
            

1 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг СМИ в ходе предвыборной кампании к парламентским 

выборам 28 сентября 2025 года 

 
Отчет № 1 

29 августа – 5 сентября 2025 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Этот отчет был подготовлен при финансовой 

поддержке Посольства Королевства Нидерландов в 

Республике Молдова. Мнения принадлежат авторам 

и не обязательно отражают позицию донора. 

 



            

2 
 

Общие данные 

 

Цель и задачи проекта: Мониторинг и информирование общественности о поведении 

СМИ в ходе избирательной кампании и доступе избирательных конкурентов к СМИ. 

Мониторинг направлен на анализ тенденций в журналистике, которые могут повлиять 

на эффективность работы СМИ и поставить под угрозу их способность предоставлять 

общественности достоверную, беспристрастную и плюралистическую информацию. 

 

Период мониторинга: 29 августа – 28 сентября 2025 г. 

 

Критерии отбора СМИ, подлежащих мониторингу:  

 

• Аудитория / влияние: национальное, региональное 

• Тип СМИ: аудиовизуальные 

• Форма собственности: государственная, частная 

• Язык вещания: румынский, русский 

 

Список мониторируемых СМИ: 

 

Moldova 1 – общественный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и 

русском языках; 

GRT – общественный канал, региональное покрытие, вещает на русском и гагаузском 

языках; 

TVR Moldova – общественный канал с национальным покрытием, вещает на румынском 

языке; 

Jurnal TV – частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском 

языках;  

Pro TV Chișinău – частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском языке; 

TV8 – частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском языках; 

Exclusiv TV – частный канал, национальный охват, вещает на румынском и русском 

языках; 

Cinema 1 – частный канал, национальное покрытие, вещает на русском и румынском 

языках; 

One TV – частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском 

языках; 

N4 – частный канал, национальное покрытие; вещает на румынском и русском языках. 

 

АББРЕВИАТУРЫ 

ЦПА – Центральная государственная администрация 

МПА – местная государственная администрация 

ЦИК – Центральная избирательная комиссия 

НЦБК  - Национальный центр по борьбе с коррупцией  

ЕС - Европейский союз 

AЛДЕ – Политическая партия «Альянс либералов и демократов за Европу» 

AОP – Политическая партия «Альянс за объединение румын» 

ПИБ – Патриотический избирательный блок социалистов, коммунистов, сердце и 

будущее Молдовы 

БОН – Избирательный блок «Объединение наций» 

КЕБ – Партия «Коалиция за единство и благосостояние» 

НАД – Политическая партия «Национальное альтернативное движение» 

ПДС – Политическая партия «Действие и солидарность» 

ПКРM – Политическая партия Партия коммунистов Республики Молдова 



            

3 
 

ПДД – Политическая партия «Демократия дома» 

ПРКM – Политическая партия «Партия развития и консолидации Молдовы» 

ПЛ – Политическая партия Либеральная партия 

ПН – Политическая партия «Наша партия» 

NЛП – Политическая партия Национально-либеральная партия 

ПДП – Политическая партия «Платформа достоинства и правды» 

МНП  - Молдавская национальная партия 

ЛГК – Политическая партия Лига городов и коммун 

СДПМ - Современная Демократическая Партия Молдовы  

НОЙ – Политическая партия NOI 

НПМ – Политическая партия Народная партия Республики Молдова 

РПМ – Политическая партия Республиканская партия Молдовы 

ЕСДП – Политическая партия Европейская социал-демократическая партия 

ПСРМ – Политическая партия Партия социалистов Республики Молдова 

ЦСM – Политическая партия Центристский союз Молдовы 

ХССM – Политическая партия Христианско-социальный союз Молдовы 

 

2. Методологическая основа  

 

Был проанализирован полный контент основных ежедневных новостных выпусков 

каждого телеканала и по одной программе в прайм-тайм, при этом были 

проанализированы материалы, имеющие прямое и косвенное отношение к выборам. 

Материалы были подвергнуты оценке по содержанию и контексту, чтобы определить, 

являются ли они благоприятными или неблагоприятными для той или иной 

партии/политической формации. Кроме того, материалы были проанализированы по 

следующим критериям объективного освещения: 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность: Согласно 

Кодексу аудиовизуальных медиа-услуг (CSMA), в силу фундаментального права на 

информацию, поставщики медиа-услуг должны a) обеспечивать четкое разграничение 

между фактами и мнениями в новостях; б) информировать о факте или событии 

правильно, а информация должна быть проверена и представлена беспристрастно и 

добросовестно (ст. 13 (1)). В то же время, согласно деонтологическим положениям, 

новости должны быть беспристрастными и объективными и не должны 

благоприятствовать определенным партиям/группам/лицам в ущерб другим. Наличие 

дискриминационных элементов в репортажах и новостях является первым критерием 

представления реальности через призму мнений журналиста. Фильтрация новостей и 

минимальный анализ истории и контекста также говорят о защите интересов 

определенных акторов, но не широкой публики. А статья 89 (3) Избирательного кодекса 

гласит, что средства массовой информации не будут применять привилегированное 

отношение к избирательным конкурентам в силу социального статуса и/или должностей, 

которые занимают их кандидаты. 

 

Многообразие мнений. Корректность и сбалансированность источников: чтобы 

быть корректными и сбалансированными, материалы должны представлять все 

заинтересованные стороны, особенно когда речь идет о спорных темах, и одинаково 

относиться к оппонентам. Кроме того, СМИ должны обеспечивать доступ к множеству 

различных мнений, которые помогли бы аудитории сформировать собственное мнение 

по освещаемым темам. CSMA оговаривает, что в рамках аудиовизуальных новостных 

программ, для которых точность и справедливость имеют первостепенное значение, 

репортажи должны исходить из надежных источников, быть достаточно 



            

4 
 

документированными с точки зрения фактов, с достоверным и беспристрастным 

подходом к событиям, с сбалансированным отражением различных мнений (ст. 13). 

 

Используемый язык и изображения: Преувеличения и намеренно используемый 

нецензурный язык – такой как уничижительные выражения или ярлыки, придаваемые 

определенным лицам или организациям, а также изображения, манипулируемые таким 

образом, чтобы определенные стороны выглядели в негативном свете – вызывают 

серьезные сомнения в соблюдении этических и профессиональных стандартов. 

Этическое поведение журналистов чаще всего ставится под сомнение, когда 

изображения показывают несоответствующие действительности аспекты, когда они 

подделаны, а также когда определенные новости иллюстрируются изображениями, не 

имеющими отношения к тексту. CSMA запрещает распространение репортажей, 

которые могут пропагандировать, подстрекать, поощрять или оправдывать расовую 

ненависть, ксенофобию, антисемитизм или другие формы ненависти, основанные на 

нетерпимости или дискриминации по признаку пола, расы, национальности, религии, 

инвалидности или сексуальной ориентации (ст. 11(2)). 

 

3. Данные мониторинга 

 

Молдова 1 

 

 
 

Участие в избирательной кампании 

 

В период с 29 августа по 5 сентября 2025 года на телеканале Moldova 1 было 

промониторировано восемь выпусков главного новостного бюллетеня дня «Mesager» в 

21:00 и одна передача. 

 

Новости: Moldova 1 транслировала 50 сюжетов, имеющих прямое и косвенное 

отношение к выборам, большинство из которых были включены в рубрику «Выборы 

2025». Новости, имеющие прямое отношение к выборам, отражали начало 

предвыборной кампании кандидатов, перечисляли приоритеты, закрепленные в их 

программах, и предоставляли информацию о выборах, полученную от ЦИК. Также были 

показаны новости об обысках, проведенных в различных населенных пунктах по делам 

о коррупции на выборах и незаконном финансировании партий, а также о кандидатах, 

которые не были допущены к участию в выборах. 

В категории тем, имеющих косвенное отношение к выборам, находятся новости о 

прогрессе, достигнутом Республикой Молдова на ее европейском пути, о поддержке, 

оказанной Европейским союзом в различных сферах деятельности, а также о 

высокопоставленных визитах, таких как визит президента Румынии,  европейского 

комиссара по вопросам европейского расширения и европейского комиссара по 

вопросам сельского хозяйства. Сюда же относятся материалы, отражающие выступления 

министров, в которых они представляют различные достижения правительства. Хотя эти 

новости не касаются непосредственно избирательного процесса, они могут создать 

положительный образ центральной государственной администрации и, соответственно, 

правящей партии – ПДС. 

 

Передачи: Moldova 1 не имела собственных передач избирательного характера в 

отчетный период, но показала расследование, проведенное Ziarul de Gardă – «Цифровая 



            

5 
 

армия Кремля», об онлайн-пропаганде и механизмах манипулирования общественным 

мнением, в том числе в ходе избирательных кампаний (4 сентября). 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: Большинство материалов были объективными и беспристрастными, 

соответствовали нормам деонтологии и, как правило, имели схожий формат, включая 

прямые выступления конкурентов или пересказанные заявления, представленные в 

нейтральной манере.  

В целом, телеканал предоставил доступ к новостям 16 участникам выборов. Наибольшее 

количество появлений было у Патриотического избирательного блока – четыре, из 

которых одно в негативном контексте, за ним следуют ПДС и Партия «Moldova 

Mare»/Большая Молдова, по три появления в нейтральном контексте, а Блок 

Альтернатива и КЕБ имели по два появления в нейтральном контексте. Остальные 

конкуренты имели по одному появлению или были упомянуты в новостях о начале 

кампании. 

Некоторые темы, имеющие косвенное отношение к выборам, имели положительную 

коннотацию для представителей ЦПА. Материалы касались либо прогресса, 

достигнутого Республикой Молдова в процессе вступления в Европейский Союз, и 

оценок со стороны европейских представителей, либо достижений в различных 

областях, таких как здравоохранение, образование, культура, сельское хозяйство или 

армия, с цитированием представителей ЦПА. Всего было выявлено 11 новостей такого 

рода. 

Телепередачи: Расследование, проведенное «Ziarul de Gardă» – «Цифровая армия 

Кремля», не было направлено непосредственно на определенных избирательных 

конкурентов, хотя в нем спорадически упоминались Ион Чебан (Блок «Альтернатива») 

и президент Майя Санду. 

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости:  Для документирования 50 новостей телеканал Moldova 1 использовал 111 

источников, среди которых были избирательные конкуренты, местные и международные 

официальные лица, эксперты, граждане. Плюрализм источников был обеспечен в 15 

материалах, а остальные были подготовлены на основе односторонних источников.  

 

В отчетный период Moldova 1 транслировал пять спорных новостей, из которых в трех 

был обеспечен баланс источников. В двух других случаях право на ответ не было 

предоставлено, например, в новости о том, что полиция завела дела на нескольких 

человек за хулиганство, неподчинение и оскорбление полицейских после столкновений, 

произошедших 31 августа в Пересечине Оргеевского района во время начала 

предвыборной кампании ПДС. Второй материал касается блокирования финансовых 

средств Ирины Влах (Патриотический блок), где было упомянуто только то, что она «не 

прокомментировала запрет».   

 

С точки зрения обеспечения гендерного равенства среди цитируемых источников, 

наблюдается почти сбалансированное соотношение: 43 женщины (47%) и 48 мужчин 

(53%). Следует отметить, что большое количество женских источников в основном 

обусловлено воксами. 

 



            

6 
 

Передачи: Расследование «Цифровая армия Кремля», перенятое Moldova 1 от Ziarul de 

Gardă (ZdG), было документировано из множественных и разнообразных источников. 

 

Использованный язык и видеоизображения 

Язык, использованный в мониторируемых новостях, был в целом нейтральным. Однако 

в двух материалах был использован ярлык «беглец Илан Шор»: в новости о 

столкновениях в Пересечине (1 сентября) и в теме о расширении сети соратников Шора 

(3 сентября).  Что касается транслируемых изображений, то они соответствовали 

деонтологическим нормам. 

 

Gagauziya Radio Televizionu  (ГРТ) 

 

 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В период с 29 августа по 5 сентября 2025 года на общественном телеканале с 

региональным покрытием GRT было промониторено шесть выпусков новостей 

(«Новости», главный выпуск новостей на русском языке, транслируемый в 19:00) и 

шесть передач: пять выпусков «De facto» – из них один на русском языке и четыре на 

румынском языке, а также один выпуск передачи «Большая Игра» на русском языке. 

 

Новости: Всего в бюллетенях было 14 материалов, прямо или косвенно связанных с 

выборами, большинство из которых было помещено в рубрику «Выборы». Новости с 

прямым электоральным подтекстом (12) информировали о начале избирательной 

кампании, о докладе по оснащению избирательных участков для людей с особыми 

потребностями, об обысках и задержаниях по делам о коррупции на выборах, а также о 

деятельности ЦИК, что было отражено в восьми новостях. Темы косвенного 

избирательного характера (две) касались: роли парламентской оппозиции в развитии 

демократии в обществе – мнение, высказанное политическим аналитиком Игорем 

Янаком в программе «Диалог в студии» – и новых, более низких тарифов на 

электроэнергию, которые вступили в силу 1 августа 2025 года. 

 

Передачи: В основном все шесть передач были посвящены различным аспектам 

избирательного процесса, при этом были затронуты несколько конкретных тем: начало 

избирательной кампании; роль оппозиции в избирательной кампании; диаспора и ее 

участие в выборах; ПДС и управление; шансы некоторых политических партий на 

вхождение в парламент; арест и осуждение башкана Евгении Гуцу; политические 

партии, которые не были допущены к участию в выборах; экстрадиция Владимира 

Плахотнюка. Однако наиболее часто обсуждаемой темой было предполагаемое 

фальсифицирование выборов правительством, которое часто представлялось как нечто 

несомненное. 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: 14 материалов, прямо или косвенно касающихся парламентских выборов, не 

содержали нарушений этических норм. Большинство новостей (восемь) касались 

https://grt.md/
https://grt.md/


            

7 
 

деятельности ЦИК и были подготовлены на основе пресс-релизов этой институции. В 

случае новостей об обысках и задержаниях, связанных с делами о коррупции на выборах 

– новость от 2 сентября о действиях НЦБК и прокуратуры Кахула на юге страны, в деле 

о незаконном финансировании политической партии, и новость от 4 сентября об 

обысках, проведенных на севере страны – GRT избегала упоминания политической 

партии, в отношении которой велось расследование (Партия «Сердце Молдовы», 

возглавляемая Ириной Влах,  входящая в ПИБ). Этот факт можно интерпретировать как 

манипуляцию путем упущения, чтобы этот участник выборов не выглядел в негативном 

свете.  

С точки зрения выбора тем, GRT ограничился отражением информации, касающейся 

ЦИК. Региональный общественный телеканал не информировал о кандидатах, 

участвующих в предвыборной кампании. В транслируемых новостях только премьер-

министр Дорин Речан был представлен прямым заявлением.  

 

Передачи: Большинство гостей, за небольшими исключениями, вели себя предвзято, 

прибегая к нападкам и обвинениям в адрес некоторых избирательных конкурентов или 

политических деятелей, без вмешательства модераторов или попыток обеспечить право 

на ответ тем, кого это касалось. Например, в выпусках «De facto» от 29 августа и 5 

сентября некоторые из гостей заявили, что «система правосудия находится под 

контролем Майи Санду, так же как и ЦИК», и что правительство/ПДС установило 

авторитарный режим. ПДС была почти прямо названа «сектой», а ведущая в обоих 

случаях молчаливо подтвердила утверждения гостей. 

 

Ведущие передач проявили предвзятость и не беспристрастность, часто высказывая 

оценочные суждения, смешивая факты со своими мнениями, подсказывая ответы гостям 

или подтверждая их тезисы. Например, в передаче «De facto» от 29 августа ведущая 

заявила, что «институты Республики Молдова не функционируют», а в передаче от 1 

сентября, помимо вопроса, заданного гостям, ведущий также подсказал ответ: «Как вы 

прокомментируете решения ЦИК об исключении нескольких политических партий? (...) 

Этим партиям причиняется несправедливость. Это жаль». В той же передаче ведущий 

заявил, что «ПДС утратила свою силу в правительстве», а в передаче от 3 сентября 

сказал, что «роль Совета безоПДСности атрофирована». Он же задавал вопросы и 

делал замечания типа: «Согласны ли вы, что Патриотический блок обогнал ПДС? (прим. 

ред., в опросах)», «В опросах некоторые говорят, что Патриотический блок является 

самой большой и популярной политической силой», «Многие говорят, что у оппозиции 

есть шансы выиграть выборы» (4 сентября). 

 

Отдельным случаем было то, что в программе «De facto» от 4 сентября с политическим 

аналитиком Яном Лисниевским ведущий попытался приписать гостю мысль, которую 

тот не высказывал: «Я переведу для телезрителей то, что вы говорите: при таком 

поведении ПДС единственным приемлемым поведением против ПДС является Майдан», 

на что гость сразу же вмешался, уточнив: «Нет, это не Майдан». В той же передаче 

ведущий заявил, что «политика ПДС диктаторская», намекнув, что выборы будут 

сфальсифицированы и что диаспора примет участие в этой фальсификации. 

 

Таким образом, модерация передач была тенденциозной, за исключением передачи 

«Большая Игра» от 31 августа. Наибольшая степень тенденциозности была отмечена в 

передачах, модератором которых был Корнелиу Чуря, который скорее играл роль 

политического аналитика, чем модератора.  

 

В результате ПДС был упомянут в пяти передачах, каждый раз в негативном контексте. 

Блок «Альтернатива» был упомянут в четырех передачах, из которых в двух в 



            

8 
 

негативном контексте, а в двух других – в нейтральном. Партия «Нашa партия» 

появилась в двух передачах, где была представлена в скорее негативном свете. ПИБ – в 

частности, Партия «Сердце Молдовы» – обсуждалась в четырех передачах, каждый раз 

в позитивном контексте. Партия «Большая Молдова» была упомянута в трех передачах, 

где была представлена в скорее позитивном свете.  

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: Для документирования 14 новостей GRT сослалась на 19 источников. Только 

два материала включали прямые цитаты, а остальные 12 были подготовлены строго на 

основе информации из пресс-релизов официальных учреждений (правоохранительных 

органов, ЦИК). Ни одна из 14 новостей не носила конфликтного характера.  

 

В двух релевантных новостях, которые включали источники мужского и женского пола, 

был обеспечен относительный гендерный баланс: были процитированы три женщины и 

четыре мужчины. 

 

Передачи: Гости студии, за небольшими исключениями, высказывали относительно 

схожие мнения по обсуждаемым темам – прямые или косвенные критические замечания 

и обвинения в адрес ПДС и благосклонное отношение к ПИБ и Партии «Большая 

Молдова». Хотя ПДС и правительство были мишенью атак и обвинений почти во всех 

передачах, GRT не предприняла усилий для обеспечения права на ответ и не пригласила 

представителя в студию для обеспечения сбалансированности мнений.  

 

Передачи не были сбалансированными с точки зрения гендерного равенства, поскольку 

в них участвовали только мужчины (семь). 

 

Использованный язык и видеоизображения 

 

Видеоизображения в целом соответствовали деонтологическим нормам. Однако язык, 

использованный ведущими и гостями передач, включал некоторые ярлыки, такие как 

термин «секта» или «бесовщина», в отношении «ЛГБТ-пропаганды, трансгендерности» 

(передача «De facto» от 29 августа).  

 

TVR Moldova 

 
 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В период с 29 августа по 5 сентября 2025 года на телеканале TVR Moldova было 

проанализировано восемь выпусков новостей и шесть выпусков программы «Punctul pe 

Azi». 

 

Новости: В выпусках было выявлено 47 материалов избирательного характера – 

прямого и косвенного, большинство из которых было включено в в избирательной 

колонке. К первой категории относились 34 новости об официальном начале 

предвыборной кампании некоторых кандидатов, деятельности ЦИК, в том числе об 

обязательстве учреждения зарегистрировать двух кандидатов по решениям суда, отчетах 



            

9 
 

о мониторинге избирательного процесса, подготовленных организациями гражданского 

общества, а также об обысках и задержаниях по делам о коррупции на выборах. 

Темы косвенно связанные с выборами (13) касались, в частности, прогресса Республики 

Молдова на пути европейской интеграции, поддержки, оказываемой странами ЕС через 

программы развития, визитов в Кишинев лидеров Франции, Германии, Польши и 

президента Румынии. В эту же категорию входят новости о публичных выступлениях 

представителей правительства, которые, хотя и не имеют явного электорального 

содержания, могут способствовать укреплению благоприятного имиджа центральной 

государственной администрации и, соответственно, правящей партии ПДС. 

 

Передачи: Пять выпусков программы «Punctul pe Azi» выдвинули на первый план 

мнения местных и международных экспертов о вариантах, которые будут иметь 

избиратели на выборах 28 сентября, и сообщения, переданные участниками выборов, 

подробности, предоставленные представителями ЦИК о честности избирательного 

процесса, дебаты о количестве избирательных участков за рубежом и в Приднестровском 

регионе, а также дискуссии о нарушениях, совершенных различными кандидатами, о 

коррупции на выборах и усилиях правоохранительных органов по ее пресечению и т. д. 

В выпуске от 5 сентября была затронута тема образования, в том числе с учетом 

европейской перспективы, на примере опыта Румынии. 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: В целом, материалы избирательного характера, транслируемые TVR Moldova, 

были сбалансированными и беспристрастными, соблюдая нормы деонтологии и отделяя 

факты от мнений. Исключение было зафиксировано 5 сентября, когда ведущий заявил в 

лиде новостей, что «бывший президент Р. Молдовы Игорь Додон, один из лидеров 

Патриотического избирательного блока, был пойман на манипулировании и 

распространении ложной информации на встрече с избирателями». Это утверждение 

не было привязано к какому-либо источнику, что делает его похожим на мнение 

журналиста. В остальном новости следовали одному и тому же формату – прямые 

заявления кандидатов или нейтральные пересказы без тенденции к благоприятному или 

неблагоприятному освещению. 

 

С точки зрения выбора тем, было отмечено предпочтение продвигать тему европейской 

интеграции, позитивно отражая деятельность европейских чиновников, президента 

страны и представителей центральной государственной администрации. В общей 

сложности ЦПА получила выгоду от 11 получила выгоду от 11 таких материалов. 

 

В отслеживаемых новостях TVR Moldova обеспечила видимость 13 избирательных 

конкурентов (более половины от числа зарегистрированных), причем тон освещения для 

большинства из них был нейтральным. ПИБ ПДС и Блок «Альтернатива» имели 

наибольшее количество нейтральных упоминаний – пять, четыре и четыре 

соответственно. ПИБ трижды появлялась в негативном контексте, а ПДС и Движение 

«Respect Moldova» – по одному разу в негативном (в новости о докладе Promo-LEX от 

29 августа). Остальные конкуренты упоминались спорадически, по одному разу, в 

нейтральном ключе, в материалах о запуске кампании. 

 

Передачи: Поскольку большинство гостей разделяли схожие взгляды, дискуссии не 

носили противоречивый характер, а мнения не были разнообразными. В целом гости 

программы «Punctul pe Azi» вели себя относительно сдержанно, избегая прямых 

обвинений в адрес избирательных конкурентов или других политических деятелей. 

Модерация отличалась корректностью в большинстве выпусков, за исключением 



            

10 
 

выпуска от 29 августа, где были замечены элементы предвзятости в формулировке 

вопросов. В частности, вопросы, заданные в отношении Блока «Альтернатива» и ПИБ 

были сформулированы предвзято, что вызвало ряд вопросов . Так, в случае с Блоком 

«Альтернатива» модератор настаивал на отсутствии проевропейской ориентации, 

подчеркивая, что в речи Иона Чебана при запуске блока не было упоминаний о ЕС, и 

упоминая его «заметную раздраженность», когда его спросили об участии в 

незаконном референдуме 2014 года в Гагаузии. Эта линия вопросов была подкреплена 

одним из гостей, который напомнил и о протестах Иона Чебана в Брюсселе в прошлом. 

Кроме того, модератор высказал мнение, что Чебан фокусирует свою кампанию на 

«виктимизации» из-за ограничений на поездки, введенных Румынией, что может 

представить его как «слабого конкурента, не имеющего конструктивной политической 

программы». 

 

Что касается ПИБ, модератор подчеркнул отсутствие однородности в партии, упомянув 

внутренние разногласия, обвинения в коррупции («кулёк») и включение Ирины Влах в 

санкционный список Канады, факторы, которые в конечном итоге могут снизить 

избирательный результат блока. 

 

В отличие от этого, вопросы о ПДС касались того, как гости восприняли запуск кампании 

партии, основные продвигаемые идеи и ее шансы на получение большинства. В своих 

выступлениях гости предложили меры, которые ПДС должен принять для сохранения 

проевропейского курса, при этом европейский путь был представлен как определяющий 

фактор, поскольку «есть прогресс в области внешней политики», что можно 

интерпретировать как форму косвенного благоприятствования.  

 

В проанализированных передачах Блок «Альтернатива» дважды был представлен в 

негативном свете и один раз в нейтральном, ПИБ – один раз в негативном и дважды в 

нейтральном, ПДС – трижды в нейтральном, но с акцентами на косвенном 

благоприятном представлении, а другие конкуренты упоминались спорадически в 

нейтральном контексте. 

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: Для документирования 47 новостей TVR Moldova использовала 93 источника, 

среди которых были участники выборов, ЦИК, полиция и представители гражданского 

общества, представители европейских институтов, предприниматели и т. д. 16 новостей 

обеспечили разнообразие и плюрализм источников, предоставив телезрителям 

различные точки зрения и дополнительный контекст. Материалы о предвыборных 

кампаниях, как правило, цитировали один источник – первичный, обычно организатора 

мероприятия.  

 

Десять новостей носили конфликтный характер, и в шести из них был соблюден баланс 

источников. В нескольких случаях не было соблюдено право на ответ, например, в 

новостях о включении Ирины Влах (ПИБ) в канадский санкционный список (29 августа) 

или в новостях об обысках на юге страны по делам о коррупции на выборах (2 и 4 

сентября). 

 

С точки зрения гендерного баланса наблюдается небольшая диспропорция: 45 мужчин 

(59%) и 31 женщина (41%). 

 

Передачи: В целом, гости в студии или те, кто высказывался онлайн, имели 

относительно схожие взгляды на обсуждаемые темы. Однако показ репортажей в ходе 



            

11 
 

передач дал телезрителям доступ к точкам зрения главных действующих лиц спорных 

тем, что в определенной степени способствовало обеспечению разнообразия мнений и 

сбалансированности источников.    

 

Использованный язык и видеоизображения 

 

Язык и видеоизображения в целом соответствовали деонтологическим нормам, однако 

были некоторые отклонения, такие как использование ярлыков «беглый олигарх» или 

«беглец Шор» (например, в новостях о канадских санкциях, наложенных на Ирину Влах 

(29 августа), и о намерении налоговых служб заблокировать счета Влах  (5 сентября)), а 

также путаница с источниками – 5 сентября в новости о заявлениях Игоря Додона по 

поводу войны ведущий заявил, что «в сообщении для TVR Moldova ЦИК заявила...», 

однако на экране в качестве источника был указан ПДС. 

 

Jurnal TV 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В отчетный период на телеканале Jurnal TV были проанализированы 

шесть выпусков новостей («Jurnalul orei 19:00» и «Jurnalul Săptămânii») и пять передач: 

«Ora Expertizei», «Trigger», «Secretele puterii», «Cabinetul din umbră» и «Парламентские 

выборы 2025: Специальный выпуск».   

 

Новости: В бюллетенях было включено 35 материалов избирательного характера – 

прямого и косвенного, большинство из которых было размещено в рубрике «Выборы». 

30 новостей, имеющих прямое отношение к выборам, информировали об официальном 

начале предвыборной кампании некоторых кандидатов, деятельности ЦИК – 

регистрации или нерегистрации некоторых кандидатов, запуске предвыборных 

приложений, гендерных аспектах предвыборной кампании, обысках и задержаниях по 

делам о коррупции на выборах и др. 

 

Темы, имеющие косвенное отношение к выборам, касались, в частности, визита в 

Кишинев лидеров Франции, Германии и Польши; материалов, представляющих 

ретроспективу внутренней политики с 2014 года с акцентом на личность Владимира 

Плахотнюка; финансирования Илана Шора с целью оказания влияния на молодежь в 

СНГ и Республике Молдова.  

 

Передачи: Четыре из пяти промониторенных передач были посвящены началу 

избирательной кампании и процессу выборов в первую неделю голосования. В них 

обсуждались вмешательство России в избирательный процесс в Республике Молдова, 

обыски и задержания по делам о коррупции на выборах, анализировались избирательные 

конкуренты и их шансы на вхождение в парламент, а также возможные послевыборные 

альянсы. Пятая передача, выпущенная 5 сентября, была специальным выпуском, 

посвященным предвыборной кампании, в котором акцент был сделан на анализе языка 

ненависти и насилия в предвыборной кампании и борьбе с ним, гендерных аспектах этих 

выборов, дезинформации и иностранном вмешательстве.  

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 



            

12 
 

 

Новости: В целом, материалы, прямо или косвенно касающиеся парламентских 

выборов, были сбалансированными и беспристрастными, соблюдая нормы деонтологии 

и отделяя факты от мнений. Однако в некоторых новостях были отмечены случаи 

смешения фактов с мнениями. Например, в новости от 30 августа о приезде в Кишинев 

трех европейских лидеров в заголовке было указано: «Молдова важна для Европы», без 

указания, кому принадлежит это заявление. Также в новости от 2 сентября было указано: 

«Кандидаты соревнуются в обещаниях», что также можно квалифицировать как 

смешение фактов с мнениями. В остальном новости включали прямые или косвенные 

заявления кандидатов без явных тенденций к предвзятости.  

 

В новостях Jurnal TV обеспечил видимость 17 избирательных конкурентов, тон в целом 

был нейтральным. ПИБ появился три раза в нейтральном контексте и один раз в 

негативном; ПДС, Наша партия и Блок Альтернатива были упомянуты по три раза, все 

эти упоминания были в нейтральном контексте. Партия «Альянс Молдовы», НПМ, 

АЛДЕ, ЕСДП, Партия «Большая Молдова» и независимые кандидаты Олеся Стамате, 

Андрей Настасе и Виктория Сандуца были упомянуты по два раза в нейтральном 

контексте. Остальные участники выборов – ПДД, КЕБ, НОЙ, БОН и независимый 

кандидат Татьяна Крецу – по одному разу, в нейтральном контексте. 

 

Передачи: В целом, передачи Jurnal TV были сбалансированными и нейтральными. 

Гости, в основном, разделяли одни и те же идеи и аналитические подходы, а дискуссии 

не носили противоречивый характер. Модерация была корректной в большинстве 

передач. Модераторы были нейтральными, задавали уместные вопросы, не 

благоприятствовали и не уделяли больше эфирного времени определенным гостям, а 

также не допускали высказываний, содержащих оценки в пользу или против того или 

иного участника выборов. В результате в передачах Блок «Альтернатива» появился один 

раз в нейтральном контексте и один раз в негативном контексте; ПИБ – два раза в 

негативном контексте и один раз в нейтральном; ПДС – два раза в нейтральном и один 

раз в позитивном; Наша Партия – один раз в нейтральном; ПДА – один раз в скорее 

негативном контексте. Следует отметить, что ПДС была единственной партией, которая 

участвовала в передаче: Дан Перчюн был гостем передачи «Секреты власти» 2 сентября.   

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: Для документирования 35 новостей Jurnal TV использовал 88 источников, 

среди которых были участники выборов, ЦИК, полиция, представители гражданского 

общества, представители центральной государственной администрации и политические 

аналитики. Девять новостей были плюралистичными, предлагая различные точки зрения 

и контекстную информацию. Материалы о начале кампании, как правило, основывались 

на одном первоисточнике. 

 

11 новостей носили конфликтный характер, причем в большинстве случаев они были 

сбалансированными (девять). В ситуациях, когда речь шла об избирательных 

конкурентах, им либо предоставлялось право на ответ, либо журналисты упоминали, что 

запросили мнение соответствующего лица, но не получили ответа. Только один 

материал, касающийся миллионов долларов, которые Илан Шор якобы тратит на 

влияние на молодежь в СНГ, остался несбалансированным (3 сентября). В другом случае 

Jurnal TV обратился к неясным или невозможным для проверки источникам: в новости 

от 5 сентября об эскорте Владимира Kиторога, известного как Вова Давай, в суд, 

журналисты заявили: «по нашим источникам, Kиторога является связующим звеном 



            

13 
 

между группировкой из России и группировками из Республики Молдова, которые 

вкладывают деньги для влияния на парламентские выборы 28 сентября».  

 

С точки зрения гендерного баланса в новостях наблюдается диспропорция: 51 мужчина 

(66%) и 27 женщин (34%). 

 

Передачи: В целом, гости в студии или те, кто высказывался онлайн, имели 

относительно схожие мнения по обсуждаемым темам, за исключением телезрителей, 

которые участвовали в передаче по телефону. В случае, если некоторые из них 

выдвигали обвинения в адрес определенных кандидатов на выборах, модераторы 

оперативно вмешивались. Например, в программе «Час экспертизы» (1 сентября), когда 

один из гостей атаковал Иона Чебана, Блок «Альтернатива», модератор объявил, что 

пытается связаться с Ионом Чебаном, но из режиссерской ему сообщили, что тот не 

отвечает и у него включена голосовая почта. В программе «Secretele puterii» (3 сентября) 

один из гостей высказал критику в адрес Ирины Влах, лидера партии «Сердце 

Молдовы», входящей в ПИБ. В этом случае, однако, с ней не связались, чтобы 

предоставить ей право на ответ.  

 

В передачах также была отмечена диспропорция с точки зрения гендерного баланса: 12 

мужчин и четыре женщины. 

 

 

Используемый язык и видеоизображения 

 

Язык и видеоизображения в целом соответствовали деонтологическим нормам, однако 

были отмечены некоторые отклонения. Среди них можно назвать использование таких 

ярлыков, как: «беглец Илан Шор» (новость от 29 сентября о запретах, наложенных на 

Ирину Влах в Канаде, и санкциях в отношении Дмитрия Буймистра и Веачеслава Валко), 

«беглец-осужденный Илан Шор» (новость от 3 сентября о 100 миллионах долларов, 

направленных Иланом Шором на влияние на молодежь в СНГ и Республике Молдова) 

или «от кукловода к беглецу» о Владимире Плахотнюке (новость от 5 сентября под 

названием «Падение режима Плахотнюка», в которой рассматривается политический 

период 2016–2019 годов).  

 

Pro TV Кишинев 

 

 

Участие в избирательной кампании 

В период с 29 августа по 5 сентября 2025 года были промониторены восемь выпусков 

главного новостного бюллетеня дня в 20:00 и два выпуска программы «În profunzime». 

 

Новости: Всего было зарегистрировано 38 тем, имеющих прямое или косвенное 

отношение к выборам. В основном эти материалы были размещены в рубрике «Выборы 

2025». Новости, имеющие прямое отношение к выборам, отражали в основном начало 

предвыборной кампании кандидатов, приоритеты их программ, а также возможные 

сценарии после выборов. Также телеканал сообщал о проведении обысков в нескольких 

населенных пунктах страны по делам о коррупции на выборах и незаконном 

финансировании партий, а также о кандидатах, которые не смогут принять участие в 



            

14 
 

этих выборах. В то же время была распространена информация о различных решениях 

ЦИК. 

 

Новости, имеющие косвенное отношение к выборам, касались положительных 

результатов, достигнутых Республикой Молдова на данный момент в процессе 

вступления в Европейский Союз, о которых упомянули европейские чиновники или 

представители центральной администрации. 

 

Передачи: Из двух мониторируемых выпусков передачи «În profunzime» один был 

полностью посвящен выборам, в нем были затронуты такие вопросы, как иностранное 

вмешательство в избирательный процесс, важность выборов 28 сентября, возможные 

поствыборные сценарии и возможные альянсы для формирования будущего 

правительства. Во второй передаче тема выборов была затронута частично, обсуждались 

возможные политические сценарии после 28 сентября. 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: Новости избирательного характера, транслируемые Pro TV Chișinău, были 

сбалансированными и в целом соответствовали нормам деонтологии. Не было выявлено 

предпочтений в отношении определенных избирательных конкурентов, телеканал 

нейтрально освещал их деятельность и избирательный процесс. 

Тем не менее, некоторые материалы сопровождались нерелевантными деталями. 

Например, в новости о запуске кампании Блока «Альтернатива» указано, что «в конце 

Ион Чебан и Ион Kику пожали друг другу руки, но этот момент был закрыт коллегами, 

которые заняли трибуну и микрофон перед ними». В случае с ПИБ упоминается, что 

«Владимир Воронин... когда вышел на сцену, чтобы начать мероприятие, перевернул 

всю программу...Либо блок, либо что-то еще», а при запуске КЕБ в предвыборной 

кампании подчеркивается, что речь одного из ораторов «была прервана неожиданным 

инцидентом: один из флагов, установленных рядом с трибуной, упал». 

 

Доза предвзятости была выявлена в более обширном материале о 34 годах 

независимости Республики Молдова (3 сентября), в котором в конце репортер 

спрашивает перед зданием парламента: «...выбираем ли мы идти вперед, к Европейскому 

союзу, или возвращаемся в прошлое?». 

ЦПА был представлен в позитивном свете в 6 таких новостных сюжетах о принятии 

обязательств на будущее страны, о европейском курсе или о реформах, проведенных до 

настоящего времени. 

В отчетный период Pro TV Chișinău обеспечил видимость для 18 участников выборов, 

при этом общий тон был нейтральным. Больше всего появлений было у ПИБ – шесть, 

все в нейтральном контексте. Также в нейтральном контексте по пять раз появились ПДС 

и Блок «Альтернатива». PNM появился три раза в нейтральном контексте. Остальные 

конкуренты появились по одному разу, либо через прямые выступления в новостях о 

начале их кампании, либо через упоминания/цитаты в подобных материалах. 

Передачи: Гости двух передач вели себя сбалансированно, без явных намерений 

благоприятствовать или ставить в невыгодное положение какого-либо участника 

выборов. Некоторые участники выборов были упомянуты в различных контекстах, а 

ведущая делала замечания, призванные дополнить картину дискуссий. Таким образом, в 

целом освещение этих кандидатов было нейтральным. В двух отслеживаемых выпусках 

были упомянуты ПИБ, ПДС, Блок «Альтернатива» и Нашa Партия. 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 



            

15 
 

Новости: Pro TV сослался на 87 источников для подготовки 38 новостей: избирательные 

конкуренты, эксперты из гражданского общества, ЦИК, представители европейских 

институтов и центральной администрации. Плюрализм источников был обеспечен в 

десяти материалах, а избирательные темы были в основном документированы из 

односторонних источников. 

Из общего числа отслеженных тем шесть были спорными, все они включали мнения 

обеих сторон конфликта или упоминание о том, что соответствующие стороны были 

контактированы, но пока не дали ответа. 

С точки зрения обеспечения гендерного баланса, в новостях наблюдается диспропорция: 

цитируются 48 мужчин (63%) и 29 женщин (37%). 

 

Передачи: Передачи следовали формату интервью 1 на 1, в котором каждый гость имел 

возможность подробно и структурированно обсудить различные темы. Обсуждения 

были сосредоточены на анализе затронутых тем, при этом гости не высказывали прямых 

обвинений или спорных утверждений, которые требовали бы права на ответ или 

противовес со стороны модератора. Ведущая играла активную роль и вмешивалась в 

определенные моменты, когда считала это необходимым для прояснения некоторых 

аспектов или поддержания плавности дискуссии, тем самым способствуя поддержанию 

баланса и объективности программы. 

Используемый язык и видеоизображения 

Язык, использованный в новостях о выборах, был в целом нейтральным, за некоторыми 

исключениями. Так, в четырех материалах было использовано обозначение «беглец 

Шор» в контексте сообщений о проведении полицией обысков по делам о коррупции на 

выборах, о партиях, которые не были допущены к участию в выборах, или о санкциях, 

наложенных на Ирину Влах. Изображения, сопровождавшие материалы о выборах 

(новости и передачи), транслировались с соблюдением норм деонтологии. 

 

TV8 

 

Участие в предвыборной кампании  

 

С 29 августа по 5 сентября телеканал TV8 освещал предвыборную кампанию в 34 

новостях прямого и косвенного характера, включенных в выпуски новостей в 19:00, 

включая субботу и воскресенье, а также в семи передачах.  

 

Новости: Новости, имеющие прямое отношение к выборам, затрагивали такие темы, как 

начало предвыборной кампании нескольких кандидатов, решения судов в отношении 

некоторых политических партий, которые намеревались выдвинуть своих кандидатов, 

санкции, наложенные на некоторых кандидатов, информация о процессе выборов, 

кампаниях и уголовных делах, связанных с коррупцией на выборах, выделение транша 

денежных средств, предоставленного Республике Молдова ЕС, заявления двух 

митрополий о вовлечении священников в выборы и т. д. Новости, имеющие косвенное 

отношение к выборам, отражали поддержку Франции в реконструкции двух 

исторических зданий, расходы на подготовку учеников к новому учебному году, 



            

16 
 

переговоры о вступлении в ЕС, заявления граждан из диаспоры, визит европейских 

лидеров в контексте Дня независимости. 

 

Передачи: TV8 освещал выборы в двух передачах прямого избирательного характера – 

«Новая Неделя» и «Cutia neagră» – в которых приняли участие шесть кандидатов на 

выборах; в другой выпуске программы «Новая неделя» в студии в качестве гостя 

присутствовал бывший премьер-министр, а в выпуске «Cutia neagră Plus» был показан 

расследование, касающееся мэра, представляющего партию из избирательного блока, а 

также лидера политической партии, зарегистрированной в качестве участника выборов. 

Два выпуска программы «Спроси Гецу» дали слово представителям диаспоры в 

Румынии и Великобритании, а в выпуске «Алло, TV8» обсуждалась ностальгия как 

форма манипуляции, в том числе на выборах.    

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: 27 из 34 промониторенных новостей можно считать объективными и 

беспристрастными, без отклонений от норм профессиональной этики. В семи других 

была отмечена определенная доля пристрастности при отборе информации, как, 

например, в новости от 29 августа о начале предвыборной кампании восьми кандидатов, 

в которой Владимир Воронин, лидер ПКРМ, появляется на запуске Патриотического 

блока с нерелевантным высказыванием: «Так нехорошо. Давайте все будем вместе. 

Либо блок, либо что?» — в то время как другие конкуренты были представлены с 

официальными заявлениями и обязательствами. В материале, показанном 1 сентября, 

TV8 расследует, как Ион Чебан, один из лидеров блока «Альтернатива», оказался в 

Италии, имея запрет на въезд в зону Шенгена. Заголовок « Находка Иона Чебана», а 

также обобщенная ссылка «по мнению экспертов из Кишинэу» указывают на 

предвзятость авторов.  

 

В отчетный период TV8 сообщил в мониторируемых новостях о выдвижении в 

избирательную гонку 12 кандидатов, а также о регистрации еще двух, что составляет 

более половины списка зарегистрированных в избирательной гонке. В основном 

кандидаты освещались нейтрально. В трех случаях тон освещения Патриотического 

блока был негативным, а Блока «Альтернатива» и Социально-христианского союза — по 

одному разу.  

 

В семи случаях ПДС выиграла от освещения в позитивном контексте центральной 

государственной администрации и тем с участием президента Майи Санду. Например, в 

новости от 4 сентября о начале переговоров о вступлении в ЕС TV8 выбрала цитату   

президента Европейского совета, которая выставляет правящую партию в 

положительном свете: «Правительство Республики Молдова делает очень хорошую 

работу, проводя необходимые реформы». Центральная государственная администрация 

была представлена в позитивном свете в новости, которая была повторно показана в 

обзоре в конце недели о подготовке школьников, где говорится о помощи в размере 

тысячи леев, предоставляемой каждому ребенку с началом нового учебного года (29 и 

31 августа).  

 

Телепередачи: В телепередачах были приглашены или упомянуты десять кандидатов на 

выборах. Мониторируемые телепередачи были в основном нейтральными, без явной 

предвзятости. В единственном случае, в программе «Cutia neagră Plus» (31 августа), 

которая включала расследование о состоянии мэра Вадул-луй-Воды с заголовком «Царь 

из Вадул-луй-Воды», был отмечен негативный имидж Патриотического блока. TV8 

подчеркивает, что мэр, фигурирующий в расследовании, имел несколько мандатов в 



            

17 
 

качестве представителя ПКРМ после чего перешел в ПСРM, обе партии входят в 

Патриотический блок. Расследование включает мнения граждан, которые обвиняют мэра 

в отсутствии честности: «Пока будет социалист Онофрейчук, изменений не будет». Без 

фактического обоснования ведущая говорит: «Жители Вадул-луй-Воды говорят и о 

других делах, которые были организованы с помощью мэра». В том же расследовании 

Габриэль Кэлин, лидер Христианско-социальной партии Молдовы, конкурент на 

выборах, был назван «спорным прокремлевским пропагандистом», что поставило его в 

негативном свете.   

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: В 34 новостях TV8 прямо и косвенно процитировало 101 источник. 11 из 34 

промониторенных новостей можно считать плюралистическими, включающими 

различные мнения как в новостях на спорные темы, так и в новостях на нейтральные 

темы. Таким образом, плюралистическими можно считать новости о поездке Иона 

Чебана в Италию, о расследовании состояния мэра Вадул-луй-Воды, а также о 

расследовании Ziarul de Gardă об усилении дезинформации в Интернете, о рейдах по 

делам о коррупции на выборах, о вовлечении Церкви в выборы, о подписании 

соглашения между полицией и платформой TikTok. 

 

Десять новостей отражали спорные темы, семь из них были представлены 

сбалансированно. Три материала, в которых отсутствует сбалансированность, касались 

коррупции на выборах, в которой замешаны лица из группировки Шор, а также партии 

«Сердце Молдовы» (4 сентября). Несбалансированным является и материал о 

вовлечении священников в выборы, в котором TV8 показывает, как Патриотический 

блок широко использует имидж Церкви.   

 

С небольшой разницей соотношение полов склонилось в пользу мужских источников, 

доля женщин составила 46% по сравнению с 54% мужских источников.  

 

Передачи: Шесть из семи передач, проанализированных в отчетный период, можно 

считать плюралистическими, поскольку в них было несколько гостей в студии или 

цитировалось несколько источников. Две передачи содержали обвинения, обе были 

сбалансированными. Что касается сбалансированности источников, в передачах было 

цитировано 45 человек, доля женщин составила 24%.  

 

Используемый язык и видеоизображения 

 

В отчетный период в двух новостях использовался ярлык «беглец» в отношении Илана 

Шора, а в четырех других материалах отмечались несоответствующий язык и 

изображения в отношении некоторых конкурентов. Так, в программе на TV8 были 

использованы нерелевантные изображения Владимира Воронина при запуске 

Патриотического блока (29 августа); в новости о решении суда обязать ЦИК 

зарегистрировать партию «Большая Молдова», возглавляемую Викторией Фуртунэ, TV8 

объявила, что «выборы пройдут с Фуртунэ» (Furtună переводится как «шторм» на 

русский язык) (5 сентября); мэр Вадул-луй-Водэ был назван в титрах «Царем из Вадул-

луй-Водэ», а в той же новости Габриэль Кэлин, лидер Христианско-социального союза 

Молдовы, участник выборов, был представлен как «противоречивый пропагандист 

прокремлевского толка» (1 сентября). Те же нарушения были отмечены и в программе 

«Cutia neagră Plus», которая транслировала расследование «Царь из Вадул-луй-Водэ » 

(31 августа). 

 



            

18 
 

Эксклюзив TV 

 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В период с 29 августа по 5 сентября 2025 года на телеканале Exclusiv TV было 

проанализировано шесть выпусков новостей («Новости Exclusiv TV» в 18:00) и шесть 

передач: три выпуска «На Грани» на русском языке, два выпуска программы «Голоса 

власти» и один выпуск «Moldova Live». 

 

Новости: В новостные выпуски было включено 34 материала избирательного характера 

– прямого и косвенного, большая часть из них была размещена в рубрике «Выборы 

2025». Темы с прямым электоральным подтекстом (28) отражали официальный старт 

кампании некоторых кандидатов и/или предвыборные мероприятия, отказ от 

должностей министров и государственных секретарей со стороны нескольких членов 

правительства, вовлеченных в предвыборную кампанию, решения ЦИК по проведению 

выборов, обыски и задержания полицией по нескольким делам о незаконном 

финансировании политических партий и отмывании денег, призыв Митрополии 

Молдовы к духовенству не поддаваться на соблазн политических игр, запуск полицией 

кампании «Не играй с голосом, иначе потеряешь все» по борьбе с избирательной 

коррупцией. 

Темы косвенно связанные с выборами (шесть) касались, в частности, поддержки, 

оказываемой ЕС через различные программы развития, заявлений европейских 

чиновников о том, что ЕС начнет переговоры о присоединении после выборов, участия 

представителей властей в различных мероприятиях. Хотя они не носят явно 

выраженного избирательного характера, их положительный контекст может повлиять на 

восприятие ЦПА и, соответственно, правящей партии ПДС. 

Телепередачи: Пять из шести мониторируемых телепередач пригласили в качестве 

гостей 11 участников выборов, и дискуссии касались парламентских выборов 28 

сентября и их предвыборных приоритетов, перспектив экономического развития страны, 

вступления в ЕС, объединения с Румынией, геополитической зависимости от России или 

возможности срыва европейского курса страны. Коррупция на выборах, политическая 

корректность на выборах, злоупотребления со стороны властей, реформа судебной 

системы и политизация правосудия, отсутствие результатов в резонансных делах или 

обеспечение безопасности Республики Молдова были другими темами, 

обсуждавшимися в передачах с участием кандидатов на выборах. В передаче с участием 

двух экспертов («Moldova Live») обсуждались визит трех европейских чиновников в 

Кишинев в День независимости и передача положительного имиджа правящей партии 

ПДС, участие министров в предвыборной кампании, шансы партий на выборах или сеть, 

созданная Иланом Шором. 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: В целом, материалы избирательного характера, транслируемые Exclusiv TV, 

были беспристрастными и соответствовали нормам деонтологии. Однако в некоторых 

материалах были замечены определенные признаки тенденциозности при отборе 

новостей, касающихся начала предвыборной кампании некоторых кандидатов. Так, 29 

августа, когда официально стартовала кампания по парламентским выборам, Exclusiv TV 



            

19 
 

выпустил в эфир две обширные новости, касающиеся начала предвыборной гонки Блока 

«Альтернатива» и Патриотического блока. Хотя 29 августа в кампанию также вступила 

правящая партия ПДС, это событие не было отражено в новостном бюллетене. Однако 1 

сентября эта тема была освещена с другой точки зрения: «Запуск предвыборной 

кампании с криками и толкотней во время встречи с избирателями партии ПДС в селе 

Пересечина, Оргеевский район, которая состоялась 31 августа», что наводит на мысль, 

что ПДС начала кампанию с «криками и толкотней». 2 сентября была опубликована 

новость о пяти обязательствах ПДС, озвученных лидером партии Игорем Гросу, которая 

была дополнена кадрами с официального начала предвыборной кампании партии 29 

августа. 

 

В одном случае было отмечено смешение фактов с мнениями: в новости от 4 сентября о 

«40 обысках, проведенных в рамках дела о коррупции на выборах» также говорится, что 

«Илан Шор появился в российской прессе с докладом перед лидером Кремля Владимиром 

Путиным, в котором хвастается расширением международной платежной 

платформы», а в заголовке написано «Нитки тянутся из Москвы». 

 

Пять новостей касались программ европейской поддержки, даты начала переговоров о 

вступлении в Европейский Союз, мероприятий с участием центральной государственной 

администрации, на которых говорилось об успехах и достижениях. Например, 1 сентября 

в рамках обширного репортажа из лицея «Лучиан Блага» был показан фрагмент 

поздравления премьер-министра Дорина Речана, адресованного ученикам, родителям и 

учителям: «Уважаемые учителя! Спасибо, что заботитесь об их образовании, и 

правительство всегда будет рядом с вами!», а 4 сентября телеканал сообщил о «все 

более сильной европейской поддержке для Молдовы. ЕС выделяет 19 миллионов евро на 

поддержку реформ в нашей стране». Учитывая положительный контекст, эти новости 

способны обеспечить положительный имидж правящей партии, участвующей в 

избирательной кампании. 

 

Новости, касающиеся избирательных конкурентов, были сосредоточены 

преимущественно на их предвыборных обещаниях/программах или предвыборных 

мероприятиях. В общей сложности было отражено 13 избирательных конкурентов, 

причем в целом освещение было преимущественно нейтральным. ПИБ и Блок 

«Альтернатива» появились три раза в нейтральном контексте и по одному разу в более 

позитивном контексте; ПДС имела четыре нейтральных и одно негативное упоминание, 

а Наша Партия имела два нейтральных и одно скорее положительное упоминание. 

Остальные конкуренты упоминались спорадически, по одному разу, в нейтральном 

контексте, в материалах о начале кампании или о предвыборной деятельности. 

 

Телепередачи: В целом, гости телепередач вели себя сдержанно, не прибегая к резким 

обвинениям в адрес определенных избирательных конкурентов или других 

политических деятелей, за исключением критики и обвинений в адрес ПДС. Так, в 

программе «На грани» от 29 августа один из гостей неоднократно критиковал нынешнее 

правительство, заявляя, что «в области внутренней политики, которая является основой 

экономики, они заслуживают оценку «двойку»; «Речан защитил главу Moldovagaz 

Вадима Чебана»; «Кадровая политика нынешнего правительства – это катастрофа». 

Каждый раз ведущая программы подчеркивала, что представители правящей партии 

будут приглашены на программу и ответят на эти вопросы. 

 

В шести выпусках, вышедших в эфир, ПДС трижды фигурировала в негативном свете и 

один раз в нейтральном; НПМ – один раз в позитивном и один раз в нейтральном, Блок 

«Альтернатива» – один раз в нейтральном и один раз в негативном, Блок «Вместе» – два 



            

20 
 

раза в позитивном. Остальные конкуренты – МНП, ЛГК, AЛДE, ЛП, AОР, ЕСДП и 

Альянс «Молдаване», а также независимые кандидаты Олеся Стамате и Виктория 

Сандуца – были представлены в нейтральном контексте. 

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: Для документирования 34 новостей Exclusiv TV использовал 85 источников, 

представляющих в основном избирательных конкурентов, ЦИК, представителей 

правоохранительных органов, гражданского общества или европейских институтов, а 

также граждан. В восьми новостях телеканал обеспечил плюрализм мнений, цитируя 

различные источники и включая контекстную информацию. Материалы, которые 

непосредственно касались предвыборной деятельности кандидатов, как правило, 

цитировали один первичный источник. 

 

Из общего числа новостей 11 представляли собой спорные материалы, в десяти из них 

был соблюден баланс источников. В одной новости не было обеспечено право на ответ 

– новость от 5 сентября о рейдах полиции в нескольких местах страны, в которой были 

процитированы только заявления главы Главного управления полиции Виорела 

Чернауцеану. Хотя в материале упоминалась «сеть, возглавляемая осужденным 

беглецом Иланом Шором», журналисты не обеспечили сбалансированность материала.  

 

С точки зрения гендерного баланса источников, наблюдается небольшая диспропорция: 

48 мужчин (59%) и 33 женщины (41%). 

 

Передачи: Гости передач высказывали различные мнения, в основном являясь 

избирательными конкурентами с разными политическими ориентациями. В случаях, 

когда гости выдвигали обвинения в адрес конкурентов, которые не присутствовали в 

студии, ведущая вмешивалась, объявляя, что в следующих передачах будут приглашены 

и те, кого это касается, чтобы им было предоставлено право на ответ.  

 

Используемый язык и видеоизображения 

 

Не было зафиксировано отклонений от этических и деонтологических принципов в 

отношении используемого языка и видеоизображений, за небольшими исключениями. К 

ним относится использование ярлыков «осужденный беглец Шор» или «беглец Илан 

Шор» (например, в новостях о санкциях, наложенных на Ирину Влах, 29 августа, в 

новости о столкновениях в Пересечине, где «сторонники ПДС и партии Шора 

подрались», 1 сентября, а также в новостях об обысках на севере страны, 4 и 5 сентября). 

 

Cinema 1 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В период с 29 августа по 5 сентября 2025 года на телеканале Cinema 1 было 

проанализировано шесть выпусков новостей (в 18:00) и два выпуска информационной 

программы о выборах «7 дней с Родикой Кравченко», один из которых был повтором. 



            

21 
 

Новости: В новостных выпусках было представлено 49 материалов прямого и 

косвенного избирательного характера, большинство из которых было включено в 

рубрику «Выборы 2025». 41 новость, имеющая прямое отношение к выборам, отражала 

темы официального начала предвыборной кампании некоторых кандидатов, 

предвыборные мероприятия, решениях ЦИК и правоохранительных органов о 

нерегистрации некоторых кандидатов в избирательной гонке, обысках/задержаниях, 

связанных с незаконным финансированием политических партий, создании фальшивых 

аккаунтов для распространения российской пропаганды в Facebook и TikTok и т. д. Еще 

восемь тем, на этот раз косвенно связанных с выборами, касались европейского курса 

страны , визитов иностранных официальных лиц в Кишинев, заявлений об экстрадиции 

в Молдову бывшего лидера Демократической партии Владимира Плахотнюка, оказания 

Румынией поддержки Республике Молдова и т. д.  

Передачи: В двух выпусках информационной передачи о выборах «7 дней с Родикой 

Кравченко», транслировавшихся в выходные дни, ведущая обсуждала со своими гостями 

– директором социологической компании iData Михаилом Бологаном (30 августа), экс-

председателем ЦИК Юрием Чоканом (30 августа) а также политиком Думитру Дяковым 

(31 августа) темы, касающиеся избирательной кампании, проведения опросов в период 

выборов, европейской интеграции, визита иностранных официальных лиц в Кишинев 27 

августа, недобросовестной конкуренции в ходе кампании, монополизации правящей 

партией европейского курса страны. Другие темы касались оттока населения, 

геополитики, опыта управления в рамках предыдущих коалиций, политических амбиций 

и неспособности нынешних партий сесть за стол переговоров. 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: В целом, материалы прямого избирательного характера, транслируемые 

каналом Cinema 1, соблюдали принцип нейтральности и беспристрастности. В 

проанализированных новостях не было выявлено предпочтительного отношения к 

определенным участникам выборов, которым был предоставлен относительно равный 

доступ. Большинство материалов, касающихся выдвижения кандидатов в предвыборную 

гонку, представляли предвыборные приоритеты, прямые или косвенные заявления 

кандидатов, без проявления предвзятости. Единственная новость, в которой была 

отмечена нюансировка в отношении одного из избирательных конкурентов, касается 

начала предвыборной кампании ПДС (1 сентября), в которой упоминалось, что в 

мероприятии приняли участие «многочисленные сторонники из страны и диаспоры», 

что подчеркивало масштабность мероприятия, посвященного началу участия партии в 

выборах.  

 

Что касается выбора тем, то было отмечено, что телеканал уделил больше внимания теме 

обысков, проведенных в рамках дела о коррупции на выборах, отмывании денег и 

незаконном финансировании политических партий. Во всех пяти новостях, 

посвященных этой теме, упоминалась партия «Сердце Молдовы», входящая в ПИБ. 

Кроме того, ЦПА, представленная президентом Майей Санду, премьер-министром 

Дорином Речаном и вице-премьером по европейской интеграции Кристиной 

Герасимовой, была упомянута в семи новостях, которые представили ее в 

положительном свете. Остальные новости отражали различные аспекты участия 

конкурентов в парламентских выборах.   

 

В первую неделю кампании в темах, выпущенных Cinema 1, были представлены 18 

избирательных конкурентов. Тональность подачи информации была в основном 

нейтральной. Блок «Альтернатива» имел наибольшее количество нейтральных 



            

22 
 

упоминаний – четыре; Патриотический блок был упомянут один раз в нейтральном 

контексте и два раза в более негативном контексте; ПДС – один раз в положительном 

контексте и один раз в нейтральном контексте; Олеся Стамате, Наша Партия и ЕСДП 

были упомянуты по два раза в нейтральном контексте, а остальные конкуренты были 

упомянуты по одному разу, также в нейтральном контексте. 

 

Эфиры: Гости программы «7 дней с Родикой Кравченко» высказывались 

сбалансированно, дискуссии были спокойными и без обвинений в адрес некоторых 

конкурентов. Ведущая вела себя нейтрально, вопросы и комментарии в целом касались 

темы выборов и не содержали оценочных суждений, которые явно благоприятствовали 

бы или ставили в невыгодное положение какого-либо участника. Тем не менее, в 

передаче от 30 августа прослеживался некоторый негативный оттенок в отношении 

ПДС, которая, по мнению гостей, «монополизировала европейский курс», а визиты 

европейских официальных лиц в День независимости были приписаны 

«коммуникационной кампании в пользу ПДС». Своими комментариями ведущая 

поддержала эту точку зрения. Таким образом, ПДС была упомянута дважды – один раз 

в нейтральном контексте и один раз в более негативном контексте, в то время как AЛДЕ 

– только один раз, в основном в негативном контексте. 

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: В 49 новостях, показанных на Cinema 1, было задействовано 89 источников, 

большинство из которых представляли избирательных конкурентов, ЦИК, полицию, 

представителей властей или граждан. В 11 новостях было обеспечено разнообразие 

источников, что дало возможность телезрителям получить разностороннее 

представление о темах. Однако многие новости, особенно те, которые касались начала 

предвыборной кампании, основывались на одном первоисточнике, что ограничивало 

плюрализм мнений. 

Из 17 новостей конфликтного характера в 15 был обеспечен баланс источников. В одном 

случае не было соблюдено право на ответ. В частности, в новости от 1 сентября о 

причинах, которые привели к запрету на въезд в Румынию мэра столицы Иона Чебана, 

объясненных президентом Румынии, говорится, что «Чебан представляет угрозу для 

безоПДСности Румынии». Реакция мэра на это заявление не была представлена. И 

материал о расследовании ZdG относительно фальшивых счетов, использованных на 

выборах, был представлен односторонне.   

 

С точки зрения гендерного баланса, источники были распределены следующим образом: 

36 женщин (43%) и 47 мужчин (57%). 

 

Передачи: Гости в студии высказывали относительно схожие мнения по обсуждаемым 

темам, что ограничивало разнообразие точек зрения, представленных в передаче. Кроме 

того, обвинения, выдвинутые в адрес определенных политических деятелей, не были 

сбалансированы или контекстуализированы модератором. В идеале модератор должен 

был бы вмешаться, чтобы прояснить эти утверждения или дать возможность тем, кого 

они касались, ответить в прямом эфире, обеспечив таким образом сбалансированность и 

беспристрастность программы.  

 

Использованный язык и видеоизображения 

 

Cinema 1 не использовал дискриминационный язык в отношении избирательных 

конкурентов в транслируемых новостях. Изображения были нейтральными и 

соответствовали этическим и профессиональным стандартам. 



            

23 
 

 

One TV 

 

 
 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В отчетный период было проанализировано семь выпусков новостей, транслируемых 

телеканалом One TV (21:00), включая «Синтез недели», выпущенный в эфир в субботу, 

30 августа, на русском языке. Также были оценены две передачи «1 на 1»  которых была 

повторной, и одна передачa «Info One Week».  

 

Новости: В информационных программах было показано 40 новостей, имеющих прямое 

и косвенное отношение к выборам. Материалы, включенные в рубрику «Выборы», 

отражали выступление президента Майи Санду в начале предвыборной кампании, 

начало и регистрацию в предвыборной кампании некоторых кандидатов, а также 

представление обязательств ПДС, санкции, наложенные на Ирину Влах Канадой, 

поездку Иона Чебана в Италию, действия по уголовному преследованию в делах о 

коррупции на выборах, отклонение жалобы СДПМ, которая не была допущена к участию 

в выборах, встречу европейского комиссара по расширению Марты Кос с 

представителями Церкви. В рубрику «Выборы» также были включены темы, 

касающиеся мероприятий, посвященных Дню независимости, начала переговоров о 

вступлении в ЕС и т. д. 

Новости, имеющие косвенное отношение к выборам, отражали День румынского языка 

и визит в Кишинев президента Румынии, заявления Овидиу Нахоя, главного редактора 

RFI România, визит в Республику Молдова европейского комиссара по вопросам 

сельского хозяйства и продовольствия, объявление о выделении транша средств, 

предоставленных ЕС, пожертвование со стороны Румынии партии книг. 

Передачи: В одном из выпусков передачи «1 на 1», выпущенном в эфир 26 августа и 

повторенном 30 августа, One TV пригласил Игоря Мунтяну, лидера КЕБ. В другом 

выпуске, 2 сентября, в студии «1 la 1» присутствовал Ион Kику, председатель ПРКМ, 

партии, входящей в блок «Альтернатива». В программе «Info One Week» One TV 

повторно показал несколько новостей о Дне независимости и начале предвыборной 

кампании некоторых кандидатов, а также две студийные дискуссии: одну с Овидиу 

Нахоем, главным редактором RFI România, а другую с Валериу Пашей, председателем 

WatchDog. 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: Большинство новостей, связанных с выборами, были сбалансированными. 

Однако в девяти случаях была отмечена предвзятость при отборе информации. 

Например, 29 августа в новости о начале предвыборной кампании Патриотического 

блока One TV делает замечание, не указывая источник: «Аналитики считают, что 

новый блок не единственный, поддерживаемый Кремлем, который может 

рассчитывать на партии, позиционирующие себя как проевропейские». Эта новость 

была повторена и в «Синтезе недели» от 30 августа с тем же утверждением. Также 29 

августа, а затем и 30 августа, в новости о вступлении ПДС в кампанию One TV 

подчеркивает, что партия была запущена в рамках «масштабного мероприятия», после 

чего были показаны кадры, на которых толпа скандирует «с ПДС в Европу». Другая 

новость, касающаяся ПДС, выпущенная в эфир 2 сентября, представляет публичные 

обязательства, с помощью которых партия намеревается «завоевать новый мандат на 



            

24 
 

управление». One TV перепечатал видео, опубликованное Игорем Гросу на своей 

странице в Facebook. Подобного рода журналистское поведение не было замечено в 

случае других участников выборов, что можно квалифицировать как предвзятость в 

пользу ПДС.  

В новостном выпуске от 2 сентября One TV сообщил о пакте Патриотического блока не 

вступать в коалицию с «правящим режимом», включив мнение Игоря Гросу, ПДС, взятое 

из Facebook. One TV уточняет, что помимо ответа о соглашении, Игорь Гросу также 

задал несколько вопросов о уголовном расследовании, в котором фигурирует Игорь 

Додон и в котором он обвиняется в получении денег от Владимира Плахотнюка в 2019 

году. Таким образом, ответ Игоря Гросу более обширный, чем заявления 

Патриотического блока о несоздании коалиции с ПДС, поскольку в нем упоминаются и 

лидеры Блока «Альтернатива», которым не было предоставлено право на ответ.  

В бюллетене от 1 сентября была использована обобщающая формулировка в новости об 

отъезде Иона Чебана в Италию, несмотря на запрет на поездки в Шенгенскую зону. One 

TV ссылается на «экспертов по политике из Кишинэу», которые утверждают, что 

«отъезд Иона Чебана в Италию является актом отчаяния в преддверии парламентских 

выборов». На самом деле цитируется только один эксперт, который объясняет, что Ион 

Чебан «из всех сил пытается показать, что он не является изгоем в Европе». 

Центральные государственные органы и президент Майя Санду получили 

положительную оценку в семи новостях, что дало преимущество ПДС за счет улучшения 

имиджа. Например, в «Синтезе недели» от 30 августа One TV повторило темы, 

выпущенные в эфир по случаю Дня Независимости, с участием ЦПА. Кроме того, One 

TV сообщило о визитах и решениях европейских чиновников в Республике Молдова, 

цитаты из которых сыграли на руку центральным властям и, соответственно, ПДС.  

В мониторируемых новостях One TV обеспечил видимость для восьми избирательных 

конкурентов, что составляет менее половины от числа зарегистрированных. В случае 

ПДС тон был трижды положительным, Патриотический Блок и Блок Альтернатива 

имели по три появления с отрицательным тоном. Остальные избирательные конкуренты 

появлялись спорадически и были представлены нейтрально.  

Передачи: Две передачи «1 к 1», выпущенные в эфир в отчетный период, были в целом 

сбалансированными, без проявления предвзятости со стороны ведущей. В программе 

«Info One Week» от 31 августа было включено девять материалов прямого и косвенного 

избирательного характера, а также два интервью с гостями в студии. Материалы 

косвенного избирательного характера, повторенные из предыдущих выпусков 

новостного бюллетеня, были посвящены Дню Независимости и благоприятствовали 

ПДС за счет улучшения имиджа. Эти материалы были сменены дискуссией с Овидиу 

Нахоем, главным редактором RFI România, которая, в целом, давала преимущество 

центральным властям в Кишиневе. ЦПА также получили преимущество благодаря 

материалу о подготовке к школе, в котором говорится о помощи в размере тысячи леев, 

которую получат 295 тысяч учеников.  

«Info One Week», выпущенная 31 августа, включала материалы прямого избирательного 

характера, повторенные из выпусков новостного бюллетеня и проанализированные в 

этом отчете в разделе «Новости». После этих материалов последовала дискуссия в 

студии с Валерием Пашей, тон которой был негативным для Патриотического блока и 

позитивным для Майи Санду, что дало преимущество ПДС за счет переноса имиджа.  

Корректность и сбалансированность источников. Многообразие мнений 

 



            

25 
 

Новости. One TV прямо или косвенно процитировал 108 источников в 40 

промониторенных новостях, среди которых были участники выборов, европейские 

чиновники, граждане, центральные власти, включая отстраненных от должности 

министров, эксперты и т. д. 11 новостей можно считать плюралистичными с точки 

зрения изложенных мнений.  

14 новостей имели спорные темы, в пяти из них не было обеспечено право на ответ, 

например, в новости о запуске Патриотического блока, в которой One TV ссылается на 

экспертов, предупреждающих о связях конкурента с Россией (29 августа). Эта новость 

была показана дважды в новостных выпусках и один раз в программе «Info One Week». 

Еще одной несбалансированной новостью была новость о нерегистрации СДПМ в 

предвыборной гонке (2 сентября), а также новости о поездке Иона Чебана в Италию (1 и 

2 сентября). 

С точки зрения гендерного баланса, соотношение было в пользу мужских источников 

(64,76%) по сравнению с женскими (35,24%).  

Передачи: Два материала из «Info One Week» можно считать плюралистическими: тот, 

что о возложении цветов в День Независимости, а также тот, что о подготовке к школе, 

в котором цитируются несколько женщин.  

Обсуждения в студии «Info One Week» проходили отдельно, с одним гостем. Мнения, 

высказанные в эфире, не включали утверждений, требующих права на ответ. Однако во 

время интервью с Валерием Пашей представители Патриотического блока были 

представлены в негативном свете, при этом ведущая не вмешалась, чтобы обеспечить 

баланс или предоставить им возможность высказать свою точку зрения. Это отсутствие 

противовеса может повлиять на восприятие публики и свидетельствует о некотором 

дисбалансе в освещении избирательных конкурентов. 

В программах «1 на 1», хотя гости пытались выдвигать обвинения в адрес других 

избирательных конкурентов, ведущая настаивала на том, чтобы они отвечали на их 

вопросы, тем самым уравновешивая дискуссию. 

Использованный язык и видеоизображения 

Язык и видеоизображения в целом соответствовали деонтологическим нормам. Однако 

One TV использовал ярлык «беглец» или «беглый олигарх» в отношении Илана Шора в 

пяти новостях, четыре из которых были показаны 5 сентября. 

N4 

 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В отчетный период N4 показал 24 материала, имеющих прямое и косвенное отношение 

к выборам, из которых 21 новость и три передачи.  

 

Новости: Темы, касающиеся начала предвыборной кампании некоторых кандидатов и 

их обещаний, были представлены очень кратко, как правило, в одном новостном 

сообщении, без прямых цитат кандидатов. Эти материалы были показаны 

преимущественно в первые дни после начала кампании, впоследствии телеканал 

отказался от освещения собственно предвыборной деятельности и сосредоточился на 



            

26 
 

новостях, имеющих косвенное отношение к выборам (13 штук). Среди затронутых тем 

были: выплата единовременных пособий в размере тысячи леев для школьников в начале 

учебного года, продолжение финансовой поддержки со стороны ЕС, управление 

национальными дорогами, прогресс на пути европейской интеграции или улучшение 

условий для недоношенных детей после реконструкции отделения недоношенных детей 

Института матери и ребенка. Следует отметить, что часть новостей не была 

оригинальными материалами канала, а была взята из других источников СМИ. 

 

Передачи: Три мониторируемых выпуска программы «Четвертая власть» были 

посвящены темам, имеющим отношение к выборам, таким как решения ЦИК, открытие 

избирательных участков за рубежом и для граждан Приднестровья, а также возможное 

иностранное вмешательство в избирательный процесс. В то же время, программа 

предоставила площадку для трех кандидатов на выборах, которые высказали свои 

мнения по различным темам.  

 

Беспристрастность и объективность. Политическая пристрастность 

 

Новости: Большинство материалов, имеющих прямое отношение к выборам, были 

представлены лаконично, с основной информацией, без дополнительных деталей или 

контекста. Тональность в целом была нейтральной, без явного предпочтения какого-

либо из кандидатов. Тем не менее, был отмечен один случай упущения – отсутствие 

освещения начала предвыборной кампании ПДС 29 августа, в то время как другие 

партии, начавшие кампанию в тот же день, были освещены. 

Однако выбор тем косвенно благоприятствовал правящей партии, поскольку были 

включены многочисленные новости о деятельности центральной администрации и 

европейской интеграции, которые создали положительный фон для правящей партии.  

В целом, N4 освещала деятельность десяти участников выборов, наиболее заметными из 

которых были ПИБ и ПДС (по три упоминания каждая), Блок «Альтернатива» и ЛГК (по 

два упоминания каждая). Тональность их освещения была нейтральной. В то же время 

ЦПА получила благоприятное освещение в девяти материалах, в том числе благодаря 

представлению социальных и экономических мер, имеющих положительный эффект 

(пособие для школьников, ремонт медицинского отделения), а новости о поддержке со 

стороны ЕС укрепили этот положительный имидж правительства и, соответственно, 

ПДС. 

 

Передачи: Эфиры предоставили площадку для некоторых участников выборов, чтобы 

они могли изложить свои взгляды, но выбранный формат – с одним гостем или с гостями, 

присутствующими по очереди – не способствовал реальной дискуссии идей. Так, в одной 

из передач гостем был представитель блока «Вместе»  - Штефан Глигор, которому было 

предоставлено достаточно времени, чтобы прокомментировать различные темы и 

продвинуть видение блока на выборах. Другой выпуск был разделен на два сегмента, 

каждый с одним гостем – Ионом Чебаном (Блок «Альтернатива») и Григором Новаком 

(ПИБ), а третий мониторируемый выпуск был посвящен нескольким темам, в том числе 

ходу кампании и решениям ЦИК, оспариваемым в суде, поведению конкурентов в 

кампании, европейской интеграции МР и т. д. В рамках этих передач в положительном 

свете были представлены «Блок «Вместе», в отрицательном свете – ПДС, «Блок 

Альтернатива», ПИБ, КЕБ, ЛГК, Наша Партия, ПДД. «Альтернатива» и ПДС также 

появлялись в нейтральном контексте.  

 

Ведущие в целом сохраняли нейтральный тон и пытались сбалансировать дискуссии, но 

не всегда удавалось уравновесить тенденциозные высказывания гостей. Например, в 

эфире 2 сентября гость поднял большинство тем через призму обвинений в адрес ЦПА, 



            

27 
 

а также других политических игроков, включая конкурентов на выборах. Обвинения не 

были подкреплены доказательствами, а основывались на таких расплывчатых 

формулировках, как «я знаю» или «насколько известно». В некоторых моментах ведущая 

пыталась уравновесить дискуссию, обращаясь к мнениям, ранее высказанным в 

публичном пространстве некоторыми из упомянутых политиков. Гость обратился 

непосредственно к избирателям, разочарованным ПДС, призвав их голосовать за Блок 

«Вместе» и заявив, что «если избиратели хотят прогресса, они должны голосовать за 

Блок «Вместе»». В эфире 3 сентября гость программы – бывший председатель ЦИК 

Юрий Чекан – в какой-то момент заявил, что на выборах необходимо голосовать за 

проевропейские партии, даже признав, что занимается «пропагандой». Ответ ведущего 

«все занимаются пропагандой» относительно смягчил это утверждение, но не поставил 

под сомнение его пристрастный характер. В то же время, в нескольких случаях 

высказывания гостя ставили правящую партию в негативном свете, приводя примеры из 

ее деятельности, и ведущий поддерживал эти утверждения. 

 

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: В 21 соответствующем материале было процитировано 40 источников, 

представляющих избирательных конкурентов, центральную и местную администрацию, 

ЦИК, полицию и европейские институты. Большинство новостей было основано на 

одной точке зрения, без плюрализма мнений. Лишь в нескольких новостях были 

представлены различные точки зрения (задержание за избирательную коррупцию на юге 

страны – 2 сентября; заявление ПИБ об отказе вступать в коалицию с ПДС – 2 сентября; 

спор ЦИК-ЛДПМ – 3 сентября). Три новости, которые информировали о 

деятельности/сообщениях избирательных конкурентов, ссылались на 14 источников.  

Две из новостей мониторинга были конфликтными, но включали мнения всех 

заинтересованных сторон. 

С точки зрения гендерного баланса, источники были распределены равномерно: 15 

мужчин и 14 женщин.  

 

Передачи: Формат с одним гостем ограничил плюрализм мнений. Даже когда 

присутствовали два гостя, они не были вовлечены в прямой диалог. В выпуске от 2 

сентября прямые обвинения в адрес некоторых политических деятелей остались без 

ответа, а упоминание ведущей о «праве на ответ» прозвучало только в конце, не 

предоставив возможность высказаться тем, кого это касалось. 

 

Используемый язык и видеоизображения 

 

Язык, использованный в новостях, был в целом нейтральным и адекватным. 

Единственное отклонение было зафиксировано 29 августа, когда в материале о запуске 

«Руководства протестующего» Министерством внутренних дел был использован ярлык 

«беглец Шор». Кроме того, два гостя передачи от 4 сентября – Ион Чебан и Григоре 

Новак – были представлены в титрах как мэр мун. Кишинева и депутат ПСРМ, хотя в 

введении ведущий говорил о представителе Блока «Альтернатива» и ПИБ. 

Видеоизображения были корректными, без монтажа или тенденциозных приемов. 

 

 

ВЫВОДЫ  

 

В период с 29 августа по 5 сентября 2025 года при освещении избирательной кампании 

десятью телеканалами были отмечены следующие тенденции:   

 



            

28 
 

• Общественный телеканал Moldova 1 широко освещал в новостях предвыборную 

деятельность кандидатов, предоставляя им равный доступ в зависимости от их 

мероприятий и/или заявлений. Телеканал предлагал зрителям разнообразные и 

сбалансированные точки зрения в новостных выпусках, но не в программах. 

Новости, непосредственно связанные с выборами, были подготовлены в 

соответствии с профессиональными требованиями. Однако частые материалы о 

продвижении Республики Молдова по пути вступления в ЕС и присутствие 

центральных властей, рассказывающих о различных достижениях, могут 

представлять собой преимущество для правящей партии, создавая 

положительный имидж.  

• TVR Moldova правильно и беспристрастно освещала предвыборную 

деятельность большинства конкурентов и работу ЦИК. Как новости, так и 

программы в целом предоставляли документально подтвержденную и 

объективную информацию, соблюдая журналистские нормы. В то же время, 

редакционная ориентация в пользу темы европейской интеграции и относительно 

частое присутствие центральных властей в позитивных новостях может быть 

интерпретировано как косвенное преимущество для правящей партии ПДС. В 

целом, однако, TVR Moldova удалось предоставить публике нейтральную, 

разнообразную и относительно сбалансированную информацию о кампании.   

• Региональный общественный телеканал GRT не принимал активного участия в 

освещении кампании в новостях, ограничиваясь перепечаткой пресс-релизов 

избирательных органов. Новости были в основном сухими и без прямых 

источников, были зафиксированы случаи манипуляции путем упущения. Таким 

образом, GRT размыла информацию избирательного характера, предоставив 

слабо документированный контент. Передачи, за небольшими исключениями, 

были тенденциозными, с многочисленными деонтологическими нарушениями со 

стороны ведущих. ЦПА и правящая партия были отражены исключительно в 

негативном свете, иногда с помощью ярлыков и обвинений, а ПИБ и Партия 

«Moldova Mare»/Большая Молдова были представлены исключительно в 

позитивном свете. Таким образом, ни в новостях, ни в передачах GRT не 

предоставил публике документированное, нейтральное, разнообразное и 

сбалансированное представление о предвыборной кампании, а скорее 

тенденциозное и пристрастное.  

• Jurnal TV отражала в нейтральной, корректной и беспристрастной манере 

предвыборную деятельность большинства конкурентов, а также другие события, 

связанные с этими выборами. Как новости, так и передачи в целом предоставляли 

документально подтвержденную информацию, представленную объективно и в 

большинстве случаев с соблюдением норм деонтологии. В то же время, большее 

количество новостей об Ирине Влах – особенно в контексте обысков с 

электоральной коннотацией и возможных связей с Иланом Шором – а также об 

Игоре Додоне – особенно ретроспективные новости, охватывающие период 2014–

2019 годов – создали небольшой дискомфорт для ПИБ. В целом Jurnal TV удалось 

предоставить публике нейтральную, разнообразную и сбалансированную 

информацию о ходе избирательной кампании.   

• Pro TV Chișinău обеспечил видимость большого числа избирательных 

конкурентов, которых он в целом освещал нейтрально. Новости и передачи 

предоставляли объективную информацию с соблюдением журналистских норм. 

Некоторые материалы косвенно связанные с выборами, в частности о 

результатах, достигнутых РМ на пути к вступлению в ЕС, могли бы 

свидетельствовать о преимуществе ПДС в имиджевом плане. Однако в целом 

зрители Pro TV имели доступ к разнообразным, корректным и беспристрастным 

материалам, связанным с выборами.  



            

29 
 

• TV8 правильно и относительно сбалансированно освещал в новостях 

предвыборную деятельность и связанные с ней темы, обеспечивая видимость 

более чем половины кандидатов, зарегистрированных в предвыборной гонке. 

Большинство новостей и программ, которые мы отслеживали, соответствовали 

этическим нормам, за небольшими исключениями, когда были замечены 

отклонения от беспристрастности, в том числе через непропорциональное 

представление некоторых кандидатов. ПДС получила положительный имидж в 

нескольких новостях с участием или о ЦПА, а выбор и иллюстрация информации 

в нескольких случаях поставили BEP в невыгодное положение. В целом, однако, 

TV8 удалось предоставить публике разнообразное и относительно нейтральное 

представление о кампании.   

• Exclusiv TV активно участвовал в освещении предвыборной кампании в новостях 

и передачах, предоставляя видимость относительно большому числу 

конкурентов. В основном темы освещались в новостях корректно, беспристрастно 

и нейтрально. В передачах выбор тем и некоторые формулировки придали 

освещению определенную тенденциозность, которая представила правящую 

партию ПДС в слегка негативном свете, а Блок Альтернатива и ПИБ получили 

слегка благоприятную видимость.   

• Cinema 1 активно освещал первую неделю кампании, предоставляя телезрителям 

актуальную информацию, которая охватывала большую часть предвыборной 

деятельности конкурентов. Они получили более нейтральное освещение, хотя и 

преимущественно из одного источника. В то же время, новости в положительном 

контексте об ЦПА слегка благоприятствовали правящей партии, в то время как в 

передачах ПДС выглядела более негативно.   

• One TV предоставил видимость относительно небольшому числу избирательных 

конкурентов.  В некоторых случаях были отмечены отклонения от принципов 

беспристрастности и объективности в виде обобщений и предвзятости при отборе 

информации. Центральные государственные органы  получили преимущественно 

положительное освещение, что благоприятствовало ПДС за счет переноса 

имиджа. ПДС, как партия, также получила четыре положительных упоминания, в 

то время как Патриотический блок и Блок «Альтернатива» были представлены 

преимущественно в негативном свете. В целом One TV предоставил частично 

разнообразное освещение кампании с явным акцентом в пользу ПДС.  

• N4 показал относительно небольшое количество новостей с участием 

избирательных конкурентов, причем предоставленная информация была в 

основном правильной и нейтральной. Прямое освещение кампании было 

ограниченным и сосредоточенным в начале периода, впоследствии акцент был 

сделан на темах, связанных с деятельностью правительства и европейской 

интеграцией. Такой редакционный подход создал имиджевое преимущество для 

ЦПА и, косвенно, для ПДС. Таким образом, N4 освещал предвыборную кампанию 

относительно нейтрально и сбалансированно, но с некоторыми  недостатками в 

плане разнообразия источников, плюрализма мнений и модерации передач.   

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

 

• Вещательные компании должны использовать отчеты о мониторинге в качестве 

инструментов саморегулирования и устранять недостатки, чтобы их деятельность 

соответствовала нормам законодательства и Кодексу профессиональной этики 

журналиста: 

- Информировать избирателей правильно, беспристрастно и объективно; 

- Обеспечивать плюрализм и разнообразие мнений, включая в новости 

несколько точек зрения по освещаемому вопросу; 



            

30 
 

- Предоставлять право на ответ всем сторонам, затронутым конфликтом; 

- продвигать гендерное равенство путем цитирования источников женского 

пола. 

• Совет по аудиовизуальным средствам должен использовать отчеты о 

мониторинге для самопроверки и оценки того, соблюдали ли мониторируемые 

телеканалы право граждан на полную, объективную и достоверную информацию 

и право участников выборов на равный доступ к средствам массовой 

информации. 

• В случае выявления нарушений законодательных положений Совет по 

аудиовизуальным средствам должен применять санкции, соразмерные частоте и 

степени совершенных нарушений. 


