
  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мониторинг средств массовой информации в период      
избирательной кампании к новым местным выборам от 20        
мая 2018 года 
 
Отчет № 2  
28 апреля – 4 мая 2018 года 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
Данный отчет является частью проекта «СМИ в поддержку демократии,         
инклюзивности и ответственности в Молдове» (MEDIA-M), финансируемого       
Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляемого        
организацией Internews в Молдове, цель которого заключается в содействии развитию          
независимой и профессиональной прессы и в формировании сектора средств массовой          
информации, более устойчивого к политическому и финансовому давлению.        
Ответственность за содержание данного материала несет Центр независимой        



  

журналистики, и оно может не совпадать с позицией USAID или Правительства           
США.   

 
 

1. Общие данные  
 
Цель и задачи проекта: Осуществление мониторинга и информирование        
общественности о поведении средств массовой информации в ходе избирательной         
кампании и о доступе конкурентов на выборах к средствам массовой информации.           
Мониторинг направлен на анализ журналистских тенденций, способных повлиять на         
работу средств массовой информации и скомпрометировать их способность        
предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и многостороннюю      
информацию. 
 
Период мониторинга​: 20 апреля – 19 мая 2018 года 
 
Критерии отбора средств массовой информации, в отношении которых будет         
проводиться мониторинг:  

● Аудитория / воздействие: национальное, региональное 
● Тип СМИ: аудиовизуальные 
● Форма собственности: государственная, частная 
● Язык вещания: румынский, русский 

 
Список СМИ, охваченных мониторингом: 
 

Moldova 1 (19:00) – государственный канал, национальное покрытие, вещание на          
румынском и русском; 

Prime TV (19:00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на румынском           
и русском; 

Canal 2 (19:00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на румынском;  
Publika TV (Интернет-версия) – частный канал, национальное покрытие, вещание         

на румынском и русском; 
Jurnal TV (19:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском; 
NTV Moldova (19:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на          

румынском и русском; 
RTR Moldova (19:30) – частный канал, региональное покрытие, вещание на русском           

и румынском; 
TV 8 (20:30) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском и            

русском; 
Pro TV (20:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском; 
Accent TV (20:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском           

и русском. 
 
 
2. Методология  
 
Был проведен мониторинг всего содержимого главных выпусков новостей каждого         
телеканала, с анализом материалов, имеющих прямой и косвенный предвыборный         
характер. Оценка проводилась в отношении содержимого и контекста материалов, для          
того, чтобы определить, оказывают ли они преимущество какой-либо        



  

партии/политическому формированию и относятся ли неблагоприятно к другим. Кроме         
того, материалы были проанализированы на основании следующих критериев        
объективного освещения: 
 
Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 
Согласно Деонтологическому кодексу журналиста, новости должны быть       
беспристрастными и объективными, и в них не следует давать предпочтение          
отдельным партиям/группам/лицам в ущерб других. Наличие элементов       
дискриминации в репортажах и новостях является первым признаком представления         
действительности сквозь призму мнений журналиста. Фильтрование и минимальный        
анализ истории и контекста также свидетельствуют о защите интересов отдельных          
лиц, а не общественности. 
 
Корректность и сбалансированность источников / плюрализм мнений 
Чтобы быть корректными и сбалансированными, материалы должны представлять все         
задействованные стороны, особенно когда речь идет о спорных вопросах, и          
обращение с оппонентами в них должно быть одинаковым. Также, СМИ должны           
обеспечивать доступ к различным мнениям, помогая аудитории составить собственное         
мнение о событиях. 
 
Языковой стиль и изображения 
Преувеличение и намеренное использование ненормативной лексики, такой как        
бранные слова или ярлыки, наклеиваемые на отдельных лиц или организации, а также            
изображения, обработанные таким образом, чтобы представить отдельные стороны в         
отрицательном свете, вызывают сомнения относительно соблюдения этических и        
профессиональных норм. В этическом поведении журналиста заставляют усомниться,        
в частности, ситуации, когда в кадре появляются детали, не соответствующие          
действительности, когда они искажены, или же когда новости иллюстрируются         
кадрами, не имеющими отношения к тексту. 
 
Аббревиатуры, примененные в отчете: 
 
Партия «Действие и солидарность» - ПДС  
Партия «Достоинство и правда» - ППДП 
Демократическая партия Молдовы - ДПМ 
Партия «Демократия дома» - ППДД 
Либерально-демократическая партия Молдовы - ЛДПМ 
Либеральная партия Молдовы - ЛП 
«Наша партия» - НП 
Национал-либеральная партия - НЛП 
Народная партия Республики Молдова - НПРМ 
Русско-славянская партия - РСП 
Партия социалистов Республики Молдова - ПСРМ 
Партия прогрессивного общества - ППО 
Партия национального единства - ПНЕ 
 
3. Данные мониторинга 
 
Moldova 1 

Участие в избирательной кампании 



  

В период с 28 апреля по 4 мая 2018 года, общественное телевидение осветило             
избирательную кампанию к новым местным выборам в пяти из семи выпусков новостей            
Mesager. Так, в рубрику «Новые местные выборы 2018», включенную в середину           
главного выпуска новостей, вошло 23 новости прямого предвыборного характера.         
Большинство материалов сообщали о предвыборных программах кандидатов и о их          
предвыборной деятельности (18). В трех случаях новости были        
спорными/конфликтными, поскольку речь шла об обвинениях одних кандидатов в         
адрес других. В данной рубрике телеканал также объявил о порядке организации           
предвыборных дебатов на Moldova 1 и Radio Moldova, которые начнутся 7 мая. Еще             
один материал сообщал о первом отчете о мониторинге избирательной кампании к           
новым местным выборам, представленном Центром независимой журналистики 2 мая.         
Телеканал упомянул о выводах отчета касательно поведения общественного        
вещателя в ходе избирательной кампании в период с 20 по 27 апреля 2018 года. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Большинство из 24-х предвыборных материалов, выпущенных Moldova 1 в отчетный          
период, соблюли принцип беспристрастности и объективности, а явной политической         
ангажированности не ощущалось. Ни один из кандидатов, упомянутых в новостях, не           
получил явно благоприятного или неблагоприятного отношения. Тем не менее, в трех           
случаях ощущались легкие оттенки субъективности со стороны журналистов.        
Например, одна из новостей от 1 мая началась так: ​«Марш солидарности и            
социальной справедливости – повод для предвыборной агитации социалистов.        
Кандидаты этой партии в мэры муниципиев Кишинэу и Бэлць, Ион Чебан и            
Александр Усатый, призывали людей голосовать за них… Глава государства не          
упустил случая для продвижения кандидатов партии, которой он руководил в          
течение пяти лет»​. В другом материале, вышедшем 3 мая, слова кандидата           
ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе, который сказал ​«в первый год мандата я          
построю…»​, переиначены журналистами в ​«всего за один год мандата​, Нэстасе          
планирует построить по две спортивные площадки в каждом секторе Кишинэу»​,          
намекая на то, что это обещание нереалистично. Также 3 мая, в предвыборной            
новости, представлявшей один из пунктов предвыборной программы кандидата Партии         
Шор, ощущается легкий оттенок тенденциозности, поскольку она была неясной и          
неполной. А точнее, в тексте материала говорится, что Регина Апостолова          
«предлагает увеличить налоги и акцизы для Кишинэу в сотни раз, по примеру            
города Орхей»​, чтобы иметь возможность выдавать пособия по 1 000 леев          
пенсионерам. Хотя темой новости было обещание выдавать по 1 000 леев, выражения           
«увеличение налогов» и «в сотни раз» вынесены на передний план, повторяются в            
материале и объясняются неполно. 

Среди конкурентов на выборах, чаще всего в предвыборных новостях появлялись          
Андрей Нэстасе (ППДП/ПДС/ЛДПМ) и Ион Чебан (ПСРМ). Андрей Нэстасе упоминался          
в каждом из пяти выпусков Mesager: в пяти случаях была представлена           
непосредственная предвыборная деятельность, и в двух он был мишенью обвинений          
со стороны других кандидатов. В случае представителя ПСРМ, четыре новости были           
посвящены его предвыборной программе и деятельности, в одной он обвиняет Андрея           
Нэстасе в плагиате его предвыборной программы, и еще в одной отвечает на            
обвинение Валериу Мунтяну (ЛП) о вмешательстве Игоря Додона в его избирательную           
кампанию и в появлении на страницах газеты «Социалисты» кадров с иностранными           
лидерами, такими как Владимир Путин и Александр Лукашенко. Валериу Мунтяну (ЛП)           
и независимый кандидат Сильвия Раду присутствовали в трех новостях каждый,          
Регина Апостолова (Партия Шор) – в двух, а Александра Кан (НЛП), Василе Костюк             
(ППДД) и Константин Кодряну (ПНЕ) – в одной каждый. Таким образом, в период с 28               



  

апреля по 4 мая общественный телеканал освещал избирательную кампанию восьми          
кандидатов из 12-ти зарегистрированных для участия в новых местных выборах в           
Кишинэу. Также, в одной из новостей рядом с кандидатом ПСРМ Ионом Чебаном был             
упомянут и кандидат этой же партии на пост мэра муниципия Бэлць, Александр Усатый             
(1 мая). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Общественный телеканал обеспечил сбалансированность источников в трех       
конфликтных/спорных материалах, вышедших вы его эфире, представив мнение обеих         
задействованных сторон. В двух материалах, вышедших в один и тот же день (2 мая),              
кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрей Нэстасе был мишенью обвинений со стороны         
других кандидатов. Валериу Мунтяну (ЛП) обвинил его в опубликовании искаженных          
изображений в социальных сетях, а Ион Чебан (ПСРМ) – в копировании 60% его             
предвыборной программы. В обоих случаях телеканал представил и мнение Андрея          
Нэстасе о заявлениях этих двух его соперников на выборах, обеспечив, таким образом,            
сбалансированность источников. В то же время, однако, общественный телеканал мог          
обеспечить более высокую степень корректности в представлении этих двух тем. В           
первом случае, в тексте новости говорится: ​«Проевропейские кандидаты нападают         
друг на друга. Это мнение Валериу Мунтяну…»​, а «нападение», о котором идет речь,             
заключается в том, что Андрей Нэстасе «напал» на Валериу Мунтяну посредством           
предположительно сфальсифицированных изображений. Во втором случае, обвинение       
в копировании предвыборной программы прозвучало после того, как один журналист          
обратился к Иону Чебану с вопросом. Сам вопрос в материале Moldova 1 не слышен,              
но совершенно понятно, что Ион Чебан не просто «обвинил» Андрея Нэстасе, а            
ответил на вопрос, который, по всей видимости, касался этой темы. В третьей спорной             
новости, в которой кандидат ЛП Валериу Мунтяну обвиняет Игоря Додона во           
вмешательстве в избирательную кампанию и в оказании преимущества кандидату         
социалистов, а также в опубликовании в газете ПСРМ изображений иностранных          
лидеров, телеканал предоставил Иону Чебану право на ответ и не исказил и не             
истолковал его. 

Языковой стиль и изображения 

В период с 28 апреля по 4 мая 2018 года, в материалах предвыборного характера              
общественный телеканал Moldova 1 продемонстрировал адекватный языковой стиль,        
соответствующий нормам профессиональной этики. Ярлыки, словарная      
дискриминация и оскорбления в адрес кандидатов отсутствовали. Тем не менее,          
телеканал допустил несколько раз нюансировку и акценты, нарушившие        
беспристрастность и объективность. В свою очередь, изображения, включенные в         
материалы предвыборного характера, соответствовали профессиональным нормам.      
Телеканал не использовал коллажи, архивные кадры или другие элементы, способные          
исказить действительность, ввести телезрителя в заблуждение или представить        
отдельных кандидатов в благоприятном/неблагоприятном свете. 

 

Prime TV 

Участие в избирательной кампании 

В период с 28 апреля по 4 мая 2018 года, телеканал Prime TV включил 15 новостей                
предвыборного характера в главный выпуск новостей дня в 21:00, две из которых            
представляют собой синтез передачи Replica, в которой обсуждались предвыборные         
темы с участием экспертов. В остальных 13-ти новостях телеканал осветил          



  

предвыборную деятельность и обещания некоторых кандидатов. 9 новостей имели         
прямой предвыборный характер, а в 4 новостях кандидаты и их политические           
формирования упоминались в контексте событий, не имеющих отношение к выборам:          
тема ремонта улиц в Кишинэу и нанесения изображения ковра на одно из зданий             
города, которые были благоприятны независимому кандидату Сильвии Раду, и         
материалы о марше солидарности прессы и о конфликте между румынским певцом и            
одним из сторонников ППДП, которые представили кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ        
Андрея Нэстасе в отрицательном свете. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В период мониторинга, Prime TV, ранее заявивший КСТР, что не будет освещать            
избирательную кампанию, все же выдал в эфир новости о выборах, но представил            
кандидатов выборочно. Телеканал не освещал предвыборные мероприятия, имевшие        
место ежедневно, но время от времени передавал информацию о некоторых          
кандидатах. В новостях Prime TV в период мониторинга появлялись следующие          
кандидаты: Сильвия Раду, Андрей Нэстасе, Ион Чебан, Валериу Мунтяну, Регина          
Апостолова и Константин Кодряну. Последний был упомянут вскользь, в новости об           
имуществе кандидатов. Андрей Нэстасе и Валериу Мунтяну были представлены         
исключительно в отрицательном контексте, Сильвия Раду – исключительно в         
положительном. В слегка благоприятном свете были представлены кандидаты Ион         
Чебан и Регина Апостолова. В новостях Prime TV не были ни разу упомянуты             
кандидаты Александра Кан, Александру Рошко, Виктор Стрэтилэ, Максим Брэилэ,         
Василе Костюк, Александру Мыцу. Таким образом, телеканал демонстрирует        
отсутствие беспристрастности к конкурентам на выборах и благоприятное отношение к          
независимому кандидату Сильвии Раду. 

Из 13-ти новостей о конкурентах на выборах, 5 касались жизни и деятельности            
Сильвии Раду. Из них, три сообщали о предвыборных обещаниях, о встрече с            
избирателями и о ее семейной жизни. В отсутствии какого-либо информационного          
повода, телеканал представил Сильвию Раду как заботливую мать, которая         
«приготовила завтрак для своего мужа и двух дочерей»​, как ​«хозяйку»​, которая           
обрызгала свой сад средством против вредителей, и как человека, который знает, как            
развлечься с друзьями и соседями – она была на свадьбе и перетягивала канат в              
Будешть вместе с группой детей (29 апреля). Репортеры сообщили в конце этого            
материала, что Сильвия Раду будет 10-й в избирательных бюллетенях.  

В два других материалах, которые на первый взгляд не имели никакого отношения к             
выборам, журналисты включили фразы, продвигающие Сильвию Раду. Например, в         
новости от 30 апреля о ремонте улиц в Кишинэу, репортер говорит: ​«Они (дорожные             
службы – прим.ред.) утверждают, что учитывают указания, полученные от         
независимого кандидата в мэры столицы Сильвии Раду, когда она занимала пост           
временно исполняющей обязанности градоначальника столицы»​. Также, в новость о         
художнике, пишущем ковер на одном из зданий в городе, были включены кадры, в             
которых Сильвия Раду наносит краску кисточкой, то есть помогает в написании ковра. 

Кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрей Нэстасе, напротив, был представлен       
исключительно в отрицательном свете. О нем сообщалась осуждающая или портящая          
репутацию информация, в некоторых случаях без его реакции. Всего, Андрею Нэстасе           
было посвящено 5 новостей, в которых он был изображен прямо или косвенно в             
отрицательном контексте. В новости от 2 мая об имуществе кандидатов, об Андрее            
Нэстасе было сказано, что он ​«указал ноль леев в разделе источники дохода. Тем не              
менее, Нэстасе удалось приобрести различные дорогостоящие вещи»​, ​«сумел        
купить еще один сельскохозяйственный участок, хотя официально доходов у него          



  

не было»​. Репортеры проявили тенденциозный подход, поскольку они же в этой           
новости и сообщили, что жена кандидата получила почти 64 тысячи евро, а на экране,              
где были спроецированы данные о доходах из «других источников», репортеры          
указали 112 тысяч евро. То есть, у кандидата был доход из «других источников», а не               
от зарплаты, и ему было на что купить землю. 

В новости от 28 апреля, снятую на презентации программы ППДП к выборам на пост              
мэра Кишинэу, репортеры Prime сконцентрировались на скандальных моментах, не         
сказав ничего о предмете мероприятия, т.е. о предвыборной программе, и не включили            
ни одного фрагмента речи Андрея Нэстасе, однако проявили тенденциозность,         
подчеркнув второстепенную деталь – тот факт, что лидеры ППДП призывают людей           
вносить денежные пожертвования. ​«Это не первый раз, когда Андрей Нэстасе          
просит у людей денег на содержание своей партии. Недавно он заявил на            
телеканале, приближенном в руководимому им политическому формированию, что        
он нуждается в финансовой поддержке, в том числе для оплаты сайтов,           
освещающих в положительном ключе его политическую деятельность»​. 

В новости о Валерии Мунтяну от ЛП, показанной 2 мая, репортеры высказывали            
тенденциозные идеи и оценочные суждения, которые не поддерживались        
представленными фактами. Например, было сказано, то Мунтяну ​был пойман на лжи​,           
однако не было представлено ни одного источника, свидетельствующего об этом. В           
качестве доказательства, журналисты привели фрагменты из закона об авторских         
правах, который, по их мнению, противоречит одному из заявлений Мунтяну, который,           
в свою очередь, также ранее ссылался на закон. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В некоторых конфликтных новостях, касавшихся Андрея Нэстасе и Валериу Мунтяну,          
не была соблюдена сбалансированность источников. Так, ни в новости от 2 мая, в             
которой говорилось, что Ион Чебан обвиняет Андрея Нэстасе в плагиате, поскольку тот            
воспользовался его лозунгом, ни в новости от 4 мая, где упоминается руководство            
ППДП (против которого один румынский певец подал иск в суд), журналисты не            
обратились к упомянутым лицам за реакцией. 

Положительные новости о Сильвии Раду (семейная жизнь и обработка деревьев,          
«совет с избирателями»), о Регине Апостоловой (увеличение пенсий за счет          
увеличения акцизов) и об Ионе Чебане (планы по улучшению транспортного потока в            
Кишинэу) были основаны на одном источнике. 

Языковой стиль и изображения 

В целом, языковой стиль телеканала соответствовал жанру новостей, и ярлыки не           
применялись. Было отмечено два случая использования изображений во вред         
кандидату. В новости о Валериу Мунтяну от ЛП, который воспользовался без           
разрешения мелодией Эннио Морриконе, журналисты напомнили о Владе Филате,         
который был показан в кадре в сопровождении полиции, и который также однажды            
нарушил авторское право в рекламном ролике. Этот метод преследует цель          
трансфера отрицательного образа на человека, о котором идет речь. 

Еще один случай манипулирования посредством изображений (во вред кандидата         
Андрея Нэстасе) имел место в новости от 3 мая о марше журналистов, организованном             
по случаю Всемирного Дня свободы прессы. ​«Некоторые журналисты даже         
подвергались грубому обращению и оскорблениям во время выполнения своей         
работы» ​– когда репортер произносил эту фразу, в кадре был показан Андрей            



  

Нэстасе, пытавшийся разделить протестующих от репортера Publika TV во время          
одного из давнишних протестов. 

 

Canal 2 

Участие в избирательной кампании 

В период мониторинга, телеканал Canal 2 не освещал избирательную кампанию всех           
кандидатов в мэры столицы. Тем не менее, он транслировал предвыборные новости,           
частью которых были положительные материалы о Сильвии Раду, а другой частью –            
отрицательные материалы об Андрее Нэстасе. Всего, журналисты Canal 2 выпустили 8           
новостей о трех кандидатах: о независимом кандидате Сильвии Раду, об Андрее           
Нэстасе от ППДП/ПДС/ЛДПМ и о Валериу Мунтяну от ЛП. Среди них, три новости были              
косвенного предвыборного характера. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Из 8-ми новостей, вошедших в выпуски новостей в 19:00 в отчетный период, 4 были об               
Андрее Нэстасе, который был представлен в отрицательном контексте (утверждая, что          
он когда-то грубо обращался с журналистами, что его поддерживает человек с ложным            
профилем в Facebook, что он владеет неоправданно большим имуществом и т.д.); 3 –             
о Сильвии Раду, которая была представлена исключительно положительно (как она          
ведет себя в семье, как развлекается на свадьбе, как перетягивает канат с группой             
детей, какие у нее предвыборные планы); 1 – об обвинении в адрес Валериу Мунтяну              
(неавторизованное использование мелодии для предвыборного ролика). 

С точки зрения количества и содержания новостей, телеканал оказал явное          
преимущество независимому кандидату Сильвии Раду, которая была показана как         
семейный человек с многочисленными качествами (29 апреля), как хороший менеджер,          
«указания» которого соблюдаются и после ее ухода с должности (30 апреля) или как             
кандидата, обещания которого невозможно ставить под сомнение (3 мая – ​«Сильвия           
Раду нашла решения для самых важных и срочных проблем муниципия Кишинэу»​). В            
этих новостях отсутствует критическое отношение репортера, а информация        
представлена положительно, с лояльностью и пониманием к персонажу. 

Напротив, кандидат Андрей Нэстасе, которому было посвящено 4 новости, был          
представлен только в отрицательном контексте. Как и в случае Prime TV, материал о             
презентации предвыборных проектов кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ (28 апреля) был        
сконцентрирован на элементах скандала: часть репортажа состояла из информации о          
журналисте Вадиме Унгуряну, который принес на мероприятие унитаз и требовал          
больше туалетов в Кишинэу: ​«Журналист Вадим Унгуряну предложил фину олигарха          
Цопа включить в программу строительство общественных туалетов в столице»​.         
Материал был выполнен исключительно в отрицательном ключе, с применением         
тенденциозных оценок и ярлыков: ​«На мероприятии Нэстасе представил свои задачи          
и подготовил эмоциональную речь, которая, однако, нагнала скуку на         
присутствующих. Люди предпочли заниматься своими телефонами или бродить по         
социальным сетям. Тем не менее, команда ППДП не забыла напомнить          
присутствующим о том, чтобы они жертвовали средства на поддержку фина          
осужденного олигарха Виктора Цопа. Соответствующий призыв озвучил миллионер        
Александру Македон, который возглавляет предвыборную команду Андрея       
Нэстасе»​. В то же время, журналисты ничего не сказали о сути мероприятия – о              
планах Андрея Нэстасе для Кишинэу. 



  

Валериу Мунтяну в новостях Canal 2 присутствовал в одном репортаже в           
отрицательном контексте, а в другом – об имуществе кандидатов – в нейтральном            
контексте. Телеканал не сообщал о его предвыборных планах, однако включил          
новость, в которой репортеры утверждают, что он ​«был пойман на лжи»​. На самом             
деле, не было человека, который сказал или доказал то, что Валериу Мунтяну солгал.             
Репортеры сами пришли к такому выводу и сделали оценочное суждение, обвинив           
Мунтяну в том, что он не попросил у композитора Эннио Морриконе разрешения на             
использование его мелодии. И в этом случае к кандидату не обратились за реакцией. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В конфликтных новостях, прямо или косвенно касавшихся Андрея Нэстасе, его реакция           
представлена не была. Например, в новости от 4 мая, в которой сообщалось, что один              
румынский певец подал в суд на руководство ППДП, отсутствует реакция          
представителей этой партии. Репортер не проверил факты, новость была неточной,          
потому что из ее текста не ясно, что на кого-то подали в суд, в какой суд и когда был                   
подан иск. Румынский певец говорит только, что «принял все законные меры», чтобы            
его изображение в Facebook более не использовал человек, чья принадлежность к           
ППДП в новости не доказана. Также, в материале об имуществе кандидатов Андрей            
Нэстасе был представлен как владелец различного имущества, о нем было сказано,           
что у него не было доходов в последние два года, что он был замешан в финансовых                
схемах, но его мнением не поинтересовались. О других кандидатах было сообщено           
кратко, каким имуществом они владеют, исходя из представленных ими в ЦИК           
деклараций об имуществе. 

В единственной новости о Валериу Мунтяну (2 мая), которая касается конфликтной           
ситуации, репортеры дают оценки и высказывают обвинения, но не представляют          
телезрителям реакцию кандидата на это. Их подход здесь был тенденциозным и           
несбалансированным. 

Языковой стиль и изображения 

Как и на Prime TV, языковой стиль в новостях прямого или косвенного предвыборного             
характера в целом соответствовал данному жанру журналистики, однако и здесь          
присутствовали элементы манипулирования при помощи изображений. В новость о         
Валериу Мунтяну (2 мая) были включены кадры с бывшим лидером ЛДПМ Владом            
Филатом в сопровождении полиции. Он тоже однажды обвинялся в нарушении          
авторских прав, и упоминание об этом может означать трансфер отрицательного          
образа на кандидата. Кроме того, в новости о марше солидарности прессы Андрей            
Нэстасе был показан в момент грубого обращения с журналисткой, которую в ходе            
одного более раннего протеста ругали манифестанты. Таким образом, кандидат был          
представлен в отрицательном свете, без других подробностей соответствующей        
ситуации. 

 

Publika TV  

Участие в избирательной кампании 

5 апреля 2018 года, компания „General Media Grup Corp.” S.R.L., владеющая лицензией            
на вещание канала Publika TV, заявила КСТР, что данный телеканал «не будет            
освещать избирательную кампанию к новым местным выборам мэров некоторых         
населенных пунктов от 20 мая 2018 года». В отчетный период, телеканал Publika TV             
выпустил 18 новостей, прямо или косвенно касавшихся избирательной кампании к          



  

новым выборам и зарегистрированных кандидатов. С точки зрения тематики, данные          
материалы сообщали о числе зарегистрированных кандидатов (28 апреля), выборочно         
представляли подробности предвыборных программ некоторых кандидатов на пост        
мэра Кишинэу (3 мая), выборочно представили декларации об имуществе некоторых          
кандидатов (2 мая), запустили и выборочно осветили некоторые из обвинений в адрес            
кандидатов (28 апреля, 2 мая и 4 мая) и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Большинство новостей Publika TV об избирательной кампании и о кандидатах были           
пристрастными, с одной стороны непосредственно продвигая Сильвию Раду,        
независимого кандидата на пост мэра, а с другой стороны, представляя в           
неблагоприятном свете некоторых из ее конкурентов, особенно Андрея Нэстасе,         
общего кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ, а также других кандидатов, которые в своих          
публичных выступлениях критикуют действующее руководство и Демократическую       
партию. Таким образом, 8 из 18 новостей и репортажей на тему мониторинга в этот              
период продвигали Сильвию Раду (независимого кандидата), три другие представляли         
в неблагоприятном свете Андрея Нэстасе (ППДП/ПДС/ЛДПМ), а два репортажа были          
неблагоприятными для Валериу Мунтяну (ЛП). Кандидата Партии Шор Регину         
Апостолову представили косвенно в благоприятном свете в репортаже ​«Город Орхей          
не узнать»​, вышедшем 3 мая, в котором мэра Орхей Илана Шора хвалят за работы по               
восстановлению улиц, отмечая, что ​«в последние три года город стал примером с            
точки зрения модернизации инфраструктуры и создания лучших условий жизни для          
местных жителей»​. Следует отметить, что и в этом репортаже не говорится ничего об             
обвинениях против Илана Шора и о его осуждении в суде первой инстанции по делу о               
хищении средств из банков и об участии в коррупции. 

В ряде материалов на предвыборную тематику факты не были отделены от мнений, а             
репортеры и телеканал проявили симпатию или антипатию к героям сюжетов,          
продемонстрировав это тенденциозностью представления, контекстом и ироничным       
тоном, выбором заголовков и расставленными акцентами. Так, во всех новостях о           
Сильвии Раду, она была представлена исключительно в положительном контексте,         
хотя в этот период другие кандидаты и некоторые активисты высказали в ее адрес             
публичные обвинения. 29 апреля, Publika TV выпустил три новости, благоприятные для           
Сильвии Раду: 1) Сильвия Раду «приняла участие в Фестивале добрых дел 2018 в             
Будешть и передала поздравления организаторам из Свободного международного        
университета: ​«Нужно совершать хорошие дела каждый день. Ни дня без хороших дел            
– таким должен быть наш девиз!»​, написала независимый кандидат на пост мэра            
столицы»; 2) Новость «Время для семьи»: ​«Несмотря на плотный график, она           
успевает ухаживать и за садом семьи. Вчера она вместе с мужем начала работу по              
защите деревьев от вредителей. Сильвия Раду написала в социальных сетях, что           
так же нужно действовать с коррупцией в мэрии»​; 3) Еще одна новость            
представляла собой непосредственную предвыборную агитацию – «НАСТОЯЩАЯ       
ХОЗЯЙКА: Сильвия Раду работала в своем саду вместе с мужем», в текст которой             
вошло следующее: ​«Несмотря на огромную занятость в этот период, Сильвия Раду           
не игнорирует свою семью. Утром она приготовила завтрак для мужа и двоих            
дочерей. ​Независимый кандидат Сильвия Раду займет десятое место в         
бюллетене для голосования​»​. 1-го мая вышли еще две новости в пользу Сильвии            
Раду (​«Улицы столицы оживают! Каждая третья улица была отремонтирована, а          
на нескольких дорогах была положена разметка»​, в тексте: ​«Рабочие сказали, что           
соблюдают методологию, которую потребовала Сильвия Раду»​; новость о        
фестивале ClassFest 2018: ​«На мероприятии присутствовала и Сильвия Раду,         
независимый кандидат на пост мэра столицы: «Актеры и театры оживляют город.           



  

В Кишинэу их нужно как можно больше, потому что во время спектакля мы забываем              
о повседневных проблемах и путешествуем в другой мир. Красивый мир, которого           
мы хотим и о котором мечтаем»»​. Две другие новости в пользу Сильвии Раду вышли              
2-го мая: одна о встрече с сотрудниками предприятия Autosalubritate: ​«Прибывшая          
туда Сильвия Раду была принята сотрудниками с распростертыми объятьями, что          
говорит о дружеских отношениях между ними»​; и одна о росписи на одном из зданий              
в центре столицы: ​«Чтобы успеть вовремя, художники приходят в шесть утра и            
уходят поздно вечером. Вчера им помогала и Сильвия Раду, независимый кандидат           
на пост мэра Кишинэу»​ и т.д. 

В отличие от похвалы и положительных оценок в адрес Сильвии Раду, Publika TV             
запускает собственные обвинения или усиливает критику, адресованную ее        
соперникам. Так, 28 апреля, в репортаж ​«Вадим Унгуряну предложил Нэстасе          
построить общественные туалеты в столице» (рассказ о явном предвыборном         
действии против кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ, дополненный другими кадрами и        
сведениями), были включены умозаключения, явно направленные на его        
дискредитацию: ​«Вадим Унгуряну предложил фину олигарха Цопа включить в         
программу строительство общественных туалетов в столице. Унгуряну       
мотивировал свое действие тем, что в Кишинэу их нет, а в качестве            
доказательства он использовал фотографии, на которых у Нэстасе мокрые         
штаны»​; ​«По сложившейся традиции, мероприятие, организованное ППДП, не        
обошлось без грубого обращения с журналистами и оскорблений в их адрес»​;           
«Нэстасе представил свои задачи и подготовил эмоциональную речь, которая,         
однако, навеяла скуку на присутствующих»​; ​«Команда ППДП не забыла напомнить          
присутствующим о пожертвовании средств на поддержку фина осужденного        
олигарха Виктора Цопа»​; ​«Он заявил на одном телеканале, что ППДП нуждается в            
финансовой поддержке, в том числе для оплаты новостных сайтов, положительно          
освещающих его политическую деятельность»​. Во время трансляции репортажа, на         
экране присутствовал заголовок ​«Параноидальный стиль Нэстасе»​. В другом        
материале, вышедшем 2-го мая, Publika TV наводит на ложную мысль о том, что             
Нэстасе живет на детские пособия своих детей и что он владеет 11-ю домами, хотя на               
представленной инфографике указано «11 объектов недвижимости», а кандидат        
объяснил ранее, что речь идет и о подсобных строениях. В том же репортаже             
утверждается, что ​«Нэстасе использовал собственную мать в операциях по         
отмыванию денег, полученных от беглых уголовников Цопа»​. 

Кандидат ЛП Валериу Мунтяну упоминался на Publika TV в двух новостях, в обоих             
случаях отрицательно, в контексте обвинений в нарушении законодательства об         
авторских правах: «Валериу Мунтяну пойман на краже» (2 мая), ​«Мунтяну – пират            
кампании» (4 мая). Одна из новостей 2 мая (​«Кандидаты под копирку»​) сообщала об             
обвинениях в плагиате, высказанных кандидатом ПСРМ Ионом Чебан в адрес          
кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе, упомянув, что ранее и ППДП обвиняла          
ПСРМ в краже ее предвыборного лозунга, но в действительности обе партии           
воспользовались лозунгом со времен румынской революции против Чаушеску. 

3-го мая Publika TV представил предвыборные обещания некоторых кандидатов (Иона          
Чебана, Регины Апостоловой, Сильвии Раду). Первые два кандидата были         
представлены в материалах длительностью одну минуту каждый, а заголовки и          
надписи на экране были слегка ироничными: ​«Предложения текут рекой» и ​«Новый           
день – новое предвыборное обещание»​. Программа Сильвии Раду, однако, была          
представлена в репортаже, который был более чем в два раза дольше, под заголовком             
«Идеи по развитию столицы»​, а репортер подчеркнул, что за время пребывания на            



  

посту временно исполняющей обязанности мэра ​«она инициировала целый ряд         
проектов, в том числе Большую уборку города и восстановление дорог»​. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В 3-х из 4-х спорных или конфликтных новостях, вышедших на Publika TV в этот              
период, было представлено только одно мнение, что свидетельствует об их          
несбалансированности. Речь идет о 2-х новостях, касавшихся непосредственно Андрея         
Нэстасе, в которых не было представлено его мнение/позиция в связи с обвинениями в             
его адрес: репортаж об акции Вадима Унгуряну (28 апреля) и новость о его декларации              
об имуществе (2 мая). Не было обеспечено право на ответ и в новости об обвинениях               
Иона Чебана о том, что предвыборная программа Андрея Нэстасе основана на его            
идеях (2 мая). 

Языковой стиль и изображения 

Метод наклеивания ярлыков часто применяется каналом Publika TV в отношении          
некоторых кандидатов, которые в своих публичных выступлениях критикую        
действующее руководство и Демократическую партию. Например, Андрей Нэстасе        
(ППДП/ПДС/ЛДПМ) был каждый раз представлен как фин осужденного олигарха Цопа          
(28 апреля, 2 мая), что у него ​«параноидальный стиль» (28 апреля), что он участвовал              
«в операциях по отмыванию денег от беглых уголовников Цопа» ​(2 мая). Выбранный            
видеоряд также был неблагоприятным для Андрея Нэстасе, представив его неловким          
или агрессивным. 

Другой кандидат, Валериу Мунтяну (ЛП) также был представлен в неблагоприятном 
свете, с применением отрицательных ярлыков: ​«пойман на краже» ​(2 мая), ​«пират 
кампании»​, который опять ​«оплошал» ​(4 мая). 

К массивно продвигаемому кандидату, Сильвии Раду, Publika TV напротив применил 
только положительные оценки: ​«Настоящая хозяйка»​ (29 апреля), ​«Сильвия Раду 
была принята сотрудниками с распростертыми объятиями, что говорит о 
дружеских отношениях между ними»​ (2 мая). 

 

Accent TV 

Участие в избирательной кампании 

В период с 28 апреля по 4 мая 2018 года, телеканал Accent TV передал 19 новостей                
и/или репортажей, прямо или косвенно касавшихся темы местных выборов. Все          
новости имели отношение к избирательной кампании в муниципиях Бэлць и Кишинэу.           
Косвенные материалы сообщали о манифестациях по случаю 1-го мая,         
организованных ПСРМ, об организации в Кишинэу чемпионата по вольной борьбе, о           
плохом состоянии дорог в столице, о сносе Дворца культуры профсоюзов.          
Непосредственно предвыборные новости освещали предвыборную деятельность      
кандидатов и представляли приоритеты их предвыборных программ. Accent TV         
включил в свои выпуски новостей рубрику «Новые выборы 2018», однако          
присутствовали и другие журналистские материалы, прямо или косвенно относящиеся         
к избирательной кампании, которые не были включены в эту рубрику. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В нескольких случаях Accent TV ​не отделил факты от мнений (30 апреля: ​«Александр             
Рошко намеревается освободить мэрию, которая уже многие годы, как и вся           
страна, захвачена определенными силами…»​; 2 мая: ​«…отметим, что имущество         



  

семьи Раду позволяет ей вступать не в одну, а в несколько избирательных            
кампаний»​; 4 мая: ​«В столице Молдовы сконцентрировано больше всего         
унионистов, и все же на местных выборах всегда побеждают кандидаты,          
противящиеся объединению нашей страны с Румынией, сказал Николае Дабижа.         
Таким образом он дал понять, что вице-председатель ЛП Дорин Киртоакэ, который           
в течение 10 лет руководил мэрией, – не настоящий унионист»​). Кроме того, Accent             
TV распространял ложные утверждения (2 мая: ​«Андрей Нэстасе, единый         
проевропейский кандидат на пост генерального мэра Кишинэу»​), поскольку Андрей         
Нэстасе не является единым кандидатом проевропейских партий. 

В отчетный период, Accent TV тенденциозно осветил предвыборные темы,         
продемонстрировав политическую ангажированность в пользу кандидатов ПСРМ. Так,        
Ион Чебан, кандидат ПСРМ на пост мэра Кишинэу, был представлен в благоприятном            
свете в каждой из 8-ми новостей, героем которых он был. Также и Александру Усатый,              
кандидат ПСРМ на пост мэра Бэлць, был представлен исключительно в          
положительном контексте в 4-х новостях, в которых он упоминался или героем которых            
он был. В каждом выпуске новостей Accent TV, Иону Чебану была посвящена как             
минимум одна новость, в которой он подробно представлял свои предвыборные          
приоритеты (30 апреля: ​«День политической информации в столице: Молодая         
гвардия информировала жителей Кишинэу о предвыборном плане Иона Чебана»​; 2          
мая: ​«Ион Чебан подписал петиции гражданского общества»​; 3 мая: ​«Чебан          
представил решение по освобождению столицы от дорожных пробок»​; 4 мая:          
«Помощь по 1 000 леев учителям от ПСРМ. Ион Чебан с коллегами из            
Муниципального совета Кишинэу намереваются обеспечить помощь      
преподавателям…»​). 

С другой стороны, кандидаты других партий были представлены в отрицательном          
контексте и неблагоприятно: журналисты Accent TV представляли их инициативы и          
приоритеты с иронией и/или оспаривали их. Например, в новости от 3 мая, в которой              
Валериу Мунтяну, кандидат ЛП, представил предложение о строительстве        
электростанции, репортеры Accent TV ​иронизировали по этому поводу, сказав, что          
«…он намеревается построить ​собственную электростанцию​, которая позволит       
жителям столицы ​не зависеть больше от Москвы​… [строительство которой] ... по           
словам либерала будет стоить не очень много, ​всего​ 10 млн евро»​. 

Итак, телеканал Accent TV непосредственно и массивно поддерживал ПСРМ и          
кандидатов этой партии, интенсивно продвигая их в новостях. Кандидаты других          
партий либо представлялись в отрицательном, неблагоприятном контексте (ПНЕ, ЛП,         
ППДП/ПДС/ЛДПМ), либо были проигнорированы. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Большинство новостей, содержащих обвинения, компрометирующую информацию или       
конфликтные ситуации, не соблюли принцип сбалансированности источников и/или не         
обеспечили право на ответ/мнение задействованных лиц. Например, в новости         
(косвенной) от 3 мая о протесте одной журналистки и гражданской активистки в связи             
со сносом Дворца культуры профсоюзов, власти были обвинены в ​«разрушении          
культурного наследия»​, однако никто не обратился к ним за реакцией. В новости            
(косвенной) от 30 апреля – ​«Случай, когда ребенок получил травмы, упав в            
канализационный люк во время прогулки с семьей, ​свидетельствует о халатности          
местных властей​, которым никак не удается улучшить ситуацию в городе» –           
журналисты не обратились к властям за мнением по этому случаю. 



  

Новости, в которых представлялись кандидаты от ПСРМ, чаще всего были основаны           
на одном источнике (сами кандидаты). Если в случае Иона Чебана и Александра            
Усатого Accent TV говорил о ​«приоритетах» и ​«конкретных действиях из          
предвыборной программы»​, то в случае других кандидатов, журналисты этого         
телеканала представляли нерелевантную информацию или ​«обещания»​. 

Языковой стиль и изображения 

Языковой стиль Accent TV зависел от того, какого кандидата освещали. Так, в новостях             
с участием представителей ПСРМ и о них, тон был хвалебным, с большим            
количеством оценок и похвалы в их адрес. В отношении других кандидатов,           
журналисты применяли уничижительные и ироничные выражения. 

Кроме того, в одну из новостей 30 апреля Accent TV включил кадры с детьми. Так, в                
новости о ребенке, упавшем в канализационный люк и получившем ранения, Accent TV            
показал кадры, нарушающие нормы профессиональной этики: ребенок был снят с          
обнаженной грудью, на которой видны раны, в то время как мама обрабатывает их             
дезинфицирующим средством. В то же время, репортер сказал, что причина этой           
трагедии – ​«халатность местных властей»​, что вынудило мать ребенка обратиться          
«за помощью к социалистам, чтобы подобные случаи не повторялись»​. 

 

NTV Moldova 

Участие в избирательной кампании 

В период с 28 апреля по 4 мая 2018 года, телеканал NTV Moldova активно освещал               
предвыборную тематику в ежедневных выпусках новостей и в передаче Sinteza          
Săptămânii, выходящей по воскресеньям. NTV Moldova выпустил 15 материалов         
предвыборного характера в специальной рубрике, четко обозначенной в выпуске         
новостей: «Местные выборы 2018». В то же время, телеканал включал предвыборные           
материалы и вне тематической рубрики (5 материалов), оказывая в них предпочтение           
кандидатам ПСРМ. NTV Moldova освещал только события избирательной кампании         
кандидатов на пост мэра Кишинэу и Бэлць. Большинство новостей были созданы на            
основании информации с пресс-конференций кандидатов и с других мероприятий,         
организуемых ими. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В большинстве новостей и репортажей, NTV Moldova не освещал события          
беспристрастно и объективно. Телеканал непосредственно поддерживал и       
представлял исключительно в положительном контексте кандидатов ПСРМ на пост         
мэра муниципиев Кишинэу и Бэлць (Ион Чебан и Александр Усатый). Так, в 10 из 15               
прямых или косвенных предвыборных новостей они были источниками, или же в них            
упоминались реформы, включенные в их предвыборные программы. С другой стороны,          
кандидаты ППДП/ПДС/ЛДПМ, ПНЕ, ЛП и Партии Шор представлялись в отрицательном          
и неблагоприятном контексте. Кандидаты этих партий были мишенью иронии, ярлыков,          
часто с применением агрессивных выражений с уничижительными элементами. NTV         
Moldova посвятил кандидатам ПСРМ отдельные новости и репортажи, однако         
остальные кандидаты в большинстве случаев представлялись все в одном материале.          
Заявления и мнения кандидатов ПСРМ были включены и процитированы прямо, тогда           
как заявления других кандидатов были либо пересказаны, либо были отобраны          
наименее значительные, способные дезориентировать. 



  

Если в случае кандидатов ПСРМ, NTV Moldova говорил о ​«решениях»​, ​«реформах»           
и/или ​«мерах из предвыборной программы» (4 мая), то в случае других кандидатов            
речь шла о ​«соперничестве в предвыборных обещаниях» (2 мая) или о том, что они              
«обвиняют друг друга» (3 мая). Во многих новостях NTV Moldova журналисты           
смешали факты с мнениями​: ​«Между тем, один журналист попросил Нэстасе          
установить как можно больше общественных туалетов… Унгуряну попытался        
аргументировать свою просьбу изображением Нэстасе в мокрых штанах.        
Журналист отметил, что лидер ППДП на собственном опыте ощутил всю          
остроту нехватки общественных туалетов» (30 апреля); ​«Кандидаты правого        
толка на пост мэра столицы продолжают соревноваться в предвыборных         
обещаниях. Либерал Валериу Мунтяну объявил о строительстве       
теплоэлектростанции» (2 мая); ​«Кандидат ППДП на пост мэра столицы вновь          
пожаловался, что стал жертвой ложных новостей в Facebook. Он продолжает          
борьбу за превращение мэрии в инструмент политического противодействия        
олигархам. Другие кандидаты также не были ближе к горожанам. Немногие из них            
организовали публичные мероприятия»​ (4 мая). 

Кроме того, NTV Moldova ​передал ложную информацию ​о некоторых конкурентах на           
выборах. Так, телеканал сообщил, что Константин Кодряну, кандидат ПНЕ, ​«оставил          
проблемы города и выпустил предвыборный ролик, ​продвигая идею ликвидации         
государства Республика Молдова​»​ (3 мая). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Большинство материалов прямого или косвенного предвыборного характера не        
обеспечили сбалансированность источников и плюрализм мнений. Все новости        
кандидатов от ПСРМ были основаны на одном источнике (кандидате ПСРМ), и либо            
представляли фрагменты из предвыборных программ, либо освещали участие в         
публичных мероприятиях (например, в акции по случаю 1-го мая). В некоторых           
случаях, высказывания кандидатов ПСРМ занимали более половины новости, тогда         
как высказывания других кандидатов либо пересказывались, либо представлялись в         
виде изображения на экране записей в Facebook в сопровождении фотографий          
(​«Кандидаты на пост мэра столицы организовали встречи с избирателями в          
выходные дни, на которых представили свои предвыборные программы»​, 30 апреля).          
Когда речь шла о других кандидатах, в текст зачастую включались малозначительные           
высказывания. 

NTV Moldova не обеспечил право на ответ/мнение в новостях, содержащих обвинения           
в адрес отдельных лиц или кандидатов. Так, в новости от 30 апреля, «Общий кандидат              
ППДП/ПДС/ЛДПМ представил свою предвыборную программу», NTV Moldova сообщил        
о протесте одного человека перед зданием, в котором состоялось мероприятие.          
Протестант ​«попросил Нэстасе установить как можно больше общественных        
туалетов. Унгуряну попытался аргументировать свою просьбу изображением       
Нэстасе в мокрых штанах. Журналист отметил, что лидер ППДП на собственном           
опыте ощутил всю остроту нехватки общественных туалетов»​. Этот текст         
идентичен тексту Accent TV. Репортеры NTV Moldova только отметили, что ​«Нэстасе           
не прокомментировал действие Унгуряну»​. Также, в новости от 3 мая, ​«День           
взаимных обвинений кандидатов»​, Сильвия Раду обвинила Серджиу Тофилата, что         
«он расстроен тем, что не смог набрать подписи для участия в выборах»​, а NTV              
Moldova не обеспечил последнему право на ответ. 

Языковой стиль и изображения 



  

NTV Moldova применял хвалебные/положительные выражения в случае кандидатов        
ПСРМ, и уничижительные/отрицательные в случае других кандидатов. Телеканал        
применял ​ярлыки к другим кандидатам, кроме кандидатов ПСРМ. К Константину          
Кодряну, кандидату ПНЕ на пост мэра Кишинэу, каждый раз применялось определение           
«унионист»​: ​«…вместо того, чтобы мотивировать столичных врачей остаться на         
своей городской работе, Кодряну хочет побудить их уйти из здравоохранения…» (4           
мая); ​«…другой унионист, Константин Кодряну, кандидат ПНЕ, раздает обещания         
молодым людям…» (2 мая). И Валериу Мунтяну во многих случаях определялся как            
«либеральный унионист»​. Также, Андрей Нэстасе, кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ,       
оценивается как ​«…самопровозглашенный борец с олигархией, призывающий не        
верить бредовой информации, высмеивающей его…» (4 мая). С другой стороны, к           
кандидатам ПСРМ применяются исключительно положительные определения и       
оценки: ​«Жители Бэлць хотят честного мэра»​, репортаж об Александру Усатом (2           
мая); ​«Ион Чебан – первый кандидат на пост мэра столицы, проявивший полную            
открытость к гражданскому обществу»​ (2 мая). 

 

Jurnal TV  

Участие в избирательной кампании 

В период с 28 апреля по 4 мая, в главном выпуске новостей дня и в еженедельной                
передаче Jurnalul săptămânii, выходящих на телеканале Jurnal TV в 19:00, вышло всего            
27 новостей и репортажей, прямо или косвенно касавшихся избирательной кампании к           
новым местным выборам от 20 мая 2018 года и кандидатов на пост мэра. 14 новостей               
и репортажей были включены в рубрики «Выборы Кишинэу 2018» и «Выборы Бэлць            
2018», и еще 13 материалов о кандидатах, зарегистрированных для участия в           
выборах, то есть имеющих отношение к данному мониторингу, были переданы вне этих            
специальных рубрик. Материалы из предвыборных рубрик представляли публичные        
агитационные мероприятия, предвыборные программы кандидатов, пресс-релизы о       
встречах с избирателями, некоторые результаты мониторинга кампании ассоциацией        
Promo-LEX и т.д. 

В то же время, в главном выпуске новостей, вне предвыборной рубрики,           
присутствовали новости и репортажи, прямо или косвенно касавшиеся некоторых         
конкурентов на выборах. В частности, речь идет о Сильвии Раду (выпуск Jurnalul            
săptămânii от 28 апреля, повторенный на второй день; 30 апреля, 2-4 мая), об Ионе              
Чебане (1 мая), о Валериу Мунтяну и о Константине Кодряну (4 мая). 

Объективность и беспристрастность. Политическая ангажированность 

Новости и репортажи, вошедшие в рубрику «Выборы 2018», в целом были           
нейтральными. Они сообщали о публичных действиях кандидатов, имеющих        
отношение к выборам, и включали их краткие заявления, без комментариев или           
высказывания сомнений в их намерениях. Так, в тематической рубрике было          
представлено 4 новости о предвыборной деятельности кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ        
Андрея Нэстасе (по одной новости в выпусках новостей с 1 по 4 мая), 3 новости о                
кампании кандидата ПСРМ Иона Чебана (2, 3, 4 мая), по одной новости о деятельности              
кандидатов Валериу Мунтяну от ЛП (2 мая), Василе Костюк от ППДД (3 мая), Регина              
Апостолова от Партии Шор (3 мая), независимый кандидат Сильвия Раду (3 мая).            
Деятельность кандидата ППДП в мэры Бэлць Арины Спэтару была представлена в           
двух новостях в рубрике о выборах (30 апреля, 2 мая), а в выпуске новостей от 30                
апреля был показан репортаж с предвыборных дебатов, организованных        



  

информационным агентством IPN, в котором были представлены все кандидаты,         
участвовавшие в дебатах: Валериу Мунтяну (ЛП), Андрей Нэстасе (ППДП/ПДС/ЛДПМ),         
Александр Рошко («Наш дом – Молдова»), Василе Костюк (ППДД), Виктор Стрэтилэ           
(ЗЭП), Константин Кодряну (ПНЕ), Александра Кан (НЛП), Сильвия Раду (независимый          
кандидат). После каждого представления предвыборной деятельности кандидатов,       
Jurnal TV объявлял, что другие кандидаты из Кишинэу и Бэлць не организовывали            
публичных мероприятий и не передавали пресс-релизов. 

В новостях и репортажах, включенных в специальную рубрику «Выборы 2018»,          
телеканал Jurnal TV в основном представлял в неблагоприятном свете Сильвию Раду,           
о которой сообщал в отрицательном контексте в 8 материалах (28 и 29 апреля, Jurnalul              
săptămânii: материал продолжительностью около 32 минут, с элементами        
журналистского расследования, «Union Fenosa делала, что хотела», с прямыми         
обвинениями в плохом управлении во время, когда Сильвия Раду возглавляла эту           
компанию, участие в схемах растраты и т.д., на основании отчета об аудите,            
составленного по запросу НАРЭ в 2013 году и до сих пор не опубликованного; 30              
апреля: «Серьезные нарушения во время «мандата» Сильвии Раду», об обсуждении          
выводов отчета об аудите в одной из передач Jurnal TV; 2 мая: репортаж             
продолжительностью почти 5 минут об обращении депутата Лилиана Карпа в          
Прокуратуру по поводу отчета об аудите деятельности RED Union Fenosa в период            
2010-2012 гг.; 3 мая: информационный ролик о передаче «Теневой кабинет» (”Cabinetul           
din umbră”) с Валом Бутнару, который говорит, что Сильвия Раду является теневым            
кандидатом Плахотнюка; 4 мая: Сильвия Раду показана в отрицательном контексте в           
трех новостях – «Из компании в кампанию», в которой говорится, что некоторые            
предприятия она декларирует, а другие нет; «Сильвия Раду проявлена», со ссылкой на            
гостя передачи Cabinetul din umbră Виктора Чобану, утверждается, что Раду «врет не            
краснея», имеет незадекларированное имущество и допустила злоупотребления;       
ролик о передаче «60 минут» с Василе Нэстасе, в котором рассказывается анекдот, где             
Сильвия Раду выглядит в отрицательном свете). Эти материалы содержали элементы,          
свидетельствующие о пристрастности телеканала к Сильвии Раду, а именно, частоту и           
продолжительность представления в отрицательном и/или неблагоприятном контексте,       
тон представления и акцентирование обвинений, высказываемых в ее адрес гостями          
передачи (30 апреля: «Сильвия Раду жульничает и не имеет права претендовать на            
пост мэра Кишинэу»). В соответствующих новостях вне рубрики о выборах косвенно в            
отрицательном контексте были представлены: Ион Чебан (1 мая, «Маршировали, но не           
знают ради чего»), Валериу Мунтяну и Константин Кодряну (4 мая, «Послание для            
кандидатов ЛП и ПНЕ), а кандидат Андрей Нэстасе, напротив, был представлен в            
благоприятном свете (4 мая, «Протест, который спас миллиарды»). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Не все спорные материалы, вошедшие в отчетный период в главный выпуск новостей,            
представили мнение/позицию обвиняемых. Так, в материалах, представлявших в        
отрицательном контексте Сильвию Раду, ее ответ не был включен, но упоминалось,           
что она не ответила на телефонный звонок или что из ее предвыборной команды никто              
не смог ответить; в то же время, говорилось, что ранее Сильвия Раду опровергла             
обвинения, расценивая их как ложь. 

Языковой стиль и изображения 

В отчетный период, языковой стиль и видеоряд в предвыборных репортажах Jurnal TV            
в целом соответствовали принципам профессиональной этики. 



  

 

RTR Moldova 

Участие в избирательной кампании 

В период с 28 апреля по 4 мая 2018 года, частный телеканал RTR Moldova в главных                
выпусках новостей представил 33 материала предвыборного характера. В рубрике         
«Новые местные выборы 2018» таких материалов было от трех (2 мая) до 14-ти (28              
апреля). Материалы в основном касались выборов в Кишинэу (28), но было и            
несколько материалов о местных выборах в муниципии Бэлць (4), а также одна новость             
о выборах в обоих городах. Из 12-ти кандидатов, зарегистрированных на участие в            
выборах мэра Кишинэу, 9 присутствовали в предвыборных материалах RTR Moldova.          
28 апреля, в материале, вышедшем вне специальной рубрики, посвященной выборам,          
был представлен список всех кандидатов, зарегистрированных на участие в выборах          
мэра Кишинэу. В то же время, из восьми зарегистрированных кандидатов в мэры            
Бэлць, о троих непосредственно сообщалось в предвыборных новостях данного         
телеканала (Серджиу Бурлаку от ПНЕ, Николай Григоришин от НП и независимый           
кандидат Елена Грицко). В одной новости телеканал представил список всех          
кандидатов, претендующих на пост мэра муниципия Бэлць, а еще в одном материале            
объявил об отдельном участии в выборах в Бэлць кандидатов от ППДП и ПДС. 

Из кандидатов в мэры Кишинэу, Ион Чебан (ПСРМ), Валериу Мунтяну (ЛП) и Андрей             
Нэстасе (ППДП/ПДС/ЛДПМ) имели по четыре прямых или косвенных появления в          
предвыборных материалах RTR Moldova в период мониторинга. За ними следует          
Сильвия Раду (независимый кандидат) и Константин Кодряну (ПНЕ), по три появления           
каждый; Максим Брэилэ (НПРМ), Регина Апостолова (Партия Шор) и Василе Костюк           
(ППДД) – по два; и Александр Рошко (партия «Наш дом – Молдова») и Андрей Мунтяну               
(ППО), не зарегистрированный на участие в выборах, – по одному. Другие материалы            
касались мнения ДПМ о выборах, выраженного официальным представителем партии         
(одна новость, 28 апреля), речи Майи Санду на презентации предвыборной программы           
Андрея Нэстасе (одна новость, 30 апреля), и мнения одного румынского социолога о            
новых местных выборах в Кишинэу (одна новость, 30 апреля). 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Телеканал RTR Moldova в целом соблюдал принцип беспристрастности и         
объективности в предвыборных материалах. Чаще всего, факты представлялись без         
субъективного вовлечения журналиста, и не было явной и настойчиво продвигаемой          
политической ангажированности. Тем не менее, в пяти случаях принцип         
беспристрастности и объективности не был полностью соблюден. Так, в материале от           
28 апреля, представляющем пункты предвыборной программы кандидата ПНЕ        
Константина Кодряну, было сказано: ​«Напомним, что Кодряну выступает за         
объединение с Румынией, то есть он в первую очередь призвал голосовать на него             
тех, кто поддерживает идею Объединения. Кодряну и Цуркану сказали, что в случае            
победы, в Кишинэу будут применены румынские методы управления»​.        
«Напоминание» об унионизме и примечание о «румынских методах управления», без          
представления точных слов кандидата, могут создать искаженное (и возможно         
отрицательное) мнение о Константине Кодряну в умах телезрителей. Тем более, что           
следующий предвыборный материал, переданный телеканалом, начинается так: ​«А        
кандидат Партии Шор заботится в основном о социальных проблемах»​, что          
выставляет ее в положительном свете по сравнению с представителем ПНЕ, для           
которого вопросы идеологии и идентичности якобы важнее социальных. Отношение к          
тому же кандидату, Константину Кодряну, в предвыборном материале от 30 апреля           



  

также недостаточно беспристрастно. Продолжая представлять его предвыборную       
программу, в тексте новости говорится: «Константин Кодряну больше говорил обо          
всей стране, чем о столице»​. Таким образом, авторы материала         
комментируют/истолковывают намерение Кодряну добиться для молдаван права на        
работу в Румынии. Легкий недостаток объективности ощущается и в материале от 28            
апреля о независимом кандидате Сильвии Раду. Говоря о ее вступлении в           
предвыборную гонку, журналист отмечает, что ​«всего за несколько дней ей удалось           
собрать 13 000 подписей горожан»​, давая, таким образом, возможность усомниться в          
правильности этого действия кандидата. Не в последнюю очередь, телеканал RTR          
Moldova выделился отсутствием беспристрастности и объективности в представлении        
3-го мая предвыборного материала, героем которого была кандидат от Партии Шор,           
Регина Апостолова. Материал был представлен в виде репортажа на тему 1 000 леев,            
обещанных кандидатом в качестве ежемесячного пособия для пенсионеров. Вот текст:          
«Стоять с протянутой рукой, или продавать свое последнее имущество, чтобы          
хватило на хлеб, – таков сегодня заслуженный отдых многих молдавских          
пенсионеров. Сложнее старикам в столице, где и продукты дороже, и коммунальные           
услуги нужно оплачивать. Именно исходя из этого, Партия Шор приняла решение           
включить в программу своего кандидата пункт о том, что каждый пенсионер           
столицы будет получать ежемесячно пособие в размере 1 000 леев… Кроме того,           
Партия Шор предлагает совершенно новый для нашей страны принцип –          
социальная ответственность богатых предпринимателей для накопления      
внебюджетных средств»​. Как видно, не только кандидат Регина Апостолова получает          
поддержку этим материалом, но и партия, предложившая ее на выборы. Следует           
отметить, что сразу после рубрики «Новые местные выборы 2018» выпуск новостей           
продолжился материалом о качестве ремонта дорог в Орхей, где мэр Илан Шор,            
другие чиновники и даже граждане хвалят действия местных властей по модернизации           
города. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В период с 28 по 4 мая 2018 года, региональный телеканал RTR Moldova выпустил три               
предвыборных материала со спорными элементами – два 28 апреля и один 4 мая. В              
первом случае, в новости упоминается, что Валериу Мунтяну, кандидат ЛП на пост            
мэра Кишинэу, ​«обратился в суд с требованием об отказе в регистрации           
независимого кандидата Сильвии Раду для участия в выборах, поскольку она          
собрала подписи нечестно, с использованием административных ресурсов и с         
нарушением порядка заполнения списков с подписями. Кроме того, Мунтяну вновь          
обвинил ее в том, что в мэрии она – человек демократов»​. Ни Сильвия Раду, ни               
представители Демократической партии не были источниками этой новости, т.е.         
телеканал не обеспечил сбалансированность источников и плюрализм мнений. Во         
втором случае, в материале об отказе в регистрации Андрея Мунтяну (ППО) для            
участия в выборах, присутствует два элемента конфликтного характера. Во-первых, в          
тексте новости упоминается, что ​«согласно окружному совету Кишинэу, Андрей         
Мунтяну не смог доказать, что его поддержало 2/3 членов национального совета           
партии»​. В качестве второго источника был кандидат ЛП Валериу Мунтяну, который           
«ранее требовал отказать в регистрации Андрею Мунтяну по причине того, что           
представленная им заявка якобы не содержала всех необходимых документов»​.         
Кроме того, Валериу Мунтяну ​«назвал его ​[Андрея Мунтяну] ​своим предвыборным          
клоном»​. Ни мнения Андрея Мунтяну, ни мнение Партии прогрессивного общества в           
новости представлены не были. Во втором случае, где Валериу Мунтяну (ЛП) обвиняет            
Игоря Додона во вмешательстве в избирательную кампанию и требует изъять тираж           



  

газеты «Социалисты», в которой присутствуют иностранные лидеры, право на ответ          
было предоставлено кандидату Иону Чебану (ПСРМ). 

Языковой стиль и изображения 

Языковой стиль журналистов RTR Moldova в материалах предвыборного характера не          
перешел границы, допускаемые профессиональной этикой. В адрес ни одного из          
кандидатов не прозвучали ярлыки, оскорбления или дискредитация при помощи         
уничижительных или непристойных слов/выражений. Тем не менее, некоторые из         
вышеупомянутых акцентов могли повлиять на мнение о кандидатах в избирательной          
кампании к новым местным выборам и/или об их деятельности. Кадры,          
сопровождавшие предвыборные сообщения, были сбалансированными и      
соответствовали нормам профессиональной этики. Журналисты не воспользовались       
изображениями, представляющими отдельных кандидатов в     
благоприятном/неблагоприятном свете, искажающими действительность или     
вводящими телезрителей в заблуждение. 

 

PRO TV 

Участие в избирательной кампании 

В период с 27 апреля по 4 мая 2018 года, телеканал Pro TV включил в главные выпуски                 
новостей 13 предвыборных материалов. Они представляли предвыборные       
мероприятия некоторых кандидатов, обвинения одних кандидатов в адрес других,         
результаты мониторинга избирательной кампании гражданским обществом и другие        
вопросы, касавшиеся выборов, включая обзор передачи În profunzime, в которой          
приняли участие не сами кандидаты, а их представители. Pro TV также включил 2             
масштабных репортажа о выборах в Бэлць и в селе Жора не Мижлок оргеевского             
района. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В отчетный период, Pro TV продолжил информировать телезрителей о выборах,          
применяя критический подход к обещаниям большинства кандидатов и включив         
помимо основной информации сведения о контексте, способные помочь телезрителям         
лучше понять обсуждаемые вопросы. В основном, соответствующие материалы были         
беспристрастными. Тем не менее, несколько раз порядок отбора информации         
свидетельствовал о пристрастности авторов к героям. Так, Pro TV выпустил в эфир 3             
мая новость о финансировании кампании Сильвии Раду из семейного бюджета, в           
которой автор утверждал, что ​«месяц назад она жаловалась, что не имеет средств            
для финансирования своей кампании к местным выборам, поскольку потратила         
слишком много на кампанию к президентским выборам в 2016 году, когда набрала в             
первом туре всего 0,37%»​. ​Новость основана по большей части на теме           
финансирования кампании, и хотя Сильвия Раду говорила в первую очередь о своих            
предвыборных задачах, они были отмечены лишь в конце новости. А акцент на            
чрезвычайно маленький процент, полученный в предыдущей кампании,       
свидетельствует о тенденциозности по отношению к ней. В других новостях          
отмечаются слегка ироничные акценты: например, в новости от 2 мая о предвыборных            
обещаниях некоторых кандидатов, которая начинается словами ​«Обещание златых        
гор и луны с небес. Грандиозные проекты»​, ощущается мнение авторов об этих            
обещаниях. В той же новости, после презентации информации об обещаниях Андрея           
Нэстасе, репортер говорит, что ​об этом говорили и десять лет назад в ходе другой              
избирательной кампании, но ничего не было сделано​. Поскольку в новости не           



  

уточнялось, кто обещал 10 лет назад, телезритель, плохо знающий ситуацию, мог           
заключить, что Нэстасе десять лет назад также баллотировался на выборах и ничего            
не реализовал… Другая новость, от 29 апреля, о листовках, ​«на которые можно            
натолкнуться практически во всех домах в городе»​, включает мнения жителей          
столицы об этих листовках. Хотя темой новости был способ продвижения кандидатов           
при помощи листовок и предвыборных рекламных щитов, в материале присутствовало          
два мнения опрошенных лиц, которые утверждали, что не будут голосовать за           
«румына, пусть даже не приближается»​, и что ​«Бэсеску хочет получить здесь           
место, все хотят ликвидировать Молдову»​. Включение в репортаж этих мнений          
ставит кандидата ПНЕ Константина Кодряну в неблагоприятное положение. 

В новостях прямо/косвенно цитировались и упоминались большинство кандидатов, и         
четыре из них освещались больше всего: Ион Чебан от ПСРМ, Андрей Нэстасе от             
ППДП/ПДС/ЛДПМ, независимый кандидат Сильвия Раду и Валериу Мунтяну от ЛП.          
Чаще всего – 7 раз – упоминался Ион Чебан (ПСРМ), которого представляли в             
нейтральном, положительном и отрицательном свете в равной степени. Таким         
образом, кандидат ПСРМ упоминался ежедневно, начиная с 30 апреля: в новости о            
листовках как о способе продвижения кандидатов (30 апреля); в репортаже с акции            
ПСРМ по случаю 1 мая, в котором он появляется и говорит вместе со своим коллегой               
по партии Александром Усатым, кандидатом в мэры Бэлць (1 мая); в новости о его              
обвинениях в адрес Андрея Нэстасе о том, что тот совершил плагиат относительно его             
предвыборной программы (2 мая); в тот же день, в новости о ​грандиозных проектах             
кандидатов; 3 мая Ион Чебан был героем трех материалов: 1) об обещаниях            
кандидатов, 2) об отчете Promo-Lex о мониторинге кампании, и 3) об обвинениях            
Василе Костюка (ППДД) относительно того, что президент Игорь Додон участвует в           
избирательной кампании; и 4 мая, в новости об утверждениях Валериу Мунтяну (ЛП) о             
том, что он обратится в суд в связи с использованием образов иностранных лидеров в              
газете «Социалисты». 

Андрей Нэстасе, кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ, был героем 5-ти новостей: две о          
предвыборных обещаниях (2 и 3 мая); одна об обвинениях в плагиате от Иона Чебана              
(ПСРМ) (2 мая); одна об отчете Promo-Lex (3 мая); и материал от 30 апреля о               
листовках кандидатов. Контекст, в котором он появлялся, был нейтральным,         
положительным и отрицательным.  

Сильвия Раду, независимый кандидат, была героем 4-х материалов: о ​грандиозных          
проектах (2 мая); о средствах из семейного бюджета на кампанию и о предвыборных             
обещаниях (3 мая); о результатах мониторинга Promo-Lex (3 мая); о листовках и            
рекламных щитах (30 апреля). Тон представления был нейтральным и отрицательным. 

Кандидат ЛП Валериу Мунтяну был представлен в 4-х материалах: о предвыборных           
рекламных щитах и листовках (30 апреля); о предвыборных обещаниях кандидатов (2           
мая); о его намерении подать в суд на Иона Чебана (4 мая); и материал, созданный на                
основании передачи În profunzime, в которой кандидата представлял Дорин Киртоакэ (4           
мая). 

Регина Апостолова (Партия Шор), Василе Костюк (ППДД) и Константин Кодряну (ПНЕ)           
были представлены в одной новости каждый. 

Остальные кандидаты были всего лишь упомянуты в одном обширном материале о           
листовках/рекламных щитах. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 



  

Все 4 конфликтных материала были сбалансированными, представив мнение всех         
сторон конфликта. Единственная проблема была замечена в новости от 3 мая, в            
которой сообщалось, что Еуджен Томак, депутат румынского парламента,        
поддерживает Константина Кодряну, репортер ссылается на ЦИК относительно        
незаконности поддержки кандидатов иностранными политиками, однако не включил        
мнения его самого. 

Языковой стиль и изображения 

Все материалы на тему выборов, вошедшие в мониторинг, с точки зрения языка и             
изображений соответствовали этическим и деонтологическим нормам. 

 

TV 8 

Участие в избирательной кампании 

В период с 28 апреля по 4 мая, частный телеканал TV 8 активно освещал              
избирательную кампанию к новым местным выборам, и в 5 выпусков новостей вошло            
15 новостей прямого или косвенного предвыборного характера (в выходные дни, 28 и            
29 апреля, новости в эфир не выходили). Большинство этих новостей (девять)           
касались мероприятий для прессы, организованных кандидатами, и их предвыборных         
обещаний. Телеканал сообщал и о нарушениях, обнаруженных в ходе кампании и           
представленных Promo-Lex, о способах продвижения, примененных некоторыми       
кандидатами, об обвинениях одних кандидатов против своих конкурентов, о         
декларациях в поддержку некоторых кандидатов, сделанных некоторыми       
политическими движениями. Кроме того, TV 8 выпустил одну новость косвенного          
предвыборного характера об акции ПСРМ по случаю празднования 1 мая. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В большинстве случаев, телеканал беспристрастно и объективно представлял тему         
выборов, включая в новости информацию о программах кандидатов и отделяя факты           
от мнений. Тем не менее, несколько раз были замечены отклонения от принципа            
объективности: в новости от 30 апреля, ​«Кандидаты сверху – сотни тысяч леев на             
рекламные щиты»​, отмечается ироничное отношение автора, особенно в надписи на          
экране – ​«Внимание, кандидаты на рекламных щитах»​. В другой новости, от 4 мая, о              
встрече кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе с жителями Чореску, говорится:         
«Он представил часть своей программы, упомянув, что хочет устранить         
коррупцию в мэрии. В свою очередь, люди надеются, что будущий мэр обратит            
больше внимания на их нужды»​, говорится во вступлении. Такая формулировка          
наводит на мысль о том, что говорившие люди видят Нэстасе будущим мэром. 

В отчетный период, кандидат ПСРМ Ион Чебан появлялся или упоминался в шести            
новостях на TV 8, в равной степени в нейтральном контексте (в материале о             
предвыборных рекламных щитах, 30 апреля, и в новости о декларациях об имуществе,            
1 мая), в положительном контексте (новости о предвыборных обещаниях, 2 и 4 мая), и              
в отрицательном контексте (репортаж об обвинениях со стороны Валериу Мунтяну).          
Новость об акции ПСРМ 1 мая имеет косвенно предвыборный характер, поскольку           
высказывания лидеров партии в ходе мероприятия можно ассоциировать с кандидатом          
ПСРМ на выборах. Андрей Нэстасе от ППДП/ПДС/ЛДПМ был представлен в пяти           
новостях, в основном нейтрально (декларации об имуществе, 1 мая, и информация о            
рекламных щитах, 30 апреля) и положительно (новости с мероприятий для прессы 2, 3             
и 4 мая). 



  

Сильвия Раду появилась в двух положительных новостях (о предвыборных задачах, 3           
мая, и о встречах с избирателями, 4 мая) и в одной нейтральной (о декларациях об               
имуществе, 1 мая). Валериу Мунтяну был героем одной положительной новости с его            
пресс-конференции от 2 мая, и одной нейтральной, о его обвинениях против Иона            
Чебана и Игоря Додона в связи с вмешательством президента в кампанию, от 4 мая, и               
был упомянут в нейтральном контексте в новости о декларациях об имуществе, от 1             
мая, и о рекламных щитах, от 30 апреля. Регина Апостолова была представлена в             
одной новости с пресс-конференции, где она говорила о своих предвыборных          
обещаниях (3 мая), а Константин Кодряну – в положительном контексте в новости о             
призыве одного политического движения к другим кандидатам отойти в сторону и           
поддержать кандидата ПНЕ (4 мая). Остальные кандидаты фигурировали в новости о           
декларациях об имуществе в нейтральном контексте. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В отчетный период, TV 8 выпустил две конфликтные новости: об обвинениях Валериу            
Мунтяну в связи с тем, что президент Игорь Додон якобы незаконно вмешивается в             
избирательную кампанию Иона Чебана (4 мая) и об отчете о мониторинге Promo-Lex,            
который констатировал вмешательство президента Додона в кампанию (3 мая). В          
последнем случае, телеканал не обеспечил сбалансированность источников,       
представив только информацию от Promo-Lex, не обратившись за мнением тех,          
информация о которых была отрицательной. 

Языковой стиль и изображения 

В предвыборных новостях TV 8 язык был корректным и нейтральным. Только в одном             
случае был отмечен оценочный оттенок: ​«Мунтяну хвалится…» (30 апреля).         
Манипулирования посредством изображений и монтажных уловок замечено не было. 

 
 
 
 
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 
 
Результаты мониторинга 10-ти телеканалов в период с 28 апреля по 4 мая 2018 года              
показали, что большинство СМИ, охваченных мониторингом, проявили       
ангажированность к определенным кандидатам на новых местных выборах от 20 мая           
2018 года. 

● Общественный телеканал Moldova 1 проявил себя сбалансированно, обеспечив        
большинству кандидатов эфирное время в новостях, не представляя ни одного          
кандидата на выборах явно ни в благоприятном, ни в неблагоприятном свете. 

● Национальные вещатели Prime TV, Canal 2 и Publika TV, которые заявили, что            
не будут освещать избирательную кампанию, выпустили целый ряд материалов         
прямого и косвенного предвыборного характера, представляя независимого       
кандидата Сильвию Раду в благоприятном свете, а кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ         
Андрея Нэстасе – в неблагоприятном свете. 

● Jurnal TV беспристрастно осветил все мероприятия для прессы,        
организованные кандидатами. В то же время, в других новостях предвыборного          
характера наблюдалось неблагоприятное отношение к независимому кандидату       
Сильвии Раду и благоприятное – к кандидату ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрею         
Нэстасе.  

● NTV Moldova и Accent TV продвигали Иона Чебана, кандидата ПСРМ в мэры            
Кишинэу, и Александра Усатого, кандидата в мэры Бэлць, представляя в          



  

неблагоприятном свете Андрея Нэстасе от ППДП/ПДС/ЛДПМ, Валериу Мунтяну        
от ЛП, Константина Кодряну от ПНЕ. 

● На RTR Moldova не было замечено явной поддержки какого-либо кандидата, и в            
слегка неблагоприятном свете был представлен Константин Кодряну, кандидат        
ПНЕ.  

● Pro TV и TV 8 обеспечили плюрализм мнений и разнообразие источников, не            
представляя ни одного кандидата в явно благоприятном или неблагоприятном         
свете. 

  
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 
Тематический анализ 2. Языковой стиль, применяемый Accent TV в новостях в рамках            
избирательной кампании 

Данный тематический анализ направлен на установление того, в какой степени Accent           
TV в информационном выпуске Accent info соблюдает правовые нормы,         
профессиональную этику и обязательства, принятые на себя через декларацию о          
редакционной политике относительно освещения новых местных выборов от 20 мая          
2018 года, утвержденной Координационным советом по телевидению и радио (КСТР). 

Нормативная база: 

Кодекс о выборах, ст. 69. Общие принципы освещения выборов в средствах           
массовой информации 
(1) Вещательные организации во всех своих программах … обязаны соблюдать          
принципы справедливости, ответственности, равновесия и непредвзятости в       
освещении выборов. 
(4) Социальный статус и/или должности кандидатов не могут служить основанием для           
привилегированного отношения к конкурентам на выборах со стороны средств         
массовой информации. 
(7) Средства массовой информации вправе свободно освещать ход выборов и          
информировать общественность обо всех аспектах избирательного процесса без        
какого-либо вмешательства со стороны органов публичной власти, конкурентов на         
выборах/кандидатов или других субъектов. 
 
Кодекс поведения вещателей 

Ст. 1. ​Главная обязанность вещателей заключается в изложении истины,         
независимо от возможных последствий, – обязанность, исходящая из        
конституционного права общественности на справедливое, полное и надлежащее        
информирование. На основе этого права, вещатели обязаны сообщать лишь         
полностью проверенные факты. 

Ст. 2. ​Вещатели обязаны четко отделять факты от мнений таким образом, чтобы            
одно не принимали за другое. Излагая факты и мнения, журналисты должны           
действовать добросовестно и не должны представлять свои мнения как факты. 

Ст. 3. ​Информация, представленная в новостных и информационных программах         
должна основываться на фактах и данных, правдивость которых может быть          
установлена соответствующими методами проверки. 

Ст. 4. ​Информирование в вопросах, представляющих общественный интерес        
политического, экономического, социального и культурного характера, должно       
преследовать цель обеспечения беспристрастности, сбалансированности и поощрения       
свободного формирования мнений посредством представления точек зрения всех        
участвующих сторон и, по возможности, основных взглядов оппозиции. 



  

Ст. 7. ​Вещатель, сознательно искажающий информацию, … совершает очень         
серьезные профессиональные проступки. 
 
Декларация о редакционной политике телеканала Accent TV 
Согласно п. 1, телеканал будет освещать выборы «в соответствии с положениями           
Конституции РМ, Кодекса о выборах, Кодекса телевидения и радио, Закона о свободе            
выражения мнений, Концепции освещения избирательной кампании к новым местным         
выборам мэров в некоторых населенных пунктах… (утвержденной Постановлением        
КСТР № 8/47 от 26.03.2018), а также в соответствии с международными актами, одной             
из сторон которых является Республика Молдова. 
п. 2: Accent TV будет освещать избирательную кампанию к президентским выборам в            
условиях, предусмотренных ст. 47, 64 и 64' Кодекса о выборах и ст. 7 Кодекса              
телевидения и радио. 
п. 18: «Мероприятия в рамках избирательной кампании могут (?) освещаться в           
информационных передачах (выпусках новостей) и в ток-шоу, справедливо,        
сбалансировано и беспристрастно, избегая искажения сообщений конкурентов на        
выборах. В выпусках новостей темы, касающиеся освещения избирательной кампании         
сгруппированы в блоки и отделены от других новостей визуальной и/или акустической           
пометкой «Новые местные выборы 2018»». 
 
Замечания относительно Декларации о редакционной политике 
Декларация о редакционной политике написана небрежно. Хотя в п. 1 телеканал           
Accent TV обязуется освещать новые местные выборы, в п. 2 речь идет уже об              
освещении «президентских» (?) выборов, в соответствии с двумя статьями Кодекса о           
выборах (47 и 64), не имеющих никакого отношения к данной ситуации, и с одной              
статьей (64'), которая в законе отсутствует. Следует уточнить, что ст. 47 озаглавлена            
«Сбор подписей в поддержку кандидатов, в том числе независимых кандидатов, и для            
инициирования референдума», а ст. 64 – «Подведение итогов голосования окружным          
избирательным советом». 
Положением п. 18 Декларации, Accent TV не обязуется освещать мероприятия в           
рамках избирательной кампании в информационных передачах сбалансировано,       
беспристрастно и без искажения сообщений конкурентов на выборах, а констатирует,          
что «Мероприятия в рамках избирательной кампании могут (?) освещаться…» таким          
образом, и что «темы, касающиеся освещения избирательной кампании,        
сгруппированы в блоки и отделены от других новостей визуальной и/или акустической           
(?) пометкой «Новые местные выборы 2018»». На самом деле, «акустическая пометка»           
характерна для радио, а не для телевидения. 
 
Тем не менее, несмотря на небрежности, замеченные в Декларации (принятой и           
утвержденной КСТР), Accent TV все же берет на себя обязательство соблюдать           
правовые нормы при освещении новых местных выборов от 20 мая 2018 года. Далее,             
мы проанализируем то, как телеканал выполняет свои обязательства. 
 
Замечания относительно содержимого главного выпуска новостей, «Accent info»,        
в период избирательной кампании 
 
Каждому выпуску новостей предшествует предупреждение: «Эту передачу дети в         
возрасте до 12 лет могут смотреть только с разрешения или вместе с родителями или              
семьей». Это предупреждение вызывает недоумение, которое, однако, проходит, когда         
в конце выпуска мы осознаем, что он в целом представляет собой предвыборную            
агитацию. 



  

 
Материалы о ПСРМ, президенте Игоре Додоне и о кандидатах ПСРМ на новых            
местных выборах полны прилагательных, определений и оценок. ​Примеры: В выпуске          
от 20 апреля, в материале о «прямой линии» президента И. Додона с пользователями             
социальной сети «Одноклассники», ведущая, говоря о тех, кто следил за «прямой           
линией», воскликнула: «370 тысяч сторонников – впечатляющая цифра». В другом          
материале, о визите белорусского президента А. Лукашенко, было сказано, что          
«результатов было немало, было подписано 8 соглашений о сотрудничестве», и что           
«по сути, результат был хорошим». Относительно голосования в парламенте по          
проекту Кодекса аудиовизульных медиа-услуг в первом чтении и по Концепции          
развития средств массовой информации, к которым у фракции ПСРМ было много           
замечаний, ведущая сказала: «Вопреки здоровым аргументам, парламентское       
большинство отказалось принять запрос социалиста (В. Бэтрынча)»; «Вопреки        
аргументам социалистов, которые, между прочим, соответствуют и мнениям экспертов,         
запрос ПСРМ был отклонен парламентским большинством». Напомним, что метод         
ссылки на анонимных экспертов несет в себе большой риск манипулирования. 
В выпуск от 30 апреля был включен материал под заголовком «Додон: ПСРМ работает             
без выходных». Ведущая сообщает: «Когда на карту поставлено решение         
национальных проблем, выходных у них нет. Такую оценку ПСРМ дал президент Игорь            
Додон». На самом деле, речь шла о традиционном дне политического          
информирования граждан, который Accent TV вновь превратил в значимое событие. А           
для большего веса, ведущая продолжает: «В то же время, в своем сообщении            
президент утверждает, что ПСРМ является единственной политической силой в         
стране, способной предложить жизнеспособное решение текущих проблем, поскольку        
эта партия постоянно борется за социальную справедливость, за благосостояние         
населения и за сильную и процветающую Молдову». 
 
Материалам в специальной рубрике «Новые местные выборы 2018» также не была           
свойственна профессиональная точность. В выпуске от 25 апреля, например, в          
материале о предвыборной программе И. Чебана, ведущая говорит: «Для спасения той           
красоты, что еще осталась, ПСРМ предлагает ряд мер». Напротив, о кандидате С.            
Раду сказано, что она «похвалилась своими достижениями на посту временно          
исполняющей обязанности мэра Кишинэу». 
В новости, озаглавленной «Нэстасе: Название реки Бык нужно поменять», ведущая          
утверждает: «Реку Бык, протекающую в столице, следует переименовать, хотя этому          
названию уже не один век. Об этом заявил кандидат проевропейских сил, партии            
ППДП и партии ПДС Андрей Нэстасе». Тема материала не отражает сути события. На             
самом деле, кандидат говорил о намерении создать на реке Бык зону отдыха для             
жителей Кишинэу. Только вскользь было сказано, что может стоило бы изменить и            
название реки, однако переименование не поможет, пока отношение к реке не           
изменится. Таким образом, Accent TV сместил акценты. Подобные заголовки, косвенно          
и через искажение информации, намекают избирателю, что у некоторых кандидатов          
тяжелые предвыборные программы, хотя они должны быть предусмотрены всего на          
один год мандата, а предвыборные программы других достойны осмеяния. 
У другого материала заголовок такой: «Апостолова: Эксперименты на детях марки          
«Орхей», возможно и в Кишинэу». Кандидат от Партии Шор выступила за обеспечение            
продовольственной безопасности в детских садах муниципия Кишинэу, подобно тому,         
как это было сделано в Орхей. Выражение «эксперименты на детях» в заголовке            
невольно может вызвать осуждающую, протестную реакцию. В завершении материала,         
ведущая заключает: «Таким образом, детским садам больше не нужны будут свои           



  

повара и люди останутся без работы, поскольку задачей персонала детских садов           
будет заключаться всего лишь в обслуживании детей». 
 
В выпуске от 26 апреля в рубрике «Новые местные выборы 2018» было несколько             
заголовков, в том числе: «Чебан представил программу развития пригородов».         
Ведущая, перечислив средства, которые были предоставлены пригородам по        
инициативе социалистов, добавила: «Ни один пригород не был упущен. И это не все.             
Социалисты и не думают останавливаться на достигнутом». Таким образом, в одном           
выпуске новостей отмечается избыток рвения в проведении предвыборной агитации, а          
не журналистика. 
 
«Мунтяну: Бульвары вместо железной дороги!». Ведущая: «Сколько будет стоить эта          
инициатива? Недорого, утверждает Мунтяну, не указав, однако, конкретную сумму.         
…Более того, он высказал твердую уверенность в том, что подобный проект не            
скажется отрицательно на людях, которые выступают за (?) железнодорожный         
транспорт». Как правило, при освещении предвыборных обещаний кандидатов,        
необходимо чтобы журналисты каждый раз спрашивали кандидатов о том, как они           
будут обеспечивать финансирование своих проектов. Accent TV не интересовался у          
всех кандидатов о стоимости их проектов, и не уточнял, что не была указана             
«конкретная сумма». Следовательно, мы наблюдаем выборочное отношение к        
кандидатам. Кроме того, ведущая неуместно ссылается на людей, «которые выступают          
за железнодорожный транспорт». Информация имеет оттенок манипулирования по        
причине анонимности людей, «которые выступают за…». Достоверность этой        
информации просто невозможно проверить. 
  
«Вместо программы, Кодряну представил нового члена команды». Ведущая: «Здесь же          
Кодряну высказал и мнение, представленное публично ранее, о том, что социалист           
Ион Чебан (кадры с Чебаном – 5 сек.) имеет реальные шансы победить на досрочных              
местных выборах». Мнение К.Кодряну: «Сейчас все понимают, что я – единственный           
кандидат, способный одержать победу во втором туре над кандидатом социалистов.          
Любой другой кандидат, вступивший в борьбу на выборах против Чебана, проиграет во            
втором туре». Это также является в некотором роде манипулированием         
телезрителя-избирателя, способом указать ему, что следует голосовать за тех, у кого           
есть «реальные шансы». 
 
В выпуске от 3 мая, один из материалов был озаглавлен «Партия Шор увеличит в              
сотни раз местные налоги и сборы». На самом деле, инициатива кандидата Партии            
Шор заключалась в предоставлении ежемесячного пособия в размере 1 000 леев          
пенсионерам, необходимые средства на которое предстоит собрать через увеличение         
акцизов на табак и алкогольную продукцию». Таким образом, не проводится различия           
между стоимостью «избирательной кампании» и «предвыборной программы». То же         
произошло с материалом, вышедшим на следующий день под заголовком «Помощь          
преподавателям в размере 1 000 леев от ПСРМ». На самом деле, речь шла о             
намерении кандидата ПСРМ оказать финансовую поддержку преподавателям из        
муниципия, из муниципального бюджета, и никак не из бюджета ПСРМ. 
 
Выводы: 

- Из всех телеканалов, охваченных мониторингом, Accent TV в информационных         
передачах наиболее явно игнорирует принятые нормы освещения       
избирательных кампаний. 



  

- В выпусках новостей, в том числе в предвыборных материалах, Accent TV           
использует большое количество прилагательных/определений по отношению к       
конкурентам на выборах, проявляя выборочное отношение к ним и нарушая,          
таким образом, правовые и профессиональные нормы и принятые собой         
обязательства по освещению новых местных выборов от 20 мая 2018 года. 

- Accent TV проявляет явно благоприятное отношение к кандидату ПСРМ на          
новых местных выборах, которое акцентируется заголовками материалов, их        
текстом и размещением на первых местах в новостях. 

- То, как Accent TV освещает кампанию к новым местным выборам от 20 мая 2018              
года, является, по сути, предвыборной агитацией, а не журналистикой. 

 
Рекомендации: 

- Телеканалу Accent TV следует соблюдать законодательство о выборах,        
деонтологические нормы и собственные обязательства, принятые посредством       
Декларации о редакционной политике на время выборов. 

- Телеканалу Accent TV следует отказаться от подмены журналистики        
предвыборной агитацией. 

- КСТР следует осуществлять мониторинг освещения избирательной кампании       
телеканалом Accent TV и предпринимать необходимые действия в зависимости         
от результатов. 

 
 

 

 
 
 
 
 


