
            

1 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг СМИ в ходе предвыборной кампании к парламентским выборам от 

28 сентября 2025 г. 

 

Отчет № 3 

13 – 19 сентября 2025 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Этот отчет был подготовлен при финансовой 

поддержке Посольства Королевства 

Нидерландов в Республике Молдова. Мнения 

принадлежат авторам и не обязательно 

отражают позицию донора. 

 

 



            

2 
 

Общие данные 

 

Цель и задачи проекта: Мониторинг и информирование общественности о поведении 

средств массовой информации в избирательной кампании и об обеспечении доступа 

избирательных конкурентов к СМИ. Мониторинг направлен на анализ журналистских 

тенденций, которые могут повлиять на деятельность СМИ и подорвать их способность 

предоставлять общественности достоверную, равноудаленную и многогранную 

информацию.  

 

Период мониторинга: с 29 августа по 26 сентября 2025 г. 

 

Критерии отбора СМИ, подлежащих мониторингу:  

* Аудитория / влияние: национальный, региональный уровень 

* Тип СМИ: аудиовизуальные 

* Форма собственности: государственная, частная 

* Язык вещания: румынский, русский 

 

Список СМИ, охваченных мониторингом: 

Moldova 1 - общественный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и 

русском языках; 

GRT - общественный канал, региональное покрытие, вещает на русском и гагаузском 

языках; 

TVR Moldova - общественный канал с национальным покрытием, вещает на румынском 

языке; 

Jurnal TV - частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском 

языках;  

Pro TV Chișinău - частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском языке; 

TV8 - частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском языках; 

Exclusiv TV - частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском 

языках; 

Cinema 1 - частный канал, национальное покрытие, вещает на русском и румынском 

языках; 

One TV - частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском 

языках; 

N4 - частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском языках. 

 

СОКРАЩЕНИЯ 

ЦПА – Центральная публичная администрация 

МПА – Местная публичная администрация 

ЦИК - Центральная избирательная комиссия 

АЛДЕ – Политическая партия «Альянс либералов и демократов за Европу» 

АОР – Политическая партия «Альянс за объединение румын» 

AM – Политическая партия Альянс «Молдаване» 

ИБВ – Избирательный блок «Вместе» 

ПИБ – Патриотический избирательный блок социалистов, коммунистов, «Сердце и 

Будущее Молдовы» 

БОН – Избирательный блок «Объединение нации» 

КУБ – Политическая партия «Коалиция за единство и благосостояние» 

НАД – Политическая партия «Национальное альтернативное движение» 

ПДС – Политическая партия «Действие и солидарность» 

ПКРМ – Политическая партия «Партия коммунистов Республики Молдова» 

ПДД – Политическая партия «Демократия дома» 



            

3 
 

ПРКМ – Политическая партия «Партия развития и консолидации Молдовы» 

ЛП – Политическая партия «Либеральная партия» 

ПMM – Политическая партия «Moldova Mare» 

НП – Политическая партия «Наша партия» 

НЛП – Политическая партия «Национал-либеральная партия» 

МНП – Политическая партия «Молдавская Национальная партия» 

ППДП – Политическая партия «Платформа Достоинство и Правда» 

ПП ЛГО – Политическая партия «Лига городов и общин» 

ПП НИВ – Политическая партия «Новый исторический выбор» 

НПРМ – Политическая партия «Народная партия Республики Молдова» 

РПСМ - Политическая партия «Республиканская партия Cердце Молдовы» 

РПМ – Политическая партия «Республиканская партия Молдовы» 

ПНВ «Дома» – Политическая партия «Партия национального воссоединения Дома» 

ПП – Политическая партия «Партия перемен» 

ЕСДП – Политическая партия «Европейская социал-демократическая партия» 

ПСРМ – Политическая партия «Партия социалистов Республики Молдова» 

ЦСМ – Политическая партия «Центристский союз Молдовы» 

ЗЭП – Политическая партия «Зеленая экологическая партия» 

ХССМ – Политическая партия «Христианско-социальный союз Молдовы» 

 

2. Методологическая основа  

 

Полностью отслеживалось содержание основных ежедневных информационных 

выпусков каждого телевизионного канала и по одной передаче в прайм-тайм, при этом 

анализировались материалы прямо и косвенно связанные с выборами. Оценке были 

подвергнуты содержание и контекст материалов, чтобы определить, выставляют ли они 

ту или иную партию/ту или иную политическую организацию в выгодном или 

невыгодном свете. Также материалы были проанализированы по следующим критериям 

объективного отражения: 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая партийность: согласно Кодексу 

об аудиовизуальных медиа-услугах (КАМУ), в силу фундаментального права на 

информацию, поставщики медиа-услуг должны а) обеспечить четкое разграничение 

между фактами и мнениями в новостях; б) информировать корректно о факте или 

событии, а информация должна быть проверена и представлена беспристрастно и 

добросовестно (ст. 13 (1)). В то же время, согласно деонтологическим положениям, 

новости должны быть беспристрастными и объективными, и не должны отдавать 

предпочтение определенным партиям/группам/отдельным лицам в ущерб другим. 

Присутствие элементов дискриминации в репортажах и новостных материалах 

рассматривается как один из основных показателей подачи реальности через призму 

субъективных мнений журналиста. Фильтрация новостей и минимальный анализ 

истории и контекста также говорят о защите интересов определенных участников, но не 

широкой публики. А ст. 89 (3) Избирательного кодекса предусматривает, что социальное 

положение и/или занимаемая должность кандидата не могут служить основанием для 

привилегированного отношения средств массовой информации к конкурентам на 

выборах. 

 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников: для 

обеспечения корректности и сбалансированности, материалы должны отражать позиции 

всех затронутых сторон, особенно в случае спорных тем, и обеспечивать равное 

отношение к оппонентам. СМИ также должны обеспечить доступ к множеству 

разнообразных мнений, которые помогут аудитории составить собственное мнение по 



            

4 
 

освещаемым вопросам. CSMA (КАМУ) оговаривает, что в новостных аудиовизуальных 

программах, где точность и достоверность информации являются основополагающими 

критериями, сведения должны поступать из проверенных источников, быть 

документально подтвержденными фактами, обеспечивать правдивую и 

беспристрастную подачу событий и сбалансированно отражать различные мнения (ст. 

13). 

 

Язык и визуальные материалы: намеренно используемые преувеличения и 

ненормативная лексика, например, уничижительные выражения или ярлыки, 

приписываемые определенным лицам или организациям, а также изображения, 

обработанные таким образом, чтобы определенные стороны предстали в негативном 

свете, вызывают серьезные вопросы о соблюдении этических и профессиональных 

стандартов. Этическое поведение журналистов чаще всего ставится под сомнение, когда 

изображения показывают аспекты, которые не соответствуют действительности, когда 

они сфальсифицированы, а также когда определенные новости иллюстрируются 

изображениями, не связанными с текстом. КАМУ запрещает распространение сюжетов, 

в отношении которых имеются основания полагать, что они пропагандируют, 

разжигают, популяризируют или оправдывают расовую ненависть, ксенофобию, 

антисемитизм или другие формы ненависти, основанные на нетерпимости или 

дискриминации по признаку пола, расы, национальности, религии, ограничения 

возможностей или сексуальной ориентации (ст. 11(2)). 

 

3. Данные мониторинга 

 

Moldova 1 

 

 
 

Участие в освещении избирательной кампании 

С 13 по 19 сентября 2025 года на общественном телеканале Moldova 1 отслеживалось 

содержание семи выпусков основного информационного бюллетеня дня „Mesager” от 

21:00 и трех передач – „Scaner”, „Pe față” и специального выпуска „Ultima oră”.  

Новости: в рамках информационных выпусков было выявлено и проанализировано 48 

материалов, напрямую или косвенно связанных с избирательнуой тематикой, большая 

часть которых была включена в избирательную рубрику. Новости, имеющие 

непосредственное отношение к выборам, касались предвыборных обязательств 

кандидатов, деятельности ЦИК, новых задержаний по делам о незаконном 

финансировании политических партий, отмывании денег и подкупе избирателей. Кроме 

того, государственный телеканал освещал случай Ирины Влах из партии BEP, которой 

был запрещён въезд в Литву, и которой Государственная налоговая служба 

заблокировала счета, а также случай Виктории Фуртунэ из партии "Moldova Mare", 

которой грозит лишение румынского гражданства. Другие темы, освещённые каналом 

Moldova 1 для широкой аудитории, включали совместное заявление группы 

американских сенаторов перед выборами 28 сентября, намерение Кремля повлиять на 

выборы в Республике Молдова, результаты электорального опроса и т.д. 

Темы, косвенно связанные с выборами, касались инициатив, реализованных при 

поддержке Европейского Союза, таких как создание новых возможностей для 

иностранных инвесторов, поддержка бизнеса, инвестирование 21 миллиона леев в 

развитие населённых пунктов, а также создание лучших условий труда для пожарных. 



            

5 
 

Стратегия правительства по обновлению жилищного фонда с точки зрения 

энергетической эффективности, строительство новых линий электропередачи, запуск 

инвестиционных проектов в населённых пунктах — это были другие темы, косвенно 

связанные с выборами. 

Передачи: „Pe față” и специальный выпуск „Ultima oră” затрагивали тему парламентских 

выборов 28 сентября, с акцентом на ложные нарративы России на выборах, 

электоральную коррупцию, пропаганду и манипулирование избирателями, а также 

противодействие дезинформации. Социально-политическое ток-шоу „Scaner” коснулось 

темы парламентских выборов вскользь.  

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Новости: в целом, канал Moldova 1 освещал избирательные темы нейтрально, с 

соблюдением этических норм. Однако в двух случаях была зафиксирована предвзятость 

через обобщения и выбор информации. В новость, вышедшую 16 сентября о запрете 

въезда на территорию Литвы для Ирины Влах, председателя Партии "Сердце Молдовы", 

(часть BEP), была включена контекстная информация о задержании некоторых членов 

партии по делам о незаконном финансировании. „Влах привела своих сторонников к 

Генеральному инспекторату полиции, а после допроса выступила перед толпой. Как 

всегда, она обвинила правительство в фабрикации дела", - заявляет репортер, уточняя, 

что „ранее люди, вышедшие на протест, организованный ею, сталкивались с 

карабинерами”. Таким образом, был усилен негативный контекст появления Ирины 

Влах и, косвенно, BEP. В другую предвзятую новость от 15 сентября были включены 

мнения граждан о значении демократии и направлении, в котором должна двигаться 

Республика Молдова, при этом преимущественно выбирались и включались точки 

зрения, выражающие одинаковые позиции.   

Большинство новостей, косвенно связанных с выборами (13), включали заявления 

различных представителей ЦПА, а также МПА, выставляя их в выгодном свете. Стоит 

отметить, что один из четырех мэров, упомянутых в репортажах о модернизации 

населенных пунктов, является членом PAS, а два других независимых мэра — 

сторонники этого избирательного конкурента. В новостях от 14 сентября о подключении 

сел Опачь и Заим Каушанского района к канализационной сети, канал Moldova 1 

отмечает, что” местные власти получили финансирование из государственного 

бюджета", что позитивно освещало деятельность органов власти и, косвенно, PAS. 

Видимость избирательных конкурентов в новостях: за отчетный период 

государственный телеканал предоставил видимость 21 избирательному конкуренту. BEP 

была отражена / упомянута в шести новостях, из которых один раз в негативном 

контексте и пять раз в нейтральном контексте; PAS упоминалась в четырех новостях в 

нейтральном тоне – ALDE - в трех новостях в нейтральном контексте и в одной — в 

негативном; PNM упоминалась четыре раза в нейтральном контексте, а партия "Moldova 

Mare" - один раз в негативном и дважды в нейтральном контексте. Олеся Стамате, PN и 

блок «Альтернатива» фигурировали по три раза в нейтральном контексте, а PDA и 

Татьяна Крецу – по два раза. Остальные конкуренты (LOC, блок „Вместе", Андрей 

Нэстасе, Виктория Сандуца, CUB, Respect Moldova, Альянс „Молдаване", PL, BUN, PP 

NOI и «Христианско-социальный союз Молдовы») упоминались по одному разу каждый 

в нейтральном контексте. 

Передачи: в трех отслеживаемых передачах приняли участие представитель 

правительства, журналисты, эксперты и аналитики, которые обсуждали, в частности, 

тему подкупа избирателей, манипуляций и дезинформации в избирательной кампании. 



            

6 
 

Во всех выпусках ведущие вели себя корректно, нейтрально и беспристрастно, вопросы 

были документированы и релевантны обсуждаемым темам. 

При этом в обсуждениях наблюдался преимущественно положительный тон по 

отношению к партиям, продвигающим европейский вектор, особенно к партии PAS, и 

негативный — по отношению к политическим формированиям, ориентированным на 

Россию, особенно BEP и PMM, которые ассоциировались с электоральной коррупцией. 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Новости: для документирования 48 новостей Moldova 1 использовала в общей 

сложности 139 источников, включая избирательных конкурентов, представителей ЦИК, 

экспертов, представителей центральной и местной публичной администрации, депутатов 

Европарламента, граждан. 

В 18 случаях был обеспечен плюрализм источников, включая как новости 

непосредственно связанные с выборами, так и косвенно затрагивающие их. 

Девять новостей носили противоречивый характер, из которых в одном случае не было 

обеспечено право на реплику, а в двух других явно наблюдался дисбаланс источников. 

Например, в одной новости от 18 сентября, в которой было представлено расследование 

ZdG об информационных атаках России через сеть „InfoLider”, в адрес Партии „Moldova 

Mare”, было отмечено только, что "Виктория Фуртунэ не дождалась вопроса и 

положила трубку ", при этом репортеры не приложили дополнительных усилий для 

сбалансированного освещения новости. Также 18 сентября была показана новость, в 

которой говорилось, что «лидер сепаратистов из Приднестровского региона Олег 

Кисничан якобы ведет предвыборную кампанию в Кишинэу в пользу блока 

"Альтернатива"», ссылаясь на статью, опубликованную редакцией Zona de Securitate. 

Moldova 1 отметила, что” блок «Альтернатива» не ответил на их звонки, чтобы 

объяснить участие Кисничана в избирательной кампании".  

В новости от 19 сентября о приговоре активисту Михаилу Багасу к трем годам лишения 

свободы условно по делу о незаконном финансировании партии ALDE группировкой 

"Шор" не была представлена реакция ALDE на обвинения в незаконном финансировании 

партии.  

Гендерный баланс в проанализированных новостях был смещен в сторону мужских 

источников - 66 (58%), при этом число женских источников составило 49 (42%). 

Передачи: В ходе передач модераторы задавали уместные вопросы, без провокационной 

окраски. Приглашённые в студию вели себя корректно, дискуссии были 

сбалансированными, за редкими исключениями. Так, в передаче «Pe față» (15 сентября) 

гость Даниел Водэ, пресс-секретарь правительства, сделал заявления, которые не были 

сбалансированы с точки зрения источников: „Мы пришли в 2025 году к тому, что левые 

силы едут в Москву на поклон и получают послания. Это соперники, которые не 

показываются на публике. Вы думаете, что г-жа Влах и г-н Додон находятся в 

отношениях, в идиллии и дружбе? Очевидно, что… это люди, которых мы уже видели. 

Они одного поля ягоды! Люди, связанные воровством”. Модератор не вмешался и даже 

не упомянул о предоставлении права на реплику упомянутым лицам. 

Гендерный баланс в передачах был почти соблюдён: участвовали четыре женщины 

(45%) и пять мужчин (55%). 

 

 



            

7 
 

Язык и используемые видеоматериалы 

Язык, использованный репортёрами и модераторами в материалах, мониторинг которых 

проводился на общественном телеканале Moldova 1, был нейтральным и корректным, 

нарушений выявлено не было. Что касается видеоматериалов, в целом они 

соответствовали деонтологическим нормам. Однако из-за технической ошибки в одном 

из репортажей, посвящённом избирательным обязательствам конкурентов, во время 

выступления кандидата от ALDE с изложением своих целей на выборах сюжет резко 

прервался, и его выступление было прервано (16 сентября).   

 

Gagauziya Radio Televizionu (GRT) 

 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В период с 13 по 19 сентября 2025 года на региональном общественном телеканале GRT 

отслеживались пять выпусков новостей и шесть трансляций предвыборных дебатов на 

русском языке. Из общего числа выпусков четыре были выпусками программы 

«Новости» на русском языке, а один — на румынском.  

 

Новости: все пять выпусков новостей начинались с материалов о ходе избирательной 

кампании. Всего было зафиксировано 15 новостей с прямым избирательным характером, 

все они вошли в рубрику "Выборы". Пять из них касались деятельности ЦИК и были 

подготовлены исключительно на основе пресс-релизов учреждения, 

проиллюстрированных фотографиями, предоставленными в этих пресс-релизах. Среди 

затронутых тем были: информирование избирателей о возможности подать заявку на 

голосование по месту их пребывания на парламентских выборах 28 сентября 2025 года; 

объявления о крайних сроках для авторизации опросов общественного мнения, 

экзитполов и регистрации интервьюеров; уточнение, что 18 сентября 2025 года был 

последним днем, когда можно было внести изменения в списки кандидатов; начало 

печати избирательных бюллетеней; а также упоминание о том, что аккредитация 

наблюдателей возможна до 21 сентября.  

 

Четыре других новости представили основные приоритеты избирательных программ 

отдельных конкурентов; один сюжет рассказывал об организации в Комратском 

государственном университете интеллектуального конкурса «Знаю, за что голосую», а 

другой — о соблюдении гендерного равенства на выборах. 

 

Дебаты: В период мониторинга GRT планировал транслировать шесть передач с 

предвыборными дебатами. На первые дебаты, назначенные на 15 сентября в 18:00, были 

приглашены кандидаты PNM, LOC и PL, однако никто из них приглашение не принял, и 

программа не состоялась. В других передачах с дебатами приняли участие 

представители PSDE, блока "Альтернатива", движения "Respect Moldova", AUR, PP NOI, 

альянса "Молдаване", BEP, PMM, а также независимый кандидат Виктория Сандуца. 

Остальные приглашённые кандидаты участия не приняли.  

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: Материалы, напрямую касавшиеся парламентских выборов, были 

подготовлены без деонтологических нарушений. Четыре сюжета, отражавшие 



            

8 
 

приоритеты избирательных программ отдельных конкурентов, ограничились 

пересказом, в перефразированной форме, информации из избирательных программ, 

минуя включение прямых источников. Как правило, эти сюжеты имели один и тот же 

шаблон: „В парламентских выборах 28 сентября принимают участие 23 кандидата. 

Далее — основные избирательные приоритеты некоторых из них”, после чего в одном 

материале представлялись программные тезисы 5–7 кандидатов. Таким образом, 

региональный телеканал в четырех материалах отразил всех 23 зарегистрированных 

кандидатов. Характер подачи этих новостей был нейтральным.  

 

Дебаты: трансляции предвыборных дебатов проходили по заранее установленному 

сценарию, при этом у каждого гостя было по 14 минут, чтобы представить свою 

избирательную программу, ответить на вопросы модератора и оппонентов в студии, а 

также обратиться к избирателям. В начале каждой передачи были представлены правила 

проведения дебатов. В целом, вопросы модераторов были одинаковыми для всех 

участников и сгруппированы по трём темам: социально-экономические аспекты, 

развитие страны на ближайшие четыре года и внешняя политика. 

 

Работа модераторов в целом была нейтральной и равнодистанционной, вопросы 

задавались корректно и без деонтологических нарушений. Однако в дебатах от 17 и 19 

сентября наблюдалась определённая доля тенденциозности: вопросы иногда 

формулировались так, что указывали на отношение модератора к действующей власти. 

Примерами этого могут служить вопросы: "Что было сделано неправильно в реформе 

юстиции за последние четыре года?" или " Как сегодня можно охарактеризовать 

отношения между центральными властями и Гагаузией и что необходимо предпринять 

для их улучшения?", эти вопросы вызвали критические ответы в адрес действующей 

власти, обвиняемой в том числе в разделении общества и притеснении гагаузов. В 

передаче от 19 сентября ведущая не побуждала кандидатов-женщин представлять свои 

избирательные приоритеты или предлагаемые решения существующих проблем. Вместо 

того, чтобы создать конструктивные условия для разъяснения программ, дебаты были в 

большей степени сосредоточены на политической критике. 

В то же время, когда некоторые участники выдвигали прямые обвинения в адрес 

правительства, модераторы не требовали представления аргументов или доказательств. 

В этих условиях, в трех передачах дебатов, партия PAS — как правящая партия — 

фигурировала в негативном контексте. 

 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: только два из проанализированных материалов содержали прямые источники, 

тогда как остальные 13 были подготовлены исключительно на основе пресс-релизов 

ЦИК и/или основных тезисов избирательных программ конкурентов. Ни одна из 15 

новостей не носила противоречивый характер, при этом в пяти из них был обеспечен 

плюрализм источников.  

 

С точки зрения гендерного баланса, в двух новостях, где использовались прямые 

источники, было обеспечено равновесие и были процитированы шесть женщин (54%) и 

пять мужчин (46%). 

 

Язык и используемые видеоматериалы 

 

Видеоряд соответствовал деонтологическим нормам. И журналисты в новостях, и 

модераторы использовали нейтральный и равнодистанционный язык, без ярлыков и 

деонтологических отклонений. 



            

9 
 

TVR Moldova 

 
 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В период с 13 по 19 сентября 2025 года на телеканале TVR Moldova были 

проанализированы семь выпусков новостей („Telejurnalul orei 18:00” и выпуск 

выходного дня „Telejurnalul de weekend”), четыре предвыборных дебата и один выпуск 

программы „Punctul pe Azi”.  

 

Новости: В общей сложности было показано 39 сюжетов, прямо и косвенно 

относящихся к выборам, большинство из которых вошли в рубрику "Выборы". Новости 

первой категории (25 материалов) освещали деятельность ЦИК, избирательные 

обязательства конкурентов, взаимные обвинения между отдельными кандидатами, 

новые рейды по делам о подкупе избирателей, а также обращение Министерства 

юстиции с просьбой применить меры по ограничению деятельности Партии «Сердце 

Молдовы». Телеканал также транслировал заявления зарубежных чиновников о 

важности выборов от 28 сентября, представлял результаты опросов общественного 

мнения и др. 

 

Новости, косвенно относящиеся к выборам (14), касались грантов и программ 

финансирования со стороны ЕС, подтверждения обязательств ЕС по поддержке 

предпринимателей Молдовы, учебного визита молдавских предпринимателей в 

Брюссель и заявлений европейских официальных лиц относительно будущего Молдовы, 

оснащения современным оборудованием больницы Министерства внутренних дел, 

запуска проектов местного развития, энергоэффективности зданий и т. д.  

 

Дебаты: в период мониторинга канал TVR Moldova провел четыре предвыборных 

дебата (с 15 по 18 сентября). Всего было приглашено 12 электоральных конкурентов, из 

которых участвовало в дискуссиях восемь - AUR, BUN, PP NOI, ALDE, Олеся Стамате, 

PNM, LOC, PL. Другие четверо кандидатов не приняли приглашения — Татьяна Крецу, 

партия "Moldova Mare", Виктория Сандуца и «Христианско-социальный союз 

Молдовы».  

 

Передачи: Единственный выпуск передачи «Punctul pe Azi» обсудил ставки выборов 28 

сентября, направление развития страны после голосования, важность голосования 

диаспоры и перспективы интеграции Республики Молдова в ЕС.  

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: в целом темы, касающиеся избирательного процесса, были представлены 

корректно и сбалансированно, с соблюдением деонтологических норм. В выборе тем 

заметна склонность к освещению поддержки ЕС и США в развитии Республики 

Молдова, а также различных мероприятий с участием представителей ЦПА, которые 

преподнесли деятельность правительства и, косвенно, партии PAS в выгодном ключе (12 

сюжетов).  

 

Видимость конкурентов на выборах: за отчетный период канал TVR Moldova отразил в 

новостях менее половины участников, зарегистрированных в парламентской гонке 

(всего девять).  Партии PAS и BEP были упомянуты/стали субъектами новостей в 



            

10 
 

четырех сюжетах каждая. Характер освещения кандидатов PAS был нейтральным, а 

кандидатов BEP он был трижды нейтральным и один раз негативным. Блок 

«Альтернатива» появился трижды, все разы в нейтральном контексте, PMM и ALDE 

были отражены по два раза, а характер освещения кандидатов этих партий был 

негативным и нейтральным соответственно.  Остальные конкуренты — ALDE, LOC, PN, 

PNM и Андрей Нэстасе — упоминались по одному разу. 

 

Дебаты: представители AUR, BUN, PP NOI, ALDE, Олеси Стамате, PNM, LOC, PL 

имели возможность представить свои избирательные платформы в соответствии с 

регламентом эфирного времени, установленном ЦИК и объявленном в начале дебатов. 

Модераторы соблюдали право участников на свободное выражение мнений, 

обеспечивали прозрачность времени выступлений, задавали сбалансированные и 

релевантные вопросы каждому участнику.  

 

Передачи: В обсуждениях передачи «Punctul pe Azi» члены BEP (Владимир Воронин, 

Василе Тарлев, Игорь Додон и Ирина Влах) в основном освещались в негативном ключе, 

в то время, как PAS и проевропейские партии были выставлены в выгодном свете через 

некоторые высказывания гостя, включая рекомендации относительно голосования 28 

сентября: "если прозападные избиратели мобилизуются, тогда PAS и проевропейские 

партии выиграют выборы"(...) "Из 1,5 миллиона граждан с румынским гражданством, 

один миллион находится в Европе. Если им дорога их страна и они хотят, чтобы все 

граждане Молдовы жили в свободе и процветали, как в Европе, они обязаны пойти на 

выборы и проголосовать за проевропейские партии”, - отметил гость. Модератор обычно 

занимала позицию, близкую к позиции гостя. 

 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: для документирования 39 отслеживаемых сюжетов, TVR Moldova обратилась 

к 101 источнику, в основном это были избирательные конкуренты, представители ЦИК 

и ЦПА, эксперты, европейские официальные чиновники, граждане. 

 

12 сюжетов соблюдали принцип разнообразия и плюрализма источников, предоставляя 

аудитории несколько точек зрения и более широкий контекст. Тем не менее, 

большинство материалов о деятельности кампании основывались на одном источнике. 

 

Из общего числа новостей, девять имели противоречивый характер. В семи случаях 

канал TVR Moldova запрашивал мнение заинтересованной стороны, обеспечивая баланс 

источников. Новость от 18 сентября, посвящённая расследованию ZdG о "сотнях 

наёмников, завербованных пропагандистской армией Кремля и пророссийскими 

политиками Молдовы, которые ежедневно, уже несколько месяцев, распространяют 

манипулятивные сообщения”, была частично сбалансирована, и канал TVR Moldova 

отметил, что” Виктория Фуртунэ не ответила на звонок для комментариев по 

обвинениям", при этом дополнительных попыток сбалансировать источники не 

предпринималось. В другом случае от 19 сентября был показан сюжет о приговоре 

активиста Михаила Багаса к трём годам лишения свободы условно за соучастие в 

незаконном финансировании партии ALDE (АЛДЕ). TVR Moldova не запрашивал 

мнения партии по обвинениям в незаконном финансировании. 

 

С точки зрения гендерного баланса в новостях отмечается почти идеальный паритет: 

цитированы 41 мужчина (51%) и 40 женщин (49%). 

 



            

11 
 

Передачи: Формат передачи с одним приглашённым в студии не обеспечивал 

плюрализма мнений и разнообразия источников. В случае, если гость высказывал 

оценочные суждения в адрес членов BEP (Игоря Додона, Владимира Воронин, Ирины 

Влах и Василе Тарлевы), модератор не вмешивалась для балансирования дискуссии и не 

упоминала возможность предоставления права на реплику со стороны TVR Moldova. 

 

Язык и используемые видеоматериалы 

 

В целом язык и видеоматериалы, использованные TVR Moldova, соответствовали 

деонтологическим нормам, однако были выявлены отдельные отклонения. В двух 

случаях сообщалось об использовании ярлыков "осужденный беглец Илан Шор” или " 

уголовный беглец Илан Шор " (новости от 17 и 18 сентября). Хотя с юридической точки 

зрения это фактически верно (Шор был осуждён и находится за пределами страны), но 

использование подобных ярлыков ставит под сомнение нейтральность материала, так 

как имеет негативную коннотацию и может влиять на восприятие аудитории.  

 

Jurnal TV 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

В отчетный период оценивались шесть выпусков новостей («Jurnalul orei 19:00» и 

«Jurnalul Săptămânii»), а также пять передач: «Ora Expertizei», «Trigger», «Secretele 

puterii», «Cabinetul din umbră» и спец выпуск «Parlamentare 2025: Ediție specială».   

 

Новости: Jurnal TV транслировал 27 материалов, прямо или косвенно связанных с 

выборами, почти все из которых были включены в рубрику "Выборы".  В категории 

материалов, имеющих непосредственное отношение к выборам, были представлены: 

информация для избирателей от ЦИК, избирательные приоритеты отдельных 

конкурентов, обыски, инициированные властями в делах о подкупе избирателей и 

незаконном финансировании партий, а также спорные новости, касающиеся некоторых 

участников выборов.  

Темы, имеющие косвенное отношение к выборам, касались заключения под стражу 

бывшего депутата Виорела Мельника и решений Министерства образования и 

исследований по преодолению кризиса педагогических кадров. 

 

Передачи: Все пять отслеживаемых передач были посвящены избирательной тематике: 

иностранное вмешательство в избирательный процесс, влияние России, подкуп 

избирателей, незаконное финансирование некоторых партий, качество избирательных 

программ и варианты для граждан. В одной из передач («Trigger») обсуждалась ситуация 

в России, демократический спад и уроки, которые Республика Молдова могла бы 

извлечь, особенно перед выборами. 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: В целом новости были нейтральными и объективными, предпочтений в 

отношении участников выборов выявлено не было, за исключением небольших случаев, 

потенциально неблагоприятных для некоторых кандидатов. Например, сюжет о 

декларациях о доходах представителей партии "Демократия дома" начинается с 



            

12 
 

утверждения:” В то время как избирательная кампания изобилует обещаниями, 

лозунгами и социальными проектами для нуждающихся граждан, декларации о доходах 

избирательных конкурентов часто демонстрируют роскошный стиль жизни, 

значительно превосходящий заботы простых людей", обобщение, которое может 

представить героев новости в неблагоприятном свете (15 сентября). 

 

В развернутых новостях о приоритетах избирательных конкурентов некоторые 

выступали напрямую или цитировались с появлением на экране. В случае других 

кандидатов материал ограничивался текстом репортера с архивными кадрами с 

некоторых избирательных участков (BUN, PMRM, 16 сентября). 

 

Видимость конкурентов на выборах: Jurnal TV активно освещал избирательную 

кампанию, обеспечивая доступ и видимость для 22 участников выборов, при этом 

характер освещения оставался нейтральным. Наибольшее количество упоминаний: BEP 

- шесть и ALDE – четыре, а PDA, PMM, блок "Альтернатива", LOC, Андрей Нэстасе и 

PNM — по три раза каждый. PAS, Олеся Стамате, CUB, PSDE, PN, AUR, PMRM были 

процитированы/упомянуты дважды, а у других участников было только одно 

упоминание.  

Jurnal TV транслировал один сюжет, касающийся темы образования, в котором 

положительно отображались представители центральной администрации (13 сентября). 

 

Передачи: в целом, модерация передач была сбалансированной. Однако были и 

ситуации, когда модератор не вмешивался, если гости в студии использовали 

уничижительные оценки некоторых конкурентов на выборах, такие как „карикатуры 

Воронина” – в отношении лидеров пророссийских партий, „манист, бывший кубист”- по 

отношению к MAN и CUB, или „Альтернатива Путина” („Ora Expertizei” от 15 

сентября). В том же выпуске, ссылаясь на предвыборные программы некоторых 

кандидатов, модератор сделал вывод: „Разборчивость где-то в конце страницы”, 

оценочное суждение с ироничным оттенком, что противоречит деонтологическим 

принципам беспристрастности. В программе „Cabinetul din umbră” некоторые участники 

(блок "Альтернатива", BEP, партия "Moldova Mare") были проанализированы гостем в 

негативном контексте, и модератор не вмешивался, чтобы уравновесить дискуссии, а 

иногда поддерживал идеи, выдвинутые его собеседником. 

 

Соответственно, в проанализированных передачах BEP и блок "Альтернатива" были 

упомянуты в негативном контексте четыре раза, партия "Moldova Mare" – дважды в 

негативном контексте, PN и NOI – один раз, также в негативном контексте. Партия PAS 

была упомянута дважды в положительном ключе. Также, партия была выставлена в 

выгодном свете через участие своего представителя в одной из передач. 

 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: Jurnal TV использовал 83 источника для подготовки 27 материалов, прямо и 

косвенно относящихся к выборам, включая участников выборов, представителей ЦИК, 

полиции, CNA и граждан. Девять сюжетов можно считать плюралистическими, 

включающими разные точки зрения.  

Из общего числа проанализированных новостей восемь носили противоречивый 

характер, три из которых были несбалансированными: материалы, касающиеся обысков 

в делах о коррупции на выборах (от 15, 16 и 17 сентября). 

 

Новости также были несбалансированными с гендерной точки зрения: мужские 

источники цитировались 39 раз (66%), а женские-20 раз (34%). 



            

13 
 

 

Передачи: В отслеживаемых передачах не наблюдалось разнообразия мнений, так как 

большинство гостей, как правило, придерживались схожих взглядов.  Модераторы 

пытались обеспечить баланс в случае обвинений: в некоторых ситуациях с оппонентами, 

о которых шла речь, связывались по телефону, в прямом эфире, для предоставления 

права на реплику. Тем не менее, наблюдались ситуации, когда негативные акценты или 

обвинения оставались несбалансированными.  

 

Гендерный дисбаланс сохранялся и в передачах: в них приняли участие 9 мужчин (82%) 

и 2 женщины (18%).  

 

Язык и используемые видеоматериалы 

 

Язык, используемый при написании материалов, в целом соответствовал 

деонтологическим нормам, за исключением одного выпуска новостей от 18 сентября, в 

котором использовался ярлык „беглец Илан Шор”. Отмечается сокращение подобных 

случаев. Что касается видеоматериалов, было выявлено одно несоответствие: в одном 

выступлении блока "Вместе", источник изображений был ошибочно указан, ссылаясь на 

страницу блока "Альтернатива" в Facebook (19 сентября). 

Pro TV Chișinău 

 

Участие в избирательной кампании 

За отчетный период были проанализированы семь выпусков основного новостного блока 

дня от 20:00 и четыре предвыборных дебата. 

 

Новости: Всего было проанализировано 27 сюжетов, большинство из которых имеют 

непосредственное отношение к выборам. В основном они отражали предвыборные 

обещания некоторых кандидатов на выборах, деятельность ЦИК, опрос общественного 

мнения о предпочтениях избирателей, блокировку налоговыми органами счетов одной 

из партий – участниц выборов, также обращение Министерства юстиции в суд с 

требованием временно ограничить деятельность этой политической силы. В ряде 

материалов канал информировал о проведенных обысках в разных регионах страны по 

делам об электоральной коррупции и незаконном финансировании партий, а также о 

попытках купить голоса за рубежом. 

 

Две новости имели косвенное отношение к выборам, рассказывая о поддержке, 

оказанной правительством США строительству высоковольтной линии электропередачи 

Стрэшень-Гутинаш и о реализации национальной программы „Școli model”. 

 

Дебаты: В отчетный период прошли четыре дебата с участием девяти конкурентов из 

12 гостей – PL, PSDE, PMM, блок "Вместе", PP NOI, ALDE, CUB, LOC, блок 

"Альтернатива". UCSM и Виктория Сандуца не приняли приглашения, и Андрей Нэстасе 

не мог быть представлен, потому что делегированное им лицо не было аккредитовано 

ЦИК.   

 

 

 

 



            

14 
 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: Большинство проанализированных материалов были выполнены в 

соответствии с профессиональными и деонтологическими нормами. Тем не менее, в 

четырех из 29 отслеживаемых новостей были видны элементы предвзятости либо путем 

смешивания фактов с мнениями, либо путем тенденциозного отбора информации. 

Показательный пример – сюжет от 14 сентября о предвыборных программах нескольких 

кандидатов: закадровый голос говорит о „волне щедрых обещаний, упакованных в уже 

известные термины”, добавляя комментарий: „Ирония в том, что многие из тех, кто 

их произносит, уже имели возможность их реализовать, но не сделали этого”. Эта 

формулировка выражает субъективное мнение и формирует оценочное суждение, 

выходящее за рамки объективного информирования. 

Кроме того, некоторые новости, основанные на заявлениях от предвыборных дебатов, 

транслируемых Pro TV Chișinău, указывают на избирательное отношение к кандидатам. 

Например, в новостях от 16 сентября о дебатах предыдущего дня кандидат блока 

"Вместе" представлен нейтрально, в то время как представитель PP NOI появляется в 

негативном свете через использование фрагментов с неблагоприятной коннотацией. 

В другом случае, зарегистрированном 19 сентября, сообщалось о неудачном 

высказывании кандидата от блока "Альтернатива", сделанном в ходе дебатов и ставшем 

вирусным в интернете. Сначала телеканал дал расширенный тизер, затем подробный 

сюжет о «ляпе» и реакциях онлайн. Такой акцент на ошибках речи может усиливать 

негативное восприятие кандидата и снижать объективность подачи. 

Видимость конкурентов на выборах: За период мониторинга Pro TV Кишинэу 

предоставил медийное присутствие в новостях 17 избирательным конкурентам, в 

большинстве случаев в нейтральной тональности. Чаще всего появлялись BEP и PMM – 

по пять раз каждый, при этом контекст был преимущественно негативным (трижды для 

BEP и четырежды для PMM). Блок "Альтернатива" фигурировал в новостях четыре раза 

(трижды в негативном и один раз в нейтральном контексте). PAS и ALDE появлялись по 

три раза, освещение в целом было нейтральным. Остальные кандидаты упоминались 

эпизодически, в основном нейтрально. 

Отмечено сокращение присутствия Центральной публичной администрации по 

сравнению с предыдущими периодами мониторинга.  Единственными материалами, 

касающимися ЦПА, были репортаж 17 сентября о финансовой поддержке, оказываемой 

Республике Молдова США с участием премьер-министра Речана и президента Санду, а 

также новость от 15 сентября о национальной программе „Școli model”, в которую также 

была включена точка зрения Министерства образования и исследований. 

Дебаты: Дебаты проводились в соответствии с заранее объявленными в начале каждой 

передачи правилами. Формат был единым: вопросы задавали ведущие и представители 

партнеров – Ziarul de Gardă и Promo-LEX – а кандидатам также была предоставлена 

возможность задавать вопросы друг другу. В финале каждый кандидат имел 

возможность обратиться напрямую к избирателям. Вопросы от партнеров или 

модератора были в основном уместны и актуальны для предвыборной кампании. 

Ведущая неоднократно уточняла ответы, когда это требовала ситуация. 

 

Основное внимание на дебатах уделялось вопросам целостности и добросовестности, 

кандидаты должны были отвечать на вопросы о своей деятельности или деятельности 

своих партии или блока.  Следует отметить, что в начале дебатов кандидаты были 

уведомлены о том, чтобы не выдвигать обвинения другим участникам, если у них нет 

доказательств, подтверждающих их. Тем не менее, некоторые кандидаты прибегали к 



            

15 
 

обвинениям как в адрес участников студии, так и отсутствующих лиц. Ведущая в 

большинстве случаев оперативно вмешивалась, требуя доказательств или уточнений, 

поддерживая баланс. Конкретным примером являются дебаты от 16 сентября, когда 

ведушая представила реплику одного бизнесмена по обвинениям кандидата, 

выдвинутым накануне в отношении уголовных дел, а также подчеркнула, что 

ответственность за заявления несут их авторы. В одном случае утверждение оставалось 

несбалансированным, хотя и требовалось вмешательство ведушей. Речь идёт о 

кандидате, которая объяснила, почему во время своей работы депутатом парламента ей 

не удалось запустить платформу женщин-депутатов. Она мотивировал это тем, что не 

получила поддержки со стороны депутатов из PSRM, фракции Шора, а также из партии 

Плахотнюка, намекнув при этом, что женщины из демократической партии якобы 

"подвергались унижению со стороны мужчин из PDM." Это утверждение потребовало 

бы дальнейших разъяснений для поддержания нейтралитета дебатов. 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Новости: Pro TV Chișinău использовал 72 источника: кандидаты, представители 

правоохранительных органов, эксперты гражданского общества, ЦИК и др. Плюрализм 

источников был обеспечен в восьми материалах, но в целом избирательные сюжеты 

документировались односторонне. 

Все спорные темы были сбалансированы: либо за счет мнений обеих сторон конфликта, 

либо через упоминание, что вторая сторона была приглашена к комментарию, но 

отказалась комментировать или не ответила. 

С точки зрения гендерного баланса телеканал процитировал 28 мужчин (53%) и 25 

женщин (47%).  

 

Язык и используемые видеоматериалы 

Язык, используемый в новостях о выборах, был в целом нейтральным, за небольшими 

исключениями, такими как использование ярлыка „беглец Шор” в двух сюжетах о 

полицейских обысках по делам об электоральной коррупции. Однако количество таких 

эпизодов снизилось по сравнению с предыдущими периодами.  

В ходе дебатов телеканал обеспечивал перевод на язык жестов. 

 

TV8 

 

Участие в избирательной кампании 

  

За отчетный период были проанализированы семь выпусков новостей, выходивших в 

эфир в 19:00 («Știri de week-end», «Sinteza» и «Știrile TV8»), три передачи («Cutia Neagră 

Plus», «Alo, TV8» и «Întreabă Ghețu. Диаспора!”), а также три предвыборных дебата. 

  

Новости: TV8 показал 39 сюжетов, прямо или косвенно относящихся к выборам, 

большинство из которых вошли в рубрику «Выборы 2025».  Сюжеты, имеющие 

непосредственное отношение к выборам, освещали обыски, проведенные властями по 

делам о незаконном финансировании и электоральной коррупции, а также события с 



            

16 
 

участием некоторых кандидатов.  В эту категорию вошла и информация, 

предоставленная ЦИК о ходе избирательного процесса (печать бюллетеней, 

информационные кампании для избирателей), а также материалы на основе дебатов, 

организованных TV8, где были представлены отдельные приоритеты кандидатов.  

 

Сюжеты, имеющие косвенное отношение к выборам, были разнообразного содержания 

и касались различных событий, происходящих в общественном пространстве: 

экстрадиции Владимира Плахотнюка, ареста Александра Бэлана, бывшего заместителя 

директора SIS, мероприятий с участием представителей ЦПА, европейской поддержки 

Республики Молдова и др. 

 

Дебаты: TV8 провел три дебата с участием представителей восьми избирательных 

конкурентов из 12 гостей: BEP, AUR, блока "Вместе", ALDE, Андрея Нэстасe, PL, 

Альянса "Молдаване" и BUN. Четыре кандидата отсутствовали: PDA, Олеся Стамате, 

UCSM и Партия "Moldova Mare". 

 

Передачи: Три проанализированных передачи поднимали темы, связанные с выборами: 

«Cutia Neagră Plus» анализировала изменение риторики некоторых кандидатов, «Alo, 

TV8» предупреждала зрителей о популизме в программах и мифах о ЕС, а «Întreabă 

Ghețu. Диаспора!" представляла разные истории молдаван, проживающих в Германии и 

ожидания изменений диаспорой после парламентских выборов. 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: В целом новостные материалы соответствовали деонтологическим нормам, 

без наличия явных признаков прямой поддержки или дискредитации кандидатов. 

Исключение составил один сюжет косвенного избирательного характера, касавшийся 

деятельности муниципальных властей Кишинэу: "Прошло еще одно лето, а брусчатка 

на улице 31 Августа так и осталась в запустении. Хотя проект был утвержден и было 

детально изложено, как ее следует сохранять, но власти до сих пор не приступили к 

делу и даже не знают, когда могут начаться работы” (13 сентября). То, как была 

структурирована новость (через использованные видеосюжеты и односторонние 

высказывания), могло создать негативное восприятие Иона Чебана, примара муниципия 

Кишинэу и сопредседателя блока «Альтернатива», за счет создания негативного имиджа.  

 

Видимость конкурентов на выборах: TV8 обеспечил присутствие большинства 

кандидатов на выборах – 19 из них были освещены в новостях через прямые выступления 

или упоминания.  В основном они появлялись в связи с участием в мероприятиях, 

дебатах или в спорных ситуациях, где их цитировали для баланса источников.  Из всех 

материалов только один сюжет рассказывал о предвыборных приоритетах некоторых 

кандидатов, а в одной новости был приведен полный список всех 23 участников, 

зарегистрированных в предвыборной гонке. 

 

Чаще всего в новостях появлялся BEP - десять раз, из которых три в негативном 

контексте и семь в нейтральном контексте. Партия "Moldova Mare" фигурировала пять 

раз (дважды негативно, трижды нейтрально), а партии AUR, Блок "Вместе", PL, Андрей 

Нэстасе и ALDE – по три раза, все в нейтральном контексте. Также трижды упоминалась 

партия PMRM, один раз в негативном контексте и два раза в нейтральном контексте. 

PAS, Олеся Стамате, LOC, BUN и Альянс "Молдаване" – по два раза, нейтрально. PN и 

PDA тоже фигурировали дважды (один раз нейтрально, один раз негативно).  Остальные 

конкуренты – по одному разу. 

 



            

17 
 

Среди сюжетов, косвенно связанных с выборами, где в положительном свете были 

представлены центральные власти и Президент, были материалы о подготовке к 

холодному сезону, строительстве новой высоковольтной линии электропередачи или 

ускорении переговоров о вступлении Республики Молдова в ЕС. Таких сюжетов было 

четыре. 

 

Дебаты: Участники организованных дебатов – BEP, AUR, блок "Вместе", ALDE, 

Андрей Нэстасе, PL, Альянс "Молдаване" и BUN – не нарушали правил, озвученных 

модераторами в начале дебатов. Заданные вопросы не носили явно предвзятого 

характера. Кандидаты могли высказываться в пределах выделенного времени. 

 

Передачи: Три передачи были в целом выдержаны в нейтральном ключе, а их модерация 

была в основном корректной.  Однако на передаче „Cutia Neagră PLUS” BEP, блок 

"Альтернатива" и PN чаще фигурировали в негативном свете через заявления гостей, 

которые ставили под сомнение их надежность. Ведущая несколько раз вмешивалась, 

чтобы сбалансировать дискуссию, ссылаясь также на другие заявления или напоминая о 

других контекстах/событиях, которые могли предложить иные точки зрения. Бывали и 

ситуации с потенциальным негативным эффектом для этих конкурентов, например, 

замечания с уничижительным оттенком в адрес некоторых конкурентов, например: „как 

сказал Додон, не все социалисты, есть и нормальные люди” (14 сентября), и в этом 

случае ведущая не вмешалась. 

 

В проанализированных передачах партия BEP трижды была упомянута в негативном 

ключе, к тому же блок «Альтернатива», партия «Moldova Mare» и PN – один раз и также 

в негативном ключе. ЦПА и Майя Санду упоминались один раз в положительном 

контексте. 

 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: При подготовке 39 сюжетов TV8 сослался на 108 источников. Среди них есть 

конкуренты на выборах, представители ЦИК и полиции, граждане. 11 сюжетов можно 

считать плюралистическими, остальные были основаны на односторонних источниках. 

 

Из общего количества отслеживаемых новостей 15 содержали материалы 

противоречивого характера, а в пяти из них журналисты не обеспечили баланса 

источников. Например, в сюжете о смене риторики кандидатов на выборах говорилось, 

что Ирина Влах и Виктория Фуртунэ „обе связаны с беглецом Иланом Шором” (15 

сентября), без предоставления им права на реакцию. В другом несбалансированном 

сюжете кандидатов от BEP, PN, партии „Moldova Mare”, PDA и PMRM обвинили в том, 

что"они как попугаи повторяют одни и те же нарративы, написанные в одной 

лаборатории в Москве" (18 сентября). Партия BEP фигурирует также в спорном 

материале относительно возможных провокаций после выборов, которые она могла бы 

инициировать, — вывод, сформулированный репортёром на основе официальной 

информации. Реакция от BEP, однако, не была запрошена (19 сентября). 

 

TV8 не обеспечил гендерный баланс источников: процитированы 57 мужчин (70%) и 25 

женщин (30%). 

 

Передачи: Две отслеживаемые передачи можно считать плюралистическими, поскольку 

они предлагают, в большей или меньшей степени, различные точки зрения по 

обсуждаемым темам. В передаче «Cutia Neagră PLUS» некоторые утверждения гостей 



            

18 
 

остались несбалансированными, в то время как в других случаях ведущая вмешивалась 

с уточнениями. 

Гендерное соотношение источников в передачах было почти уравновешено: 26 женщин 

(46%) и 30 мужчин (54%). 

 

Язык и используемые видеоматериалы 

Язык, используемый в отслеживаемых новостях, был в целом нейтральным. Однако в 

трех материалах использовалась ярлык "беглец Илан Шор" (15, 18, 19 сентября). В 

показанных видеокадрах нарушений не зафиксировано. 

 

Exclusiv TV 

 

 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

Exclusiv TV показал за отчётный период пять выпусков новостей («Știri Exclusiv TV» в 

18:00), четыре передачи (один выпуск «Moldova LIVE CONTEXT», два выпуска «Vocile 

Puterii» и один выпуск программы «На Грани»), а также два выпуска предвыборных 

дебатов.  

 

Новости: Новостные выпуски Exclusiv TV содержали 26 материалов, прямо или 

косвенно связанных с выборами, все из которых были включены в рубрику «Выборы». 

20 новостей напрямую связанных с выборами отражали предвыборную деятельность и 

события избирательных конкурентов, случаи обысков и задержаний по делам об 

электоральной коррупции, условия подачи заявок на выездную урну для тех, кто не 

сможет прийти на участок 28 сентября, возможность исключения из гонки некоторых 

кандидатов (партия «Сердце Молдовы») по подозрению в электоральной коррупции, 

печать бюллетеней, а также обращение ЛДПМ в ЕСПЧ после того, как партия не была 

допущена к кампании. 

 

Новости косвенно связанные с выборами в основном касались деятельности 

исполнительной власти или комментариев ее представителей по вопросам 

общественного характера (например, организация Moldova Business Week 2025, 

выделение 130 миллионов долларов США на строительство энерголинии Стрэшень–

Гутинаш, несколько новостей об экстрадиции Владимира Плахотнюка в Молдову, а 

также информация о том, что Energocom закупил необходимый объём газа для 

отопительного сезона 2025–2026). Хотя эти сюжеты напрямую не касались выборов, они 

также были отнесены к рубрике «Выборы». 

 

Дебаты: в период мониторинга телевидение Exclusiv TV провело два выпуска 

предвыборных дебатов, в которых приняли участие представители партий: BEP, блока 

"Альтернатива", блока "Вместе", LOC, AUR и независимый кандидат Виктории Сандуца.  

 

Передачи: в период мониторинга был показан один выпуск "Moldova LIVE CONTEXT", 

где анализировались результаты опроса iData. Два выпуска передачи «Vocile Puterii» 

также были посвящены парламентской избирательной кампании с участием лидера 

«Нашей партии» Ренато Усатого (16 сентября) и лидера BEP Игоря Додона (18 сентября). 

Передача на русском языке «На грани» от 17 сентября с участием Адриана Бэлуцэла 



            

19 
 

(PAS), Владимира Односталько (BEP) и Дениса Шовы («Наша партия») также была 

посвящена избирательной тематике.  

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: В новостях прямо и косвенно связанных с выборами Exclusiv TV соблюдал 

принцип нейтральности и объективности. Однако в отдельных случаях отмечалась 

лёгкая тенденциозность.  Так, в сюжете от 15 сентября под названием "Взаимные 

обвинения между PAS и Ионом Чебаном" речь шла о претензиях муниципальных 

советников PAS к мэру Кишинэу Иону Чебану, согласно которым тот „якобы не 

выполнил своих обещаний жителям города за шесть лет управления”. Хотя 

представителям примэрии и было предоставлено право на реплику, но способ 

построения сюжета журналистами (с упоминанием блока «Альтернатива») указывал на 

предвзятое отношение к этому избирательному конкуренту.  

 

Видимость конкурентов на выборах: В новостях Exclusiv TV были освещены девять из 

23 кандидатов, зарегистрированных в предвыборной гонке. В большинстве случаев 

характер освещения кандидатов был нейтральным. Чаще всего появлялись PAS и BEP – 

по четыре сюжета на каждого (по три в нейтральном контексте и по одному в 

негативном). В двух случаях речь шла о Партии «Сердце Молдовы», входящей в BEP, но 

без упоминания блока в целом – в равной степени в нейтральном и негативном контексте.  

Партия PNM упоминалась в трёх сюжетах, во всех в нейтральном свете. ALDE и блок 

«Альтернатива» были каждый отмечены в двух сюжетах (у ALDE оба сюжета 

нейтральные, у «Альтернативы» – один нейтральный и один негативный, касавшийся 

мэра муниципия Кишинэу, Иона Чебана. Два других конкурента – блок «Вместе» и 

партия CUB – имели по одному упоминанию (преимущественно нейтральному), а BUN 

– одно, больше в негативном контексте.  

 

Центральные органы власти стали героями семи сюжетов, в основном косвенно 

связанных с выборами, с премьер-министром Дорином Речаном в качестве главного 

действующего лица (шесть раз). В целом премьер был упомянут или процитирован в 

девяти из 26 новостей, что обеспечило ЦПА и, косвенно, PAS положительный контекст.  

 

Дебаты: два выпуска предвыборных дебатов проходили по заранее установленному 

сценарию: ведущая сначала представляла правила, а затем поясняла кандидатам, что им 

запрещено делать или заявлять. Заданные вопросы были нейтральными, корректными и 

чаще всего касались приоритетов предвыборных программ кандидатов. Участники вели 

себя корректно, избегая оскорблений. 

Когда гости выдвигали в адрес правительства обвинения, требующие аргументов и 

доказательств, модератор в большинстве случаев просила их предоставить. Например, в 

выпуске от 15 сентября один из участников заявил: „коррупция — это правило в 

Республике Молдова”, а ведущая попросила его аргументировать это утверждение, и он 

сослался на данные из международных исследований и отчетов. 

 

Передачи: В двух выпусках передачи «Vocile Puterii» с участием Ренато Усатого (партия 

PN) и Игоря Додона (партия BEP), оба гостя использовали много ярлыков и оскорблений 

в адрес других конкурентов, политиков и учреждений.  Например, Ренато Усатый назвал 

PAS термином "желтые", а блок BEP” - Чужой свадьбой”, Андрея Спыну он обозвал” 

доминатором Спыну”, а Думитру Алайба он иронично назвал” известным экономистом 

Алайба".  Об Игоре Гросу Усатый заявили, что он „плачет на телевидении, как Рабыня 

Изаура". Он также атаковал гражданское общество, назвав его „НПО партии PAS”, и 



            

20 
 

сделал дискриминационное заявление по возрастному признаку, заявив, что в Парламент 

должны допускаться только депутаты младше 65 лет (16 сентября).   

 

В выпуске со своим участием от 18 сентября Игорь Додон использовал критический и 

местами уничижительный язык в отношении нынешней власти: "Я не думаю, что Чебан 

или Усатый создадут коалицию с PAS ( ... ), Чтобы поддержать штаны Майи Санду”; 

„PAS контролируется из – за пределов страны”; „PAS — это про-соросовская партия, 

это соросовское правление, часть глобалистского правительства”; „соросовское 

правительство Майи Санду”; „PAS уничтожит традиции, привнося ЛГБТ-пропаганду”; 

„соросовское правление Майи Санду”. В обеих передачах ведущая не смогла удержать 

участников в рамках дискуссии, соответственно тональность освещения в отношении 

ЦПА и, косвенно, PAS была преимущественно негативной.   

 

Передача «На грани» от 17 сентября, в которой приняли участие Адриан Бэлуцел (PAS), 

Владимир Односталько (BEP) и Денис Шова (Наша партия), модерировалась еще менее 

успешно. Ведущая ограничилась лишь несколькими вопросами – впрочем, корректными 

и нейтральными – вмешиваясь крайне редко, даже тогда, когда приглашённые гости 

повышали голос. Один из гостей, заявил, что” многодетная семья должна стать 

символом Республики Молдова, а не чтобы представители PAS ходили на гей-парады”, 

и прибегнул к ярлыкам, обратившись с иронией к представителю PAS:” Вы же не только 

балабол, правда?".   

  

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: В 26 отслеживаемых новостях Exclusiv TV процитировал 50 источников, из 

них 38 – прямые. Большинство из них – это избирательные конкуренты, члены ЦИК, 

центральные власти и другие учреждения. Значительная часть новостей была построена 

на основе одного источника или источников, выражающих одну и ту же позицию, что 

ограничивало плюрализм мнений. 

 

Всего было выявлено восемь новостей противоречивого характера. Во всех случаях было 

запрошено или предложено право на реплику, что обеспечило минимальный баланс 

источников. 

 

Гендерный баланс был нарушен: было процитировано 12 женщин (31,5%) и 26 мужчин 

(68,5%). 

 

Передачи: В передачах с одним гостем ведущая несколько раз вмешивалась в попытке 

обеспечить баланс дискуссии, когда приглашённые выдвигали обвинения, вешали 

ярлыки или ссылались на непроверяемую информацию.  Таким образом, на заявление 

Игоря Додона о том, что „те 20 миллионов леев, конфискованных в ходе обысков по делам 

об электоральной коррупции, были изъяты полицией из пункта обмена валют, 

сфотографированы и затем возвращены обратно”, ведущая попросила его подтвердить 

свои слова и предоставить доказательства. И когда гость коснулся организаций 

гражданского общества, утверждая, что „WatchDog фальсифицирует опросы у Майи 

Санду в кабинете”, ведущая ясно дала понять, что доказательств этому нет.  

 

Также в передаче "Moldova LIVE CONTEXT" от 13 сентября один из гостей заявил, что 

Раду Мариан (от партии PAS) „не имеет никакого права возглавлять Комиссию по 

экономике”, поскольку он якобы позволил себе критиковать данные опроса iData. 

Ведущая подчеркнула как в начале, так и в ходе передачи, что „любое лицо, которое 

считает себя затронутым, может запросить право на ответ”. 



            

21 
 

 

Тем не менее, в целом все передачи, проанализированные за отчётный период, 

изобиловали обвинениями, а ведущая не всегда могла удерживать дискуссию в рамках, 

а также требовать доказательства, когда гости выдвигали обвинения или навешивали 

ярлыки. 

 

С точки зрения гендерного равенства также наблюдался значительный дисбаланс: в 

передачах участвовали только мужчины. 

 

Язык и используемые видеоматериалы 

 

В целом язык и видеоматериалы соответствовали деонтологическим нормам. Тем не 

менее были выявлены отдельные отклонения в новостях, касавшихся Илана Шора или 

Владимира Плахотнюка. В этих случаях журналисты прибегали к таким ярлыкам, как 

„осужденный беглец Илан Шор” (выпуск новостей от 18 сентября) и „ беглый олигарх 

Владимир Плахотнюк” (выпуск новостей от 17 и 18 сентября). 

 

В передачах ведущие использовали нейтральный и беспристрастный язык, без 

нарушений деонтологических норм.  

 

Cinema 1 

 

Участие в освещении избирательной кампании 

 

С 13 по 19 сентября канал Cinema 1 транслировала пять выпусков новостей (в 18:00) и 

два выпуска избирательных дебатов. 

 

Новости: в отслеживаемых выпусках новостей был выявлен 61 материал прямо или 

косвенно связанный с выборами, при этом большинство материалов транслировалось 

под рубрикой „Выборы 2025”. Новости прямо или косвенно связанные с выборами, 

касались кампаний конкурентов на выборах, судебных действий по делам о подкупе 

избирателей и незаконном финансировании политических организаций, печати 

бюллетеней для избирательных участков в стране, инструкций и решений Центральной 

избирательной комиссии, результатов опросов общественного мнения, блокировки 

экономических средств, принадлежащих Ирине Влах, обвинений в адрес некоторых 

конкурентов, а также мнений экспертов по избирательным вопросам. 

 

Новости, косвенно связанные с выборами, отражали различные события и инаугурации 

с участием центральных властей, включая главу государства Майю Санду. Среди них: 

проведение мероприятия Moldova Business Week 2025; участие в саммите диаспоры; 

оснащение больницы МВД станцией для производства медицинского кислорода; 

события, связанные с европейским курсом страны; меры субсидирования для фермеров 

и сельхозпроизводителей, закупка природного газа для отопительного сезона и т. д. 

 

Дебаты: 13 и 14 сентября канал Cinema 1 транслировал два выпуска предвыборных 

дебатов, организованных в сотрудничестве с 7 TV. В них приняли участие представители 

шести кандидатов на выборах: PSDE, движения "Respect Moldova", блока "Вместе", LOC, 

AUR и Виктории Сандуца. 



            

22 
 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: большинство новостей, прямо связанных с выборами, транслируемых 

каналом Cinema 1, в целом были корректными, без выявленных элементов предвзятости 

к избирательным конкурентам. Тем не менее, в двух материалах, отражавших 

деятельность центральных властей, включая Президента Майю Санду, были выявлены 

тенденциозные акценты через выбранные элементы обстановки и избранные цитаты. 

Например, 16 сентября в новости об открытии Moldova Business Week 2025 канал Cinema 

1 выбрала сцену с Дойной Нистор, Министром экономического развития и 

цифровизации, где она восклицает на сцене: „Wow, that’s quite impressive! We must be 

doing something right” Ух ты, это впечатляет! Это означает, что мы делаем что – то 

правильно-n.a.). В той же новости канал Cinema 1 перефразировал заявления министра: 

„Республика Молдова — страна, которая движется в правильном направлении” и что 

она „удивлена большому скоплению участников, собравшихся на мероприятии”. 

 

В общей сложности, деятельность партии PAS была освещена в позитивном ключе в 17 

материалах, в которых была представлена работа центральных властей, и в том числе 

главы государства. Тональность была благоприятной для властей и, соответственно, для 

правящей партии в контексте различных инаугураций, запуска проектов, 

финансируемых из государственных средств или при поддержке доноров, обеспечения 

электроэнергией и природным газом, а также субсидирования определённых категорий 

граждан и т.д. 

 

Видимость конкурентов на выборах: за отчетный период канал Cinema 1 освещал 

деятельность 21 из 23 участников выборов, при этом все кандидаты были освещены 

нейтрально. Наибольшее количество упоминаний получили BEP (шесть) и PAS (пять), 

часть этих материалов включала реплики оппонентов на обвинения или ситуации, в 

которых они были затронуты (BEP – четыре, PAS – две новости). 

 

За ними следуют PN – три материала; AUR, блок "Альтернатива", альянс "Молдаване", 

CUB, PNM, ALDE и независимые кандидаты Виктория Сандуца, Андрей Нэстасе и 

Олеся Стамате – по два материала/упоминания каждый; PSDE, LOC, блок "Вместе", 

партия "Moldova Mare", PDA, PL, PP NOI, движение "Respect Moldova" и Татьяна Крецу 

– по одному упоминанию каждый. Среди них Игорь Мунтяну, президент CUB, появился 

с Библией в руках, утверждая, что не имеет связей с враждебными силами, а Виктория 

Фуртунэ, лидер партии Moldova Mare, опровергла информацию о том, что лишилась 

румынского гражданства. В остальном, материалы отражали события, встречи, 

заявления и обязательства избирательных конкурентов. 

 

Дебаты: оба избирательных дебата соблюдали принципы равенства по отношению к 

кандидатам, присутствующим в студии. В начале дебатов ведущая изложила правила 

проведения, включая запреты на использование нецензурной, разжигающей ненависть 

или войну, а также сексистской лексики или формулировок, которые могут задеть 

достоинство и репутацию людей. Вопросы, адресованные кандидатам, не оказывали 

преимуществ и не создавали ущерба кому-либо из избирательных конкурентов. Также 

вопросы, собранные от граждан, соответствовали критериям беспристрастности, а 

эфирное время использовалось эффективно. 

 

В ходе обоих дебатов были высказаны определённые критические замечания в адрес 

действующего правительства, но они не требовали предоставления права на реплику. 

Однако в выпуске от 14 сентября кандидат от AUR намекнул на существование одного 



            

23 
 

случая коррупции, который якобы касался Владимира Воронина (от партии BEP):” 

Говоря лично о себе, и в 2009 году они пришли ко мне с миллионами за мой решающий 

голос". Поскольку время, отведённое на выступление, закончилось, кандидат не 

продолжил утверждение, а ведущая не вмешалась, чтобы сбалансировать данное 

предположение. 

 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: в период мониторинга канал Cinema 1 процитировал 99 источников, 

большинство из которых являлись кандидатами на выборах, представителями 

центральных властей, правоохранительных и избирательных органов. Из 61 

проанализированной новости только четыре можно считать плюралистическими, 

поскольку они представляют несколько точек зрения и способствуют более 

полноценному информированию общественности. Другие материалы были в основном 

однобокими, основанными на одном источнике или источниках с одинаковой позицией, 

что ограничивало плюрализм мнений. 

Из восьми новостей противоречивого характера в семи соблюдался баланс источников. 

Несбалансированной была новость от 16 сентября о задержании бывшего полицейского 

Иона Прежу, замешанного в схемах обмена валют, которые также доходили до 

«определенных элементов преступной группы Шор на территории Молдовы». 

Что касается цитируемых источников, баланс был смещён в пользу мужчин: 31 источник 

женского пола (37%) и 52 источника мужского пола (63%). 

 

Язык и используемые видеоматериалы 

 

Язык и изображения, использованные в отслеживаемых новостях, в целом 

соответствовали профессиональным стандартам. С другой стороны, поскольку Cinema 1 

предупреждает, что новостной выпуск также предназначен для людей с нарушениями 

слуха, было установлено, что бегущая строка на экране на русском языке движется 

слишком быстро, чтобы обеспечить полное понимание сообщения. 

One TV 

 

 
 

Участие в освещении избирательной кампании 

В течение третьей недели избирательной кампании на One TV отслеживались шесть 

новостных передач (включая «Sinteza săptămânii» («Синтез недели») на русском языке), 

четыре программы («1 la 1» в повторе, «Info One Week» и два спецвыпуска), а также два 

предвыборных дебата. 

Новости: в новостные выпуски вошло 27 новостей, прямо и косвенно связанных с 

выборами. Новости прямо связанные с выборами касались процессуальных действий по 

делам об электоральной коррупции и незаконном финансировании некоторых 

политических партий, вмешательства России в выборы в Республике Молдова, в том 

числе через церкви, некоторых мероприятий избирательных конкурентов и/или 

сделанных ими заявлений/обвинений, слушаний по делу сопредседателя BEP Ирины 

Влах, как и требования властей ограничить деятельность возглавляемой ею партии 

«Сердце Молдовы», а также проведения дебатов на One TV. Непосредственное 

отношение к выборам имели и краткие биографии кандидатов из списков PAS и BEP, 

которые, согласно приведенному телеканалом опросу общественного мнения, могли бы 

пройти в парламент. 



            

24 
 

В материалах, косвенного относящихся к выборам, освещались события с участием 

ЦПА, такие как Moldova Business Week 2025, открытие фондовой биржи, визит 

президента Майи Санду в Ватикан, подготовка к холодному сезону, оснащение больниц 

страны современными системами стерилизации, экстрадиция Владимира Плахотнюка, 

задержание бывшего полицейского Иона Пержу и т. д.  

Передачи: 13 сентября One TV повторно показал выпуск «1 la 1» от 6 сентября, в котором 

были затронуты некоторые темы, такие как опрос iData на тему предпочтений 

избирателей, поездка сопредседателя блока «Альтернатива» Иона Чебана в Италию, 

ситуация внутри BEP, вмешательство России в избирательный процесс в Молдове и т. д.  

Как и в другие недели, выпуск «Info One Week», транслировавшийся в течение отчетного 

периода, включал в себя несколько повторов новостей, прямо и косвенно касающихся 

выборов, а также два интервью в студии с участием национальных и международных 

экспертов, оба из которых имеют отношение к выборам и затрагивают феномен 

дезинформации, участие России, а также важность выборов в Молдове в региональном 

контексте.  

А два специальных выпуска от 16 и 18 сентября имели отношение к нынешней 

избирательной кампании, затрагивая фальсификацию выборов и их расследование, а 

также гибридную войну и вмешательство России в выборы в Республике Молдова.  

Дебаты: в двух дебатах участвовали по два конкурента: PP NOI и AUR в выпуске от 17 

сентября, а также LOC и BUN 19 сентября. Четыре других конкурента, приглашенных 

One TV (Виктория Сандуца, Татьяна Крецу, партия «Moldova Mare» и «Христианско-

социальный союз Молдовы»), не явились на дебаты. В каждой из передач, 

организованных совместно с Next TV, было по два модератора, по одной от каждого 

телеканала. Они проводились как на румынском, так и на русском языках. Дебаты 

проходили в том же формате: помимо вопросов модераторов и вопросов конкурентов 

друг другу, дебаты также включали вопросы экспертов. Собственно дебаты завершались 

анализом экспертов, находившихся в студии. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Новости: большинство тем, затронутых в информационных программах, были 

справедливо отражены, за исключением трех новостей, которые можно считать 

предвзятыми. Так, 15 сентября, освещая пресс-конференцию PAS, на которой 

прозвучали обвинения в адрес Иона Чебана и блока «Альтернатива», One TV уточнил: 

«тем временем он покинул PSRM и основал движение "Национальная альтернатива", 

партию, претендующую на звание проевропейской», что свидетельствует о предвзятом 

отношении к Иону Чебану. В другом материале, вышедшем в эфир 16 сентября, 

сообщалось, что бывший глава районной администрации Каменка в приднестровском 

регионе был пойман на предвыборной агитации за блок «Альтернатива». Предвзятость 

была очевидна в тексте бегущей строки: «сепаратисты в окружении Чебана». 

Предвзятостью отличалась и новость от 18 сентября о другой конференции PAS, в 

которой использовалась бегущая строка с текстом «выборы с историческими ставками». 

Видимость конкурентов на выборах: в отслеживаемых информационных бюллетенях 

One TV освещал или упоминал восьмерых конкурентов на выборах, то есть, менее 

половины участников гонки: PAS, BEP, блок «Альтернатива», LOC, ALDE, BUN, партию 

«Moldova Mare» и Олесю Стамате. 

PAS фигурировала пять раз, в основном (4 раза) в нейтральном контексте, и один раз с 

положительной тональностью. В дополнение к двум новостям о пресс-конференциях, 

организованных правящей партией, два отдельных новостных выпуска One TV 



            

25 
 

содержали две продолжительные вставки (около восьми минут каждая), в которых были 

представлены краткие биографии 20 кандидатов из списка PAS. Материалы следовали 

одному и тому же формату: начинались с данных опроса общественного мнения и 

заканчивались представлением кандидатов. Следует отметить, что PAS – единственный 

конкурент, который получил привилегированное отношение за счет большого эфирного 

времени, выгодных титров и освещения двух предвыборных событий партии. 

BEP фигурировал в новостях четыре раза, при этом освещение было нейтральным во 

всех случаях. В трех случаях речь шла о решениях властей, касающихся Ирины Влах и 

возглавляемой ею партии, а в одном материале BEP получил расширенное экранное 

время (около семи минут) для представления первых десяти кандидатов из списка 

аналогично формату, используемому в случае с PAS.  

Блок «Альтернатива» освещался дважды, и в обоих случаях тональность была 

отрицательной. Дважды освещалась и партия LOC – один раз в негативном и один раз в 

нейтральном контексте. В течение отчетного периода также фигурировали или 

упоминались по одному разу BUN (нейтрально), ALDE (нейтрально), Олеся Стамате 

(нейтрально) и партия «Moldova Mare» (отрицательно).  

PAS косвенно получила положительное освещение в пяти новостях, в которых 

говорилось о центральной публичной администрации, в том числе о президенте Майе 

Санду.  

Передачи: единственный выпуск передачи «1 la 1», который транслировался в повторе 

13 сентября, был в целом сбалансированным, без явной предвзятости со стороны 

модератора. Оценка этого выпуска была включена в отчет № 2 о мониторинге средств 

массовой информации Центром независимой журналистики в ходе этой избирательной 

кампании. В общих чертах можно отметить, что BEP фигурировал больше в негативном 

контексте, были выявлены утверждения на грани клеветы, и отсутствовало оперативное 

вмешательство со стороны модератора. В наиболее негативном свете выставлялся Ион 

Чебан из блока «Альтернатива». Другие конкуренты на выборах были упомянуты в 

нейтральном контексте - PAS, PN, партия "Moldova Mare". 

«Info One Week» от 14 сентября включал 11 материалов, прямо и косвенно касающихся 

выборов. Всего были упомянуты четверо кандидатов: PAS, блок «Альтернатива», партия 

«Демократия дома» и PL. Все упоминания носили нейтральный характер, за 

исключением блока «Альтернатива», который упоминался в негативном контексте. PAS 

была выгодно представлена в трех новостях с положительным контекстом от главы 

государства.   

В двух интервью, включенных в передачу, блок «Альтернатива» получил в основном 

отрицательное освещение, а Майя Санду – положительное освещение, которое могло 

повлиять на восприятие аудитории. Таким образом, в одном из интервью наблюдается 

предвзятость в формулировке вопроса модератором: «Доказательством важности 

выборов служит и реакция, и то, как президента Республики Молдова Майю Санду 

встречали в Европейском парламенте. Как вы прокомментируете эти долгие 

аплодисменты, хотя были и менее позитивные реакции...» В этот момент гость вмешался 

со словами: «Да, у президента Майи Санду с самого начала были прекрасные 

отношения, и она продолжала их развивать, поэтому у Молдовы есть доступ к 

высочайшим трибунам, таким как Европейский парламент, чего у нее никогда не было 

с момента обретения независимости». 

Специальные выпуски в целом были сбалансированы, однако утверждение гостя в конце 

беседы – «нам нужна победа проевропейских сил, победа PAS, нам нужно больше 



            

26 
 

51 мандата» – можно считать косвенной предвыборной агитацией. Модератор не 

вмешивалась, чтобы сбалансировать беседу. 

Дебаты: в начале каждых дебатов модераторы объявляли правила участия, 

запрещающие предвыборную рекламу, разжигание ненависти, оправдание войны, 

использование сексистского языка и т. д. Беседы соответствовали объявленному 

формату, и у участников была возможность изложить свои предвыборные приоритеты. 

Тем не менее, было отмечено несколько моментов напряженности между участниками и 

модератором One TV. Например, в ходе вторых дебатов (19 сентября) модератор One TV 

попросила кандидата из списков BUN ответить на русском языке на вопрос, заданный на 

этом языке ее коллегой с Next TV, сославшись на правила, прилагаемые к приглашениям, 

отправленным кандидатам. Кандидат отказался отвечать на русском языке, а модератор 

One TV не позволила ему дать ответ на румынском языке на вопросы, 

сформулированные на русском языке, при этом гость оказался в невыгодном положении. 

В том же выпуске модератор One TV неоднократно прерывала кандидатов от партий 

LOC и BUN, когда они отвечали на вопросы о возможных способах решения 

приднестровского конфликта, требуя кратких ответов.  

Вторая часть передачи, где эксперты анализировали поведение кандидатов, также часто 

ставила участников в невыгодное положение. Например, 17 сентября один из экспертов 

отметил лучшую подготовленность кандидата по сравнению с его оппонентом. 

Модератор One TV вмешалась с требованием не оценивать участников, однако позже 

призвала эксперта продолжать. Присутствовавшие в студии эксперты намекнули, что PP 

NOI – это партия-спойлер, повторяющая лозунги 2021 года, когда «результат был 

соответствующий — место в конце списка». «С таким плохо подготовленным 

политическим классом, ситуация в Республике Молдова будет еще хуже, чем сейчас», – 

заключил один из экспертов, а реплика модератора не смогла уравновесить дискуссию: 

«Мы не даем оценок, господин Жук, я вынуждена вмешаться, однако я тоже не поняла, 

почему нейтралитет, на котором она так настаивает, не помог нам».  

В ходе вторых дебатов 19 сентября анализ экспертов поставил в невыгодное положение 

конкурентов LOC и BUN: «Они понимают, что не пройдут в парламент, но должны 

спорить с властью, которая также является проевропейской». Эксперты также 

ссылались на предполагаемые связи партии «Moldova Mare» с Иланом Шором: 

«Несмотря на предотвращение множества попыток коррупции электората, есть 

люди, из которых не выбить идефикс голосовать за определенных людей или любовь к 

определенным политическим лидерам, даже если это бредовая идея. В таком случае эти 

люди должны быть объединены в какую-нибудь партию, которая не преодолеет 

избирательный порог, но и не отдаст голоса Патриотам (прим.: BEP), например, 

которые получают высокие рейтинги в опросах». 

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

Новости: в 27 новостях One TV были прямо или косвенно процитированы 57 

источников, включая кандидатов на выборах, представителей правоохранительных 

органов и центральных органов власти, экспертов, участников Moldova Business Week и 

т. д.    

Четыре материала были плюралистическими и предлагали потребителям средств 

массовой информации несколько точек зрения, в том числе экспертных. 

В 12 материалах были освещены противоречивые темы, и в семи из них было обеспечено 

право на ответ. Несбалансированными остались новости о судебных процессах по 

поводу коррупции на выборах или незаконном финансировании политических партий, а 



            

27 
 

также материал о причастности церкви к выборам и об экстрадиции Владимира 

Плахотнюка.  

С точки зрения обеспечения гендерного равенства новости были относительно 

сбалансированными: источники мужского пола цитировались 27 раз (около 55%), а 

женского – 22 раза (около 45%). 

Передачи: две новости из 11 включенных в «Info One Week» можно считать 

плюралистическими, поскольку в них были представлены несколько точек зрения, а три 

противоречивые новости были несбалансированными: одна об отклонении заявления 

Иона Чебана об отмене введенного ему запрета на выезд, и одна о связи некоторых 

участников мероприятия, на котором присутствовал мэр столицы в отставке, с Кремлем. 

Несбалансированной была и новость о финансировании из Российской Федерации, 

направленном на дестабилизацию ситуации в Республике Молдова, с участием 

нескольких лиц, связанных с Иланом Шором.  

Интервью в программах «1 la 1», «Info One Week», а также в специальных выпусках не 

могут считаться плюралистическими. Беседы записывались с каждым гостем по 

отдельности, таким образом, представляя только одну точку зрения.  Поскольку 

некоторые кандидаты на выборах (прим.: BEP, блок «Альтернатива») были выставлены 

в невыгодном свете, было бы целесообразно вмешательство модератора для 

уравновешивания обсуждения. 

Все пятеро гостей передач были мужчинами. В новостях, включённых в «Info One 

Week», весы также склонялись в пользу источников мужского пола: 15 мужчин (65%) и 

8 женщин (35%).  

Язык и используемые видеоматериалы 

В течение отчетного периода был выявлен ряд ситуаций, когда One TV использовал 

ярлыки или позволял гостям использовать их. Например, ярлык «беглец Шор» или 

«беглый олигарх Шор» использовался четыре раза в новостях (15, 16, 19 сентября) и три 

раза в передачах (дважды в «Info One Week» от 14 сентября и один раз в специальном 

выпуске от 16 сентября). Тот же ярлык использовался один раз в новостях и по 

отношению к Владимиру Плахотнюку (17 сентября). Формулировка юридически верна, 

но имеет негативный оттенок и, повторяясь неоднократно, может влиять на восприятие 

аудитории. 

«Сепаратисты» - еще один ярлык, использованный в бегущей строке в новостном 

выпуске от 16 сентября. Кроме того, 19 сентября One TV использовал в своем новостном 

выпуске видео со страницы Facebook Ирины Влах без указания источника.  

N4 

 

  

Участие в освещении избирательной кампании 

 

С 13 по 19 сентября на телеканале N4 отслеживались пять новостных выпусков, три 

выпуска предвыборных дебатов и две передачи («Puterea a Patra» («Четвертая власть») и 

«Fără cravate» («Без галстуков»)).  

 



            

28 
 

Новости: большинство из 18 проанализированных новостей косвенно относились к 

выборам, освещая различные мероприятия с участием представителей ЦПА, включая 

премьер-министра Дорина Речана, который был выдвинут в качестве кандидата от PAS. 

Темы, которые непосредственно касались избирательной кампании, включали опрос 

общественного мнения о предпочтениях избирателей, социологический опрос Vox 

Populi, взятый с телеканала Studio-L в Каушанах, мнение представителя правительства о 

важности выборов, коррупцию на выборах и вмешательство России в избирательный 

процесс, рассылку конвертов с бюллетенями для голосования по почте, действия 

полиции в делах о коррупции на выборах, обращение Министерства юстиции в суд с 

требованием временного приостановления деятельности партии «Сердце Молдовы», а 

также новость о предвыборных обещаниях четырех кандидатов на выборах. 

Среди тем, косвенно касающихся выборов, были помощь в размере тысячи леев, 

предоставляемая правительством учащимся в начале нового учебного года, оснащение 

больницы МВД более современным оборудованием, повышение энергоэффективности 

двух блоков педагогического университета им. Иона Крянгэ, ремонт Бельцкого 

медицинского центра, стратегия повышения энергоэффективности жилищного фонда, а 

также помощь, предоставляемая США для строительства линии электропередачи. В 

большинстве случаев освещение этих тем включало цитаты представителей ЦПА. 

Примечательно, что некоторые новости не были оригинальным материалом телеканала, 

а были взяты из других медиаисточников, а некоторые новости транслировались в 

повторе на следующий день. 

 

Дебаты: телеканал N4 провел три выпуска предвыборных дебатов с участием восьми 

кандидатов, которые получили обширное экранное время для представления 

приоритетов своих предвыборных программ. В дебатах приняли участие независимый 

кандидат Виктория Сандуца и семь кандидатов из списков конкурентов на выборах: 

PNM, ALDE, CUB, PL, Альянс «Молдаване», AUR и BUN. 

   

Передачи: в передаче «Четвертая власть» гостями были представителей двух партий 

(ПДС и «Наша партия»), которые, согласно опросам, имели шансы попасть в парламент. 

Они обсуждали различные темы, в том числе результаты последнего опроса 

общественного мнения, возможные альянсы после выборов и т. д. На передаче «Без 

галстуков» двое журналистов обсуждали множество тем, включая ход предвыборной 

кампании, борьбу властей с дезинформацией, вероятность временной приостановки 

деятельности партии «Сердце Молдовы», являющейся частью BEP.   

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

 

Новости: большая часть материалов, посвященных теме выборов, не отклонялась от 

деонтологических принципов. Однако в одном случае телеканал не приложил 

достаточно усилий, чтобы проверить включенную в новости информацию. Так, в одной 

новости в выпуске от 17 сентября телеканал сообщил, что Владимир Плахотнюк будет 

экстрадирован из Греции и прибудет в Республику Молдова 25 сентября, притом, что в 

этот же день Министерство юстиции Греции объявило, что остановило процесс 

экстрадиции без объяснения причин.  

 

Видимость конкурентов на выборах: в общей сложности в отчетный период N4 осветил 

деятельность пяти конкурентов на выборах. PAS фигурировала три раза, два из которых 

в положительном контексте и один – в нейтральном, BEP фигурировал три раза, два из 

которых в нейтральном контексте и один – в отрицательном, а «Наша партия», Олеся 

Стамате и Андрей Нэстасе упоминались по одному разу в нейтральном контексте. Все 

23 участника были упомянуты в новости, где на экране был показан список участников.  



            

29 
 

Новостные сюжеты, косвенно связанные с выборами, выставляли правительство в 

выгодном свете, при этом в пяти случаях относительно большое количество новостей (8 

из 18) о работе центральной администрации заложило положительную основу для 

правящей партии.  

 

Дебаты: в целом, три выпуска дебатов, организованные телеканалом N4 в отчетный 

период, отличались справедливой и сбалансированной модерацией. В начале каждого 

выпуска были представлены правила дебатов и объяснен формат, что способствовало 

созданию прозрачной и предсказуемой среды для всех участников. 

 

Кандидаты получили достаточно времени, чтобы изложить свои предвыборные 

приоритеты, а вопросы модератора в большинстве случаев касались тем, не входящих в 

предвыборные программы. Модератор задавал уместные и непредвзятые вопросы, 

иногда задавая дополнительные вопросы для уточнения выраженных позиций. Однако 

было и несколько упущений в управлении временем: в одном случае кандидат превысил 

отведенное время примерно на 20 секунд, и модератор не вмешался, чтобы обеспечить 

соблюдение правил.  

 

Выступления гостей, как правило, носили умеренный характер и были больше 

ориентированы на оценочные суждения, чем на прямые атаки. Тем не менее, было 

отмечено одно отступление, когда кандидат выдвинула обвинения в адрес независимой 

конкурентки, заявив, что в то время, когда та была связана с PAS, она якобы стремилась 

способствовать негативным вмешательствам в судебную систему, если бы это было 

разрешено конституцией. В том же случае данная участница назвала министра 

образования «некомпетентным». Модератор не пытался потребовать аргументов или 

сделать выступление менее предвзятым. Другой конфликтный момент произошел, когда 

участница дебатов использовала уничижительный язык в адрес пожилого населения, 

прибегнув к термину «бабульки». Подобные формулировки противоречат нормам 

уважительного общения и могут быть квалифицированы как уничижительная лексика в 

отношении пожилых женщин. Модератор должен был незамедлительно вмешаться, 

чтобы исправить ситуацию и предотвратить закрепление дискриминирующих 

стереотипов. 

 

Передачи: Передача „Puterea a Patra” - «Четвертая власть» предоставила возможность 

некоторым кандидатам на выборах изложить свои взгляды, однако выбранный формат – 

с гостями, появляющимися по очереди, – не способствовал реальному обсуждению идей. 

Модерация была сбалансированной, с соответствующими вмешательствами со стороны 

ведущего. В передаче «Без галстуков» приняли участие два гостя, которые высказали в 

студии относительно схожие, критические взгляды по отношению к центральным 

властям и правящей партии. 

  

Достоверность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 

 

Новости: В 18 проанализированных новостях были процитированы в общей сложности 

37 источников из числа конкурентов на выборах, центральной государственной 

администрации, полиции и граждан. Большинство материалов были основаны на 

односторонней информации и не включали разные точки зрения, что снизило 

редакционную справедливость. 

 

Две из отслеживаемых новостей носили противоречивый характер, а одна отличалась 

очевидным дисбалансом. В материал от 19 сентября, взятый из Reuters, были включены 



            

30 
 

обвинения пресс-секретаря Министерства иностранных дел России в адрес властей 

Кишинева, которые она обвинила в «подогревании антироссийской истерии». Однако в 

тексте не была представлена точка зрения молдавских чиновников, что привело к 

одностороннему освещению вопреки принципу плюрализма мнений. 

 

С точки зрения гендерного представительства распределение источников было 

относительно сбалансированным: 18 мужчин (58%) и 13 женщин (42%). Отчет 

показывает тенденцию к равновесию, которая, если бы она была подкреплена более 

разнообразным и инклюзивным выбором, могла бы способствовать более точному и 

полному отражению реальности. 

 

Передачи: формат передачи „Puterea a Patra” - «Четвертая власть» с двумя гостями, не 

ведущими друг с другом диалог, в определенной степени ограничил плюрализм мнений. 

Модератор периодически вмешивался, чтобы уравновесить определенные обвинения, 

ссылаясь на информацию в общественном пространстве. В передаче «Без галстуков» 

приняли участие два гостя, которые высказали относительно схожие мнения. 

Выраженные взгляды выставили власти и правящую партию в невыгодном свете. 

Несколько раз модератор дистанцировался от заявлений гостей, отмечая, что он обязан 

объявить, что данные взгляды принадлежат гостю, не предлагая противоположное 

мнение, когда это было необходимо. Однако в некоторых случаях он все-таки 

вмешивался, уравновешивая беседу.  

 

Все четыре гостя, присутствовавшие в студии, были мужчинами, что вызвало явный 

дисбаланс с точки зрения гендерного представительства. Отсутствие женских голосов 

уменьшило потенциал сбалансированного освещения опыта различных социальных 

категорий. 

 

Язык и используемые видеоматериалы 

 

Язык, используемый в новостях, в целом был нейтральным и соответствующим. Термин 

«бабульки», использованный одной из гостей по отношению к пожилым женщинам, 

имеет уничижительный и пренебрежительный оттенок и может служить примером 

распространения стереотипов по возрастному и гендерному признакам.  

 

ВЫВОДЫ  

  

С 13 по 19 сентября 2025 года в освещении предвыборной кампании на десяти 

отслеживаемых телеканалах были зафиксированы следующие тенденции:   

  

• Общественный телеканал Moldova 1 нейтрально освещал избирательную 

кампанию, уделив экранное время большинству кандидатов, участвовавших в 

предвыборной гонке. BEP, PAS и PNM получили наибольшее освещение в 

новостях, при этом характер освещения был преимущественно нейтральным. В 

то же время частые репортажи о различных достижениях, в которым фигурируют 

центральные и местные органы власти, могут дать преимущество правящей 

партии за счет создания положительного имиджа. 

• Региональный общественный телеканал GRT освещал предвыборную кампанию 

в новостях, соблюдая нейтралитет и баланс. В соответствующих материалах 

цитировались или упоминались все конкуренты на выборах, при этом были 

включены краткие тезисы из их предвыборных программ. Дебаты предоставили 

всем конкурентам эфирное время, однако модерация не всегда обеспечивала 

баланс, из-за чего PAS оказался в негативном контексте.  



            

31 
 

• TVR Moldova освещала предвыборную кампанию в нейтральных и 

сбалансированных новостях, но доступ кандидатов к новостным сюжетам был 

ограничен. В новостях не было очевидного предпочтения или неблагоприятного 

отношения к какому-либо конкуренту, а дебаты модерировались справедливо и 

сбалансированно. В то же время редакционный выбор в пользу сюжетов с частым 

присутствием центральных властей в положительных новостях может быть 

истолкован как косвенное преимущество для правящей партии PAS.  

• Jurnal TV освещал предвыборную кампанию активно и в целом справедливо, 

обеспечив видимость большому количеству конкурентов и в значительной 

степени соблюдая деонтологические нормы. Телеканал сосредоточился не только 

на противоречивых материалах, но и на освещении предвыборных приоритетов 

кандидатов, не отдавая предпочтения и не дискриминируя ни одного из них. За 

некоторыми исключениями, в модерации передач не было никаких недостатков 

или серьезных отклонений, однако плюрализм мнений отсутствовал.  

• Pro TV Chișinău активно освещал предвыборную кампанию в новостях и дебатах 

без серьезных отклонений от профессиональных и деонтологических стандартов. 

Спорные материалы были сбалансированы, а часть новостей обеспечивала 

разнообразие источников. Телеканал предоставил доступ к новостям и дебатам 

большинству кандидатов на выборах. Характер освещения конкурентов в 

большинстве случаев был нейтральным, без явных тенденций в пользу какого-

либо конкурента. BEP, партия «Moldova Mare» и блок «Альтернатива» оказались 

в невыгодном положении из-за наибольшего числа упоминаний в негативном 

контексте.  

• TV8 освещал предвыборную кампанию в целом сбалансированно и без каких-

либо предпочтений как в новостях, так и в передачах. Телеканал обеспечил 

видимость большого числа конкурентов, которые чаще всего фигурировали в 

спорных материалах или других контекстах, кроме представления их 

предвыборных приоритетов. BEP чаще других упоминался в негативном 

контексте, как в новостях, так и в передачах. Дебаты справедливо 

модерировались, что давало кандидатам возможность изложить свои приоритеты.  

• Exclusiv TV освещал кампанию через новости, дебаты и передачи на 

предвыборную тему, не выказывая явного одобрения или неодобрения в адрес 

какого-либо кандидата. В новостях телеканала кандидатам было уделено меньше 

времени, чем в передачах и дебатах. В целом новости соответствовали принципам 

сбалансированности и нейтралитета, но не обеспечивали разнообразия мнений. В 

передачах власти и PAS чаще всего фигурировали в негативном контексте. 

• Cinema 1 обеспечил видимость большому количеству кандидатов, при этом 

характер освещения был преимущественно нейтральным. Большинство 

материалов соответствовали принципу беспристрастности, хотя чаще всего они 

основывались на одном источнике. Представители центральной публичной 

администрации часто фигурировали в новостях с преимущественно 

положительной коннотацией, что дало косвенное преимущество правящей 

партии ПДС. Организованные дебаты проводились на справедливых условиях 

для всех приглашенных участников. 

• One TV освещал предвыборную кампанию через новости, передачи и дебаты. В 

новостях появились менее половины кандидатов, участвовавших в гонке. PAS 

была единственной партией, чьи предвыборные мероприятия получили 

освещение, а остальные кандидаты фигурировали в основном в конфликтных или 

критических контекстах. Правящая партия также получила преимущество 

благодаря обширному представлению 20 первых кандидатов в списке, а также за 

счет положительного имиджа центральных органов власти. В то же время блок 



            

32 
 

«Альтернатива» чаще всего освещался в негативном контексте в новостях и 

передачах. В ходе дебатов участвующие конкуренты на выборах попадали в 

невыгодное положение из-за анализа присутствовавших в студии экспертов, а 

правила, введенные модераторами в отношении языка общения, ограничивали 

свободу слова одного кандидата. 

• N4 освещал кампанию в новостях, дебатах и передачах. Количество новостей с 

присутствием кандидатов на выборах было относительно небольшим, и телеканал 

не смог обеспечить достаточную видимость конкурентов. Освещение кандидатов 

в большинстве случаев было нейтральным, за исключением PAS, которая чаще 

появлялась в позитивном ключе. ЦПА была представлена преимущественно 

позитивно, и этот редакционный подход создал более благоприятный имидж для 

ЦПА и, косвенно, для PAS. 

  

РЕКОМЕНДАЦИИ 

 

• Телеканалам использовать отчёты мониторинга как инструмент 

саморегулирования и устранять недостатки, чтобы их работа соответствовала 

правовым нормам и Кодексу деонтологии журналиста: 

- Информировать избирателей достоверно, беспристрастно и равноудаленно; 

- Обеспечить плюрализм и разнообразие мнений, включив в новости несколько 

точек зрения на отраженную тему; 

- Предоставить право на реплику всем заинтересованным сторонам в 

конфликтных ситуациях; 

- Продвигать гендерное равенство, через цитирование большего числа женских 

источников. 

• Совету по телевидению и радио рекомендуется использовать отчеты мониторинга 

для того, чтобы инициировать проверку и оценить, как отслеживаемые 

телевизионные каналы соблюдают право граждан на полное, объективное и 

правдивое информирование, а также право конкурентов на выборах на равный 

доступ к средствам массовой информации. 

• В случае обнаружения отклонений от правовых положений Совет по 

телевидению и радио должен применять штрафы, пропорционально частоте и 

степени совершенных нарушений. 


