
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг средств массовой информации в период 

избирательной кампании к новым местным выборам от 20 

мая 2018 года 

 

Отчет № 4  

12-19 мая 2018 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный отчет является частью проекта «СМИ в поддержку демократии, 

инклюзивности и ответственности в Молдове» (MEDIA-M), финансируемого 

Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляемого 

организацией Internews в Молдове, цель которого заключается в содействии развитию 

независимой и профессиональной прессы и в формировании сектора средств массовой 

информации, более устойчивого к политическому и финансовому давлению. 

Ответственность за содержание данного материала несет Центр независимой 

журналистики, и оно может не совпадать с позицией USAID или Правительства 

США.   



            

2 
 

1.Общие данные 
 
Цель и задачи проекта: Осуществление мониторинга и информирование 
общественности о поведении средств массовой информации в ходе предвыборной 
кампании и о доступе конкурентов на выборах к средствам массовой информации. 
Мониторинг направлен на анализ журналистских тенденций, способных повлиять на 
работу средств массовой информации и скомпрометировать их способность 
предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и многостороннюю 
информацию. 
 
Период мониторинга: 20 апреля – 19 мая 2018 года 
 
Критерии отбора средств массовой информации, в отношении которых будет 
проводиться мониторинг: 
 

 Аудитория / воздействие: национальное, региональное 

 Тип СМИ: аудиовизуальные 

 Форма собственности: государственная, частная 

 Язык вещания: румынский, русский 
 
Список СМИ, охваченных мониторингом: 
 
Moldova1 (19:00) – государственный канал, национальное покрытие, вещание на 
румынском и русском;  
Prime TV (19:00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на румынском и 
русском; 
Canal 2 (19:00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на румынском; 
Publika TV (Интернет-версия) – частный канал, национальное покрытие, вещание на 
румынском и русском; 
Jurnal TV (19:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском; 
NTV Moldova (19:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском 
и русском; 
RTR Moldova (19:30) – частный канал, региональное покрытие, вещание на русском и 
румынском; 
TV 8 (20:30) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском и 
русском; 
Pro TV (20:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском; 
Accent TV (20:00) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском и 
русском. 
 
Примененные аббревиатуры наименований партий: 
ПСРМ – Партия социалистов Республики Молдова 
ППДП – Партия «Платформа Достоинство и правда» 
ПДС – Партия «Действие и солидарность» 
ЛДПМ – Либерально-демократическая партия Молдовы 
ЛП – Либеральная партия 
ППДД – Политическая партия «Демократия дома» 
ЗЭП – Зеленая экологическая партия 
НЛП – Национал-либеральная партия 
НПРМ – Народная партия Республики Молдова 
ПНЕ – Партия национального единства 
ДПМ – Демократическая партия Молдовы 
ППО – Партия прогрессивного общества 
ЕНПМ – Европейская народная партия Молдовы 
ПППН – Политическая партия «Наша партия» 



            

3 
 

 
 
3. Данные мониторинга 

 
Moldova 1 

Участие в избирательной кампании 

В период с 12 по 19 мая 2018 года, общественный телеканал Moldova 1 продолжил 
активно освещать предвыборные темы. В 8-ми проанализированных выпусках новостей, 
Moldova 1 передал 34 материала прямого и косвенного предвыборного характера. 
Большинство из них представляли декларации кандидатов, прозвучавшие на пресс-
конференциях, на встречах с избирателями или в публикациях в социальных сетях. 
Общественный телеканал включил в выпуски новостей и материалы о процессе 
выборов – печать избирательных бюллетеней; порядок проверки правильности списков 
избирателей; решение Апелляционного суда об оставлении в силе решения первой 
инстанции об исключении из предвыборной гонки Регины Апостоловой, кандидата 
Партии Шор; отчеты гражданского общества и КСТР о мониторинге поведения Moldova 
1 в преддверии выборов; опросы общественного мнения и др. Большинство новостей 
касалось избирательной кампании в муниципии Кишинэу, но был включен и один 
материал о кампании одного из кандидатов на пост мэра муниципия Бэлць. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Из 33-х новостей прямого предвыборного характера, вышедших на Moldova 1 в отчетный 
период, большинство представляли информацию беспристрастно, без отклонений от 
норм профессиональной этики. Факты были отделены от мнений, и в новости чаще всего 
включались только высказывания кандидатов. 

Большинство материалов представляло обещания кандидатов, которые выявили 
определенные проблемы в Кишинэу и предложили решения на них. Больше всего 
прямых появлений было у Иона Чебана от ПСРМ (шесть) и у независимого кандидата 
Сильвии Раду (пять), за которыми следовали Валериу Мунтяну от ЛП (четыре), Андрей 
Нэстасе от ППДП/ПДС/ЛДПМ (три) и Константин Кодряну от ПНЕ (три). Прямые 
появления на общественном телевидении были также у Александры Кан от НЛП (одно) 
и у Максима Брэила от Народной партии (одно). Из кандидатов из Бэлць, прямое 
появление было только у Павла Вережана от Партии Шор (одно). 

Следует отметить, что остальные четыре кандидата, участвующие в предвыборной 
гонке в мэрию Кишинэу, которые не упоминались в выпусках новостей, тем не менее 
проявляли себя публично либо на предвыборных дебатах (в том числе организованных 
компанией «Телерадио-Молдова»), либо в социальных сетях, однако не освещались 
общественным телевидением. Например, 15 мая, в одной из социальных сетей Василе 
Костюк от ППДД обвинил средства массовой информации в том, что они его 
бойкотируют, однако общественный телеканал проигнорировал это сообщение. И 
наоборот, Moldova 1 несколько раз передавал публикации Сильвии Раду и Иона Чебана, 
чья предвыборная деятельность освещалась практически ежедневно в выпусках 
новостей общественного телевидения. Это говорит о привилегированном отношении к 
отдельным участникам предвыборной гонки и о необеспечении равного доступа в 
новостях всем кандидатам. 

Необходимо отметить, что Moldova 1 не включил в выпуск новостей 18 мая новость об 
отчете о мониторинге избирательной кампании, опубликованном организацией Promo-
Lex, в котором сообщается о нарушениях со стороны некоторых кандидатов, в том числе 
Сильвии Раду и Иона Чебана. 

Отметим также, что в большинстве материалов с прямым участием Валериу Мунтяну от 
ЛП присутствовали обвинения в адрес других кандидатов, и только одна новость была 



            

4 
 

основана на его предвыборной программе. Новости о Константине Кодряну от ПНЕ 
также содержали либо обвинения в адрес участников предвыборного процесса, либо 
отвечали на обвинения против него, и только в одной новости были представлены 
действия из его предвыборной программы. 

Больше всего прямых появлений в положительном контексте было у Иона Чебана от 
ПСРМ (шесть), который упоминался также в трех материалах в нейтральном, 
отрицательном и положительном контексте, и у Сильвии Раду (пять прямых появлений 
в положительном контексте, одно нейтральное упоминание и одно отрицательное). 
Валериу Мунтяну был представлен три раза в нейтральном контексте и один раз в 
положительном, Андрей Нэстасе – три раза в положительном свете, а также упоминался 
в нейтральном и отрицательном контексте, Константин Кодряну – в нейтральном 
(дважды) и в положительном (один раз), Максим Брэила и Александра Кан – по одному 
прямому появлению в положительном контексте. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Общественный телеканал Moldova 1 обеспечил эфирное время семи из 11-ти 
кандидатов в мэры Кишинэу и одному из восьми кандидатов в мэры Бэлць. Чаще всего, 
в новостях было представлено мнение только одного источника (как правило, 
кандидата), без дополнения материалов информацией о контексте, когда это было 
необходимо. Среди других источников были представители ЦИК, окружных 
избирательных советов, ДПМ или гражданского общества. 

В период мониторинга, общественный телеканал передал пять спорных новостей с 
прямыми обвинениями в адрес некоторых кандидатов. В большинстве случаев – 
четырех из пяти – Moldova 1 включил мнение обеих сторон конфликта, сбалансировав 
информацию. Единственный несбалансированный материал вышел 14 мая, с 
обвинениями Валериу Мунтяну от ЛП в адрес Иона Чебана от ПСРМ, независимого 
кандидата Сильвии Раду и Андрея Нэстасе от ППДП/ПДС/ЛДПМ, который говорил о 
слабости их предвыборных программ (в новость была включена только реплика Иона 
Чебана). Репортер уточняет, что Сильвия Раду и Андрей Нэстасе не 
прокомментировали обвинения, и не ясно, обратился ли к ним репортер 
непосредственно и они отказались комментировать или же эти кандидаты не делали 
публичных заявлений по этому поводу. 

Языковой стиль и изображения 

В период с 12 по 19 мая 2018 года, на общественном телеканале Moldova 1 не было 
замечено ни случаев словесной дискриминации в адрес кандидатов, ни кадров, 
искажающих действительность и дающих повод усомниться в соблюдении этических и 
профессиональных стандартов. 

 

Prime TV  

Участие в избирательной кампании 

5 апреля 2018 года, компания „General Media Grup Corp.” S.R.L., владеющая лицензией 
на вещание телеканала Prime TV, оповестила Координационный совет по телевидению 
и радио (КСТР) о том, что данный телеканал «не будет освещать избирательную 
кампанию к новым местным выборам мэров некоторых населенных пунктов от 20 мая 
2018 года». В декларации, зарегистрированной КСТР 6 апреля, вещатель также 
сообщает, что не будет организовывать предвыборные теледебаты и не будет 
передавать бесплатную или платную предвыборную рекламу. 

В период с 12 по 19 мая 2018 года, в ежедневном выпуске новостей Primele știri в 21:00, 
Prime TV выпустил 24 материала прямого и косвенного предвыборного характера, за 



            

5 
 

исключением выпуска новостей от 13 мая, в котором не было новостей на тему данного 
мониторинга. Новости, переданные в этот период, касались в основном предвыборной 
деятельности независимого кандидата Сильвии Раду и поддержки рядом экономических 
агентов инициированной ею кампании «Сделай что-нибудь хорошее для Кишинэу». 
Prime TV передал несколько материалов о работах по обустройству города, 
финансируемых из муниципального бюджета, и в большинстве случаев репортеры 
уточняли, что они были инициированы Сильвией Раду на посту временно исполняющей 
обязанности генерального мэра Кишинэу. Кроме того, были выборочно представлены 
обвинения некоторых кандидатов, результаты опросов общественного мнения, 
исключение кандидата Партии Шор Регины Апостоловой из предвыборной гонки, часы 
работы Агентства государственных услуг накануне и в день выборов, интервью с 
молодыми людьми, которые будут голосовать впервые, а также материалы, 
представляющие в неблагоприятном свете основных соперников Сильвии Раду. 
Большинство предвыборных новостей было схоже с новостями Canal 2, с небольшими 
отличиями в выражениях, а в новостях также присутствовали и интервью различных лиц 
для телеканалов Publika TV и Canal 3. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Вопреки декларации о неосвещении избирательной кампании, Prime TV активно, но 
выборочно, освещал некоторую предвыборную деятельность – в основном 
мероприятия, прямо или косвенно продвигавшие независимого кандидата Сильвию 
Раду или дискредитировавшие ее соперников и оппонентов Демократической партии. 
Репортажи, прямо или косвенно касавшиеся Сильвии Раду (девять материалов), 
представляли ее исключительно в положительном контексте, а информация была 
подобрана так, чтобы показать ее личное участие в различной деятельности, ее 
преимущества по сравнению с другими кандидатами и поддержку в ее пользу от людей. 
Так, в репортаже под заголовком «Цветы для Сильвии Раду» (12 мая), о посадке цветов 
в центре столицы, репортер акцентирует личное участие кандидата («Независимый 
кандидат в мэры столицы Сильвия Раду вместе со своей дочерью Николетой 
помогали волонтерам, сажавшим цветы»), а интервьюированные люди хвалят ее 
(«Мы любуемся этой необыкновенной красотой и тем, как работает г-жа Сильвия 
Раду»; «Она больше действует, доказывает делами, а не словами и дорогими 
рекламными щитами. Лучше посадить цветок, дерево, сделать что-нибудь красивое 
для жителей»).  И в другие выпуски новостей включался как минимум один репортаж, а 
часто два и иногда три репортажа, прямо и/или косвенно ставившие Сильвию Раду в 
благоприятное положение (15 мая: Дом культуры в Тохатин был оснащен 
климатизаторами экономическим агентом, поддерживающим кампанию Сильвии 
Раду «Сделай что-нибудь хорошее для Кишинэу»; 16 мая, два материала для 
продвижения кандидата: 1) Игровая площадка на улице Алба Юлия обустроена 
экономическим агентом, поддерживающим кампанию Сильвии Раду», 2) Дорожная 
разметка в парке Валя Морилор, где говорится, что распоряжение о проведении работ 
было подписано Сильвией Раду, когда та занимала пост временно исполняющей 
обязанности генерального мэра; 17 мая, два материала: 1) Дороги ремонтируются в 
нескольких микрорайонах, и говорят, что в этом году муниципалитет выделил 85 
миллионов леев на ремонт, 2) «Установка светофоров на улице Петрикань. 
Уточняется, что муниципалитет оплатил 600 тысяч леев и что это было 
последним распоряжением Сильвии Раду на посту временно исполняющей 
обязанности мэра и что она посетила место установки, чтобы убедиться, что 
светофоры работают; 18 мая, три пропагандистских материала: 1) Заявления 
Сильвии Раду в последний день кампании (она была единственным кандидатом, чья 
пресс-конференция по завершению избирательной кампании была представлена; 
репортер подробно представил достижения и намерения кандидата), 2) Экономический 
агент поддерживает кампанию Сильвии Раду «Сделай что-нибудь хорошее для 
Кишинэу!» и обустроил волейбольную площадку (представлено интервью 
предпринимателя для Publika TV, репортер напоминает о других действиях в рамках 



            

6 
 

этой кампании, на фоне кадров, где Сильвия Раду с дочерью сажает цветы), 3) Репортаж 
об электробусе, который был привезен для тестирования в столицу (упоминается, что 
электробус прибыл в Кишинэу в результате переговоров Сильвии Раду с президентом 
Белоруссии Александром Лукашенко). Необходимо отметить, что во всех этих 
материалах были включены исключительно положительные оценки граждан на темы, 
представленные репортерами в хвалебном тоне, что свидетельствует о пристрастности 
журналистских сообщений. 

Напротив, материалы, выборочно сообщавшие о некоторых конкурентах Сильвии Раду 
на выборах, содержали информацию, представлявшую этих кандидатов в 
отрицательном свете, насмехающуюся над ними, а в некоторых случаях была 
представлена и искаженная информация, с четкой целью дискредитировать. Так, 
кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрей Нэстасе в этот период упоминался примерно так же 
много, как и Сильвия Раду – восемь прямых упоминаний. Однако каждый раз этот 
кандидат был представлен в отрицательном контексте. Репортеры и ведущие 
телеканала включили в материалы собственные мнения и ярлыки в адрес этого 
кандидата, а некоторые данные и информация были намеренно искажены, чтобы его 
дискредитировать. Например, в выпуск новостей 15 мая был включен тенденциозный 
материал о высказываниях Андрея Нэстасе относительно того, что его якобы 
терроризируют средства массовой информации, контролируемые представителями 
власти. Репортаж «Чувствует себя терроризируемым» начинается следующей фразой: 
«Живет на широкую ногу, владеет 11-ю домами, является лидером политической 
партии и был кандидатом на президентских выборах, но считает, что его 
терроризируют в Республике Молдова». Затем следуют высказывания о его семье и 
имуществе, но ничего не говорится о сути заявлений о травле со стороны средств 
массовой информации. Prime TV настаивает на том, что политик владеет 11-ю домами, 
хотя в его декларации об имуществе фигурирует термин недвижимое имущество, и в 
основном это подсобные строения, а не жилые дома. В выпусках новостей 16 и 17 мая, 
Prime TV показал еще два несбалансированных материала, направленных на 
дискредитацию Андрея Нэстасе, в которых высказывались предположения на 
основании статьи, опубликованной на портале Deschide.md, о законности приватизации 
головного офиса Партии «Достоинство и правда» Василием Нэстасе, братом кандидата. 
В материалах утверждается, что имели место незаконные действия с участием Василе 
Нэстасе и некоторых бывших сотрудников мэрии Кишинэу в период, когда состоялась 
приватизация. В выпуске новостей 18 мая телеканал передал еще один репортаж, в 
котором кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрей Нэстасе был представлен в 
дискредитирующем его контексте. Речь идет об акции Вадима Унгуряну, который 
установил напротив мэрии скульптуру, напоминающую «Писающего мальчика» из 
Брюсселя, однако изображающую Андрея Нэстасе, и было сказано, что, по словам 
Унгуряну, так он хотел привлечь внимание к отсутствию общественных туалетов в 
Кишинэу. В сообщение об этой акции были включены и кадры с одного из предыдущих 
протестов в Кишинэу, с «мокрыми штанами» Нэстасе. 

Остальные кандидаты появлялись в этот период на Prime TV реже. Так, кандидат 
Партии Шор Регина Апостолова, исключенная из предвыборной гонки, была 
представлена в основном в отрицательном контексте в подробном репортаже из 
Апелляционного суда (14 мая). Один раз сообщалось и о кандидате ЛП Валериу 
Мунтяну (15 мая), в связи с его обвинениями в адрес Андрея Нэстасе относительно того, 
что тот не хочет участвовать в дебатах с ним «из страха» и что у него антиевропейская 
предвыборная программа. В завершении репортажа было отмечено, что, по данным 
опросов, ни Нэстасе, ни Мунтяну не попадут во второй тур выборов. В двух материалах 
косвенно упоминался кандидат в мэры муниципия Бэлць от Нашей партии Николай 
Григоришин, и контекст был отрицательным. Так, 14 мая в репортаже «Заседание со 
скандалом» с заседания антикризисной группы на тему проблем с вывозом мусора в 
Бэлць прозвучали обвинения в адрес мэрии, руководство которой осуществляют именно 
представители Нашей партии. В другом материале, вышедшем 17 мая, сообщается о 



            

7 
 

заявлении Ренато Усатого, лидера этой партии, из Москвы, в котором он говорит, что не 
сможет принять участие в качестве кандидата из диаспоры в будущих парламентских 
выборах, поскольку в закон было включено обязательство кандидата лично 
присутствовать на своей регистрации. Prime TV уточняет, что он прячется от 
молдавского правосудия. 

В двух новостях на Prime TV сообщалось об опросах общественного мнения, результаты 
которых были опубликованы в этот период, и в обеих Сильвия Раду была представлена 
как фаворит кампании, хотя об этом говорит только один из опросов. Так, 14 мая в одном 
репортаже было представлено два опроса: опрос, проведенный Intellect Group, согласно 
которому в первом туре выборов в столице независимый кандидат Сильвия Раду 
наберет 31%, а кандидат ПСРМ Ион Чебан – 22,8%; и Барометр общественного мнения 
(БОМ), который показывает совсем другие цифры (Ион Чебан – 30%, Сильвия Раду – 
23%). Тем не менее, суть репортажа в том, что Сильвия Раду является фаворитом на 
выборах, а репортер говорит лишь, что «БОМ подтвердил, что во втором туре 
столкнуться Сильвия Раду и Ион Чебан», не отметив существенное различие между 
этими двумя опросами. Один из авторов первого опроса, Ян Лисневски, директор 
компании Intellect Group, показан в репортаже только с анализом сильных сторон 
Сильвии Раду и слабых сторон Андрея Нэстасе, который в этом опросе находится на 
третьем месте. В выпуске новостей на следующий день, 15 мая, к этим опросам 
возвращаются в авторской передаче De facto с Валериу Фрумусаки, которая была 
включена в выпуск новостей. Очень пристрастно и не сбалансированно, ведущий 
анализирует результаты опросов, представляя конкурентов ангажировано. Например, 
по его словам, рейтинг Сильвии Раду является результатом того, что она не участвовала 
в политических шоу, а представитель ППДП получит результаты ниже всяких ожиданий: 
«Хотя Андрей Нэстасе применил в борьбе все свое оружие, он набирает менее 18% 
голосов, слишком мало для самопровозглашенного спасителя народа, или Фэт-
Фрумоса народа, как окрестили его фанаты». О кандидате ПСРМ Ионе Чебане 
ведущий говорит, что он неоднозначная личность и иногда истеричен, а в финале 
вспоминает пословицу, которую приписывает Эзопу – «Чем меньше ум, тем больше 
самомнение», – намекая в первую очередь на Андрея Нэстасе. Включение авторской 
передачи, с субъективным и манипулирующим анализом, как рубрики в выпуск новостей 
указывает на желание Prime TV акцентировать пристрастные идеи, переданные в ходе 
этой избирательной кампании. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Большинство материалов, вошедших в мониторинг, представляли только одну точку 
зрения на сообщаемую тему. Плюрализм мнений не был обеспечен, и материалы 
зачастую основывались на информации из одного источника. Также, в шести спорных 
материалах не было обеспечено право на ответ тем, в адрес кого присутствовали 
обвинения или критика, или же обеспечение этого права имитировалось, поскольку не 
касалось непосредственно приведенных обвинений. Так, в материале от 12 мая о 
кризисной ситуации с вывозом мусора в Бэлць были высказаны обвинения в адрес 
мэрии и муниципальных служб, были представлены возмущенные граждане и врачи, 
предупреждающие об угрозе эпидемии, были показаны кадры с переполненными 
мусорными баками, полученные у канала TVN Bălţi, однако не была представлена 
позиция властей/муниципальных служб, объясняющих причины создавшейся ситуации. 
15 мая сообщалось о декларации Демократической партии, в которой говорится, что две 
партии, ПСРМ и ЛП, «не имеют морального права претендовать еще когда-либо на 
руководство», однако ответ представителей этих партий отсутствует. В том же выпуске 
новостей не было представлено мнение/позиция кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея 
Нэстасе в репортаже с обвинениями, высказанными кандидатом ЛП Валериу Мунтяну, 
о том, что у Нэстасе антиевропейская предвыборная программа, и в репортаже о его 
имуществе. 



            

8 
 

Языковой стиль и изображения 

В отчетный период, в материалах, переданных Prime TV, было замечено несколько 
случаев применения неадекватных выражений по отношению к некоторым кандидатам, 
в том числе ярлыки, оскорбительные слова и изображения. В авторской передаче De 
facto, вошедшей в выпуск новостей 15 мая, к Андрею Нэстасе, кандидату от 
ППДП/ПДС/ЛДПМ, был применен ярлык «самопровозглашенный спаситель народа или 
Фэт-Фрумос народа, как окрестили его фанаты», было сказано, что он высокомерный 
и что он допустил «яростные, иногда неприличные нападки на унионистов». В этой же 
части выпуска, об Ионе Чебане было сказано, что он «иногда истеричен». По 
отношению к Андрею Нэстасе был применен подбор кадров, представляющих его в 
отрицательном свете или осмеивающих его (15 мая в репортаже «Чувствует себя 
терроризируемым» об имуществе кандидата; 18 мая в репортаже об акции Вадима 
Унгуряну). 

 

Canal 2  

Участие в избирательной кампании 

Компания „Telestar Media” S.R.L., владеющая лицензией на вещание телеканала Canal 
2, оповестила Координационный совет телевидения и радио (КСТР) о том, что данный 
телеканал «не будет освещать избирательную кампанию к новым местным выборам 
мэров в некоторых населенных пунктах от 20 мая 2018 года». В декларации, 
зарегистрированной в КСТР 6 апреля, вещатель также сообщает, что не будет 
организовывать предвыборных теледебатов и не будет транслировать бесплатную или 
платную предвыборную рекламу. 

По данным мониторинга, в период с 12 по 19 мая 2018 года, в главном выпуске новостей 
Reporter в 19:00 телеканал Canal 2 передал 20 материалов, прямо или косвенно 
касавшихся избирательной кампании. Большинство материалов сообщало о событиях с 
участием независимого кандидата в мэры Сильвии Раду, прямо или косвенно продвигая 
ее. Телеканал также сообщил об окончательном исключении кандидата Партии Шор 
Регины Апостоловой из предвыборной гонки, о предвыборных опросах общественного 
мнения, результаты которых были опубликованы в этот период, а также включил 
материалы, представлявшие в отрицательном свете других кандидатов, в основном 
Андрея Нэстасе от ППДП/ПДС/ЛДПМ. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Тематика предвыборных материалов на Canal 2 была такой же, как и на Prime TV. 
Некоторые материалы были практически идентичными, с небольшими отличиями в 
структуре и включенных цитатах. Следует отметить, что в репортажи были также 
включены интервью, данные разными лицами телеканалам Prime TV, Publika TV и Canal 
3. Подход к материалам был схож с подходом Prime TV, и на передний план были 
вынесены только достижения независимого кандидата Сильвии Раду. Всего, Сильвия 
Раду была прямо или косвенно представлена в 11 из 20 материалов на предвыборную 
тематику, переданных Canal 2, и в семи случаях имело место ее непосредственное 
продвижение. В число подобных материалов вошел репортаж от 12 мая под заголовком 
«Центральный парк оживляется», о посадке цветов в рамках кампании «Сделай что-
нибудь хорошее для Кишинэу», с теми же положительными для Сильвии Раду оценками, 
как и в репортаже на Prime TV, включая слова некоторых жителей столицы: «Мы 
любуемся этой необыкновенной красотой и тем, как работает г-жа Сильвия Раду» и 
«Она больше действует, доказывает делами, а не словами и дорогими рекламными 
щитами»; 15 мая – репортаж об оснащении дома культуры в Тохатин климатизаторами 
экономическим агентом, поддерживающим кампанию Сильвии Раду; 16 мая – репортаж 
о дорожной разметке в парке Валя Морилор, в котором говорится, что распоряжение о 



            

9 
 

проведении работ было подписано Сильвией Раду, независимым кандидатом, а один из 
источников (интервьюированный каналом Canal 3) говорит: «Молодец, Сильвия Раду 
получает десятку»; в репортаже под заголовком «Все больше людей поддерживает 
кампанию Сильвии Раду» рассказывается об игровой площадке на улице Алба Юлия, 
обустроенную экономическим агентом, поддерживающим кампанию Сильвии Раду; 18 
мая – экономический агент, поддерживающий кампанию «Сделай что-нибудь хорошее 
для Кишинэу» обустраивает волейбольную площадку в секторе Чокана, а в материале 
сообщалось и о других действиях в рамках этой кампании и были показаны кадры, где 
Сильвия Раду сажает цветы вместе с дочерью.  

Вторым кандидатом с точки зрения заметности на Canal 2 был Андрей Нэстасе от 
ППДП/ПДС/ЛДПМ. Всего он был представлен в шести материалах, однако во всех в 
отрицательном контексте, ставящем его в неблагоприятное положение (14 мая в 
репортаже об опросах общественного мнения, проведенных компанией Intellect Group и 
Барометром общественного мнения (БОМ), акцентировалось, что Сильвия Раду 
пройдет во второй тур, а Андрей Нэстасе, чьи «слабые стороны» были подчеркнуты, – 
нет; 15 мая в двух материалах: 1) репортаж об имуществе Андрея Нэстасе с 
тенденциозным толкованием некоторых данных и цифр, и 2) материал, из которого 
следует, что Андрей Нэстасе отказывается участвовать в дебатах с Валериу Мунтяну, 
потому что боится, и что у него антиевропейская предвыборная программа; 16 мая: 
Андрей Нэстасе и телеканал Jurnal TV терроризируют Сильвию Раду; 18 мая: репортаж 
об акции Вадима Унгуряну со статуей по образцу «Писающего мальчика» и кадрами с 
«мокрыми брюками» Нэстасе). 

Остальные кандидаты либо были проигнорированы, либо упоминались намного реже: 
Валериу Мунтяну от ЛП – дважды, один раз в целом в нейтральном контексте (с его 
обвинениями в адрес Нэстасе, 15 мая) и один раз в отрицательном контексте (заявление 
ДПМ о том, что две партии, ЛП и ПСРМ, не имеют морального права руководить 
Кишинэу, 15 мая); Ион Чебан от ПСРМ – дважды в отрицательном контексте («Раду 
перед Чебаном», об опросах общественного мнения, 14 мая; заявление ДПМ о том, что 
две партии, ЛП и ПСРМ, не имеют морального права руководить Кишинэу, 15 мая); 
Регина Апостолова от Партии Шор – в основном в отрицательном контексте (новость об 
окончательном исключении из предвыборной гонки, 14 мая). Кандидат Нашей партии в 
мэры муниципия Бэлць, Николай Григоришин, косвенно был представлен в трех 
материалах, все в отрицательном контексте (кризис мусора в Бэлць, 12 мая и 16 мая; 
комментарии на заявление Ренато Усатого о том, что он не сможет быть кандидатом от 
диаспоры на парламентских выборах в 2018 году по причине предусматриваемого 
законом обязательства регистрироваться лично). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Как и в случае Prime TV, большинство материалов предвыборного характера на Canal 2 
не обеспечили принцип плюрализма мнений. Также, в шести спорных материалах не 
было предоставлено право на ответ тем, в адрес кого прозвучали обвинения или критика 
(12 мая и 16 мая: репортажи о кризисе, связанном с вывозом мусора в Бэлць не 
содержали позицию властей/муниципальных служб, объясняющих причины 
сложившейся ситуации; 15 мая: заявление Демократической партии о том, что ПСРМ и 
ЛП «не имеют морального права еще когда-либо претендовать на руководство», не 
было дополнено ответом представителей этих партий; 15 мая: мнение кандидата 
ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе отсутствовало в репортаже об обвинениях Валериу 
Мунтяну в его адрес и в репортаже о его имуществе). 

Не была представлена и реакция кандидатов на результаты опросов общественного 
мнения, представленные в выпуске новостей 14 мая 2018 года. 

Языковой стиль и изображения 



            

10 
 

В период мониторинга, Canal 2 прибегнул к подбору кадров, представляющих в 
отрицательном свете или осмеивающих кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе 
(15 мая – репортаж об имуществе кандидата; 18 мая – репортаж об акции Вадима 
Унгуряну). Кроме того, Canal 2 применил ярлыки в материалах об Андрее Нэстасе: 16 
мая, в материале, в котором Сильвия Раду была представлена как жертва травли со 
стороны Андрея Нэстасе и телеканала Jurnal TV, принадлежащего «беглому уголовнику 
Виктору Цопа, который является посаженным отцом Андрея Нэстасе». 

 

Publika TV 

Участие в избирательной кампании 

5 апреля 2018 года, компания „General Media Grup Corp.” S.R.L., владеющая лицензией 
на вещание телеканала Publika TV, оповестила Координационный совет по 
телевидению и радио (КСТР) о том, что данный телеканал «не будет освещать 
избирательную кампанию к новым местным выборам мэров некоторых населенных 
пунктов от 20 мая 2018 года». В декларации, зарегистрированной КСТР 6 апреля, 
вещатель также сообщает, что не будет организовывать предвыборные теледебаты и 
не будет передавать бесплатную или платную предвыборную рекламу. 

Тем не менее, с 12 по 19 мая телеканал Publika TV передал 30 предвыборных 
материалов на такие темы как предвыборная деятельность независимого кандидата 
Сильвии Раду (12), обвинения в адрес кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе 
(12), результаты опросов общественного мнения, представленные в этот период, 
окончательное решение об исключении кандидата Партии Шор Регины Апостоловой из 
предвыборной гонки, призыв ДПМ к избирателям и общая информация об 
избирательном процессе. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Телеканал Publika TV соблюдал принцип беспристрастности и объективности только в 
представлении общей информации об избирательном процессе (два материала 18 мая 
и два материала 19 мая). Во всех остальных случаях, в предвыборных материалах этот 
принцип не соблюдался. Независимый кандидат Сильвия Раду была поставлена в 
благоприятное положение во всех материалах, а кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрей 
Нэстасе был поставлен в явно неблагоприятное положение во всех материалах. Другие 
четыре кандидата в мэры муниципиев Кишинэу и Бэлць (Ион Чебан от ПСРМ, Валериу 
Мунтяну от ЛП, Александр Усатый от ПСРМ и Николай Григоришин от Нашей партии) 
были упомянуты в нейтральном контексте, при этом Ион Чебан был частично поставлен 
в неблагоприятное положение в материале о данных опросов общественного мнения, 
опубликованных в период мониторинга, а Валериу Мунтяну – в материале о его 
имуществе и о его шансах получить пост мэра. Так, телеканал сообщил, что Сильвия 
Раду «посадила цветочный ковер в парке Штефана чел Маре» при помощи одного 
экономического агента, тогда как «в течение многих лет на это тратились 
бюджетные средства» (12 мая), и что «она получит больше всего голосов на местных 
выборах» (14 мая). Кроме того, «люди, нашедшие себе пристанище в центре на улице 
Халтей начали устраиваться на работу», после того, как «это предложила Сильвия 
Раду, занимавшая пост временно исполняющей обязанности мэра столицы» (14 мая). 
Также благодаря «кампании, инициированной независимым кандидатом Сильвией 
Раду, в Доме культуры в Тохатин были установлены кондиционеры» (15 мая), 
«игровая площадка для детей была обустроена на Буюканах», еще одна площадка 
«была переоборудована по призыву Сильвии Раду» (16 мая), а «в секторе Чокана 
будет устроена спортивная площадка» (18 мая). Не в последнюю очередь, Publika TV 
сообщил в одном из материалов 18 мая о том, что «Сильвия Раду – единственный 
кандидат в мэры, который рекламирует себя не при помощи баннеров, а при помощи 



            

11 
 

конкретных дел для города». Всего, Сильвии Раду Было оказано преимущество в 12 
положительных материалах.  

С другой стороны, кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ появлялся только в отрицательном 
контексте и были поставлен в неблагоприятное положение в 12 материалах, касавшихся 
его. Например, в материале о данных опросов общественного мнения цитируется 
директор компании, проведшей исследование: «Среди слабых сторон (Андрея Нэстасе) 
можно назвать то, что он не смог получить поддержку электората правого толка, 
а точнее, унионистской партии, а второй слабой стороной является то, что он 
вступил в кампанию, не проконсультировавшись со своим союзником, ПДС» (14 мая). 
Помимо тенденциозности этого высказывания, не ясно, как были сделаны эти выводы, 
ведь автор не доказывает, что речь идет об утверждениях опрошенных граждан. В том 
же материале говорится, что «Валериу Мунтяну и Андрей Нэстасе – кандидаты, 
которым люди доверяют меньше всего». 

Отсутствие беспристрастности и неблагоприятное отношение к Андрею Нэстасе 
очевидны и в других материалах, из которых мы укажем лишь несколько примеров. Один 
из материалов, переданных 15 мая, начинается так: «Андрей Нэстасе жалуется, что 
чувствует себя терроризируемым в Молдове, хотя здесь у него есть 11 домов, 
политическая партия, и он целыми днями протестует». 16 мая телеканал выпустил 
материал, в котором говорится, что «Нэстасе заявляет, что будет бороться с мафией 
в Кишинэу, однако ранее он незаконно завладел зданием, в котором держит свою 
партию. Предвыборные декларации могут дорого стоить Андрею Нэстасе. ППДП 
может остаться без офиса, а против его брата, Василе Нэстасе, может быть 
начато уголовное преследование. По крайней мере, этот вывод напрашивается из 
заявлений кандидата ППДП. Нэстасе пообещал привлечь к ответственности всех, 
кто мошеннически захватил государственную недвижимость…». Далее, 18 мая 
телеканал выпустил материал под заголовком «Андрей Нэстасе унижает собственную 
мать. Заставил ее приехать в Кишинэу для участия в его вступлении в 
предвыборную гонку». Обвинительный тон присутствует и в тексте новости: 
«представляет себя достойным, честным, и говорит, что очень любит свою мать. 
На самом же деле … продолжает унижать ту, которая дала ему жизнь…». Также 18 
мая, Publika TV передал кадры, сопровождаемые следующим текстом: «Необычайный 
протест с Андреем Нэстасе в центре столицы. Прохожие увидели лидера ППДП в 
неловком виде» (материал сообщал о статуе по примеру «Писающего мальчика» из 
Брюсселя, изображающей Андрея Нэстасе). Не в последнюю очередь, Андрей Нэстасе 
и Валериу Мунтяну упоминались в материале «Впечатляющее имущество Андрея 
Нэстасе и Валериу Мунтяну: тысячи евро, роскошные дома и земельные участки», 
вышедшем 18 мая. Материал был основан на статьях других средств массовой 
информации, а Андрея Нэстасе в нем называют «фином осужденного олигарха 
Виктора Цопа». 

Помимо прочего, нарушение принципа объективности заметно в представлении 
телеканалом Publika TV данных опросов общественного мнения. Не учитывая того, что 
речь идет о социологическом исследовании, у которого есть погрешность и которое 
представляет определенные тенденции, а не действительность, телеканал сообщает 14 
мая, что «Раду и Чебан ПРОЙДУТ во второй тур выборов», добавляя, что Сильвия 
Раду «смогла привлечь симпатию, потому что решила не участвовать в 
политических шоу». В том же контексте сказано: «БОМ подтвердил, что во втором 
туре СРАЗЯТСЯ Сильвия Раду и Ион Чебан. На большом расстоянии, на третьем 
месте, находится Андрей Нэстасе». И в доверии жителей города, утверждает Publika 
TV, Сильвия Раду также лидирует – ей доверяют «АЖ 38% жителей», а «на большом 
расстоянии за ней следует социалист Ион Чебан». Таким же образом представлены и 
данные опроса на тему выборов в Бэлць, где «мэр будет выбран со второй попытки, 
когда В ДУЭЛИ СТОЛКНУТЬСЯ Николай Григоришин (НП) и Александр Усатый 
(ПСРМ)». 



            

12 
 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Плюрализм отсутствовал в большинстве материалов, переданных Publika TV в 
отчетный период. Учитывая, что телеканал заявил, что не будет освещать 
избирательную кампанию к новым местным выборам, но все же делал это, следует 
отметить отсутствие голосов большинства кандидатов и представление лишь 
нескольких из них, в диаметрально противоположных контекстах. Из девяти 
конфликтных материалов, вышедших в отчетный период, в трех представлено мнение 
всех упоминаемых сторон, а в одном случае указывается, что соответствующая сторона 
«как обычно, не ответила» (17 мая, материал о стоимости офиса ППДП). В остальных 
материалах («Валериу Мунтяну уничтожает Андрея Нэстасе», 14 мая; «Андрей 
Нэстасе жалуется, что его терроризируют в Молдове, хотя здесь у него есть 11 
домов, политическая партия, и он целыми днями протестует», 15 мая; «Нэстасе 
заявляет, что будет бороться с мафией в Кишинэу, однако ранее он незаконно 
завладел зданием, в котором держит свою партию», 16 мая; «Андрей Нэстасе 
унижает собственную мать», 18 мая; Впечатляющее имущество Андрея Нэстасе и 
Валериу Мунтяну», 18 мая), мнения упоминаемых сторон не были представлены. 

Языковой стиль и изображения 

В предвыборных материалах Publika TV использовались тенденциозные и пристрастные 
выражения, а также ярлыки в адрес кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе и его 
окружения («фин осужденного олигарха», 18 мая; «олигархи Виктор и Виорел Цопа, 
осужденные по уголовному делу в Молдове», 15 мая), обвинения и осмеяние этого 
кандидата («Офис ППДП стоит в четыре раза больше, чем сказал Нэстасе», 17 мая; 
«У Нэстасе творческий кризис», 17 мая; «Заставил женщину приехать рано утром в 
столицу… чтобы фотографироваться с ней», 18 мая; «Хотя некоторые пишут, что 
Нэстасе ездит на Порше, он не нашел машины, чтобы привезти женщину в город», 
18 мая). Изображения не были искажены, но были подобраны таким образом, чтобы 
поставить в благоприятное положение одного кандидата и в неблагоприятное – другого. 

 

RTR Moldova 

Участие в избирательной кампании 

В отчетный период, частный телеканал RTR Moldova передал 29 новостей прямого или 
косвенного предвыборного характера, активно участвуя в освещении предвыборной 
деятельности кандидатов. Значительная часть новостей касалась предвыборных 
опросов общественного мнения, предвыборных программ кандидатов, обвинений одних 
кандидатов в адрес других, деятельности ЦИК и решения Апелляционного суда об 
исключении кандидата Партии Шор Регины Апостоловой из предвыборной гонки. В то 
же время, RTR Moldova выпустил и материалы косвенного предвыборного характера, 
ставящие некоторых кандидатов в благоприятное положение, например, материалы, в 
которых мэр города Орхей Илан Шор появляется в контексте историй успеха в Орхей, 
материалы о решении ПСРМ подать в суд на тех, кто допустил снос Дворца культуры 
профсоюзов в Кишинэу, или материалы о плачевном состоянии дорог в Кишинэу. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Большинство предвыборных материалов было представлено нейтрально, с включением 
заявлений кандидатов, без проявления тенденциозности или мнения автора о событии 
или его участниках. Однако несколько материалов косвенного предвыборного характера 
имели оттенок тенденциозности и содержали информацию, отобранную так, чтобы 
передать электорату определенные идеи. Так, 17 мая была передана новость о 
программе E-Primăria, осуществляемой по инициативе мэра города Орхей Илана Шора, 
которая «обеспечивает прозрачность работы чиновников и дебюрократизирует 



            

13 
 

рабочий процесс». Другие каналы включили этот репортаж в рубрику Реклама, тогда как 
RTR Moldova включил его в выпуск новостей. Материал подробно представляет 
преимущества единой электронной системы обработки заявлений и петиций, тонко 
внушая мысль, что подобные вещи возможны в городе, мэром которого является Илан 
Шор. Аналогичная новость была передана и 18 мая: материал сообщал об акции «Твой 
двор» в Орхей, а опрошенные граждане хвалили Илана Шора. Подобные моменты могут 
оказывать влияние на избирателей, особенно если учесть, что мэр города Орхей на всех 
рекламных щитах изображен рядом с Павлом Вережаном, кандидатом партии в мэры 
Бэлць, и присутствует на всех его пресс-конференциях. 

Единственная новость, в которой заметно смешивание фактов с мнениями, касается 
конференции по подведению итогов избирательной кампании Ионом Чебаном от ПСРМ, 
18 мая: «Он не просто знает, какие проекты нужно осуществить, чтобы улучшить 
ситуацию в городе, но и прекрасно понимает, где можно взять средства для 
осуществления своих предвыборных обещаний. Речь идет об Ионе Чебане, кандидате 
ПСРМ», - сказала ведущая, не ссылаясь ни на один источник, создавая таким образом 
впечатление, что это оценка автора, данная одному из кандидатов на выборах. 

Телеканал RTR Moldova освещал деятельность девяти из 11-ти кандидатов в мэры 
Кишинэу и одного кандидата из Бэлць. Больше всего появлений в положительном 
контексте было у Иона Чебана от ПСРМ (шесть новостей), который был представлен в 
благоприятном свете также в одной новости косвенного предвыборного характера, об 
объявлении одного из членов ПСРМ о том, что он обратился в Генеральную прокуратуру 
для привлечения к ответственности тех, кто допустил снос Дворца культуры 
профсоюзов. 

Независимый кандидат Сильвия Раду была представлена дважды – в одной новости и 
в непосредственном появлении на студии RTR Moldova в качестве гостьи передачи 
«Вести недели» от 12 мая. Контекст ее представления был скорее нейтральным. 
Косвенная новость, которая может поставить Сильвию Раду в неблагоприятное 
положение, – это новость о плохом ремонте дорог в столице, 15 мая. Андрей Нэстасе от 
ППДП/ПДС/ЛДПМ трижды упоминался в новостях в связи с его предвыборной 
деятельностью, в положительном контексте; Валериу Мунтяну – в одной новости о 
подведении итогов его кампании; Константин Кодряну упоминался дважды в 
положительном контексте, а также в нейтральном; Максим Брэила от НПРМ – дважды в 
положительном контексте. Кандидаты Александра Кан от НЛП, Александр Рошко от 
«Наш дом – Молдова», Василе Костюк от ППДД и Павел Вережан, кандидат Партии Шор 
в мэры Бэлць, были представлены в одной новости каждый. 

Судя по большому числу появлений в положительном контексте, отмечается оказание 
легкого предпочтения Иону Чебану от ПСРМ и Павлу Вережану от Партии Шор, 
особенно в косвенных новостях об Орхей. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Два спорных материала, выпущенных RTR Moldova в период мониторинга, обеспечили 
сбалансированность источников, представив мнение обеих сторон конфликта. Речь 
идет о новости от 12 мая о решении Апелляционного суда, который оставил в силе 
решение первой инстанции об исключении Регины Апостоловой, кандидата Партии Шор, 
из предвыборной гонки, и о материале от 15 мая, в котором Константин Кодряну от ПНЕ 
отвечает на обвинения соперников. Два других материала косвенного предвыборного 
характера были несбалансированными – материал о плохом ремонте улиц в Кишинэу 
(14 мая) и материал о Дворце культуры профсоюзов (14 мая). 

Языковой стиль и изображения 

С точки зрения языка и видеоряда, RTR Moldova проявил себя сбалансированно, в 
соответствии с нормами этики и деонтологии. 



            

14 
 

 

Jurnal TV 

Участие в избирательной кампании 

В период с 12 по 19 мая 2018 года, частный региональный телеканал Jurnal TV передал 
39 материалов прямого и косвенного предвыборного характера. Материалы 
транслировались как в специальной рубрике «Выборы Кишинэу 2018» (16 материалов), 
так и вне ее (23 материала). Новости в специальной рубрике сообщали о предвыборных 
программах кандидатов, о жалобах, поданных одними кандидатами против других, о 
решениях суда об исключении одного кандидата из предвыборной гонки, и о подведении 
итогов кампании некоторыми кандидатами. Из 11 кандидатов в мэры Кишинэу, семь 
были представлены в тематических новостях на Jurnal TV, а в двух новостях сообщалось 
и о кандидате Партии Шор, исключенной из гонки. Больше всего в блоке предвыборных 
новостей появлялся Андрей Нэстасе от ППДП/ПДС/ЛДПМ (пять раз), и за ним следуют 
Ион Чебан от ПСРМ (четыре), Константин Кодряну от ПНЕ (три), а также Александр 
Рошко от «Наш дом – Молдова», Максим Брэила от НПРМ, Валериу Мунтяну от ЛП и 
независимый кандидат Сильвия Раду – по одному появлению каждый. 

Героями 23-х материалов об избирательной кампании, которые Jurnal TV передал вне 
специальной рубрики, были, в частности, Андрей Нэстасе (12) и Сильвия Раду (6), и в 
этих материалах также упоминались Валериу Мунтяну от ЛП (два раза), Константин 
Кодряну от ПНЕ (один раз) и Ион Чебан (один раз). Другие материалы сообщали об 
избирательном процессе, об отчете Promo-Lex касательно избирательного процесса, о 
рассуждениях некоторых членов ДПМ о выборах, а в одном материале была 
процитирована статья о манипулировании при помощи опросов общественного мнения, 
опубликованная в Интернете. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Все 16 материалов, вышедшие в рубрике «Выборы Кишинэу 2018», соблюли принцип 
беспристрастности и объективности. Действия кандидатов были представлены 
нейтрально, а тексты отвечали требованиям по составлению новостей, и журналисты не 
добавили в них субъективных оценок, комментариев или мнений. 

В остальных 23-х материалах, переданных вне тематической рубрики, подход 
телеканала был другим. Так, была заметна явная поддержка кандидата 
ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе во всех прямых и косвенных материалах, в которых 
он появлялся (12 материалов, в которых кандидат представлен как жертва кампании по 
дискредитации в СМИ или прямо или косвенно призывает избирателей голосовать за 
него). Особое внимание было уделено ложным кадрам видео с Андреем Нэстасе. В 
связи с этим, телеканал позиционировался как адвокат кандидата, подробно 
представляя «лавину лжи и пропаганды» (14 мая), а материалы играли роль в том числе 
предвыборной рекламы кандидата («Единственный шанс – участие как можно 
большего числа людей в голосовании. Они не могут украсть столько, сколько мы 
можем проголосовать», сказал Андрей Нэстасе в одном из материалов 15 мая, в 
котором сообщалось о ложном видео о нем). Телеканал проявил свою тенденциозность 
не столько субъективными утверждениями в тексте новостей, сколько предоставлением 
приоритета с точки зрения эфирного времени кандидату Андрею Нэстасе, а также 
включением в выпуски новостей фрагментов из других передач Jurnal TV, в которых 
гости поддерживают кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ. Например, выпуск новостей 17 мая 
начался с призыва Андрея Нэстасе к избирателям и кандидатам – кандидат в одной 
из своих публикаций в Facebook призывает избирателей и другие партии поддержать 
его. Вторая новость в том же выпуске – обращение Майи Санду, лидера ПДС, взятое 
также с Facebook. Еще один пример – выпуск новостей 18 мая, в котором Jurnal TV отдал 
девять минут материалу о записи телефонного разговора Андрея Нэстасе с его 



            

15 
 

матерью. Кандидат говорил менее 30 секунд, а остальное время было занято 
реакцией/мнениями других людей. 

С другой стороны, независимый кандидат Сильвия Раду была поставлена в 
неблагоприятное положение во всех материалах вне специальной рубрики на канале 
Jurnal TV в отчетный период. Во всех 6-ти материалах был нарушен принцип 
беспристрастности и объективности, и тенденциозность в них была очевидной. Вот 
несколько примеров: «Избирательная кампания Сильвии Раду отмечена массивным 
присутствием лиц, приближенных к Демократической партии, хотя начальство 
этого формирования настаивает, что Раду баллотируется как независимый 
кандидат… Удивляет обилие алкоголя и большое число телохранителей…» (14 мая); 
«Jurnal TV требует опубликовать подписные листы (Сильвии Раду), и, после 
проверки, исключить этого кандидата из предвыборной гонки… Сильвия Раду – 
представитель преступной олигархии…» (15 мая); «Сильвия Раду прячется от 
журналистов. Окружение Сильвии Раду пытается ограничить права прессы. 
Вирджилиу Раду обвиняет Jurnal TV в травле … Сильвии Раду, которая избегает 
контактов с неудобной прессой» (16 мая). Кроме того, все упоминания о Сильвии Раду 
в материалах Jurnal TV ставят ее в неблагоприятное положение, помещая в 
отрицательный контекст. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В целом, телеканал Jurnal TV обеспечил определенный уровень плюрализма мнений, 
предоставив, в специальной рубрике «Выборы Кишинэу 2018», эфирное время для 
большинства кандидатов из Кишинэу. В то же время, совершенно отсутствовали голоса 
кандидатов в мэры муниципия Бэлць. Из семи конфликтных материалов, в шести 
присутствовали мнения всех задействованных сторон, а в двух случаях упоминалось, 
что искомые лица не ответили на телефон или не были найдены, чтобы 
прокомментировать обвинения. В представлении отчета Promo-Lex о нарушениях, 
допущенных кандидатами перед выборами, упоминалось пять действующих лиц (ПСРМ, 
ЛП, ПНЕ, Партия Шор, и независимый кандидат Сильвия Раду), но мнение ни одного из 
них не было представлено в новости (18 мая). 

Языковой стиль и изображения 

В предвыборных новостях, выпущенных Jurnal TV в период с 12 по 19 мая, телеканал 
применил тенденциозные выражения («удивляет обилие алкоголя», 14 мая, о 
предвыборной встрече Сильвии Раду), ярлык по отношению к независимому кандидату 
Сильвии Раду («представитель преступной олигархии», 15 мая), и цитировал тексты 
с непристойными и оскорбительными словами (негодяи, мерзавец, свинство, вы 
подлецы, подонки, мусор, потерявшийся в космосе, ненавижу вас, и т.п.), 
адресованными журналистам, передавшим запись телефонного разговора Андрея 
Нэстасе с его матерью. Кадры, сопровождавшие предвыборные материалы, были 
сбалансированными. Телеканал не прибегал к искаженным или смонтированным 
записям, способным исказить действительность и ввести телезрителей в заблуждение. 

 

NTV Moldova 

Участие в избирательной кампании 

Телеканал NTV Moldova передал в отчетный период 21 новость предвыборного 
характера, 19 из которых касались выборов в Кишинэу и процесса подготовки выборов 
(печать бюллетеней для голосования), и 2 новости – выборов в Бэлць. Большинство 
материалов вошло в специальную рубрику «Выборы: Новые местные выборы 2018 
года», в которой транслировались в основном новости о предвыборной деятельности 



            

16 
 

кандидатов. Вне этой рубрики, было передано две новости с косвенным предвыборным 
контентом, обе в пользу кандидата социалистов. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

В новостях на тему мониторинга, телеканал NTV Moldova представил исключительно в 
положительном свете кандидатов ПСРМ в мэры муниципиев Кишинэу и Бэлць, Иона 
Чебана и Александра Усатого, соответственно. Все блоки предвыборных новостей 
начинались положительными материалами об Ионе Чебане, снятыми на мероприятиях, 
где он представлял свои обещания и предвыборную платформу. Ион Чебан был 
представлен положительно в семи новостях: в пяти он рассказывал о своих планах для 
города, одна представляла собой открытую агитацию в его пользу (Валериу Осталеп, 
представленный как директор Института дипломатических, политических исследований 
и вопросов безопасности, через Facebook призвал людей голосовать за Чебана), а еще 
одна представляла собой косвенную агитацию в пользу кандидата социалистов (была 
представлена инициатива муниципального советника от Партии социалистов по 
ремонту зданий «Ворот города». 

Все новости об обещаниях Иона Чебана длились как минимум три минуты и были 
наполненными кадрами видео и подробностями, тогда как материалы о его соперниках 
были намного короче, и большинство из них не сообщали о конкретных обещаниях 
кандидатов, а о противоречиях и ссорах между ними во время предвыборных дебатов 
на других телеканалах и на радио. Репортеры представляли планы Чебана слегка 
пристрастно, и некоторые надписи на экране также были пристрастными. Пример: 
«Осуществимые предвыборные обещания» – эти слова были написаны на синей 
полосе, которая была на экране во время всей новости 17 мая об Ионе Чебане и о его 
планах относительно творческих деятелей. В другой новости, которая непосредственно 
выборов не касается, журналисты представили инициативу советника от Партии 
социалистов, Александра Одинцова, по ремонту зданий, формирующих «Ворота 
города». В завершении репортер сказал: «До сих пор, ни одно руководство мэрии не 
выступало с инициативой по ремонту этого архитектурного комплекса». Новость 
была односторонней, инициатива была представлена исключительно положительной, 
без мнений других лиц, имеющих отношение к делу. Таким образом внушалась мысль, 
что, если социалисты получат руководство мэрии, это будет еще одной из их задач. Эта 
новость была показана непосредственно перед предвыборным блоком, который, по 
устоявшейся уже на NTV Moldova традиции, начался с положительной новости об Ионе 
Чебане. В другой новости, 18 мая, репортер сказал: «Перед выборами 20 мая, Ион Чебан 
организовал 30 пресс-конференций. Кандидат ПСРМ уточнил, что текущая 
избирательная кампания была еще одной возможностью представить свои решения 
на проблемы столицы, ведь в отличие от других кандидатов, в течение последних 
трех лет он был постоянно рядом с горожанами как председатель фракции ПСРМ в 
Муниципальном совете Кишинэу». Также 18 мая, новость о публикации Валериу 
Осталепа в социальных сетях представляла собой агитацию в пользу Иона Чебана: 
«Кандидат ПСРМ на пост мэра столицы обладает всеми качествами, необходимыми 
для руководства Кишинэу, для прекращения незаконного строительства и 
разрушения парков. Так считает директор Института дипломатических, 
политических исследований и вопросов безопасности Валериу Осталеп. Он 
утверждает, что только кандидат социалистов может вернуть людям веру в 
администрацию города». 

Кроме того, в то время как конкуренты Чебана были показаны в основном спорящими и 
защищающимися от нападок во время предвыборных дебатов, Ион Чебан не был 
показан ни в одних дебатах; телезрители не видели, как он беседует, спорит и отвечает 
на неудобные вопросы. 

Напротив, телеканал ставил в неблагоприятное положение остальных 10 кандидатов, 
которые появлялись в новостях. Они были представлены в семи материалах с 



            

17 
 

предвыборных дебатов на других телеканалах и на радио. Журналисты NTV Moldova 
отобрали только моменты, когда они бросаются репликами и ссорятся, а Ион Чебан со 
своими конкретными планами представлен в сравнении с остальными кандидатами, 
которые появлялись лишь в отрицательном виде. Телезрители не узнали, что 
предлагают другие кандидаты, а лишь увидели, как они спорят. Примеры: В одной из 
новостей 14 мая, составленной из фрагментов передачи În profunzime с канала Pro TV, 
показана кандидат НЛП Александра Кан, которая принесла туалетную бумагу кандидату 
ПНЕ Константину Кодряну, а надпись на экране гласила: «Цирк кандидатов-
унионистов»; в новости 16 мая о дебатах на Радио Молдова между Александрой Кан, 
кандидатом НПРМ Максимом Брэила и представителем ППДП Александру Слусарем, 
было представлено мнение репортера: «Спустя почти два месяца избирательной 
кампании, унионисты не поняли, почему не было проявлено достаточно мудрости, 
чтобы поддержать единого кандидата всех про-румынских и унионистских партий», 
а на экране было написано «Нерешимые проблемы». 

Отсутствие сбалансированности было замечено и в последний день избирательной 
кампании, 18 мая, когда некоторые кандидаты провели пресс-конференции для 
подведения итогов кампании. Тогда как Ион Чебан был представлен в отдельной 
новости с количественной и качественной оценкой кампании, а репортер кратко 
перечислил основные предложенные им проекты, для представления других 
кандидатов были отобраны лишь кадры, где они критикуют друг друга: Сильвия Раду 
критикует Валериу Мунтяну, а Валериу Мунтяну – Андрея Нэстасе. 

NTV Moldova применил тенденциозные выражения в основном по отношению к двум 
кандидатам: «Кандидат-либерал на пост мэра Кишинэу играет в аналитика» (14 мая); 
«Андрей Нэстасе не нашел нужных слов, чтобы ответить Мунтяну. Вместо него 
это сделала его политический партнер Майя Санду» (18 мая) – эта формулировка 
является, на самом деле, ложью, поскольку далее Андрей Нэстасе дает ответ: «Я не 
комментирую ахинею». 

Две другие новости этого канала касались кандидата Партии Шор Регины Апостоловой, 
которая была исключена из предвыборной гонки. Это были короткие материалы о 
решениях относительно ее исключения, и они не сопровождались ни видеорядом, ни 
даже фотографией кандидата. Репортеры в обоих случаях применили неблагоприятную 
оценку – «сомнительные деньги», из-за которых кандидата исключили из гонки. 

Две новости о выборах в Бэлць касались исключительно кандидата социалистов 
Александра Усатого, представленного в положительном свете. Репортеры не 
напоминали, что в Бэлць есть и другие кандидаты, и не сообщили, сколько человек 
претендуют на пост мэра. Новости были построены так, чтобы включить кандидата 
ПСРМ, умалчивая при этом о других значимых лицах. Например, в материале от 16 мая 
о плохом состоянии части дороги в Бэлць говорится: «На просьбы горожан ответил 
кандидат ПСРМ на пост мэра муниципия Бэлць Александру Усатый. Он предложил 
временное решение, чтобы помочь людям не оставаться в изоляции». Хотя в новости 
присутствует и представитель мэрии Бэлць, его не спросили, является ли предложение 
Александра Усатого реализуемым. Таким образом кандидата защищают от возможных 
противоположных мнений, которые могли бы выставить его в отрицательном свете. 
Аналогично была составлена и новость 18 мая о выставке местной продукции, 
организованной в Бэлць, которая началась с фрагмента выступления Усатого на 
открытии и включила заявление начальника Торгово-промышленной палаты Бэлць. 
Другие лица, имеющие отношение к теме – посетители, производители – отсутствовали, 
что позволяет прийти к выводу о том, что целью новости было представить кандидата 
ПСРМ односторонне и положительно, а не проинформировать телезрителей о событии. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 



            

18 
 

В этот период на NTV Moldova несколько новостей имели конфликтные оттенки, 
сообщая о взаимных нападках кандидатов во время дебатов. В большинстве таких 
материалов была представлена реакция всех сторон. Новости об исключении Регины 
Апостоловой из предвыборной гонки были несбалансированными и не включали ее 
мнение. 

Языковой стиль и изображения 

За небольшими исключениями, перечисленными выше, язык телеканала был 
нейтральным и соответствовал стилю новостей. Ярлыки не применялись. Только в 
одном случае было замечено манипулирование посредством изображений: в новости от 
14 мая о печати бюллетеней для голосования в кадре с типографии появляется большой 
лист бумаги с бюллетенями, где по краю видны логотипы партий. Женщина проводит 
печатью над всеми логотипами и останавливается над логотипом социалистов (звезда). 
Такие кадры можно истолковать как предложение проголосовать за социалистов. 

 

Accent TV 

Участие в избирательной кампании 

В период с 14 по 19 мая 2018 года, телеканал Accent TV передал в рубрике «Новые 
местные выборы 2018» 12 новостей предвыборного характера, все о выборах в мэрию 
столицы. Телеканал внимательно следил за деятельностью кандидата ПСРМ на пост 
мэра столицы Иона Чебана, а остальные кандидаты были представлены реже, в 
частности в рамках предвыборных дебатов, организованных другими СМИ. Некоторые 
кандидаты – Александру Рошко (Партия «Наш дом – Молдова»), Константин Кодряну 
(ПНЕ), Александра Кан (НЛП), Максим Брэила (НПРМ) – вообще не упоминались на 
Accent TV в период мониторинга. Кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрей Нэстасе 
упоминался лишь вскользь, в новости о Барометре общественного мнения. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Из 12-ти новостей, пять сообщали о предвыборных обещаниях Иона Чебана от ПСРМ. 
Его предвыборные намерения были подробно представлены и объяснения 
журналистами в новостях средней продолжительностью три минуты, местами с 
надписями, намекавшими на поддержку населения: «Чебан поблагодарил жителей 
Кишинэу за открытость» (18 мая). Как и в случае NTV Moldova, эти новости открывали 
все блоки предвыборных материалов. При помощи количества материалов и 
положительно-нейтрального подхода, телеканал представлял в благоприятном свете 
Иона Чебана, в то время как его конкуренты были представлены только в полу-
отрицательных контекстах. В результате, телезрители не узнали, что предлагают эти 
кандидаты, а лишь узнали о том, что они либо критикуют друг друга, либо признают, что 
не будут выполнять свои программы. 

Так, 14 мая, в новости о Барометре общественного мнения, телеканал акцентировал 
высокий рейтинг Иона Чебана, а в отношении его конкурентов репортеры были слегка 
ироничными и оценивающими: «Андрею Нэстасе симпатизируют только 20 
процентов». Другой пример: «Валериу Мунтяну решил не говорить больше о своей 
предвыборной программе, а анализировать, или скорее критиковать, предвыборные 
программы своих конкурентов» и «Либералу не понравился геополитический вектор 
Иона Чебана» (14 мая); «Призвав жителей Кишинэу проголосовать за кандидата 
либералов, Киртоакэ сказал, что Валериу Мунтяну отличается от других 
участников предвыборной борьбы, уточнив, что его козырным тузом являются 
четыре дочери» (17 мая) – из кадров, показанных после этой фразы, становится 
очевидным, что Дорин Киртоакэ говорил о семье Мунтяну как о чем-то, что 
характеризует его положительно, а не как о главном аргументе, почему за него следует 



            

19 
 

голосовать: «Прекрасно видно, он доказал это своим участием в кампании, в дебатах, 
везде, что у него есть необходимая подготовка, что он знает, умеет, у него хорошая 
семья, четыре дочери, четыре ангелочка – такого доказательства больше нет ни у 
кого». 

В другой новости, о дебатах с участием Виктора Стрэтилэ (Зеленая экологическая 
партия), Василе Костюк (ППДД) и Александру Мыцу (Русско-славянская партия), на 
экране присутствовала надпись: «Кандидаты признались, что их программы – для 
видимости». Для этой новости были отобраны только фрагменты, где кандидаты 
говорят, что действия, предусмотренные их предвыборными программами, могут 
измениться в зависимости от развития ситуации в городе. Телеканал представил их как 
людей, которые не выполняют своих обещаний, и только обещания одного кандидата 
(Иона Чебана) не были поставлены под сомнение. В новости о Сильвии Раду (18 мая) 
также присутствовал оттенок иронии и пренебрежения. На экране было написано 
«Благодаря избирательной кампании, Раду познакомилась с муниципием», а репортер 
зачитал: «Кандидат признала, на последней пресс-конференции перед досрочными 
местными выборами, что не знает сферу деятельности, которой руководила». 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Обе новости о Валериу Мунтяну касались конфликтов. В первой, где кандидат 
либералов не одобряет геополитический вектор Иона Чебана (14 мая), репортеры 
обратились за мнением второй стороны. Во втором случае, где Дорин Киртоакэ 
призывает людей голосовать за Валериу Мунтяну, говоря, что в противном случае они 
попадут в руки Влада Плахотнюка, журналисты не обратились за мнением к лидеру 
ДПМ, ограничившись фразой: «На данный момент, председатель Демократической 
партии Владимир Плахотнюк не прокомментировал заявления вице-председателя 
Либеральной партии Дорина Киртоакэ». Такая формулировка говорит о том, что 
редакция хотела показать, что лидер ДПМ просто проигнорировал вице-председателя 
ЛП, считая его заявления не заслуживающими внимания. 

Языковой стиль и изображения 

В целом, новости были сформулированы нейтрально, с небольшими исключениями 
тенденциозности в адрес конкурентов Иона Чебана. Ярлыки не применялись. В 
видеоряде не было замечено приемов монтажа. 

 

TV 8 

Участие в избирательной кампании 

В период с 12 по 19 мая 2018 года, телеканал TV 8, в пяти выпусках новостей (в 
выходные дни, 12 и 13 мая, на TV 8 не было выпусков новостей) активно освещал 
избирательную кампанию к новым местным выборам. Всего, TV 8 передал 21 
предвыборную новость – 18 прямых и 3 косвенных. В большинстве случаев – с тремя 
исключениями – TV 8 поместил предвыборные новости в тематическую рубрику «Новые 
местные выборы 2018». Вне рубрики были показаны новости, сообщавшие не о 
кандидатах, а об избирательном процессе: об информационной линии по вопросам 
досрочных местных выборов от 20 мая, которая была организована избирательными 
властями, о процедуре голосования для тех, у кого нет удостоверений личности, и об 
отчете о мониторинге избирательной кампании организацией Promo-Lex. Прямые 
предвыборные новости, включенные в тематическую рубрику, касались таких тем как 
Барометр общественного мнения и кандидаты-фавориты, обвинения в адрес некоторых 
кандидатов и их ответы, пресс-конференции кандидатов по итогам кампании, 
приоритеты предвыборных программ кандидатов, исключение некоторых кандидатов из 
предвыборной гонки, и опубликование аудиозаписи разговоров кандидатов. 



            

20 
 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Частный телеканал TV 8 освещал предвыборную тематику в основном нейтрально, 
беспристрастно и объективно. TV 8 включил в предвыборные новости и репортажи 
значимую информацию и информацию о контексте, предоставив телезрителям 
объективный и нейтральный контент, чтобы они смогли составить полную картину о 
сообщаемых событиях. Большинство предвыборных новостей касалось кандидатов и 
избирательной кампании к новым местным выборам в Кишинэу. 

В нескольких случаях репортеры смешали факты с мнениями: материал «ДПМ 
уничтожает своего бывшего партнера?» от 15 мая: «И это после того, как ДПМ и ЛП в 
январе 2016 года назначили ночью оспариваемое Правительство Филипа, а затем 
вместе руководили страной до мая 2017-го»; материал «Сильвия Раду, конь и щетка» 
от 16 мая: «Раду написала, как будто уже победила на выборах…»; материал 
«Предвыборная борьба с уголовным душком» от 18 мая: «Запись, согласно которой 
Андрей Нэстасе напал на мать, распространили телеканалы, приближенные к 
руководству страны»; материал «Раду подводит итоги кампании» от 18 мая: «Сильвия 
Раду уже видит себя в кресле генерального мэра. На последней пресс-конференции 
накануне выборов, она похвалилась, что потратила мало денег на избирательную 
кампанию». 

TV 8 в своих новостях не оказывал предпочтение ни одному кандидату. Из 11-ти 
кандидатов в мэры Кишинэу, восемь были героями или упоминались в новостях этого 
канала. Так, в отчетный период, общий кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрей Нэстасе был 
героем трех новостей (дважды в нейтральном контексте, один раз – в отрицательном) и 
четыре раза упоминался в других новостях, все в нейтральном контексте. Кандидат 
ПСРМ Ион Чебан был героем трех новостей и упоминался в трех других. В большинстве 
случаев, в новостях его представляли нейтрально, за исключением новости от 14 мая, 
«Чебан хочет реформировать ЖЭКи», где он был представлен в слегка отрицательном 
свете. Независимый кандидат Сильвия Раду была представлена скорее в 
отрицательном, чем в нейтральном контексте в четырех из семи материалов, в которых 
она появлялась/упоминалась, в том числе в трех материалах, где она была героиней: 
«Сильвия Раду, конь и щетка» (16 мая); «Мошенничество в подписных листах 
Сильвии Раду?» (17 мая); «Раду подводит итоги кампании» (18 мая). 

Константин Кодряну от ПНЕ был представлен в трех новостях: два раза нейтрально и 
один раз отрицательно. Валериу Мунтяну присутствовал в новостях в основном в 
отрицательном контексте («Мунтяну нападает на конкурентов», 14 мая; «ДПМ 
уничтожает своего бывшего партнера?», 15 мая), и один раз в нейтральном с 
отрицательным оттенком. После исключения из предвыборной гонки, Регина 
Апостолова, кандидат Партии Шор, была представлена в двух новостях и несколько раз 
упоминалась в информации о контексте в новостях, перечислявших кандидатов в мэры 
муниципия. Александру Рошко, кандидат партии «Наш дом – Молдова», был 
представлен в одной новости (16 мая), нейтрально. Максим Брэила, кандидат НПРМ, 
также был представлен в одной новости (17 мая), в нейтральном контексте с 
отрицательным оттенком, где надпись на экране гласила: «Брэила, которого нет в 
БОМ, говорит, что не верит опросам». Василе Костюк, кандидат ППДД, был 
представлен в одной новости в нейтральном контексте («Тактика обвинений, которые 
разъединяют»). 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В период мониторинга, TV 8 выпустил восемь спорных новостей, в шести из которых 
было обеспечено право на ответ. Когда же мнение кого-либо не удавалось получить, 
репортеры TV 8 говорили: «Сильвия Раду не ответила на звонок, чтобы 
воспользоваться правом на ответ, а Андрей Нэстасе сказал, что не желает 
комментировать то, что он назвал ахинеей Мунтяну. Такое же отношение проявил 



            

21 
 

и кандидат ПСРМ, который в рамках пресс-конференции заявил, что…» (14 мая); 
«…мы попросили Иона Чебана высказать свое мнение, однако он перенаправил нас к 
пресс-службе партии. Официальный представитель ПСРМ, однако, не ответил на 
звонок» (15 мая); «Мы связались сегодня с Андреем Нэстасе, чтобы предоставить 
ему право на ответ, но он не ответил на звонок» (16 мая); «Репортеры TV 8 
позвонили официальному представителю ПСРМ Ирине Астаховой и Иону Чебану, но 
они не ответили на звонок, чтобы воспользоваться правом на ответ» (17 мая). 

В остальных двух случаях, TV 8 не обеспечил сбалансированность источников и право 
на ответ тем, кого обвиняли. В новость от 17 мая, «Мошенничество в подписных листах 
Сильвии Раду?», TV 8 не включил мнение независимого кандидата Сильвии Раду, а в 
новости от 18 мая об отчете о мониторинге избирательной кампании организацией 
Promo-Lex, TV 8 не обеспечил право на ответ президенту Игорю Додону, о котором было 
сказано, что он участвовал в кампании в пользу одного из кандидатов. 

Языковой стиль и изображения 

В большинстве новостей, TV 8 применял корректный и нейтральный язык. Тем не менее, 
были отмечены случаи, когда репортеры TV 8 высказывались иронично о некоторых 
кандидатах. Например, в новости 18 мая, «Раду подводит итоги кампании», TV 8 
говорит о Сильвии Раду с иронией: «Чтобы произвести впечатление на избирателей 
перед выборами, кандидаты в мэры прибегают к действиям, не характерным для 
этой должности. Сильвия Раду, например, играет роль хозяйки, публикует 
фотографии на своей странице в Facebook, на которых она красит домики в детском 
саду… Раду настолько уверена в победе, что уже даже составила план работы, 
которую собирается проделать на посту мэра… Сильвия Раду снова похвасталась, 
что не вывешивала рекламных щитов». Другой пример смешивания фактов с 
мнениями был замечен в надписи к новости «Чебан хочет реформировать ЖЭКи» от 
14 мая: «Он не упустил возможности пообещать увеличение зарплат на 20%». 
Видеоряд, примененный на TV 8, был нейтральным и не подвергался манипулированию 
или монтажу, ставящему отдельных кандидатов в благоприятное или неблагоприятное 
положение. 

 

Pro TV 

Участие в избирательной кампании 

В период мониторинга, телеканал Pro TV передал 27 новостей и репортажей прямого и 
косвенного предвыборного характера. Все предвыборные новости были включены в 
тематическую рубрику «Новые местные выборы 2018». Единственным днем, когда Pro 
TV не передавал предвыборных материалов в выпусках новостей, было 13 мая. В день 
тишины, 19 мая, Pro TV передал 8 новостей о процедуре голосования в день выборов, 
информацию об избирательных бюллетенях (не упоминая при этом напечатанных в них 
кандидатов), о последних приготовлениях в избирательных участках, о процессе 
мониторинга и о наблюдателях, а также три репортажа о проблемах, с которыми 
сталкиваются жители Кишинэу и которые предстоит решить будущему мэру, и, 
соответственно, то, каким будущего мэра видят дети, молодые люди и взрослые (не 
называя имен и не предлагая кандидатов). Остальные 21 материал освещали такие 
темы как опрос для Барометра общественного мнения и его результаты; опрос, 
опубликованный «одним из приближенных Влада Плахотнюка»; исключение кандидата 
из предвыборной гонки в Кишинэу; содержание и приоритеты предвыборных программ; 
аудиозаписи разговоров кандидатов; третий отчет о мониторинге выборов, выпущенный 
организацией Promo-Lex; и четыре новости о предвыборных дебатах, организованных 
Pro TV, «Хочу быть мэром». 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 



            

22 
 

В большинстве новостей и репортажей на тему мониторинга, Pro TV представлял 
информацию нейтрально и объективно, предоставляя телезрителям и информацию о 
контексте, чтобы помочь им лучше понять ситуацию и анализируемые темы. Тем не 
менее, в нескольких материалах образ представления информации и формулирования 
текста указывает на пристрастное отношение репортеров к некоторым кандидатам. 
Например, в новости от 14 мая, «Еще один опрос», говорится: «…а опрос, 
опубликованный приближенным Влада Плахотнюка, ставит Сильвию Раду намного 
выше Иона Чебана, и за ними двумя следует Андрей Нэстасе». Только в конце 
материала объясняется, что речь идет о компании «Intelect Group, учредителем 
которой, по данным газеты Ziarul de Gardă, является один из сторонников Влада 
Плахотнюка». Таким образом, телезрителю сначала была предложена истолкованная 
информация, и лишь позднее были представлены факты, со ссылкой на другое средство 
массовой информации (метод приоритетной информации). В другой новости, от 15 мая, 
«Не голосуйте за ЛП и ПСРМ!», Pro TV допустил легкое смешивание фактов с мнениями: 
«Кандидат социалистов говорит, что призыв демократов не имеет значения, 
потому что граждане уже сделали свой выбор» (где, когда и в каком контексте было 
сделано это заявление, указано не было). Кроме того, в новости от 16 мая об участниках 
предвыборных дебатов на Pro TV, репортер сказал: «… а Александру Мыцу говорит, 
что знает обо всех проблемах Кишинэу, хотя живет в Москве». Таким образом, было 
допущено оценочное суждение, которое в некоторой степени поставило этого кандидата 
в неблагоприятное положение. 

В новостях и репортажах цитировались или упоминались девять из 11-ти кандидатов, 
оставшихся в гонке. Ион Чебан, кандидат ПСРМ, был героем новостей и/или упоминался 
в восьми материалах. В трех из них Чебан был представлен в отрицательном контексте, 
а в остальных – в нейтральном. В то же время, в выпуске новостей 16 мая, в материале 
о Фестивале семьи (материал косвенного предвыборного характера, не вошедший в 
тематическую рубрику), в момент, когда Ион Чебан появился на сцене рядом с Игорем 
Додоном, репортер Pro TV сказал: «…и кандидат ПСРМ на местных выборах в Кишинэу 
поднялся на сцену». 

Сильвия Раду представлялась и/или упоминалась в восьми материалах, в четырех из 
них – в отрицательном свете, а в остальных – нейтрально. Андрей Нэстасе, общий 
кандидат ППДП/ПДС/ЛДПМ, был героем и/или упоминался в семи материалах, в равной 
степени в нейтральном, отрицательном и положительном контексте. Валериу Мунтяну, 
кандидат ЛП, был героем новостей или упоминался в семи материалах, в равной 
степени в нейтральном, положительном и отрицательном свете. Александру Рошко, 
кандидат партии «Наш дом – Молдова», и Максим Брэила, кандидат НПРМ, были 
героями двух новостей, в одной в нейтральном контексте и в одной в отрицательном. 
Василе Костюк (ППДД), Виктор Стрэтилэ (Зеленая экологическая партия) и Александра 
Кан (ЛПН) были упомянуты в одной новости каждый. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

В большинстве конфликтных или спорных материалов (четыре), Pro TV обеспечил право 
на ответ лицам, обвиняемым в переданных новостях и репортажах. Когда с ними 
невозможно было связаться или не получилось интервьюировать их по какой-либо 
причине, на Pro TV говорили: «Валериу Мунтяну и Константин Кодряну утверждают, 
что опросы общественного мнения призваны манипулировать, а Ион Чебан 
утверждает, что не верит этим данным. Остальные кандидаты не 
прокомментировали» (14 мая); «…а Андрей Нэстасе не ответил на звонок, чтобы 
прокомментировать. Остальные кандидаты не отреагировали» (15 мая); 
«Ответственные представители Партии Шор сказали нам, что прокомментируют 
решение ВС позже, в рамках пресс-конференции» (16 мая); «Они [прим.ред.: Андрей 
Нэстасе и Сильвия Раду] не прокомментировали предложение Чебана» (18 мая). 



            

23 
 

Единственное отклонение от принципа обеспечения сбалансированности источников 
было замечено в новости от 18 мая («Нарушения в кампании»), о третьем отчете о 
мониторинге выборов, опубликованном организацией Promo-Lex. Независимый 
кандидат Сильвия Раду и кандидат ПСРМ Ион Чебан упоминались в нем 
непосредственно: «Сильвия Раду подарила кондиционер как предвыборный подарок, а 
глава государства участвовал в предвыборной агитации в пользу Иона Чебана. Это 
некоторые из нарушений, отмеченных экспертами Promo-Lex в последнем отчете о 
мониторинге выборов». Редакция Pro TV частично обеспечила сбалансированность, 
включив мнение Максима Лебедински, советника президента, но не упомянула, 
попыталась ли связаться с Сильвией Раду, чтобы предоставить ей право на ответ. 

Языковой стиль и изображения 

За небольшими исключениями, когда были отмечены ироничные акценты, язык 
новостей и репортажей Pro TV соответствовал нормам профессиональной этики, а в 
примененном видеоряде не было замечено приемов монтажа, ставящих отдельных 
кандидатов в неблагоприятное положение. 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 
 
Результаты мониторинга позволяют констатировать, что в период с 12 по 19 мая 2018 
года большинство средств массовой информации, охваченные мониторингом, не 
предоставили равного доступа всем кандидатам в новых местных выборах от 20 мая 
2018 года, не обеспечили плюрализм мнений и не осветили избирательную кампанию 
корректно и беспристрастно. 

 В последнюю неделю кампании, общественный телеканал Moldova 1 проявил 
себя слегка пристрастно, не сумев обеспечить равный доступ к новостям всем 
кандидатам. Судя по частоте и контексту появления кандидатов, отмечается 
легкое предпочтение кандидата ПСРМ Иона Чебана и независимого кандидата 
Сильвии Раду. 

 Национальные вещатели Prime TV, Canal 2 и Publika TV, которые перед началом 
кампании объявили, что не будут освещать выборы, продолжили передавать 
материалы прямого и косвенного предвыборного характера, продвигая 
независимого кандидата Сильвию Раду и ставя в неблагоприятное положение 
кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе. 

 Jurnal TV проявился беспристрастным освещением всех кандидатов в новостях, 
включенных в предвыборную рубрику. В других новостях телеканал продвигал 
кандидата ППДП/ПДС/ЛДПМ Андрея Нэстасе и ставил в неблагоприятное 
положение независимого кандидата Сильвию Раду. 

 NTV Moldova и Accent TV продвигали кандидата ПСРМ на пост мэра муниципия 
Кишинэу Иона Чебана, которому было предоставлено много эфирного времени и 
положительный контекст, в котором была представлена его деятельность. NTV 
Moldova также поддерживал кандидата ПСРМ на пост мэра Бэлць Александра 
Усатого. 

 На RTR Moldova было замечено легкое предпочтение кандидата ПСРМ Иона 
Чебана и кандидата Партии Шор на пост мэра Бэлць Павла Вережана, которые 
упоминались намного чаще других кандидатов. 

 Pro TV и TV 8 проявили себя относительно сбалансированно, обеспечив 
плюрализм мнений о предоставив доступ к новостям большому числу 
кандидатов. В последнюю неделю кампании, на этих двух каналах было замечено 
слегка неблагоприятное отношение к независимому кандидату Сильвии Раду, что 
проявилось в относительно большом числе появлений и/или упоминаний в 
отрицательном контексте.  

  



            

24 
 

 

 

 

 


