Присвоение статуса инспектора ради получения информации: (не)этично и (не)законно?

В недавней статье, посвященной возможным проблемам с интегритетом в государственном учреждении, редакция СМИ приводит слова источника, подтверждающего ряд обстоятельств, включая факт обращения в Национальное агентство по вопросам интегритета (ANI) и другие детали, касающиеся его работы.
Как уточняют журналисты, герой публикации — 68-летний мужчина — поделился этой информацией, думая, что разговаривает с представителями ANI. Причина в том, что репортеры, позвонив ему, представились «инспекторами по вопросам интегритета».
Такая практика явно нарушает профессиональную этику. Журналист обязан собирать информацию честно и законно (п. 2.1 Кодекса журналистской этики), а также представляться собеседнику (п. 2.4).
Помимо этических норм, подобные действия могут повлечь и юридическую ответственность. Закон запрещает выдавать себя за должностных лиц, таких как полицейские, прокуроры или инспекторы ANI, чтобы получить какие-либо показания или воспользоваться этим статусом для оказания давления.
Статья 351 Уголовного кодекса предусматривает наказание за незаконное присвоение официального статуса, если при этом совершаются действия, связанные с этой должностью. Это преступление, известное как узурпация официальных полномочий, наказывается штрафом до 47 500 леев, общественными работами от 180 до 240 часов или лишением свободы на срок до 3 лет.
Кроме того, статья 324 Кодекса о правонарушениях устанавливает ответственность за незаконное ношение формы с отличительными знаками, государственной символикой или похожей атрибутикой, которая может ввести в заблуждение.
В данном случае действия журналистов могут подпадать под нормы Уголовного кодекса. Они незаконно выдали себя за инспекторов ANI, чтобы получить свидетельские показания от собеседника о конфликтах интересов, ранее рассмотренных агентством.
Важно понимать, что представление себя прокурором, инспектором ANI, судьей или другим должностным лицом НЕ является частью методов журналистского расследования под прикрытием. Журналист может применять различные приемы, не раскрывая свою профессию, но он не имеет права присваивать себе официальный статус.