**

### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября 2019 года, национальный телеканал Prime TV активно освещал избирательную кампанию, передав в ежедневных главных выпусках новостей 29 сюжетов, касающихся выборов. Как правило, данные сюжеты были включены в рубрику «Всеобщие местные выборы 2019» (26 сюжетов). В рамках данной рубрики освещался избирательный процесс, а именно опубликование результатов соцопроса, выход одного кандидата из предвыборной гонки и т.д., а также предвыборные приоритеты/задачи кандидатов в примэрию Кишинева и обвинения одних кандидатов другими. Вне вышеуказанной рубрики, в выпусках новостей также присутствовали материалы, имеющие непосредственное (2) и косвенное (1) отношение к выборам. Первые два материала сообщали о результатах мониторинга, проведенного Советом по телевидению и радио в ходе избирательной кампании, а в последнем говорилось о кандидате АСУМ/ПДС/ППДП Андрее Нэстасе, представленном как *«министр, освобожденный от должности»*.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

В целом, Prime TV освещал темы, касающиеся выборов, объективно и беспристрастно, без нарушений профессиональной этики. Исключением являются некоторые сюжеты о кандидате АСУМ/ПДС/ППДП Андрее Нэстасе, которые отличаются пристрастностью. Например, 7 октября был передан сюжет *«Кубок независимости по футболу, организованный под эгидой Министерства внутренних дел, оказался фатальным для офицера полиции из Бельц»*, в котором говорится о ранении одного из игроков и несколько раз упоминается, что на мероприятии присутствовал и «освобожденный от должности министр» Андрей Нэстасе. Пристрастность проявляется в ненадлежащем использовании термина *«фатальный»* и в подчеркивании того, что на мероприятии присутствовал и Андрей Нэстасе, поскольку данные уточнения не имели отношения к делу. 8 октября освещение данной темы продолжилось в сюжете *«Небольшой инцидент – так охарактеризовал освобожденный от должности министр внутренних дел Андрей Нэстасе серьезное ранение полицейского Виталия Спатарь во время матча в рамках соревнования за Кубок независимости»*. В данном сюжете Андрей Нэстасе сказал, что *«на футболе люди сталкиваются друг с другом ... произошел небольшой на тот момент инцидент»*, однако в субтитрах на протяжении всего сюжета остались только слова «небольшой инцидент». Также в неблагоприятном свете Андрей Нэстасе

был представлен и в сюжете о результатах соцопроса, опубликованного организацией SBS-Аха 7 октября. В начале сюжета говорится: *«Кандидат блока АСУМ Андрей Нэстасе больше не находится в топе предпочтений избирателей на пост столичного градоначальника»*. Как правило, слово «топ» применяется к рейтингу предпочтений, охватывающему как минимум три позиции/места. По данным соцопроса, кандидат АСУМ/ПДС/ППДП Андрей Нэстасе занимает второе место. Несмотря на то, что согласно соцопросу Андрея Нэстасе обошел кандидат ПСРМ Ион Чебан, он все равно остается в топе.

Другой сюжет, о предвыборных задачах кандидата АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе (реанимирование общественного транспорта), переданный 8 октября, был дополнен следующими подробностями: *«Ранее Нэстасе предложил необычное решение проблемы пробок в Кишиневе. Он говорил, что рабочий день бюджетников следует начинать с 7 утра... Тогда Нэстасе утверждал, что по собственному опыту знает, что город намного более свободен в это время, так как сам он уезжает на работу раньше. Когда Нэстасе работал министром внутренних дел, репортер нашего канала одним утром отправился узнать, в каком часу он выходит из дома, и обнаружил, что Андрей Нэстасе уехал на работу около 8 часов»*. Это пристрастное сравнение, поскольку предложение, о котором говорится в сюжете, было сформулировано в видеообращении Андрея Нэстасе в Facebook, когда он еще был министром, и не является задачей из предвыборной программы.

В заключение отметим, что в отчетный период Prime TV не проявил явного предпочтения ни одному конкуренту, представив большинство кандидатов нейтрально, за исключением кандидата АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе. В отношении его очевидно стремление телеканала поставить его в неблагоприятное положение или представить его в отрицательном контексте.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

В отчетный период Prime TV цитировал и/или упоминал в выпусках новостей нескольких кандидатов на всеобщих местных выборах: Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП) – 12 раз; Ион Чебан (ПСРМ) – 7 раз; Дорин Киртоакэ (ЛП) – 5 раз; Владимир Чеботарь (ДПМ), Валериу Мунтяну (ССБ), Октавиан Цыку (ПНЕ) – по 4 раза; Думитру Цыра (НЕПМ) – 3 раза; Владимир Цуркану (РНП), Теодор Кырнац (партия «Воля народа»), Иван Дьяков (НП) – по 2 раза. Остальные кандидаты упоминались по одному разу.

Три из 11-ти новостных сюжетов о конфликтах, переданных Prime TV, были несбалансированными и касались кандидата АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе. В двух сюжетах, 7 и 10 октября, говорится, что *«Андрей Нэстасе не ответил на телефон»*, а в еще одном сюжете, 9 октября, *«Удручающее решение Апелляционной палаты Кишинева о признании мандата примара Андрея Нэстасе»*, не уточняется, связались ли с ним по телефону и прокомментировал ли он обвинения в свой адрес.

Большинством источников в новостях на Prime TV были мужчины (65), а число женщин составило 15, т.е. женщины цитировались в 4 раза реже, чем мужчины.

### **Языковой стиль и видеоряд**

В целом, языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на Prime TV соответствовали нормам профессиональной этики и не имели элементов дискриминации.

## Publika TV

### Участие в избирательной кампании

В период с 5 по 11 октября 2019 года телеканал Publika TV передал 24 сюжета на тематику выборов в главных ежедневных выпусках новостей. 21 сюжет был показан в рубрике «Всеобщие местные выборы 2019» и 3 сюжета – вне ее. Телеканал не имел рубрики, посвященной выборам, 6 и 11 октября. Тем не менее, в выпуске новостей 11 октября было показано 3 сюжета, имеющих отношение к выборам.

Только три сюжета из всех материалов на данную тематику представили предвыборные обещания кандидатов. Остальные сюжеты были нейтральными материалами о процессе голосования и о других аспектах выборов (печать бюллетеней, соцопросы, имущество кандидатов, выход некоторых кандидатов из предвыборной гонки) или новости об отрицательных фактах, например, об обвинениях конкурентов.

### Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность

В отчетный период Publika TV информировал только о предвыборных обещаниях кандидатов Влада Цуркану (НРП) и Виктора Киронды (F9). Еще в одном сюжете были представлены предвыборные планы Андрея Нэстасе относительно общественного транспорта, которые были освещены пристрастно, в то время как подход к другим кандидатам был нейтральным.

С точки зрения числа материалов и подхода к освещению, данный телеканал ставил в неблагоприятное положение Андрея Нэстасе. Он был представлен в 5 сюжетах в отрицательном контексте и в 4 в нейтральном контексте (новости о соцопросе, о выходе из предвыборной гонки Андрея Донику, об имуществе всех кандидатов). Следует отметить, что даже когда тематика сюжетов казалась нейтральной или положительной, подход был пристрастным и отрицательным. Пример 1: Сообщая о том, что Андрей Донику выходит из предвыборной гонки в пользу Андрея Нэстасе (8 октября), Publika напомнил, что Донику был условно осужден на год тюремного заключения за то, что в знак протеста облил молоком бывшего министра финансов Октавиана Армашу. Таким образом была сделана ассоциация кандидата блока АСУМ/ПДС/ППДП с осужденным человеком. Пример 2: В тот же день, 8 октября, сообщалось о том, что Андрей Нэстасе планирует купить, если станет примаром, электрические автобусы и будет «настаивать на строительстве очередного троллейбусного маршрута». Репортеры применили слегка отрицательный заголовок, «Грандиозные планы», а в тексте новости было сказано: *«Кандидат похвалился пилотным проектом, который он внедрял в качестве министра внутренних дел»*. Затем было добавлено, что Нэстасе ранее выступил с предложением по улучшению дорожного движения в столице, а именно, начинать рабочий день в 7 часов утра, а репортер Publika TV обнаружил, что Нэстасе пришел однажды на работу около 8 часов. Аналогично был представлен и сюжет об отмене решения, признавшего недействительными результаты местных выборов в Кишиневе, состоявшихся в мае. Заголовок на экране: *««Климат» меняется осенью»*, намекая на имя судьи, который вынес решение о восстановлении Андрея Нэстасе в должности примара, и на то, что он сделал это под давлением.

Владимир Чеботарь (ДПМ) и Ион Чебан (ПСРМ) были героями четырех материалов, и чаще всего цитировались/упоминались в нейтральном контексте. Остальные конкуренты на выборах были представлены в нейтральных сюжетах.

В заключение отметим, что Publika TV не оказывал явное предпочтение ни одному кандидату на пост примара муниципия Кишинев, однако ставил кандидата АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе в неблагоприятное положение путем пристрастного представления и отбора тем, касавшихся его.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

Телеканал перечислил всех кандидатов (19 на момент выхода в эфир) в одном новостном сюжете, когда сообщал о заявленном ими имуществе (7 октября). В остальном, в выпусках новостей присутствовали только Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП), представленный 9 раз; Владимир Чеботарь (ДПМ) и Ион Чебан (ПСРМ) – по 4 раза; Валериу Мунтяну (ССБ) и Октавиан Цыку (ПНЕ) – по 3 раза; Влад Цуркану (НРП), Дорин Киртоакэ (ЛП) и Виктор Киронда (движение «Новая сила») – по 2 раза; и незарегистрированный независимый кандидат Руслан Кодряну – 2 раза в нейтральном контексте. Об остальных кандидатах в этот период Publika TV не сообщал, за исключением новости о кратком представлении имущества кандидатов.

Новости о конфликтных ситуациях касались обязательства кандидата блока АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе уничтожить листовки с изображением Стефана Великого, обвинений, высказанных кандидатами Валериу Мунтяну (ССБ) и Дорином Киртоакэ (ЛП) в адрес Иона Чебана (ПСРМ) и Андрея Нэстасе, незаконного размещения предвыборного рекламного щита АСУМ/ПДС/ППДП, обвинений незарегистрированного независимого кандидата Руслана Кодряну в адрес ЦИК, и т.д.

В 13 сюжетах о конфликтах репортеры постарались обеспечить сбалансированность источников (хотя в некоторых случаях сбалансированность была формальной), а один сюжет был несбалансированным, так как включал обвинение без реакции (о депутате Думитру Алайба было сказано, что он является «лидером троллей в период правления ЛДПМ», 10 октября). Следует отметить, что в 7 из 14 новостей о конфликтах присутствовали обвинения в адрес Андрея Нэстасе и других кандидатов блока АСУМ. Примеры: новость от 7 октября, где Дорин Киртоакэ называет Нэстасе *непрофессионалом* и *манипулятором*; новость от 8 октября о предвыборном рекламном щите блока АСУМ/ПДС/ППДП, который висел на электропроводах в пригороде Думбрава коммуны Трушень; новость от 10 октября о кандидате блока АСУМ в селе Пепень района Сынжерей Олеге Черней, которого директор сельского детского сада обвинила в том, что он применил к ней физическую силу; новость от 11 октября, где лидер ДПМ Павел Филип обвиняет руководство страны в давлении на кандидатов-демократов и призывает последних не бояться; и т.д. С точки зрения числа материалов, наблюдается стремление телеканала выбирать темы о конфликтных ситуациях, касающихся блока АСУМ/ПДС/ППДП. В двух материалах о конфликтах речь шла о ПСРМ и ее кандидате: Валериу Мунтяну обвинил Иона Чебана в том, что тот не задекларировал все средства, потраченные на избирательную кампанию (7 октября), а Октавиан Цыку потребовать начать следствие в отношении Игоря Додона в связи с «государственной изменой» (11 октября).

Соотношение источников с точки зрения гендерной принадлежности было в пользу мужчин (36 источников-мужчин против 7 источников-женщин).

### **Языковой стиль и видеоряд**



Языковой стиль Publika TV в новостях об избирательном процессе и о большинстве кандидатов, участвующих в выборах, был в целом нейтральным. Использованные кадры в большинстве случаев соответствовали тексту. Однако в одном случае было замечено кратковременное необоснованное фокусирование на изображение символики ДПМ: в новости от 8 октября о начале печати бюллетеней для голосования на экране был показан бюллетень для выборов местных советников в Хынчешть. Объектив камеры был сфокусирован так, что на переднем плане присутствовал символ ДПМ.

## **Jurnal TV**

### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября 2019 года телеканал Jurnal TV передал 44 новостных сюжета, касающихся выборов, из которых 39 были включены в специальную рубрику «Местные выборы 2019», а 5 были показаны вне ее. Помимо новостей о предвыборной агитации кандидатов, телеканал также сообщил о заявлении Правительства о запрете проведения предвыборных мероприятий в государственных учреждениях в рабочее время; о новых слушаниях в парламентской комиссии по расследованию «захвата власти», которые касались кандидата ДПМ Владимира Чеботаря; о том, что началась печать бюллетеней для голосования; о проблемах людей с ограниченными возможностями в процессе голосования; и об объявлении ЦИК о том, что 12 октября – последний день, когда участники могут снять свою кандидатуру с выборов. 36 сюжетов были посвящены избирательной кампании в муниципии Кишинев, 2 были о предвыборной гонке и/или о кандидатах на пост примара муниципия Бельцы, а одна новость была об избирательной кампании в примэрию Оргеева. Jurnal TV не транслировал новостей о кампании к новым парламентским выборам.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Jurnal TV подробно освещал избирательную кампанию и конкурентов, участвующих в кампании, включив в специальную рубрику сюжеты обо всех предвыборных мероприятиях, проходивших ежедневно.

Jurnal TV объективно и нейтрально представил большинство кандидатов и политических партий. Тем не менее, в точки зрения числа материалов было замечено предпочтение материалов с присутствием Андрея Нэстасе от АСУМ/ПДС/ППДП (8 сюжетов), который был представлен как минимум в одном сюжете в каждом выпуске новостей в данный период. В то же время, Андрей Нэстасе был часто представлен как кандидат, который *«применит передовые практики из Румынии»*, *«заверил избирателей в том, что у него есть поддержка зарубежных партнеров»* («Андрей Нэстасе призывает голосовать», 7 октября), тогда как об остальных кандидатах говорилось, что *«имеет решения»* (Владимир Чеботарь, ДПМ), *«обещает, если станет примаром»* (Валериу Мунтяну, ССБ), *«намеревается»* (Иван Дьяков, НП).

Из кандидатов на местных выборах за пределами Кишинева, Jurnal TV представил кандидата НП на пост примара Бельц Ренато Усатого – 2 материала о его визите в Кагул и Кантемир, где он представил кандидатов НП, и о встрече с избирателями в России. Другой сюжет, скорее в отрицательном контексте, был о кандидате партии «Шор» в примэрию Оргеева Павле Вережане.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

В отчетный период, Jurnal TV подробно осветил избирательную кампанию и кандидатов, участвующих в ней, обеспечив присутствие в новостях всех кандидатов всеобщих местных выборов в Кишиневе. Из 19 кандидатов, участвующих в кампании, 10 более часто присутствовали в новостях, а остальные упоминались по одному разу. Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП) был представлен больше всех – в 8 сюжетах; Ион Чебан (ПСРМ) – 5; Дорин Киртоакэ (ЛП), Виктор Киронда (F9), Валериу Мунтяну (ССБ) – по 4; Влад Цуркану (НРП), Владимир Чеботарь (ДПМ), Иван Дьяков (НП), Октавиан Цыку (ПНЕ) – по 3; Борис Волосатый (ПДД), Теодор Кырнац (ВН), Виталие Маринуца (ЭПЗ) – по 2. Другие кандидаты на пост примара муниципия Кишинев были упомянуты как минимум однажды. Большинство материалов о выборах были основаны на одном источнике, как правило, когда речь шла о представлении предвыборных программ кандидатов.

В отчетный период Jurnal TV передал две новости о конфликтах, одна из которых была включена в рубрику, посвященную выборам, а вторая была представлена вне ее. В новости вне предвыборной рубрики, *«Примэрия выделяет государственные средства на содержание ОрхейЛенда»* (7 октября), речь шла о кандидате партии «Шор» в примэрию Оргеева Павле Вережане. Вторая новость была об обвинении Дорина Киртоакэ в адрес Андрея Нэстасе и Иона Чебана в том, что они прячутся и не желают участвовать в предвыборных дебатах с ним (*«Зовет оппонентов на дебаты»*, 7 октября). В обоих случаях Jurnal TV обеспечил право на ответ.

Большинство источников новостей на Jurnal TV были мужчины (46), а женщины присутствовали только в 4 материалах.

### **Языковой стиль и видеоряд**

В предвыборных новостях Jurnal TV применил нейтральный, информативный и беспристрастный языковой стиль в отношении всех конкурентов на выборах. Также, не было замечено манипулирования при помощи изображений или монтажных трюков.

## **NTV Moldova**

### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября 2019 года NTV Moldova передал 27 предвыборных материалов в ежедневных главных выпусках новостей. Новости на предвыборную тематику были включены как в рубрику «Всеобщие местные выборы 2019» (22 сюжета), так и вне ее (5 сюжетов). В рамках специальной рубрики телеканал освещал деятельность кандидатов и результаты двух соцопросов о предпочтениях избирателей. Один материал об избирательном процессе остался вне рубрики (10 октября, объявление ЦИК о том, что 12 октября – последний день, когда кандидаты могут выйти из предвыборной гонки или когда могут быть внесены изменения в избирательные списки), 4 сюжета были о деятельности муниципальных советников социалистов, а один – об обмене репликами между одним депутатом-социалистом и одним кандидатом на пост примара муниципия Бельцы (Богдан Цырдя против Ренато Усатого). Все предвыборные новости касались всеобщих местных выборов, и ни одна новых парламентских выборов.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Телеканал NTV Moldova осветил темы, касающиеся избирательного процесса и участия в кампании большинства кандидатов, нейтрально. Исключением были материалы с присутствием представителей ПСРМ в кампании к всеобщим местным выборам, которым чаще всего было оказано предпочтение посредством благоприятных им выражений и отбора исключительно положительной информации.

Таким образом, кандидату ПСРМ на пост примера муниципия Кишинев Иону Чебану было оказано предпочтение большим числом сюжетов о нем (7) и преимущественно положительным контекстом. Пристрастное отношение к Иону Чебану проявилось в хвалебных выражениях, обращенных к нему. Например, при представлении данных двух соцопросов, опубликованных в отчетный период, NTV Moldova каждый раз применял к Иону Чебану выражение «наиболее популярный», а в одном сюжете заголовок был сформулирован так: *«Популярность Иона Чебана растет»* (11 октября). Кроме того, все предвыборные действия кандидата социалистов были представлены в исключительно положительном контексте, не подвергая его заявления сомнению, в то время как обещания других кандидатов были представлены критически. В отношении Иона Чебана NTV Moldova каждый раз использовал утвердительные заголовки: *«Ион Чебан: Я благоустрою зеленые зоны»*, *«Мы обеспечим пригороды газом»*, *«Решения для проблемы жилищного фонда»* и т.д. Языковой стиль, примененный к другим кандидатам, был нейтральным, с применением терминов *обещает, хочет, намеревается, основывается на*, и т.п.

В то же время, в рамках рубрики, посвященной выборам, NTV Moldova передал два крупных материала (около 5 минут каждый), 7 и 8 октября, о встречах представителей ПСРМ с избирателями в районах Флорешть и Басарабяска, представляя как кандидатов в примары этих населенных пунктов от данной партии, так и общую программу ПСРМ. Передавая кадры с этих мероприятий, с представлением подробностей и показом представителей ПСРМ в исключительно положительном контексте, телеканал ставил кандидатов социалистов в благоприятное положение. Также, 8, 10 и 11 октября NTV Moldova передал вне рубрики о выборах по одному материалу об открытии детских площадок и о начале ремонта одной улицы в Кишиневе, с указанием, что этому способствовали исключительно муниципальные советники от социалистов. Представители ПСРМ каждый раз появляются в кадре и цитируются.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

Чаще всего новости о конкурентах на выборах кроме представителей ПСРМ были основаны на одном источнике. В материалах о кандидатах ПСРМ на пост примара или советников цитировалось несколько источников.

В период мониторинга, NTV Moldova упоминал и/или цитировал в сюжетах, непосредственно касавшихся выборов, всех кандидатов на пост генерального примара муниципия Кишинев, в том числе тех, кто вышел из предвыборной гонки. Кандидаты были представлены в предвыборных материалах следующим образом: Ион Чебан (ПСРМ) – 7 раз; Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП) и Дорин Киртоакэ (ЛП) – по 6 раз; Октавиан Цыку (ПНЕ) – 4 раза; Владимир Чеботарь (ДПМ) и Влад Цуркану (НРП) – по 3 раза; Виктор Киронда (движение «Новая сила» (F9)), Валериу Мунтяну (ССБ), Теодор Кырнац («Воля народа»), Валерий Клименко (партия «Шор»), Виталий Возной (партия «Европейские левые»), Думитру Цыра (НЕПМ), Лилия Раногаетц (НЛП), Виталие Маринуца

(Экологическая партия зеленых), Александру Фетеску (ЛДПМ), Иван Дьяков (НП), Сергей Тома (Партия трудящихся) – по 2 раза; Борис Волосатый (ПДД), Андрей Доникэ (движение «Speranța-Надежда») и Руслан Кодряну (независимый кандидат) – по одному разу. Также, в одном сюжете, имеющем косвенное отношение к выборам, был представлен кандидат на пост примара муниципия Бельцы Ренато Усатый (НП). В еще одном сюжете речь шла о кандидатах ПСРМ Юрии Ганган и Петре Пушкарь, на пост примара городов Флорешть и, соответственно, Басарабьяска.

Из всех материалов, касавшихся выборов, 3 были о конфликтных ситуациях. В одном из них, Октавиан Цыку (ПНЕ) обвинил Дорина Киртоакэ (ЛП) в хаосе в Кишиневе, в другом Влад Цуркану (НПП) говорит о бывшем временно исполняющем обязанности примара, который плохо отремонтировал тротуары на одной из улиц столицы, не назвав его имя, и в третьем депутат социалист Богдан Цырдя и кандидат НП на пост градоначальника Бельц Ренато Усатый обмениваются репликами, а депутат также говорит о руководстве муниципия Бельцы. В первом случае, мнение Долина Киртоакэ отсутствует в журналистском материале и не говорится, пытались ли с ним связаться, чтобы получить комментарий. В последнем случае представлены обе стороны конфликта.

Соотношение источников с точки зрения гендерной принадлежности было в пользу мужчин (37 против 17).

### **Языковой стиль и видеоряд**

Языковой стиль, примененный NTV Moldova в новостях об избирательном процессе и о большинстве кандидатов на пост примара, был относительно нейтральным. Кадры, сопровождавшие сюжеты, непосредственно касавшиеся выборов, соответствовали нормам профессиональной этики.

## **Pro TV Chișinău**

### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября Pro TV Chișinău передал 29 материалов об избирательной кампании к всеобщим местным выборам. Они не были включены в специальную рубрику, а показаны в разных моментах выпусков новостей. Переданные материалы освещали ход избирательной кампании к всеобщим местным выборам, предвыборную деятельность, а также обвинения в адрес некоторых кандидатов (о рекламных щитах кандидата ПСРМ Иона Чебана, о листовках кандидата АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе). Телеканал сообщил и о решении суда по делу Руслана Кодряну, который не был зарегистрирован для участия в выборах примара муниципия Кишинев.

Из 29 переданных сюжетов, два имели косвенное отношение к выборам. В одном из них цитировался кандидат ЛП Дорин Киртоакэ, представленный как *«бывший градоначальник»*. Источником во втором сюжете был Октавиан Цыку, кандидат ПНЕ, который потребовал расследование в отношении главы государства в связи с *«государственной изменой»*.

В выпусках новостей присутствовало 4 коротких сюжета о предвыборных дебатах, организованных Pro TV Chișinău, и о кандидатах, участвовавших в них накануне.

## **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Материалы, имеющие прямое или косвенное отношение к выборам, были корректными, объективными и беспристрастными, и не проявляли предпочтение ни одному кандидату на выборах.

Единственный сюжет, в котором один из кандидатов показан в положительном свете, сообщал о визите кандидата блока АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе в примэрию 10 октября, после того, как суд подтвердил его мандат примара. Были показаны кадры с временно исполняющим обязанности примара, который вручил Андрею Нэстасе букет роз, а тот поинтересовался делами примэрии (*«Присаживайтесь. Господин Василе, как дела с разрешениями для протестов?»*). Затем Нэстасе раздал полученные розы сотрудницам примэрии, обняв некоторых из них. В сюжете уточняется, что *«Нэстасе говорит, что сегодняшний визит никак не связан с выборами. «Всякие предположения, зашел, не зашел, ... Люди добрые, давайте будем простыми, честными...»*. В завершение дается мнение одной из сотрудниц о визите Нэстасе: *«очень приятно»*.

## **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

Наиболее цитируемыми и/или упоминаемыми кандидатами были: Валериу Мунтяну (ССБ) и Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП) – по 9 раз каждый; Ион Чебан (ПСРМ), Дорин Киртоакэ (ЛП) – по 8 раз; Владимир Чеботарь (ДПМ) – 6 раз; Октавиан Цыку (ПНЕ) и Борис Волосатый – по 5 раз; Иван Дьяков (НП) – 4 раза. Остальные кандидаты были перечислены 3 раза в рамках трех сюжетов.

Pro TV передал всего 9 сюжетов, касающихся выборов, в которых речь шла о конфликтах, два из которых были несбалансированными. В материале об одной из предвыборных задач кандидата ССБ Валерия Мунтяну, который провел пресс-конференцию в подвале, на вопрос о том, почему он организовал ее именно там, он сказал, что *«Андрей Нэстасе и Ион Чебан проводят конференции в красивых залах, отопленных, под светом прожекторов. Их там показывают в очень хорошем свете. Действительность в Кишиневе такая, какой вы ее видите...»*. В материале, показанном 5 октября, не говорится, связались ли с Андреем Нэстасе и Ионом Чебаном, чтобы получить их комментарии.

В другой новости, имеющей косвенное отношение к выборам, где не была обеспечена сбалансированность источников, говорилось об обвинениях Октавиана Цыку (ПНЕ) в адрес Игоря Додона: *«В соответствии с соглашением, подписанным с блоком АСУМ, я иницирую в качестве законодательной инициативы комиссию по расследованию в связи с государственной изменой, совершенной Игорем Додоном»*. В материале только говорится, что *«ни представители блока АСУМ, ни представители администрации президента не ответили на заявления депутата»*, при этом репортеры не предприняли усилий, чтобы узнать их мнение. Следует отметить, что в сюжете Октавиан Цыку представлен и как «кандидат ПНЕ», и как «депутат».

Большинством источников в новостях на Pro TV были мужчины (34), а женщины цитировались 3 раза.

## **Языковой стиль и видеоряд**

В материалах об избирательной кампании Pro TV применил нейтральный языковой стиль, характерный для новостей. Использованный видеоряд соответствовал нормам профессиональной этики.

## **TV8**

### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября 2019 года TV8 передал в ежедневных главных выпусках новостей всего 25 сюжетов, имеющих отношение к выборам. Предвыборные материалы были показаны как в рубрике «Выборы 2019» (22 сюжета), так и вне ее (3 сюжета). Телеканал осветил деятельность конкурентов на выборах и результаты двух соцопросов о предпочтениях избирателей. Вне рубрики осталось два сюжета об избирательном процессе (о предупреждении Правительства, чтобы чиновники не пользовались административными ресурсами и не участвовали в предвыборных встречах в рабочее время, а также о печати бюллетеней для голосования). Также, новость о признании действительным мандата Андрея Нэстасе, который он получил в прошлом году, была показана первой в выпуске новостей 8 октября, вне специальной рубрики. Все предвыборные новости сообщали о всеобщих местных выборах, и ни одна о новых парламентских выборах.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

TV8 осветил темы, касающиеся избирательного процесса и участия в кампании кандидатов, нейтрально. Телеканал не ставил ни одного кандидата в явно благоприятное или неблагоприятное положение. Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП), Ион Чебан (ПСРМ), Дорин Киртоакэ (ЛП) и Октавиан Цыку (ПНЕ) были представлены больше всех – 13, 11, 9 и 8 раз, в скорее нейтральном контексте.

Тем не менее, несколько раз журналисты применили иронию и комментарии при представлении предвыборных мероприятий. Например, в сюжете о результатах соцопроса о предпочтениях избирателей, показанном 7 октября, процент тех, кто поддерживает кандидатуру Иона Чебана на пост примара столицы, был представлен так: *«Поддержка социалиста растет как на дрожжах...»*. В другом сюжете, о признании действительным прошлогоднего мандата Андрея Нэстасе (9 октября), прозвучало утверждение *«Пользователи интернета наполнили социальные сети иронией и шутками...»*, однако оно не было подтверждено доказательствами. Другой пример – сюжет, показанный 10 октября: *«В сопровождении фотографа, Андрей Нэстасе зашел в примэрию Кишинева, где его встретили с цветами и аплодисментами», «затем он принялся раздавать розы женщинам в зале»*. Такие выражения можно избегать для обеспечения большей точности, беспристрастности и объективности, особенно в контексте избирательной кампании.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

TV8 упоминал и/или цитировал в предвыборных новостях в период мониторинга всех кандидатов на пост генерального примара муниципия Кишинев, в том числе тех, кто уже вышел из предвыборной гонки, а также одного незарегистрированного кандидата. Также, в одном сюжете речь шла о нескольких кандидатах на пост муниципальных советников от ПКРМ, а в другом был показан опрос граждан о выборах 20 октября. Из всех материалов, имевших

прямое или косвенное отношение к выборам, 6 сообщали о конфликтных ситуациях, и во всех материалах были представлены мнения всех сторон конфликта.

Кандидаты были представлены в новостях о выборах следующим образом: Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП) – 13 раз; Ион Чебан (ПСРМ) – 11 раз; Дорин Киртоакэ (ЛП) – 9 раз; Октавиан Цыку (ПНЕ) – 8 раз; Валериу Мунтяну (ССБ) – 6 раз; Валерий Клименко (партия «Шор») – 5 раз; Владимир Чеботарь (ДПМ), Владимир Цуркану (НРП), Виктор Киронда (движение «Новая сила»), Иван Дьяков (НП), и Борис Волосатый (ПДД) – по 4 раза; Теодор Кырнац («Воля народа»), Виталий Возной (партия «Европейские левые»), Думитру Цыра (НЕПМ), Лилия Раногаетц (НЛП), Виталие Маринуца (Экологическая партия зеленых), Александру Фетеску (ЛДПМ), Сергей Тома (Партия трудящихся) и Андрей Доникэ (движение «Speranța-Надежда») – по 3 раза. Также, в одном предвыборном сюжете присутствовало несколько кандидатов коммунистов на пост муниципальных советников, однако их имена не были названы.

Соотношение источников с точки зрения гендерной принадлежности было в пользу мужчин (56 против 10 женщин).

### **Языковой стиль и видеоряд**

Языковой стиль TV8 в новостях об избирательном процессе и о кандидатах на пост примара в целом был нейтральным и не очернял и не дискриминировал никого. Кадры, сопровождавшие материалы, непосредственно касавшиеся выборов, соответствовали нормам профессиональной этики.

## **Accent TV**

### **Участие в избирательной кампании**

В третью неделю избирательной кампании телеканал Accent TV передал в выпусках новостей Accent Info в 20:00 на русском языке 13 сюжетов, 9 из которых были включены в постоянную рубрику «Всеобщие местные выборы 2019», а остальные 4 были показаны вне рубрики. Все 13 новостей сообщали о всеобщих местных выборах 2019 года. В 6 сюжетах речь шла о местных выборах в столице, и 5 из них были посвящены кандидату ПСРМ на пост генерального примара Иону Чебану. Другие 6 сюжетов сообщали о конкурентах ПСРМ в разных населенных пунктах страны, а один сюжет рассказал о других кандидатах на пост генерального примара столицы.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Многие из проанализированных материалов были явно пристрастными, очевидно продвигающими кандидатов ПСРМ на всеобщих местных выборах. Большинство данных материалов оказывали предпочтение кандидату ПСРМ на пост генерального примара столицы Иону Чебану. Из 9 сюжетов, включенных в рубрику «Всеобщие местные выборы 2019», в 5 речь шла об Ионе Чебане, который был представлен в положительном контексте с различными предвыборными обещаниями (7, 8, 9 октября (2 сюжета) и 11 октября).

В главных выпусках новостей вне данной рубрики передавались новости, продвигающие представителей ПСРМ, занимающих должности муниципальных советников. Один хвалебный сюжет о ПСРМ, в котором подчеркивалась

«выдающаяся» деятельность муниципальных советников социалистов, был передан 11 октября 2019 года. Сюжет был пристрастным и выглядел как скрытая реклама в пользу советников и представителей ПСРМ. В кадре показаны муниципальные советники Адриан Лебединский и Евгения Чебан, которые предоставили детскую площадку для детей с особыми потребностями в рамках одного учреждения. В своей речи Лебединский подчеркнул, что Евгения Чебан (мать Иона Чебана) сыграла важную роль в благоустройстве площадки.

В сюжете «*Теплые встречи с гражданами*», переданном 7 октября 2019 года, Asscent TV сообщил о визите председателя ПСРМ Зинаиды Гречаной в районы Флорешть, Сынжерей и Басарабяска. Зинаида Гречаной говорила жителям этих районов о поддержке кандидатов на пост примара от ПСРМ.

Следует отметить, что Asscent TV представлял и продвигал только кандидатов ПСРМ на посты примаров и советников в Кишиневе и в других населенных пунктах страны, полностью проигнорировав кандидатов от других политических формирований. Например, в сюжете 10 октября о визите Зинаиды Гречаной в район Калараш были упомянуты только кандидаты этой партии на пост примара в разных населенных пунктах этого района. За пять дней, только в одном сюжете 11 октября были названы и другие кандидаты на пост генерального примара столицы, представляющие другие политические формирования: Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП), Октавиан Цыку (ПНЕ), Дорин Киртоакэ (ЛП), Валериу Мунтяну (ССБ), Иван Дьяков (НП), Владимир Чеботарь (ДПМ) и Валерий Клименко (партия «Шор»). Таким образом, зрители канала Asscent TV не были правильно и беспристрастно проинформированы обо всех кандидатах на пост генерального примара Кишинева.

Следует отметить пристрастное отношение канала Asscent TV к Ренато Усатому, кандидату НП на пост примара Бельц. Он был представлен в двух материалах об инсинуациях и обвинениях в отношении кандидата.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

Как правило, новости в рамках рубрики «Всеобщие местные выборы 2019» были основаны на одном источнике, без обеспечения плюрализма мнений. В неделю с 5 по 11 октября телеканал Asscent TV передал два сюжета о конфликтных ситуациях, и ни в одном не было обеспечено право на ответ. Таким образом, в выпусках новостей 7 и 9 октября было передано два сюжета с открытыми обвинениями в адрес кандидата на пост примара Бельц Ренато Усатого, в которых Усатый обвинялся в участии в незаконных делах. Материал был пристрастным и очернял конкурента на выборах. Во втором несбалансированном сюжете также был представлен в неблагоприятном свете кандидат на пост примара муниципия Бельцы Ренато Усатый. Новость основана на заявлениях Богдана Цырдя (члена ПСРМ), который атаковал Усатого после его визита в Москву.

В новостях был обеспечен относительный гендерный баланс: соотношение между источниками мужчинами и женщинами было 29 к 14. Это самый лучший показатель среди телеканалов, охваченных мониторингом, что объясняется присутствием в новостях граждан, участвовавших во встречах с избирателями.

### **Языковой стиль и видеоряд**

В отчетный период на Asscent TV было замечено 2 случая ненадлежащего применения изображений. Таким образом, в сюжете 8 октября о печати



бюллетеней для голосования к всеобщим местным выборам были показаны кадры с фрагментом бюллетеня с аббревиатурой названия ПСРМ и его символом, а затем был показан весь бюллетень. В другом сюжете, 10 октября, об обращении ЦИК по поводу необходимости соблюдать закон в ходе всеобщих местных выборов 2019 года, на переднем плане показаны кадры с прошлых манифестаций социалистов, с красными флагами и плакатами. Таким образом телезрителю посредством изображений передаются определенные сообщения, которые могут исказить суть новости.

## **RTR Moldova**

### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября 2019 года RTR Moldova передал 27 сюжетов на предвыборную тематику в 5 главных ежедневных выпусках новостей (в выходные у телеканала нет выпусков новостей). Из них, 7 были показаны вне рубрики «Выборы 2019» и сообщали о печати бюллетеней, о процедуре голосования на дому, о призыве Правительства не использовать административные ресурсы, и т.д. Также, телеканал проявил интерес к освещению деятельности большинства кандидатов из Кишинева. Помимо новостей о всеобщих местных выборах RTR Moldova передал 3 сюжета о кандидатах парламентских выборов. Телеканал не освещал темы, касающиеся конфликтов; журналисты концентрировались на передаче предвыборных заявлений кандидатов и партий, не подходя к ним критически.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

С точки зрения числа материалов, кандидату социалистов в примары столицы Иону Чебану RTR Moldova оказывал наибольшее предпочтение. Он был представлен 4 раза в положительном контексте с предвыборными обещаниями (план для пригородов, план для муниципальных учреждений, план для зеленых зон), и один раз в нейтрально-положительном контексте (комментирует решение о снятии рекламных щитов с изображением Стефана Великого).

Один случай пристрастного подхода был замечен при освещении предвыборного мероприятия, проведенного в Оргееве партией «Шор» (7 октября). Репортеры создали большой репортаж с форума, на котором лидер партии Илан Шор выступил с речью в прямом эфире в режиме видеоконференции. Журналисты не подошли к этому факту критически, хотя в отношении Илана Шора идет уголовное преследование и правовые органы Молдовы объявили его в розыск. Не было указано, почему он не смог присутствовать, откуда ведется передача и т.п., но было сказано, что «сотни сторонников партии, прибывшие на форум, поддерживают инициативы этого политического формирования».

Остальные темы, касающиеся избирательного процесса и участия кандидатов в кампании, RTR Moldova осветил нейтрально и беспристрастно.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

RTR Moldova представил в новостях 10 кандидатов на пост генерального примара муниципия Кишинева: Ион Чебан (ПСРМ) – 4 раза; Александру Фетеску (ЛДПМ), Влад Цуркану (НРП), Андрей Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП), Владимир Чеботарь (ДПМ), Валериу Мунтяну (Союз спасения Бессарабии), Виталие Маринуца (Экологическая партия зеленых), Думитру Цыра (НЕПМ), Иван Дьяков

(НП) и Виктор Киронда (движение «Новая сила») – по 1-2 раза. Также, сообщалось и об одном кандидате на пост примара Оргеева (Павел Вережан от партии «Шор») и о трех кандидатах в депутаты (Виталия Павличенко от НЛП, Тудор Делиу от ЛДПМ и Вячеслав Недедя от ДПМ – по 1-2 раза каждый). Кандидаты были представлены с фрагментами публичных выступлений на пресс-конференциях и открытых мероприятиях, из интервью для других СМИ и из Facebook.

Из 27 сюжетов на данную тематику, только 2 имели отношение к конфликтам: в одном социалист Богдан Цырдя выступил с репликой в адрес Ренато Усатого (НП), который ранее обвинил ПСРМ в распространении ложной информации (9 октября), а в другой «Наша партия» обвинила ПСРМ о том, что в ее финансовых отчетах для ЦИК указаны намного более низкие цены на рекламные щиты (10 октября). В обоих случаях сбалансированность источников была соблюдена. Новости об обещаниях кандидатов были основаны на одном источнике.

Соотношение источников с точки зрения гендерной принадлежности было в пользу мужчин (21 против 5 женщин).

### **Языковой стиль и видеоряд**

Языковой стиль RTR Moldova в новостях об избирательном процессе и о кандидатах на пост примара или депутата был нейтральным, информативным, без суждений или наклеивания ярлыков. Монтажных трюков замечено не было.

## **Televiziunea Centrală**

### **Участие в избирательной кампании**

В период с 5 по 11 октября 2019 года телеканал Televiziunea Centrală передал 36 материалов, имеющих прямое или косвенное отношение к выборам. Из них, 34 сообщали о кампании к местным выборам, один – о новых парламентских выборах («Кодряну поддерживает Тудора Делиу»), и еще один – о встрече депутатов из фракции партии «Шор» с европейскими чиновниками, в котором были высказаны их мнения на некоторые предвыборные темы. В 25 сюжетах была освещена избирательная кампания и кандидаты в примары муниципия Кишинев, а 8 сюжетов были о кандидатах на местных выборах в населенных пунктах района Оргеев (коммуна Жора де Мижлок и муниципий Оргеев).

Почти все новости были включены в рубрику, посвященную выборам, за исключением одной, о деятельности парламентской комиссии по расследованию попытки «захвата власти», в которой речь шла о кандидате ДПМ Владимире Чеботарь.

Сюжеты на данную тематику сообщали о заявлениях кандидатов в ходе пресс-конференций, о мероприятиях, в которых они принимали участие и где представляли свои предвыборные приоритеты и решения для проблем, с которыми сталкиваются жители муниципиев Кишинев и Оргеев, о выходе некоторых кандидатов из предвыборной гонки, о подробностях избирательной кампании и избирательного процесса. Большое значение было уделено новостям об избирательной кампании в Жора де Мижлок района Оргеев (4 сюжета).

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

В материалах на предвыборную тематику Televiziunea Centrală представлял информацию зачастую тенденциозно и пристрастно. В новостях, имеющих непосредственное отношение к выборам, кандидатам партии «Шор» Валерию Клименко (Кишинев), Павлу Вережану (Оргеев), Сергею Лаблюк (коммуна Жора де Мижлок) было предоставлено больше эфирного времени, чем их соперникам, и их высказывания были представлены непосредственно, в то время как многих других перефразировали либо представляли с заявлениями, опубликованными в социальных сетях. Данные три кандидата партии «Шор» были представлены следующим образом: Павел Вережану – 4 сюжета; Валерий Клименко и Сергей Лаблюк – по 3 сюжета.

Партия «Шор» и ее кандидаты были представлены положительно и благодаря тому, как был построен текст новостей: *«Зал был полон, а лидер обратился по видео и был встречен овациями»* («Шор: Я обещал преобразить город Оргеев, обещаю, что преобразую и Оргеевский район», 7 октября); *«Мы расширим опыт муниципия Оргеев на весь Оргеевский район. Об этом объявил председатель партии «Шор» Илан Шор на новой встрече с кандидатами Муниципального совета Оргеева и кандидатом муниципия Павлом Вережану»* (8 октября); *«Оргеев развивался без финансовой помощи со стороны. Мы сделали все своими силами и гордимся этим, об этом говорил Павел Вережану»* («Хотят прийти во власть на все готовое и жить и править на кредиты», 9 октября). В то же время, только в случае кандидатов партии «Шор» журналисты Televiziunea Centrală упомянули их позиции в бюллетенях для голосования, например: *«Валерий Клименко будет в бюллетенях под номером 4»* («Валерий Клименко заявил, что ПСРМ не выполняет своих обещаний и обманывает граждан», 9 октября).

Сюжеты, в которых упоминаются/цитируются депутаты партии «Шор», участвующие в предвыборной гонке за пост советников – Марина Таубер, Регина Апостолова, Вадим Фотеску (всего 3 материала) – были пристрастными, с явным положительным отношением к ним.

С другой стороны, телеканал Televiziunea Centrală представлял в отрицательном свете кандидата блока АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе, о котором шла речь в 9 материалах, в 7 в исключительно отрицательном свете и в 2 относительно нейтрально: *«Нэстасе нарушил кодекс о выборах»* (7 октября); *«Городской комфорт на чужие деньги»* – новость об Андрее Нэстасе, который представил свой план реконструкции Кишинева (8 октября); *«Пришел сказать, что уходит... Нэстасе пришел в четверг в примэрию только чтобы объявить, что в ходе предвыборной кампании отказывается от должности примара»* («Примар на пять минут», 9 октября). В то же время, почти во всех материалах журналисты Televiziunea Centrală только упоминали, что пытались связаться с Андреем Нэстасе, но тот не отвечает на телефон.

Кандидат ПСРМ Ион Чебан был героем 5 новостных материалов. В основном, этот кандидат был представлен в нейтральном контексте, однако и в его случае было замечено несколько элементов отрицательного представления: чаще всего, Чебана либо перефразировали, либо цитировали с социальных сетей. Televiziunea Centrală почти в каждом сюжете о Чебане (4 из 5) сообщал о том, что некоторые кандидаты требуют его исключения из предвыборной гонки (Валериу Мунтяну, Дорин Киртоакэ), либо повторял информацию, что он был обязан исключить некоторые элементы – запрещенные законом – из своих предвыборных материалов.

Другие кандидаты были представлены в новостях следующим образом: Дорин Киртоакэ (ЛП) – 4 раза; Валериу Мунтяну (ССБ) и Октавиан Цыку (ПНЕ) – по 3 раза; Владимир Чеботарь (ДПМ) и Виктор Киронда (F9) – по 2 раза; Иван Дьяков (НП), Борис Волосатый (ПДД) и Андрей Доника – по одному разу. В целом, все были представлены нейтрально.

### **Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений**

Большинство материалов на предвыборную тематику на Televiziunea Centrală были простыми новостями, а 11 материалов содержали элементы конфликтов. Почти во всех шла речь о кандидатах АСУМ/ПДС/ППДП и/или ПСРМ (всего 9). Только в 2 случаях журналисты Televiziunea Centrală включили непосредственные заявления упоминаемых лиц, в 7 их перефразировали или упоминалось, что они *«не прокомментировали»* или – чаще всего – *«нам не ответили на телефонный звонок, чтобы прокомментировать ситуацию»* («Нэстасе нарушил кодекс о выборах», 7 октября; «Киртоакэ зовет Нэстасе и Чебана на выборы», 7 октября), или *«телефон был отключен»* («Октавиан Цыку требует, чтобы на имя Игоря Додона открыли уголовное дело в связи с государственной изменой», 11 октября).

В двух случаях обвиняемым лицам не было обеспечено право на ответ. Таким образом, в сюжете о депутатах партии «Шор», которые встретились с европейскими чиновниками, Марина Таубер обвинила партии, находящиеся у власти, в запугивании кандидатов партии «Шор» и оказании давления на них, однако журналисты не обратились за комментарием к обвиняемым (*«Депутаты партии «Шор» встретились с европейскими чиновниками»*, 11 октября). Второй сюжет, в котором отсутствовала реплика обвиняемого, касалась Андрея Нэстасе, который посетил примэрию, после того как Апелляционная палата признала действительным его мандат примара, который он получил на прошлогодних выборах. В этот сюжет журналисты Televiziunea Centrală включили мнения экспертов и кандидатов, высказавших мнение об этом решении и о визите, сделав это ироничным или обвинительным тоном, однако Андрею Нэстасе не было предоставлено ответное слово: *«Эксперт Корнелиу Чуря говорит, что это решение принято под влиянием политического фактора, и что оно выгодно Нэстасе... Решение прокомментировал и Октавиан Цыку, упомянув «бином Нэстасе-Додон»... Дорин Киртоакэ говорит, что это решение выгодно Андрею Нэстасе»* («Реакция кандидатов на решение Апелляционной палаты», 9 октября).

Источниками, процитированными и/или упомянутыми Televiziunea Centrală, чаще всего были мужчины (51), а женщины были процитированы 10 раз.

### **Языковой стиль и видеоряд**

Телеканал Televiziunea Centrală не использовал дискриминирующие выражения в адрес кандидатов в новостях. Видеоряд в основном был нейтральным и соответствовал нормам профессиональной этики.

## **ОБЩИЕ ВЫВОДЫ**

В период с 5 по 11 октября 2019 года, на 10 телеканалах, в отношении которых проводился мониторинг, были замечены следующие тенденции освещения избирательной кампании:

- Значительная часть телеканалов обеспечила относительно равный доступ кандидатам, которые становились героями отдельных новостных сюжетов или упоминались в новостях, имеющих прямое или косвенное отношение к выборам;
- Большинство предвыборных материалов были основаны только на одном источнике информации, так что плюрализм мнений не был обеспечен и темы не были рассмотрены с разных сторон;
- Абсолютное большинство материалов на данную тему были несбалансированными с точки зрения обеспечения гендерного равенства, поскольку чаще всего цитировались мужчины;
- Некоторые телеканалы, охваченные мониторингом, были пристрастными, ставя в выгодное или невыгодное положение отдельных конкурентов на выборах;
- Общественный телеканал Moldova 1 не обеспечил плюрализм мнений, предоставив доступ к эфирному времени в новостях приблизительно половине из общего числа конкурентов на выборах, не ставя никого из них в явно выгодное или невыгодное положение;
- Частные вещатели Prime TV и Publika TV нейтрально осветили деятельность большинства конкурентов, за исключением кандидата АСУМ/ПДС/ППДП Андрея Нэстасе, который был поставлен в неблагоприятное положение путем отбора информации в отрицательном контексте;
- NTV Moldova и Accent TV продолжили продвигать в основном кандидатов ПСРМ, особенно Иона Чебана, оказывая ему предпочтение предоставленным ему количеством эфирного времени и положительным контекстом его появлений на экране;
- На RTR Moldova было замечено оказание предпочтения кандидату ПСРМ Иону Чебану при помощи относительно большого числа материалов о его деятельности;
- Jurnal TV осветил деятельность большинства конкурентов на выборах, обеспечив относительный плюрализм мнений. Андрей Нэстасе от АСУМ/ПДС/ППДП был представлен в относительно большем числе материалов, чем другие кандидаты;
- Pro TV и TV8 предоставили доступ большинству кандидатов, которые вели предвыборную деятельность, не оказывая ни одному кандидату явного предпочтения и не ставя никого в невыгодное положение;
- Televiziunea Centrală оказывал явное предпочтение представителям партии «Шор», ставя Андрея Нэстасе (АСУМ/ПДС/ППДП) в неблагоприятное положение.

## РЕКОМЕНДАЦИИ

- Вещательным организациям следует пользоваться отчетами о мониторинге как инструментами для саморегулирования и устранить недостатки, чтобы их деятельность соответствовала правовым нормам и Деонтологическому кодексу журналиста.
- Совету по телевидению и радио следует принять данную информацию к сведению и воспользоваться отчетами о мониторинге для оценки того, соблюдали ли телеканалы, подвергнутые мониторингу, право на полное, объективное и достоверное информирование.

- Совету по телевидению и радио следует разработать инструменты для исправления ситуации и применять их в кратчайшие сроки и эффективно в случае нарушения вещательными организациями правовых норм при освещении избирательных кампаний, чтобы обеспечить адекватное информирование избирателей посредством аудиовизуальных программ.