Законна или нет «аккредитация» журналистов местными органами власти?

Вопрос: В последнее время, коллеги из СМИ сообщают о попытках местных органов власти ввести аккредитацию в качестве условия для получения доступа в примэрию и освещения заседаний местного совета. Эту же идею озвучили и депутаты Народного собрания Гагаузии. Власти часто ссылаются на то, что институт аккредитации журналистов действует в Парламенте и, как следствие, должен быть применим и к ним.

Законна или нет «аккредитация» журналистов примарами или Народным собранием Гагаузии? Если нет, то почему такая процедура применяется и существует в Парламенте?

Ответ: Установление условий для доступа прессы в залы заседаний примарами или Народным собранием Гагаузии посредством процедуры «аккредитации» является неприемлемой и незаконной практикой.

Согласно закону, заседания местного совета[1] и Народного собрания Гагаузии[2] являются открытыми[3]. Любое заинтересованное лицо вправе присутствовать на этих заседаниях, и участвовать, согласно закону, на любом этапе процесса принятия решений.

Некоторые органы местного публичного управления и депутаты представительного органа Гагаузии глубоко заблуждаются в своем стремлении ввести аккредитацию прессы, ссылаясь на применимость этой процедуры в Парламенте.

Уточним, что органы местного управления (примэрии), Народное собрание Гагаузии, а также Парламент должны соблюдать Закон о прозрачности процесса принятия решений[4] – нормативный акт, который обязывает органы публичной власти предоставлять доступ к проводимым ими заседаниям. Тем не менее, в отличие от первых двух, доступ в законодательного орган ограничен в силу того, что закон[5] позволяет Парламенту обеспечивать прозрачность процесса принятия решений в соответствии с собственным регламентом[6].

Учитывая ограничение доступа лиц в помещения Парламента, в основном обусловленное соображениями безопасности, аккредитация представителей СМИ в Парламенте осуществляется в целях обеспечения прозрачности его деятельности[7]. В этих условиях, аккредитация является лишь инструментом для содействия доступу прессы к мероприятиям, проводимым в Парламенте (залы заседаний комиссий, офисы администрации Парламента и т.д.) и эффективной организации работы журналистов с целью оперативного информирования широкой общественности о работе депутатов Парламента.

Более того, если предположить, что примэрии или Народное собрание Гагаузии устанавливают условие для доступа прессы на заседания – получение аккредитации, то СМИ будут лишены этого права и возможности в сравнении с любым другим лицом, заинтересованном в участии в заседаниях органов власти.

Напомним, что препятствование свободному доступу на заседания местного совета является проступком, за который законодательство о правонарушениях[8] предусматривает штрафы в размере от 1 500 до 3 000 лей. В то же время, при умышленном воспрепятствовании доступа и деятельности журналиста, виновные лица рискуют быть оштрафованы – уголовное законодательство предусматривает штрафы в размере от 25 000 до 42 500 тысяч лей, с лишением или без лишения права занимать определенные государственные должности на срок до 2 лет[9].

[1] Часть (1) статьи 17 Закона о местном публичном управлении: «Заседания местного совета являются открытыми. Любое заинтересованное лицо может присутствовать на заседании местного совета.»;

[2] Статья 29 Уложения Гагаузии: «Пленарные заседания Народного собрания являются открытыми. Любое заинтересованное лицо может присутствовать на заседании Народного собрания, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное.»;

[3] Часть (1) статьи 13 Закона о прозрачности процесса принятия решений: «Заседания в рамках органов публичной власти по принятию решений являются открытыми, за исключением предусмотренных законом случаев.»;

[4] Статья 3 Закона о прозрачности процесса принятия решений«Под действие настоящего закона подпадают следующие органы публичной власти, разрабатывающие проекты решений: a) Парламент; f) органы власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом; g) органы местного публичного управления.»;

[5] Часть (2) статьи 7 Закона о прозрачности процесса принятия решений«Прозрачность процесса принятия решений в рамках Парламента обеспечивается в соответствии с его регламентом.»;

[6] Пункт i) части (1) статьи 13 Регламента Парламента, утвержденного Законом № 797«Постоянное бюро Парламента выполняет следующие функции: утверждает Положение об аккредитовании представителей средств массовой информации при Парламенте.»;

[7] Регламент об аккредитации представителей СМИ в Парламенте Республики Молдова;

[8] Часть (3) статьи 326Кодекса о правонарушениях«Препятствование свободному доступу на заседания местного совета влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 30 до 45 условных единиц и на должностных лиц в размере от 45 до 60 условных единиц».

[9] Статья 1801 Уголовного кодекса: «(1) Умышленное воспрепятствование деятельности средств массовой информации или журналиста, а также запугивание таковых за критику наказываются штрафом в размере от 500 до 650 условных единиц с лишением или без лишения права занимать определенные государственные должности на срок до 2 лет.

(2) Те же действия, совершенные с использованием служебного положения, наказываются штрафом в размере от 650 до 850 условных единиц с лишением или без лишения права занимать определенные государственные должности на срок до 4 лет.

(3) Действия, предусмотренные частями (1) или (2):

совершенные с применением насилия или с угрозой его применения; b) совершенные двумя или более лицами; c) сопряженные с хищением либо порчей материалов или аппаратуры журналиста с целью воспрепятствования журналистской деятельности наказываются штрафом в размере от 750 до 1350 условных единиц с лишением или без лишения права занимать определенные государственные должности на срок до 5 лет».

Loading

Share This

Copy Link to Clipboard

Copy