
            

 

  

  
  
  

  
  

 
 
 

 

 

 
 
 

 

Мониторинг СМИ в ходе избирательной кампании к 

досрочным парламентским выборам 11 июля 2021 года  

 

Отчет № 3 

18-24 июня 2021 года 

 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 
 

 

Данный отчет составлен при финансовой поддержке Бюро 

Посольства Нидерландов в Молдове. 

 

 

 



            

Общая информация 

 
Цель и задачи проекта: Мониторинг и информирование общественности о 
деятельности средств массовой информации в ходе избирательной кампании и о доступе 

конкурентов на выборах к СМИ. Задача мониторинга – провести анализ журналистских 
тенденций, которые могут повлиять на работу СМИ и поставить под угрозу их 

способность предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и 
плюралистическую информацию. 
 

Период мониторинга: 1 июня – 10 июля 2021 года 
 

Критерии отбора средств массовой информации для мониторинга: 

• Аудитория / воздействие: национальное, региональное 
• Тип СМИ: аудиовизуальные 

• Форма собственности: государственная, частная 
• Язык вещания: румынский, русский 

 
Список СМИ, охваченных мониторингом: 

 

Moldova 1 (19:00) – государственный телеканал, национальное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

Prime TV (21:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

Primul în Moldova (18:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 
Publika TV (онлайн-версия) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 
Jurnal TV (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском 

и русском; 

NTV Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

RTR Moldova (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 
румынском и русском; 

TV 8 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и 

русском; 
Pro TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском; 

TV6 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и 
русском. 
 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 

ЦПА – центральная публичная администрация 

МПА – местная публичная администрация 

АОР – Альянс за объединение румын 

ЦИК – Центральная избирательная комиссия 

ИБКС – Избирательный блок коммунистов и социалистов 

ИБРУ – Избирательный блок «Ренато Усатый» 

ПКД-ГК – Партия коллективного действия – Гражданский конгресс 



            

ПСЕД – Партия «Строим Европу дома» 

ПДС – Партия «Действие и солидарность» 

ПРОМ – Партия развития и объединения Молдовы 

ПДД – Партия «Демократия – дома» 

ДПМ – Демократическая партия Молдовы 

ПЗС – Партия Закона и справедливости 

ПП NOI – Политическая партия NOI 

ППДП – Партия «Платформа Достоинство и правда» 

ППСН – Политическая партия «Сила народа» 

ПППП – Политическая партия «Партия за перемены» 

ПП «Шор» – Политическая партия «Шор» 

ПНЕ – Партия национального единства 

ЭПЗ – Экологическая партия зеленых 

ДПСН – Движение профессионалов «Speranţa-Надежда» 

 

2. Методология  

 
Был проведен мониторинг всего содержимого главных ежедневных выпусков новостей 
на каждом телеканале и были проанализированы материалы, имеющие прямое или 

косвенное отношение к выборам. Материалы были подвергнуты оценке с точки зрения 
содержания и контекста, чтобы определить, ставят ли их авторы в выгодное или 

невыгодное положение отдельные партии/другие политические формирования. 
Материалы были также проанализированы в соответствии со следующими критериями 
объективного освещения: 

 
Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность. Согласно 

Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах (КоАМ), в силу основного права на 
информирование поставщики медиауслуг должны соблюдать следующие требования: a) 
обеспечение четкого различия между фактами и мнениями; b) информирование о факте 

или событии должно быть достоверным, а информация должна проверяться и 
представляться беспристрастно и добросовестно (ст. 13 (1)). В то же время, согласно 

нормам деонтологии, новости должны быть беспристрастными и объективными и не 
должны поддерживать отдельные партии/группы или отдельных людей в ущерб другим. 
Наличие дискриминационных элементов в репортажах и новостях свидетельствует о 

том, что действительность представлена с точки зрения журналиста. Фильтрация 
новостей и минимальный анализ истории и контекста также говорят о защите интересов 

отдельных субъектов, а не общественности в целом. А ст. 69 (5) Кодекса о выборах 
предусматривает, что средства массовой информации не должны проявлять 
привилегированное отношение к конкурентам на выборах в силу их социального статуса 

и/или должностей, занимаемых их кандидатами. 
 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников. Чтобы быть 
корректными и сбалансированными, материалы должны представлять все 



            

задействованные стороны, особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях, и 

проявлять равное отношение к оппонентам. Также, СМИ должны обеспечивать доступ к 
различным взглядам, чтобы помочь аудитории прийти к собственному мнению о 
событиях. КоАМ гласит, что в новостных аудиовизуальных программах, где точность и 

достоверность информации являются основополагающими критериями, сведения 
должны поступать из проверенных источников, быть документально подтвержденными 

фактами, обеспечивать правдивую и беспристрастную подачу событий и 
сбалансированно отражать различные мнения (ст. 13 (4)).  
 

Языковой стиль и видеоряд 
Намеренное использование преувеличений и предосудительных выражений, таких как 

ругательства или ярлыки в адрес определенных лиц или организаций, а также обработка 
изображений таким образом, чтобы представить определенных персонажей в 
отрицательном свете, вызывают серьезные сомнения относительно соблюдения 

этических и профессиональных стандартов. Поведение журналистов выглядит 
неэтичным и тогда, когда изображения не соответствуют действительности, когда они 

подделаны, или когда новости сопровождают кадрами, не имеющими отношения к 
тексту. КоАМ запрещает транслировать репортажи, в отношении которых имеются 
основания полагать, что они пропагандируют, разжигают, популяризируют или 

оправдывают расовую ненависть, ксенофобию, антисемитизм или другие формы 
ненависти, основанные на нетерпимости или дискриминации по признаку пола, расы, 

национальности, религии, ограничения возможностей или сексуальной ориентации (ст. 
11 (2)). 
 

3. Данные мониторинга 

 

3. Данные мониторинга 

 

 Moldova 1  

 

Освещение избирательной кампании  

В период с 18 по 24 июня 2021 года на общественном телеканале Moldova 1 вышло 7 
выпусков новостей Mesager в 19:00. Всего был передан 51 сюжет, непосредственно 
касавшийся избирательной кампании к досрочным парламентским выборам 11 июля 

2021 года, общим объемом 3,688 секунд (1,02 часа). Новости на тему выборов были 
включены в рубрику «Досрочные парламентские выборы 2021», и в основном освещали 

предвыборную деятельность конкурентов и их обещания в политической, социальной и 
экономической сфере. 

Часть новостей была посвящена деятельности ЦИК, которая зарегистрировала 

последних двух конкурентов, открыла единую телефонную линию и оспорила в Высшей 
судебной палате (ВСП) постановление Апелляционной палаты Кишинева о количестве 

избирательных участков, которые предстоит открыть за рубежом. В период мониторинга 
канал Moldova 1 начал проведение предвыборных теледебатов, а в выпусках новостей 
было включено пять сюжетов с участниками дебатов. Кроме того, была показана одна 

новость о результатах второго отчета о мониторинге десяти телеканалов в ходе 
избирательной кампании, подготовленного Центром независимой журналистики, а 

также были представлены данные опроса мнений о предпочтениях избирателей перед 
выборами. 



            

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

В период мониторинга, телеканал Moldova 1 действовал сбалансированно и освещал 
предвыборные действия конкурентов на выборах корректно и нейтрально, без тенденций 
представления их в особо благоприятном или неблагоприятном свете. У всех кандидатов 

был доступ к эфирному времени на общественном канале, в зависимости от их действий. 

Тон освещения предвыборной деятельности кандидатов был нейтральным, без заметной 

поддержки или представления в неблагоприятном свете отдельных конкурентов на 
парламентских выборах, за исключением Избирательного блока коммунистов и 
социалистов, у которого было большее присутствие в новостях о кампании и в 

материалах с обвинениями против других политических субъектов, а в двух случаях тон 
освещения был положительным. 

Предвыборные предпочтения граждан освещались 23 июня в сюжете об опросе мнений, 
в котором была сбалансированно представлена информация о партиях, которые вошли 
бы в Парламент, если бы в следующее воскресенье состоялись выборы, и о политиках, 

которым граждане доверяют больше всего. В целом, представление опроса 
соответствовало требованиям Положения об освещении избирательной кампании к 

досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой 
информации Республики Молдова1, т.е. были упомянуты размер выборки, погрешность и 
источники финансирования. При этом, телеканал не сообщил, был ли опрос разрешен 

ЦИК. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

При подготовке 51 новостного сюжета о выборах, журналисты Moldova 1 
воспользовались 116 источниками, в основном конкурентами на выборах и 
представителями ЦИК. 

С точки зрения частоты и объема появлений на экране, наибольшее присутствие было у 
представителей ИБКС – десять прямых появлений или упоминаний и самый большой 

объем прямых или косвенных выступлений (228 секунд), за которыми следовал АОР – 8 
появлений и 124 секунды. У ПДС было 9 прямых и косвенных появления и 113 секунд, 
ППДП – 6 появлений и 99 секунд. У ПСЕД и ИБРУ было по 5 появлений, ДПМ – 4, а 

ПКД-ГК и ПРМ – по 2 появления. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 10 228 

АОР 8 124 

ПДС 9 113 

ППДП 6 99 

ДПМ 4 81 

 
1
 Положение об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами 

массовой информации Республики Молдова: Поставщики медиауслуг вправе сообщать о результатах опросов общественного 
мнения на предвыборную тематику не позднее 5 дней до дня выборов, только если они сопровождаются следующей информацией: 

название организации, которая проводила опрос; дата или период времени проведения опроса и примененный метод; размер 
выборки и максимальная погрешность; заказчик опроса и источник финансирования; доказательство извещения ЦИК о 
проведении опроса на предвыборную тематику в соответствии со ст. 70 ч. (10) Кодекса о выборах. В случае экзит-поллов, 

должно быть представлено решение ЦИК об их проведении. 

 



            

ИБРУ 5 69 

ПППП 1 54 

ПСЕД 5 50 

ПКД-ГК 2 55 

ПРМ 2 42 

  
Кроме того, в новостях на этой неделе мониторинга цитировались ПДД – 3 раза (24 

секунды), ППСН и ПППТ – по 2 раза, 18 и 19 секунд эфирного времени, соответственно. 
Трижды была упомянута ПНЕ, один раз – ПП «Шор», ППМ, ПНИВ, ПРОМ, ПП NOI, а 
также независимый кандидат Вячеслав Валько. Президент Майя Санду упоминалась в 

двух новостях на тему выборов с участием кандидата ИБКС Богдана Цырдя. Последний 
заявил, что он «потребует, чтобы Генеральная прокуратура и Прокуратура по борьбе 

с коррупцией расследовали предполагаемые связи между директорами НАРЭ и Майей 
Санду» и «представил результаты “реформ”, проведенных в период, когда Майя Санду 
была министром». В обоих случаях «пресс-служба Президентуры отказалась 

прокомментировать предвыборные заявления Богдана Цырдя». 

Десять из всех соответствующих материалов были о конфликтных ситуациях, и во всех 

была обеспечена сбалансированность источников. В большинстве новостей о действиях 
конкурентов телеканал использовал только один источник, без информации о контексте. 

С гендерной точки зрения, Moldova 1 отдавал приоритет источникам-мужчинам, 

которые цитировались/упоминались 62 раза, а женщины цитировались/упоминались 19 
раз (23%). 

Языковой стиль и видеоряд  

В период с 18 по 24 июня Moldova 1 использовал адекватную лексику, в соответствии с 
нормами деонтологии. Используемые кадры были нейтральными и соответствовали 

этическим и профессиональным стандартам. 

 

  Jurnal TV 

Освещение избирательной кампании 

В период с 18 по 24 июня, телеканал Jurnal TV передал 23 материала на тему выборов в 

пяти выпусках новостей, общим объемом 4012 секунд (1,1 час). Телеканал широко 
освещал тему количества избирательных участков, которые будут открыты за рубежом, 

решения судов и ЦИК по этому вопросу и мнения экспертов. Кроме того, освещалась 
предвыборная деятельность конкурентов и предвыборные обещания; дело депутата 
Петра Жардана, кандидата от ПП «Шор», в связи с концессией Международного 

аэропорта Кишинева; отчет президента Майи Санду спустя шесть месяцев на посту; 
результаты нового предвыборного опроса мнений. Редакция также передала 

масштабный сюжет с элементами расследования об интересах двух представителей 
ДПМ в махинациях с поставкой топлива в приднестровский регион. Новости, 
непосредственно касавшиеся кандидатов на выборах, вошли в рубрику «Досрочные 

парламентские выборы 2021». 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

В период мониторинга, Jurnal TV нейтрально и беспристрастно освещал темы, имеющие 
отношение к выборам, не поддерживая и не ставя в неблагоприятное положение ни 
одного конкурента и не смешивая факты с мнениями в новостях. Журналисты соблюдали 



            

правовые и деонтологические нормы, и в материалах не было замечено элементов 

тенденциозности. 

В каждом выпуске новостей, телеканал показывал по одному сюжету под заголовком 
«Выборы 2021: предвыборные события», с обзором предвыборных событий за 

прошедший день. Продолжительность появлений кандидатов на экране была 
относительно равной, и в конце уточнялось, что «остальные конкуренты не 

организовывали сегодня публичных мероприятий в рамках избирательной кампании», 
имея в виду кандидатов, не вошедших в обзор. 

21 июня Jurnal TV сообщил о результатах нового опроса мнений, упомянув всех 

конкурентов на выборах, а также политиков, пользующихся наибольшим доверием 
среди населения. Данный сюжет соответствовал требованиям Положения об освещении 

избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года 
средствами массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Телеканал цитировал или упоминал в новостях на тему выборов 91 источник, обеспечив 
их разнообразие. Среди источников были представители формирований, участвующих в 

кампании, представители ЦИК, ЦПА, судов и правоохранительных органов, а также 
дипломаты, эксперты, СМИ. 

В эту неделю мониторинга доступ к новостям был у 15 конкурентов. ППДП получила 

больше всего эфирного времени – 276 секунд, и цитировалась в семи материалах. Далее 
были ДПМ (269 секунд), и ПДС, ИБКС и ПППП (более 100 секунд эфирного времени 

каждый). 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и косвенных 

появлений на экране, 

секунды 

ППДП 7 276 

ДПМ 4 269 

ПДС 8 196 

ИБКС 9 178 

ПППП 1 100 

ПРОМ 2 94 

ПРМ 1 87 

ПКД-ГК 2 77 

АОР 3 68 

ИБРУ  3 67 

 
Из тех, кто цитировался в одной новости, были ПСЕД и ПП «Шор», а последняя также 

упоминалась в еще одной новости. ПНИВ и независимый кандидат Вячеслав Валько 
только упоминались. 

Из 23 новостей, охваченных мониторингом, 9 были о конфликтных ситуациях. В 5 

случаях, Jurnal TV обеспечил право на ответ задействованным лицам, две новости были 
несбалансированными, и еще две были частично сбалансированными. 24 июня телеканал 

сообщил в новости короткой строкой о том, что АОР оспорил в суде решение ЦИК об 
открытии 150 избирательных участков в диаспоре. Косвенно цитировался Дорин 
Киртоакэ, обвинивший ЦИК в «злоупотреблении служебным положением, 



            

неоднократном и в серьезной форме». Ответ ЦИК отсутствовал. В одном частично 

сбалансированном сюжете 22 июня была сказано, что министр сельского хозяйства снял 
с должности директора Инспекции по охране окружающей среды в связи с тем, что тот, 
в свою очередь, не снял с должности глав из нескольких районов, которых предстояло 

заменить людьми, преданными ПСРМ. Министр опроверг обвинения, а к ПСРМ за 
комментарием не обратились. 23 июня телеканал передал новость с элементами 

расследования о том, что четверть годового потребления топлива в Приднестровье 
обеспечивает молдавская компания, которой владеет фирма, долей в которой владеет 
сын Александра Пынзарь, а «по документам, имущественные интересы в бизнесе имеет 

и Александр Жиздан». В то время как Александр Пынзарь цитируется непосредственно, 
журналисты сообщили, что «с Александром Жиздан не удалось связаться по телефону. 

Пресс-служба ДПМ сообщила, что он уехал на встречи с избирателями. Нам 
предложили написать ему сообщение. Ответа на сообщения мы не получили». Они 
цитировали заявления, которые Жиздан сделал полгода назад, но не на тему 

расследования, а об отношениях некоторых политиков с обоих берегов Днестра. 

В этот период была замечена существенная разница между числом женщин и мужчин, 

которые цитировались в качестве источников – 56 мужчин и 7 женщин (12,5%). 

Языковой стиль и видеоряд  

Лексика и видеоряд, использованные в выпусках новостей на Jurnal TV, соответствовали 

нормам деонтологии, без нарушений и элементов дискриминации. 

 

 NTV Moldova 

Освещение избирательной кампании 

Телеканал NTV Moldova передал в отчетный период 40 материалов, прямо и косвенно 

касавшихся выборов, общим объемом 5,210 секунд (1,4 часа). В данных материалах в 
основном освещалась предвыборная деятельность некоторых конкурентов, обвинения 

одних кандидатов против других, информация от ЦИК о процессе выборов и т.д. 
Телеканал также показал несколько материалов вне рубрики, посвященной выборам, 
освящая события из регионов, в том числе имевшие косвенное отношение к выборам, 

которые были нацелены на Майю Санду. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Значительная часть материалов (18) была пристрастной, что выражалось в выборе тем 
для освещения и в том, как они были освещены. Например, телеканал ежедневно 
передавал как минимум три новости с присутствием представителей ИБКС и/или о них, 

в которых представлялись предвыборные задачи или обвинения в адрес других 
конкурентов на выборах, особенно ПДС, а также президента Майи Санду. 

Обвинительные новости были, как правило, тенденциозными, и не всегда в них факты 
были отделены от мнений. Так, 23 июня телеканал передал материал с элементами 
комментария, в котором сообщалось, что «когда ей нужны были голоса, чтобы 

возглавить государство, Майя Санду щедро раздавала обещания, от снятия забора 
вокруг Президентуры до сокращения затрат на содержание этого учреждения. Позже, 

избиратели убедились, что у Майи Санду была самая дорогая церемония вступления в 
должность в истории страны, а забор остался нетронутым. Так же было и с 
расследованием кражи миллиарда. Когда ей нужны были голоса, она клялась добиться 

справедливости…». Источник цитаты не был указан. Весь материал состоял из подобных 
комментариев в сопровождении видео и реплик Майи Санду. 



            

Другой тенденциозный и манипулирующий материал (уличный опрос мнений в 

Дубоссарах) был показан 18 июня. Вступление, сопровождаемое надписью на экране 
«Проевропейцы разочаровали избирателей», было расплывчатым и неясным, и в нем 
отсутствовало уточнение, что «опрос не отражает полностью общественного мнения и 

не имеет исследовательской ценности», как того требует Кодекс об аудиовизуальных 
медиауслугах (КоАМУ) в ст. 13 (11), создавая впечатление, что речь идет о 

национальном опросе. «Спустя 12 лет у руководства страны, проевропейские партии 
разочаровали значительную часть общества. Молдаване говорят, что с 2009 года 
прозападные формирования раздавали лишь обещания лучшей жизни, а на самом деле 

граждане стали беднее и потеряли надежду на будущее. Люди говорят, что массово 
пойдут на выборы 11 июля, чтобы изменить направление, в котором движется 

Молдова», - сказала ведущая, а далее цитировались граждане, недовольные маленькими 
пенсиями, дорогими лекарствами, отъездом людей за границу и т.д. Неясно, на какой 
вопрос отвечают люди, многие из которых констатируют свои текущие проблемы. 

Говоря о дне выборов, респонденты поддерживают идею голосования, но никто не 
сказал о необходимости изменения курса развития страны. Таким образом, выводы 

репортера не поддерживают высказывания участников опроса. Вступление 
сопровождалось архивными кадрами, где Майя Санду была рядом с бывшим премьером 
Владом Филатом, однако телеканал не упомянул, что использованы архивные 

материалы, как того требует законодательство. Кадры, предназначенные для того, чтобы 
проиллюстрировать связь между Санду и Филатом (приговоренным за коррупцию), 

повторили дважды. Так, NTV Moldova нарушил ст. 13 (1) КоАМУ, согласно которой 
поставщики медиауслуг должны представлять информацию беспристрастно и 
добросовестно. 

В отчетный период телеканал передал две новости с манипулированием и 
дезинформацией телезрителей. Одна из них, 18 июня, была основана на передаче Acces 

Direct, вышедшей на NTV Moldova 17 июня, с участием и.о. министра сельского 
хозяйства, регионального развития и окружающей среды Иона Пержу. Новость 
сопровождалась заголовком «У государства больше нет денег для фермеров» и 

сообщала об ущербе, причиненном недавними дождями и грозами, с цитатами министра 
на эту тему. Репортер приписал Иону Пержу следующее утверждение: «Если политики 

продолжат настаивать на том, чтобы немногие деньги, оставшиеся в резервном 
фонде, были выделены на увеличение числа избирательных участков для диаспоры, есть 
риск остаться без урожая». Эта косвенная цитата по сути является выводом репортера, 

совпадающим с мнением ведущего программы. Ион Пержу не делал таких заявлений в 
передаче, не упоминал политиков и избирательных участков для диаспоры. В итоге, 

репортер сказал, что «ранее, по предложению Майи Санду, Правительство решило 
выделить большую часть денег из резервного фонда на досрочные парламентские 
выборы». 

Тему продолжили 23 июня в отдельном сюжете, в котором репортер говорил об ущербе 
по оценке министра Пержу. «…Он высказал обеспокоенность тем, что у государства 

нет необходимых средств для предоставления помощи и компенсации, потому что 
деньги из резервного фонда Правительства, предусмотренные для подобных ситуаций, 
были использованы по предложению президента Майи Санду для организации досрочных 

парламентских выборов. “Поэтому у Правительства есть только 28 миллионов леев”, 
- уточнил и.о. министра сельского хозяйства, регионального развития и окружающей 

среды». Эта цитата не подтверждается заявлениями министра, который в 
непосредственном выступлении говорил о другом. Следует отметить, что в ходе 
передачи беспокойство по поводу отсутствия денег высказывал ведущий, а Ион Пержу 

не делал заявлений, показывающих связь между резервным фондом, выборами и 
президентом Майей Санду. Таким образом, телеканал нарушил ст. 13 (1) КоАМУ, 



            

согласно которой поставщики медиауслуг должны правильно информировать о фактах 

или событиях, а информация должна быть проверена и представлена беспристрастно и 
добросовестно. 

В выпуски новостей ежедневно включали новости, имевшие прямое или косвенное 

отношение к выборам, которые подчеркивали, что хорошие инициативы ПСРМ не были 
реализованы потому, что президент Санду не промульгировала определенные законы. 

Тон представления большинства кандидатов был нейтральным, за исключением ИБКС, 
в отношении которого тон был положительным пять раз, и ПДС, которая была 
представлена в десяти материалах с отрицательной коннотацией. ПДС также была 

поставлена в неблагоприятное положение большим количеством отрицательных 
новостей, касавшихся президента Санду – всего десять. Другие партии преимущественно 

представлялись в нейтральном свете, за исключением ПНЕ – одно отрицательное 
появление. 

В отчетный период было замечено снижение числа новостей о кампании ИБКС. 

Представители блока появлялись в новостях в основном в качестве обвинителей других 
партий. Телеканал упомянул, как минимум один раз, в конце сюжета, номер этого 

конкурента в бюллетене на голосования. Уменьшилось присутствие в новостях лидера 
ПСРМ, Игоря Додона, который иногда появлялся на экране, но без прямых выступлений 
– например, в новости 21 июня о Фестивале клубники и меда в Садова. 

Телеканал передал два материала о результатах опросов общественного мнения, и в 
обоих Положение об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским 

выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова 
было соблюдено. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

40 новостей на тему мониторинга были подготовлены при помощи 97 источников, 
которые не были разнообразными, т.е. был обеспечен относительный плюрализм 

мнений. Чаще всего это были представители конкурентов на выборах, представители 
Правительства, ЦИК, местной публичной администрации и граждане. В отчетный 
период не было замечено явного увеличения числа конкурентов в новостях. Телеканал 

информировал о 10 кандидатах, восемь из которых цитировались и два были только 
упомянуты. 

У ИБКС было больше всего появлений/упоминаний и эфирного времени для прямых 
высказываний, и за ним следовали ППДП и ПКД-ГК. ПДС в основном упоминалась (4 
раза), и один раз цитировалась. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаем

ые субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и косвенных 

появлений на экране, 

секунды 

ИБКС 19 1502 

ППДП 6 283 

ДПМ 2 182 

ПКД-ГК 1 155 

ПНЕ 1 86 

ПДС 5 60 

АОР 1 58 



            

ПДД 1 50 

ИБРУ 2 0 

ПП «Шор» 1 0 

 
Президент Майя Санду была упомянута 10 раз и у нее было одно прямое высказывание. 

Из 12 новостей о конфликтных ситуациях, большинство (8) были несбалансированными, 
не цитировали обе стороны конфликта. Телеканал не приложил усилий, чтобы 
сбалансировать новости, чаще всего сообщая, что упомянутые лица не ответили на 

телефонный звонок или отказались прокомментировать, не предоставляя при этом 
доказательств соответствующих действий со стороны журналиста. Так, 18 июня NTV 

Moldova сообщил о намерении депутата от ПСРМ обратиться в Генеральную 
прокуратуру с ходатайством о расследовании связей Майи Санду с нефтяными 
компаниями, выступая с обвинениями в коррупции (якобы они спонсировали кампанию 

Майи Санду к президентским выборам, а теперь президент допускает рост цен  на 
топливо). Телеканал заявил, что официальный представитель Президентуры отказалась 

комментировать, однако доказательств этому не было представлено, а с представителями 
ПДС не связывались. В другом сюжете 18 июня Игорь Додон обвинил Президентуру в 
том, что она не принимает меры для прекращения роста цен. 

Частично сбалансированными были новости об обвинениях Парламентской 
следственной комиссии в связи с похищением украинского судьи Николая Чауса, где 

Майю Санду обвиняли во вмешательстве, но ее реакция отсутствовала. 

Касательно гендерного равенства, в отчетный период была замечена существенная 
разница между количеством процитированных/упомянутых мужчин и женщин – 55 и 29 

(32%), соответственно. 

Языковой стиль и видеоряд 

В новостях на тему выборов лексика была в целом адекватной и нейтральной. Не было 
замечено манипулирования изображениями и монтажных уловок. В одном случае (в 
материале с уличным опросом мнений 18 июня), телеканал не упомянул, что были 

использованы архивные записи, что противоречит Положению об освещении 
избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года 

средствами массовой информации Республики Молдова. 

 

  Prime TV 

Освещение избирательной кампании 

В отчетный период Prime TV передал 30 материалов на тему выборов в пяти ежедневных 
выпусках новостей, общим объемом 3087 секунд (0,8 часов). Репортеры сообщали о 

предвыборных приоритетах и обязательствах конкурентов, заявленных на их 
мероприятиях в рамках кампании, предоставили информацию от ЦИК о процессе 

выборов, следили за событиями в связи с количеством избирательных участков за 
рубежом. В выпусках новостей освещались и конфликтные ситуации с участием 
некоторых конкурентов (попытки кандидата АОР попасть в приднестровский регион,  

попадание Петра Жардана на скамью подсудимых). 

Все новости на тему мониторинга были включены в рубрику «Выборы 2021». 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 



            

Prime TV освещал действия конкурентов на досрочных парламентских выборах 

правильно, нейтрально и беспристрастно. Новости были объективными, без нарушения 
норм деонтологии, а факты были отделены от мнений. 

В процессе мониторинга не было выявлено явных намерений представить конкурентов 

на выборах в благоприятном или неблагоприятном свете. Судя по частоте и 
продолжительности появлений, а также по подходу к темам, было замечено легкое 

предпочтение ИБКС, а тон освещения других кандидатов был нейтральным. 

Prime TV передал 21 июня новость о результатах очередного предвыборного опроса 
мнений. Материал был составлен в соответствии с Положением об освещении 

избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года 
средствами массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Prime TV обеспечил в отчетный период относительное разнообразие источников, 
использовав для подготовки 30 новостей 72 источника, в числе которых были кандидаты 

на выборах, ЦИК, представители госучреждений, к которым обратились за 
комментарием для материалов о конфликтных ситуациях. 

С точки зрения появлений на экране, наибольшее присутствие было у представителей 
ИБКС, с прямыми и косвенными высказываниями объемом 362 секунды. За ними 
следовал АОР, с объемом появлений в 2,4 раза меньше, т.е. 149 секунд. На небольшой 

дистанции за АОР следовал ИБРУ, со 140 секундами для прямых и косвенных 
высказываний. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 11 362 

АОР 5 149 

ИБРУ 5 140 

ППДП 4 131 

ПДС   7 124 

ПСЕД  2 58 

ПРМ 1 40 

ПП «Шор» 2 30 

ДПМ 1 30 

ПНИВ 2 25 

 
У независимого кандидата Вячеслава Валько было одно 10-секундное появление, а у 

ПДД – только одно упоминание. 

Из всех новостей (30), 12 были о конфликтных ситуациях. Во всех подобных материалах 

репортеры обеспечили сбалансированность процитированных источников, предоставив 
полную картину ситуаций. 

По части гендерного равенства, репортеры обращались преимущественно к мужчинам в 

качестве источников (41), а у женщин в качестве источников (8) было существенно 
меньшее присутствие (16%). 



            

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в новостях на Prime TV соответствовали нормам 
деонтологии. Нарушений и элементов, дискриминирующих кандидатов, замечено не 
было. 

 

 Primul în Moldova 

Освещение избирательной кампании  

В период с 18 по 24 июня телеканал Primul în Moldova продолжил активно освещать 
избирательную кампанию. В пяти выпусках новостей за указанный период было 

показано 38 материалов, имевших прямое и косвенное отношение к выборам, общим 
объемом 5307 секунд (1,4 часа). 27 материалов вошли в рубрику «Выборы 2021», и 11 

было показано вне этой рубрики. Более половины этих новостей освещали действия 
представителей ИБКС в рамках избирательной кампании и вне ее, или упоминали этот 
блок. В других материалах, Primul în Moldova сообщал о текущей деятельности ЦИК, о 

политических обязательствах, заявленных другими конкурентами, об обвинениях 
внутри одного политического формирования или представителей одних партий против 

других, о деятельности президента Майи Санду и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Более половины (23) материалов, проанализированных в рамках данного мониторинга, 

были тенденциозными, вопреки положениям Кодекса об аудиовизуальных 
медиауслугах. Пристрастное и необъективное отношение было замечено в выборе тем 

для освещения и в подходе. Чаще всего журналисты телеканала выносили на передний 
план достижения и заявления представителей ИБКС и обвинения в адрес ПДС и 
президента Майи Санду. Таким образом, было заметно стремление телеканала 

представить представителей ИБКС в положительном свете, а ПДС и Майю Санду – в 
отрицательном. 

Например, 18 июня Primul în Moldova передал новость, в которой сообщалось, что 
депутат ПСРМ Богдан Цырдя обратится с ходатайством в Генеральную прокуратуру и 
Прокуратуру по борьбе с коррупцией об установлении взаимоотношений между 

директорами НАРЭ и президентом Майей Санду, чтобы «расследовали связь между 
спонсированием Санду некоторыми нефтяными корпорациями в ходе президентской 

кампании, а также возможную связь между приходом Майи Санду к власти и ростом 
цен на топливо». Также 18 июня Primul în Moldova подчеркнул в одном сюжете убытки, 
нанесенные осадками сельскому хозяйству, и резервный фонд, «который не может 

быть опустошен для финансирования досрочных парламентских выборов в ущерб 
неотложных проектов для страны», заметив, что досрочные парламентские выборы 

спровоцировала Майя Санду. 

22 июня телеканал цитировал ПКД-ГК, представители которого утверждают, что 
предвыборная программа ПДС – это «блеф, который в очень скором времени разочарует 

избирателей». Журналисты подчеркнули во вступлении, что ПКД-ГК «имеет в виду 
предложения партии, в которой состояла и президент Майя Санду». В том же сюжете 

заметно и отсутствие разделения фактов от мнений. Журналист цитировал фразу, 
источник которой не был указан: «Предложение ПДС о привлечении средств для 
развития сел – пустой лозунг». 

23 июня, новость о том, что ППДП просит поддержки у деловых кругов Молдовы, была 
дополнена информацией, что «призывы поддержать избирательные кампании 



            

финансово начались от лидера ПДС Майи Санду перед президентскими выборами. 

Тогда, ПСРМ изучила пожертвования и констатировала, что сотни пенсионеров 
выделили фиксированные суммы в предвыборный фонд действующего президента. 
Представители ПСРМ предположили, что за этими пожертвованиями скрывается 

незаконное финансирование кампании. Впоследствии, такой же проект применила ПДС 
для досрочных парламентских выборов». Также 23 июня, в другом сюжете, Primul în 

Moldova заявил, что «расследование кражи миллиарда больше не является 
приоритетом для Майи Санду», сославшись на одно из ее прошлых заявлений и 
подчеркнув, что оно «противоречит обещанию, сделанному Санду до того, как она 

стала президентом». 

Primul în Moldova включил в выпуск новостей 23 июня новость о результатах опроса 

мнений, которая была представлена тенденциозно, с указанием во вступлении, что 
«лидеры ИБКС, Игорь Додон и Владимир Воронин, продолжают пользоваться 
наибольшим доверием среди молдаван, и за ними следует глава государства, Майя 

Санду». «Исследование показало, что по части доверия Майя Санду получила 32,9%. Тем 
не менее, главу государства продолжают опережать лидеры блока ПКРМ-ПСРМ, 

которые вместе набрали более 40%», - сообщил Primul în Moldova. Согласно цифрам, 
показанным на экране, по части «Доверие к политикам» Майя Санду опережает Игоря 
Додона и Владимира Воронина. 

 

 
В то же время, вопреки Положению об освещении избирательной кампании к досрочным 

парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации 
Республики Молдова, Primul în Moldova не указал источника финансирования и не 
сообщил, уведомили ли ЦИК о проведении опроса. 

В отчетный период, вне рубрики «Выборы 2021» Primul în Moldova передал три 
одобрительных материала о достижениях примаров, которые баллотировались по 

спискам ПСРМ (село Брезоая района Штефан-Водэ и села Колибабовка и Сэрэтень 
района Леова). Одобрение со стороны журналистов было заметно и в надписях на экране 
– например, «Сэрэтень радуют проектами» (22 июня). Эти материалы были дополнены 

голосами граждан, одобряющих достижения примаров. 



            

В противоположность этому, 24 июня Primul în Moldova передал тенденциозную новость 

об обвинениях нескольких граждан в адрес примара села Буцень района Хынчешть. 
После ряда одобрительных репортажей в адрес примаров, которые баллотировались от 
ПСРМ или как независимые кандидаты, в этом случае Primul în Moldova подчеркнул: «В 

то время как в других селах устанавливают водопровод, канализацию и уличное 
освещение, ремонтируют дороги и дома культуры, в селе Буцень меняются только 

цифры в счетах за коммунальные услуги. Люди жалуются, что глава местной 
администрации не делает ничего для села, и проблемы жителей его не волнуют». В 
конце материала журналисты уточнили, что, хотя он баллотировался как независимый 

кандидат, «его видели практически на всех встречах ПДС в районе Хынчешть». 

В отчетный период была заметна ангажированность телеканала в пользу ИБКС, который 

освещался в 22 новостных сюжетах, в 9 из которых тон был определенно 
положительным. В шести из этих сюжетов были представлены достижения, 
обязательства и предложения кандидатов ИБКС: пожертвование 60 000 доз вакцины 

Sputnik V от России после договоренностей между президентом Владимиром Путиным 
и Игорем Додоном; продвижение традиционных семейных ценностей; обещание, что ни 

одна школа не будет закрыта; и т.д. В других семи сюжетах представители этого блока 
выступали с обвинениями в адрес ПДС, президента Молдовы Майи Санду и посла США 
в Кишиневе Дерека Хогана. 

В то же время, было явным тенденциозное отношение к ПДС и президенту Майи Санду 
– тон их освещения был отрицательным в 16 материалах. Остальных конкурентов Primul 

în Moldova освещал нейтрально. 

Таким образом, Primul în Moldova нарушил положения Кодекса о выборах (ст. 69 (1)), 
согласно которым «вещательные организации во всех своих программах (…) обязаны 

соблюдать принципы справедливости, ответственности, равновесия и непредвзятости 
в освещении выборов», а также положения Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах 

(ст. 13 (6)), которые предусматривают «обеспечение непредвзятости, взвешенности и 
поощрения свободного формирования мнений посредством представления основных 
противоположных точек зрения в период общественного обсуждения 

соответствующих вопросов». 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В период мониторинга, для документального подтверждения новостей Primul în Moldova 
цитировал/упоминал в проанализированных материалах 91 источник, в основном 
конкурентов на выборах, местные органы власти, граждан, ЦИК и т.д. 

У ИБКС было наибольшее присутствие, и предоставленное ему эфирное время было в 
десятки раз больше, чем у других конкурентов (ППДП, ПДД, ПКД-ГК, ДПМ, ПДС). 

Остальные кандидаты были упомянуты по одному разу, когда Primul în Moldova 
перечислял всех кандидатов, зарегистрированных в ЦИК, а ИБРУ также был упомянут в 
контексте одного опроса общественного мнения. 

Президент Майя Санду была упомянута 11 раз, с одним 31-секундным прямым 
выступлением [интервью для «Радио Свободная Европа»]. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 21 1677 



            

ППДП 7 182 

ПДД 3 150 

ПКД-ГК 2 150 

ДПМ 3 117 

ПДС 8 79 

 

В отчетный период Primul în Moldova передал 16 новостей о конфликтных ситуациях, и 
14 из них касались представителей ПДС или президента Майи Санду. За исключением 
одного материала, все остальные были несбалансированными. В большинстве ситуаций 

Primul în Moldova не сообщал, какие шаги были предприняты, чтобы сбалансировать 
материалы и обеспечить право на ответ. 

В одном сюжете, о том, что посол США в Молдове Дерек Хоган подозревается в 
политической ангажированности, со ссылкой на письмо, адресованное Владимиром 
Ворониным, Primul în Moldova сообщил: «Посольство США пока не 

прокомментировало». 

Таким образом, телеканал нарушил ст. 13 (4) Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах, 

согласно которой «в новостных аудиовизуальных программах, где точность и 
достоверность информации являются основополагающими критериями, сведения 
должны поступать из проверенных источников, быть документально 

подтвержденными фактами, обеспечивать правдивую и беспристрастную подачу 
событий и сбалансированно отражать различные мнения». 

В отчетный период Primul în Moldova не обеспечил гендерного равенства среди 
источников/действующих лиц в проанализированных новостях. Телеканал 
процитировал/упомянул 62 мужчины и 29 женщин (31%). 

Языковой стиль и видеоряд  

Языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на Primul în Moldova в большинстве 

случаев соответствовали нормам деонтологии, но в одном случае была замечена 
дискриминирующая лексика. В контексте «Недели семьи», заявленной ИБКС, один 
советник ПСРМ в Муниципальном совете Кишинева и один кандидат ИБКС заявили 21 

июня: «Мы видим, как собирают подписи в поддержку зоофилии. Они неверно 
понимают призыв любить ближнего своего» и «Помолимся за тех, кто всю эту неделю 

пытались продвигать ценности, чуждые нашему народу, кто говорил о замене сладких 
слов мама и папа терминами родитель 1 и родитель 2». Подобные высказывания 
способны разжечь ненависть и нетерпимость к представителям ЛГБТ-сообщества, хотя 

в сюжете оно не упоминалось. Таким образом, телеканал нарушил ст. 11 (2) Кодекса об 
аудиовизуальных медиауслугах, которая запрещает транслировать репортажи, 

способные пропагандировать, разжигать, популяризировать или оправдывать ненависть, 
основанную на нетерпимости или на дискриминации по признаку пола, расы, 
национальности, религии, ограничения возможностей или сексуальной ориентации. 

 

  Pro TV  

Освещение избирательной кампании  

Телеканал Pro TV Chișinău передал в семи выпусках новостей, в отношении которых 

проводился мониторинг, 32 сюжета, имевших прямое и косвенное отношение к выборам, 
общим объемом 3744 секунд (1,04 часа). В них освещались такие темы как количество 
избирательных участков за рубежом, предвыборная деятельность конкурентов, спорные 



            

моменты из прошлого некоторых кандидатов и обвинения одних конкурентов в адрес 

других. Кроме того, телеканал сообщал об организации дебатов Te votezi la Pro TV 
(«Голосуй на Pro TV»), с объявлением приглашенных конкурентов, а в выпусках 
новостей на следующий день транслировались новости о дебатах, состоявшихся 

накануне вечером. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Pro TV освещал действия конкурентов надлежащим образом. Новости об избирательном 
процессе и о предвыборных действиях кандидатов были нейтральными и 
беспристрастными. Не было замечено предпочтения определенных кандидатов или 

намерений представить их в благоприятном/неблагоприятном свете. 

В период мониторинга телеканал показал два сюжета о результатах предвыборных 

опросов мнений, объявленных в соответствующие дни (21 и 23 июня), в соответствии с 
Положением об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским 
выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова. 

В новостях сообщалось о названии организации, которая проводила опрос, о дате или 
периоде, когда он проводился, о размере выборки и максимальной погрешности, об 

источнике финансирования и т.д. Однако в материалах не было сказано, 
проинформировали ли ЦИК об их проведении, как того требует Положение. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Для документирования и подготовки материалов на тему выборов, репортеры телеканала 
обратились к 101 источнику. Больше всего цитировались конкуренты, участники дебатов 

на Pro TV или других предвыборных мероприятий. 

С точки зрения предоставленного эфирного времени, наибольшее присутствие было у 
представителей ИБКС, с наибольшим объемом прямых и косвенных высказываний – 168 

секунд. За ним следовала ДПМ, с прямыми и косвенными высказываниями объемом 88 
секунд. Недалеко от ДПМ с точки зрения объема эфирного времени, 84 секунды, отошла 

ППДП. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 10 168 

ДПМ 3 88 

ППДП 7 84 

АОР  3 76 

ПДС   8 74 

ПСЕД 4 64 

ИБРУ  5 60 

ПП «Шор» 5 48 

ПРМ 2 40 

ПКД-ГК 3 38 

 

У ДПСН было одно 30-секундное появление и одно упоминание, у ПНИВ – одно 16-
секундное выступление и одно упоминание, у ПДД – одно 14-секундное появление и 



            

одно упоминание, а ПНЕ была упомянута четыре раза. Независимый кандидат Вячеслав 

Валько был упомянут один раз. 

Телеканал показал 9 новостей о конфликтных ситуациях, из которых одна была 
несбалансированной с точки зрения цитированных источников. Отсутствовал 

комментарий со стороны ЦИК, когда президент Майя Санду заявила, что «в ЦИК есть 
люди, которые находятся под политическим влиянием. Насколько я понимаю, на 

некоторых из них оказывают давление некоторые политические субъекты…», в 
материале, который транслировался 18 июня. 

С точки зрения гендерного равенства, мужчины в качестве источников/действующих 

лиц цитировались/упоминались 45 раз, а женщины – 14 раз (23%). 

Языковой стиль и видеоряд  

В новостях Pro TV об избирательной кампании лексика была нейтральной, за 
исключением одного материала, включенного в выпуск новостей 23 июня, об опросе 
общественного мнения, проведенного Ассоциацией социологов и демографов Молдовы. 

В отношении ПП «Шор», которая находится на третьем месте с точки зрения 
предпочтений граждан согласно опросу, репортер применил ярлык, сказав, что «набрав 

почти 6%, в Парламент также вошла бы партия разыскиваемого Илана Шора, 
который был приговорен судом первой инстанции к семи с половиной годам заключения 
за мошенничество в БЕМ». 

Представленный видеоряд соответствовал нормам деонтологии. 

Publika TV 

Освещение избирательной кампании 

В период мониторинга телеканал Publika TV показал 37 новостей, прямо или косвенно 

касавшихся выборов, общим объемом 3568 секунд (около одного часа). Журналисты 
канала освещали предвыборные действия конкурентов на выборах, заявления 
политических партий о принимаемых обязательствах, обвинения со стороны 

представителей политических формирований, зарегистрированных для участия в 
досрочных парламентских выборах, результаты соцопросов, опубликованные в этот 

период, дело о количестве избирательных участков за рубежом к выборам 11 июля и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Большинство новостей Publika TV, проанализированных в рамках данного мониторинга, 

были беспристрастными и соответствовали принципу отделения фактов от мнений. 

Некоторая тенденциозность была замечена в выборе тем для освещения, причем 

телеканал отдал приоритет представителям ИБКС. Из 37 проанализированных новостей, 
в шести освещались заявления и обязательства от представителей ИБКС или 
мероприятия с их участием, а тон их освещения был в равной степени нейтральным и 

положительным. 

Так, 18 июня Игорь Додон, лидер ПСРМ, присутствовал в новости, в которой «призвал 

ПДС не отвергать идею диалога после выборов и не повторять ситуацию 2019 года, 
когда ПДС публично обязалась не вступать в коалицию с социалистами». В тот же день, 
Publika TV объявил, что «социалисты оспорили в Конституционном суде так 

называемый закон о миллиарде, которым в 2016 году были предоставлены 
государственные гарантии в размере почти 14 миллиардов леев для компенсации кражи 

из банковской системы». 22 июня телеканал сообщил, что лидеры ИБКС, Игорь Додон 
и Владимир Воронин, возложили цветы на мемориальном комплексе «Вечность» в 



            

память жертв Второй мировой войны. 23 июня Publika TV сообщил, что ИБКС обещает 

возобновить программу «Молдавское село», а 24 июня осветил заявления Владимира 
Воронина о предложении ИБКС разработать новую Конституцию. Также 24 июня 
телеканал сообщил об обвинениях по делу похищения украинского гражданина Николая 

Чауса, озвученные в адрес СИБ и Президентуры двумя депутатами ПСРМ, Адрианом 
Лебедински и Григорием Новак, которые являются кандидатами по списку ИБКС. 

Остальные конкуренты были представлены в разных контекстах в нейтральном тоне. 

В отчетный период было передано две новости о результатах опросов мнений (21 и 23 
июня), в которых были упомянуты следующие формирования: ИБКС, ПДС, ППДП, ПП 

«Шор», ИБРУ, ДПМ. Телеканал проявил нейтральное отношение к этим конкурентам. 

Освещая опрос 21 июня, Publika TV включил информацию о названии организации, 

которая провела его, о периоде его проведения, об использованном методе, о размере 
выборки и погрешности. Вопреки требованиям Положения об освещении избирательной 
кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами 

массовой информации Республики Молдова, Publika TV не указал источника 
финансирования и не уточнил, была ли ЦИК извещена о проведении опроса. 

Журналисты сообщили, что представители организации, проводившей опрос, не 
ответили на звонок, чтобы ответить на вопрос о заказчике и стоимости исследования. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Для подготовки 37 проанализированных новостей, журналисты телеканала 
процитировали/упомянули 61 источник. Чаще всего цитировались, прямо и косвенно, 

конкуренты с мероприятий, пресс-конференций, публикаций в социальных сетях и т.д. 

Publika TV цитировал или упоминал 11 конкурентов из 23 зарегистрированных в ЦИК. 
ИБКС получил больше всего эфирного времени – 269 секунд, и за ним на большом 

расстоянии следовали ПДС – 169 секунд, АОР – 103 секунды, ППДП – 102 секунды. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 9 269 

ПДС 9 169 

АОР 5 103 

ППДП 9 102 

ИБРУ 4 79 

ПП «Шор» 4 73 

ПРС 1 72 

ПСЕД 1 69 

ДПМ 4 54 

ПНИВ 2 25 

В. Валько 1 11 

 

Из всех новостей, 15 были о конфликтных ситуациях. В 14 из них Publika TV обеспечил 
сбалансированность источников или сообщил о мерах, принятых для обеспечения права 
на ответ упомянутым лицам. В одном сюжете, вышедшем 24 июня, когда сторонники 

ПДС протестовали перед зданием Правительства против решения Министерства 



            

образования снять Иона Иовчева с должности директора лицея им. Лучиана Блага из 

Тирасполя, скандируя «Долой воров!», Publika TV не уточнил, что было сделано, чтобы 
узнать мнение властей, а сообщил: «Протест продлился около получаса. Между тем, 
никто из Министерства образования не вышел пообщаться с протестующими». 

Большинство новостей были сделаны со ссылкой только на один источник, без 
обращения к другим источникам, имеющим отношение к делу. 

Publika TV не обеспечил гендерного равенства источников/действующих лиц в 
проанализированных новостях, процитировав/упомянув 45 мужчин и 16 женщин (26%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в проанализированных новостях на Publika TV в этот 
отчетный период соответствовали нормам деонтологии.  

 RTR Moldova 

Освещение избирательной кампании 

Телеканал RTR Moldova передал в отчетный период пять выпусков новостей в 20:00. В 

них вошел 41 сюжет на тему выборов, общим объемом 3103 секунды (0,8 часов). 36 
сюжетов вошли в рубрику «Досрочные парламентские выборы 11.07.2021», и еще 5, о 

деятельности ЦИК, были показаны вне этой рубрики. В материалах на тему выборов 
освещалась в основном деятельность кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, 
– встречи с избирателями в разных населенных пунктах, представление приоритетов в 

разных областях, в том числе мнения о внесении изменений в Конституцию или 
инициативы о снижении проходного барьера. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Все 41 сюжет на тему выборов на RTR Moldova были объективными, беспристрастными 
и не тенденциозными. В отчетный период не было замечено нарушений 

деонтологических и профессиональных норм – представление информации было 
надлежащим и непредвзятым, без смешивания фактов с мнениями, ярлыков и оценочных 

суждений. Телеканал сообщил о большинстве конкурентов на выборах, без заметного 
предпочтения отдельных кандидатов. 

Тон освещения был нейтральным по отношению ко всем кандидатам, 

зарегистрированным в ЦИК. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Для подготовки 41 сюжета, показанного с 18 по 24 июня 2021 года, журналисты RTR 
Moldova процитировали или упомянули 57 источников, в основном кандидатов, 
организовавших предвыборные мероприятия. 

С точки зрения частоты появления участников выборов на экране, не было замечено 
предпочтения какого-либо кандидата. Больше всего появлений было у ИБКС (4), 

объемом 228 секунд, за которым следовала ПДС с тремя появлениями и 199 секундами. 
У ПКД-ГК и ППДП было равное количество появлений, объемом 106 и 85 секунд, 
соответственно. У АОР, ИБРУ, ПППП, ПРМ и независимого кандидата Вячеслава 

Валько было по 2-3 появления, объемом от 65 до 83 секунд. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 



            

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 4 228 

ПДС 3 199 

ПКД-ГК 2 106  

ППДП 2 85 

АОР  3 83 

ИБРУ 3 77  

ПППП 2 75 

ПРМ 2 65 

Вячеслав Валько 2 65 

ДПМ 1 60 

 

У ППСН и ПППТ было по два появления объемом 48 и 33 секунды, соответственно, а у 
ДПМ, ПДД, ПНИВ, ЭПЗ, ПЗС, ПНЕ и ПРОМ было по одному появлению. 

Для подготовки новостей на тему выборов RTR Moldova прибегал, как правило, только 

к одному источнику, без представления информации о контексте, за исключением 
нескольких более сложных материалов. В большинстве случаев в конце новостей с 

участием кандидатов репортер упоминал их место в предвыборном списке или номер 
соответствующей партии в избирательном бюллетене. В отчетный период RTR Moldova 
не передавал новостей о конфликтных ситуациях. 

В период мониторинга RTR Moldova не обеспечил гендерного равенства действующих 
лиц: мужчины цитировались/упоминались 38 раз, а женщины – 8 раз (17%). 

Языковой стиль и видеоряд 

В период с 18 по 24 июня языковой стиль и видеоряд на RTR Moldova соответствовали 
деонтологическим и профессиональным нормам, без нарушений. 

 

 TV 6 

Освещение избирательной кампании 

В отчетный период, телеканал TV6 передал в выпусках новостей Ora știrilor 28 
информационных материалов, прямо или косвенно касавшихся выборов, общим 

объемом 3783 секунды (немногим более часа). Часть из них была включена в рубрику 
«Выборы 2021». В каждом проанализированном выпуске новостей телеканал сообщал о 

решениях суда и ЦИК в связи с количеством избирательных участков, которые будут 
открыты за рубежом, а также о других решениях ЦИК в период выборов. Кроме того, 
журналисты освещали вступление в кампанию и предвыборные обещания кандидатов, 

которые организовали пресс-конференции или встречи с избирателями; обвинения 
одних конкурентов против других; заявления партий по поводу отставки Иона Иовчева 

с должности директора лицея им. Лучиана Блага в Тирасполе; ход уголовного дела 
против депутата Петра Жардан, бывшего и.о. директора кишиневского аэропорта. В 
нескольких новостях сообщалось о праздниках и памятных мероприятиях в Оргееве, а 

также о ремонте дороги в оргеевском районе, все с участием/цитированием местных 
властей. 



            

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

В большинстве проанализированных новостей были соблюдены принципы 
нейтральности, беспристрастности и отделения фактов от мнений. В четырех новостях 
из 28 присутствовали элементы тенденциозности. В одной из них говорилось о встрече 

депутата Марины Таубер с жителями Оргеева 18 июня, а ведущая новостей отметила в 
начале, что, по мнению жителей Оргеева, «за более чем пять лет ситуация в муниципии 

Оргеев изменилась в лучшую сторону, поскольку были реализованы различные 
социальные проекты и проекты по развитию инфраструктуры. При таких условиях, 
местные жители хотят, чтобы такие реформы осуществлялись и на уровне страны». 

В материале цитировались обещания Марины Таубер и примара Оргеева Павла 
Вережану, а также упоминался Илан Шор. На TV6 также было сказано, что «Партия 

“Шор” вступила в избирательную кампанию с обширной программой экономического и 
социального развития страны, которая обеспечит модернизацию Молдовы. Многие из 
положений документа основаны на успешном опыте Оргеева». Надпись на экране 

соответствовала контексту: «Они хотят, чтобы в Молдове было как в Оргееве». 

В другом материале с тенденциозными элементами, 24 июня, сообщалось о том, что 

президент Майя Санду представила отчет о деятельности спустя шесть месяцев на посту, 
и акцентировалось, в том числе в надписи на экране, что «глава государства призналась, 
что успела сделать не очень много». На TV6 рассказали, что в ходе брифинга Санду 

назвала четыре сферы деятельности, на которые в этот период Президентура обратила 
особое внимание, «однако без достаточных конкретных примеров». Кроме того, Санду 

заявила, что практически ежедневно беседовала с разными лицами на тему получения 
вакцин против коронавируса, «хотя Министерство здравоохранения присоединилось к 
платформе COVAX еще в августе 2020 года и вело переговоры для получения 

антидота». «Глава государства похвасталась 600 млн евро, которые Молдова должна 
получить от ЕС в виде кредитов и субсидий, но не сказала об условиях, которые нужно 

будет выполнить для получения денег», - добавили журналисты. 

Телеканал представил в нейтральном контексте большинство кандидатов, которые 
упоминались в новостях, а ПП «Шор» была представлена в положительном свете в 

четырех материалах. Помимо материала с Мариной Таубер, это были два крупных 
репортажа 18 и 21 июня о том, как в Оргееве отмечали День медицинского работника – 

с цветами, аплодисментами и дипломами, – и, соответственно, День народного костюма, 
когда на сцене звучали «самые яркие хоры». В обоих материалах уточнялось, что 
мероприятия были организованы местными властями, и цитировались председатель 

района Дину Цуркану и примар Оргеева Павел Вережану. 24 июня на TV6 вышла новость 
о том, что «спустя три десятилетия, у жителей девяти населенных пунктов 

оргеевского района будет шоссе, построенное по всем правилам», на деньги, 
выделенные центральными и местными властями. И на этот раз цитировался Дину 
Цуркану, а также примар села Жора-де-Мижлок. По словам журналистов, «дорога 

выглядела как после войны», а после ремонта «дорога в родное село будет мягче, а 
визиты к родителям станут более частыми». 

ПСЕД также была представлена в положительном свете в одной новости. После того, как 
21 июня Георгий Кавкалюк рассказал о предполагаемом случае контрабанды сигаретами 
в особо крупном размере, но не назвал имен, TV6 вернулся к этой теме 24 июня, сообщив, 

что лидер ПСЕД «бросается на помощь учреждений, ответственных за расследование 
контрабанды сигаретами, о которой он сообщил ранее», подав ходатайства в 

Таможенную службу и Пограничную полицию. 

Майя Санду была представлена в отрицательном свете в новости о ее отчете по 
истечении шести месяцев на посту президента, а ДПМ – в новости 24 июня о 

предвыборных обязательствах партии перед фермерами, где цитировался Николай 



            

Чубук. В дополнительной информации было сказано, что он занимал пост министра 

сельского хозяйства в кабинете Филипа, лидера ДПМ, «и в его время на посту фермеры 
протестовали против правительственных политик в этой сфере». 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В новостях TV6, в отношении которых проводился мониторинг, цитировались и/или 
упоминались 84 источника, и было обеспечено их относительное разнообразие. В 

первую очередь, это были ЦИК и конкуренты на выборах, за которыми следовали 
представители госучреждений, таких как Таможенная служба, Пограничная полиция, 
Правительство, Президентура и суды. В то же время, репортеры TV6 в своих материалах 

обращались к гражданам. Однако на этой неделе мониторинга отсутствовали 
комментарии экспертов и политических аналитиков. 

TV6 предоставил доступ к новостям 11-и конкурентам. Наибольшее присутствие с точки 
зрения эфирного времени для упоминаний/цитат и частоты появлений было у ПП 
«Шор», объем прямых и косвенных выступлений которой составил 356 секунд. За ней 

следовала ПСЕД, которую цитировали в двух новостях и упоминали в двух других. 
ИБКС цитировали дважды и упомянули один раз. ДПМ цитировали в трех материалах. 

ПДС фигурировала в шести новостях, но была кратко процитирована только в двух. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений  

Цитируемые/упоминаем

ые субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и косвенных 

появлений на экране, 

секунды 

ПП «Шор» 7 356 

ПСЕД 4 150 

ИБКС 3 100 

ДПМ 3 89 

ПРМ 1 60 

АОР 2 31 

ППДП 2 30 

ПДС  6 28 

 

Помимо конкурентов, представленных в таблице, еще трое были только упомянуты в 
новостях, без цитат – ИБРУ, ПНИВ и Вячеслав Валько. Президентура и/или Майя Санду 

фигурировали в пяти новостях на TV6, с двумя прямыми или косвенными цитатами. 

Шесть новостей были о конфликтных ситуациях, и три из них были 
несбалансированными или частично сбалансированными. 21 июня Петру Жардан 

заявил, что Генеральную прокуратуру используют как «политическую дубину, чтобы 
бить оппонентов», и что «действия ГП – преднамеренные, в самом разгаре 

избирательной кампании». Реакция прокуратуры отсутствовала. В одной частично 
сбалансированной новости речь шла об обращении ПСЕД по поводу того, что ПДС 
пользуется имиджем Майи Санду в ходе кампании, а расходы за печать этих материалов 

не представлены в финансовом отчете. В этом контексте, был упомянут протест ИБКС 
по тому же поводу, который ЦИК пока отказывается рассматривать. TV6 ссылается на 

заявление ПДС, сделанное ранее, в котором она «отвергает обвинения, заявляя, что 
ПСРМ распространяет ложь о Майе Санду». Журналисты не представили реакцию 
ПДС или президента на обвинения ПСЕД и не сказали, пытались ли они связаться с 

соответствующими лицами. В другой новости, 23 июня, лидер ПСЕД Георгий Кавкалюк 
обвинил Ренато Усатого (ИБРУ) в том, что он руководит шпионской сетью против одной 



            

иностранной силы. TV6 уточнил, что Усатый не ответил на звонок, чтобы 

прокомментировать обвинения, и не опубликовал комментария в социальных сетях. 
Учитывая тяжесть обвинений против него, журналисты были обязаны приложить 
повышенные усилия, чтобы обеспечить ему право на ответ. 

TV6 обеспечил относительное гендерное равенство, цитировав/упомянув в новостях 24 
женщины и 37 мужчин. 

Языковой стиль и видеоряд  

Языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на TV8 соответствовали нормам 
деонтологии, без нарушений и элементов дискриминации. 

 TV8 

Освещение избирательной кампании  

В период с 18 по 24 июня 2021 года, телеканал TV8 передал 24 новости, прямо и косвенно 

касающиеся выборов, общим объемом 3783 секунд (1,05 часа). Телеканал освещал 
деятельность конкурентов на выборах – встречи с избирателями, предвыборные 

приоритеты, пожертвования, полученные конкурентами; расследовал случаи 
задействования детей в избирательную кампанию; сообщал об отчетах гражданского 
общества о ходе кампании, об обвинениях одних конкурентов в адрес других, а также о 

ситуации с количеством избирательных участков за границей – решение Апелляционной 
палаты против решения ЦИК. Кроме того, в рубрику, посвященную выборам, вошли 

новости, подготовленные на основании предвыборных дебатов на TV8. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Большинство материалов на тему выборов освещались объективно и беспристрастно, с 

разделением фактов и мнений. В двух случаях было явным слегка тенденциозное 
отношение телеканала к действующим лицам. Так, 18 июня телеканал передал новость о 

видео, опубликованном в социальных сетях депутатом ППДП, на котором Ренато 
Усатый (ИБРУ) и Александр Жиздан (ДПМ) стреляли в тире «вместе с Дамиром, 
посаженным отцом которого является Плахотнюк». Телеканал принял необходимые 

меры, чтобы включить позицию всех людей, упомянутых в материале, но подход говорит 
о пристрастности и представляет данных людей в отрицательном свете. Сообщив о видео 

и о реакции задействованных лиц, телеканал делает акцент на отношениях между Ренато 
Усатым и Александром Жиздан, цитируя журналистское расследование, в котором 
Усатый утверждал, что платил Жиздану, когда тот был у власти. Другой тенденциозный 

материал был передан 22 июня – новость, основанная на предвыборных дебатах, 
происходивших накануне, в которой одни кандидаты были представлены нейтрально, а 

другие – критически. 

Тон освещения большинства конкурентов на выборах был нейтральным, за исключением 
ИБРУ, ДПМ и ИБКС, которые по одному разу были представлены и в отрицательном 

свете. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В отчетный период, в 24 новостях на тему мониторинга, TV8 процитировал и/или 
упомянул 79 источников, обеспечив разнообразие источников и действующих лиц. 
Телеканал чаще всего цитировал конкурентов на выборах, представителей ЦИК, судей, 

центральную публичную администрацию, гражданское общество, граждан и т.д. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 



            

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ДПМ 2 132 

ПРМ 2 124 

ПП «Шор» 2 75 

ПДС 4 65 

ПСЕД 2 65 

ИБКС 6 57 

ПНИВ 3 40 

ПППТ 2 37 

ППДП 3 26 

ИБРУ 3 25 

  

У АОР и ПКД-ГК было по одному появлению на 5 и 14 секунд, соответственно, а у 
независимого кандидата Вячеслава Валько было одно 14-секундное выступление. У 
президента Майи Санду было одно 31-секундное появление. 

Большинство новостей о конфликтных ситуациях – 10 из 12 – были сбалансированными, 
а в двух случаях сбалансированность была обеспечена частично. Один из них – материал 

24 июня о нарушениях, обнаруженных Promo-Lex, в который был включен ответ одной 
из сторон, и было сказано, что остальные не ответили на звонок. В тот же день, новость 
о троллинге в социальных сетях осталась несбалансированной, поскольку телеканал 

уточнил, что задействованные лица либо не ответили, либо прервали разговор. 

Большинством источников в новостях на TV8 были мужчины (48), а женщин было 14 

(22%), т.е. телеканал не обеспечил сбалансированность с гендерной точки зрения. 

Языковой стиль и видеоряд  

В новостях об избирательной кампании TV8 применил нейтральную лексику, а видеоряд 

соответствовал нормам деонтологии. 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 

В период с 18 по 24 июня, на 10 телеканалах, в отношении которых проводился 

мониторинг в ходе избирательной кампании к парламентским выборам от 11 июля, были 

замечены следующие тенденции: 

 

● Общественный телеканал Moldova 1 предоставил доступ к новостям большинству 

конкурентов на выборах, представляя их нейтрально, не поддерживая и не ставя 

в неблагоприятное положение ни одного из них. С точки зрения выбора тем и 

подхода к освещению, была замечена легкая поддержка Избирательного блока 

коммунистов и социалистов (ИБКС), который чаще других появлялся на экране, 

в том числе в положительном свете. Материалы на тему выборов были 

корректными и беспристрастными, однако источники были не очень 

разнообразными. Новости о конфликтных ситуациях чаще всего были 



            

сбалансированными, а гендерное равенство среди источников не было 

обеспечено. 

● Телеканалы NTV Moldova и Primul în Moldova проявили тенденциозность и 

ангажированность по отношению к ИБКС, которому было предоставлено больше 

всего эфирного времени, причем тон его представления был положительным и 

нейтральным. Партию «Действие и солидарность» в основном ставили в 

неблагоприятное положение, и в новостях ее больше упоминали, чем цитировали, 

как и президента Майю Санду. Телеканалы предоставили доступ относительно 

небольшому числу конкурентов на выборах, и плюрализм мнений явно 

отсутствовал. Большинство новостей о конфликтных ситуациях были 

несбалансированными, и были замечены нарушения в использовании 

изображений и в лексике. Гендерный баланс был смещен в пользу источников-

мужчин. 

● Частные телеканалы Jurnal TV, Pro TV, TV8 и RTR Moldova освещали 

избирательную кампанию корректно и беспристрастно, предоставив доступ к 

новостям большинству конкурентов на выборах. Тон представления конкурентов 

был преимущественно нейтральным. Значительная часть новостей была 

беспристрастной, с отделением фактов от мнений, а в большинстве новостей о 

конфликтных ситуациях была обеспечена сбалансированность мнений. 

Материалы были несбалансированными с гендерной точки зрения. 

● Prime TV и Publika TV информировали о ходе избирательной кампании к 

досрочным парламентским выборам в основном беспристрастно, представляя 

большинство кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, нейтрально. С 

точки зрения выбора тем и подхода, данные телеканалы отдавали приоритет 

представителям ИБКС, которые появлялись на экране чаще всего, в том числе в 

положительном свете. Большинство новостей было основано на одном источнике. 

Телеканалы не обеспечили гендерного баланса источников/действующих лиц. 

● Частный телеканал TV6 предоставил доступ к новостям менее чем половине 

конкурентов на выборах, подходя к ним беспристрастно. Исключением была ПП 

«Шор», которую поддержали частотой появлений, большим объемом 

выступлений, и положительным тоном. Источники были недостаточно 

разнообразными, а некоторые новости о конфликтных ситуациях были 

несбалансированными или частично сбалансированными. Телеканал обеспечил 

относительное гендерное равенство, но все же с преобладанием мужчин. 


