Военная пропаганда из Российской Федерации и пути противодействия дезинформации на телевидении

В контексте развязывания Российской Федерацией войны в Украине, одной из приоритетных задач молдавских властей должно стать обеспечение защиты национального аудиовизуального пространства от попыток дезинформации и манипуляционного контента, широко транслируемого рядом телеканалов, верных поддерживающим Кремль политическим силам.

Следует напомнить, что с утверждением в 2020 году поправок к Кодексу аудиовизуальных медиауслуг (событие, известное как «отмена закона по борьбе с пропагандой») парламентское большинство, тогда сформированное, в основном, членами Партии социалистов и платформы «Pentru Moldova» («За Молдову») вернуло российские военные и информационно-аналитические программы на экраны молдавских телезрителей. До этого, телеканалам разрешалось транслировать контент, произведенный исключительно в ЕС, США и Канаде, а также в странах, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении[1] (Российская Федерация исключена из предусмотренного этой Конвенцией списка).

Итак, в настоящий момент, мы находимся в ситуации, когда существует реальная возможность того, что подрывные центры в Российской Федерации активизируют и расширят использование своих средств пропаганды и медиаагрессии с целью дестабилизации социально-политической ситуации и подрыва информационной безопасности Республики Молдова.

До введения чрезвычайного положения, позволяющего применить радикальные меры для противодействия атакам на безопасность информационного пространства[2], власти должны действовать быстро, руководствуясь положениями законов, находящихся в силе на данный момент.

Согласно положениям статьи 17 КАМУ[3], поставщики и распространители медиауслуг имеют право транслировать программы военного характера, местные или закупленные в Российской Федерации, только если они соответствуют положениям Стратегии и Концепции информационной безопасности Республики Молдова.

В положениях этой Концепции приводятся примеры основных угроз информационной безопасности, среди которых:

  • подрывные действия в целях оказания влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства;
  • гибридные угрозы с целью подрыва национальной безопасности;
  • внешнее информационное доминирование на неподконтрольной конституционным властям Республики Молдова территории;
  • искажение содержания информации, размещенной в публичном пространстве (манипулирование, дезинформация, сокрытие или фальсификация информации), с целью породить панику, напряженность или конфликты в обществе.

Кто может обеспечить защиту от этих угроз? В Концепции[4] перечислен ряд органов, среди которых Парламент, Правительство, Президент и Совет по телевидению и радио (СТР). В то же время, КАМУ[5] предусматривает, что СТР несёт ответственность за мониторинг и надзор за соблюдением поставщиками и распространителями медиауслуг положений по защите национального аудиовизуального пространства и обеспечению информационной безопасности. Кроме того, в пределах полномочий, орган разрабатывает и следит за введением в действие положений о защите национального аудиовизуального пространства[6].

В соответствии с положениями КАМУ, ретрансляция программ, нарушающих положения Концепции информационной безопасности Республики Молдова, является наказуемым проступком. Так, согласно части (9) статьи 84 Кодекса, «штраф в размере от 40000 до 70000 леев налагается на поставщиков и распространителей медиауслуг, совершивших нарушение положений части (2) статьи 11 и статьи 17».

Иными словами, у СТР есть все полномочия для применения санкций к телеканалам, ретранслирующим передачи военного характера, искажая содержание информации, размещенной в публичном пространстве (манипулирование, дезинформация, сокрытие или фальсификация информации), с целью породить панику, напряженность или конфликты в обществе.

За повторное нарушение положений статьи 17, штраф составляет от 70000 до 100000 лей, а повторение ситуации может привести к отзыву лицензии на вещание.

Системные усилия Российской Федерации по перенасыщению аудиовизуального пространства Молдовы пропагандой на протяжении многих лет освещались в отчетах СТР и гражданского общества по мониторингу. Высокая степень влияния на отношение, убеждения и поведение граждан показывает, насколько вредным на самом деле является оружие пропаганды.

[1] Часть (4) статьи 17 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах: «В целях защиты национального аудиовизуального пространства и обеспечения национальной безопасности поставщики и распространители медиауслуг вправе включать в предложения услуг трансляцию телевизионных и радиовещательных программ военного характера, местных или закупленных в третьих странах, которые соответствуют положениям Концепции и Стратегии информационной безопасности Республики Молдова».

[2] См. Закон о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения;

[3] Часть (4) статьи 17 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах: «В целях защиты национального аудиовизуального пространства и обеспечения национальной безопасности поставщики и распространители медиауслуг вправе включать в предложения услуг трансляцию телевизионных и радиовещательных программ военного характера, местных или закупленных в третьих странах, которые соответствуют положениям Концепции и Стратегии информационной безопасности Республики Молдова».

[4] П. 28 Концепции информационной безопасности Республики Молдова: «Информационная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности и обеспечивается в пределах установленной законом компетенции Парламентом, Правительством, Президентом Республики Молдова, Высшим советом безопасности (…) Координационным советом по телевидению и радио».

[5] Часть (5) статьи 17 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах: «Совет по телевидению и радио осуществляет мониторинг и надзор за соблюдением поставщиками и распространителями медиауслуг положений настоящего кодекса по защите национального аудиовизуального пространства и обеспечению информационной безопасности, а также вправе устанавливать нормы и принимать необходимые меры в пределах полномочий для достижения этой цели».

[6] П. g) части (3) статьи 75 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах: «В целях исполнения своих полномочий, Совет по телевидению и радио разрабатывает и следит за введением в действие: (…) положений о защите национального аудиовизуального пространства».

Loading

Share This

Copy Link to Clipboard

Copy